Само по себе «звание»
обладает мотивирующим эффектом, однако подкрепление его материальными стимулами
в совокупности со стимулированием трудом позволяет значительно повысить
трудовую мотивацию персонала.
Подсистема материального
стимулирования работников ГРКЦ включает разнообразные неденежные
вознаграждения, социальный пакет и заработную плату, включающую постоянную и
переменную части. При этом в настоящей работе аспекты использования неденежных
поощрений не рассматриваются в силу их значительной личностной
ориентированности.
Более значительное
влияние на развитие трудовой мотивации оказывает стимулирование путем
качественного перепроектирования работы (табл. 3.5). Представленные в таблице
3.5 данные свидетельствуют о том, что не смотря на достаточно сложившуюся
теоретическую базу, обоснованную Ф. Герцбергом, Р. Хакманом, Г. Олдхемом и
другими исследователями, стимулирование путем качественного обогащения
содержания работы имеет ограниченное использование в банках. Причинами чего,
являются, во-первых, объективные сложности качественного изменения содержания
банковской деятельности в силу ее строгой регламентации и, во-вторых, использование
руководством банков преимущественно технократических подходов к управлению
персоналом.
Таблица 2 -
Стимулирование путем качественного обогащения содержания работы
Мотивирующие
факторы
|
Уровень реализации факторов
|
Рекомендации по совершенствованию
|
по мнению
автора
|
по данным исследования
|
Разнообразие и сложность работы
|
ограниченные
|
персонал не стремится к разнообразию работы, более того, предпочитает
цели среднего уровня сложности
|
Необходимо повышать творческий потенциал работников за счет поощрения
творчества и повышения восприимчивости к инновациям
|
Персонификация результатов работы
|
отсутствует
|
сотрудники проявляют заинтересованность в обозначении личного
вклада в результаты работы банка
|
Проведение конкурсов, развитие отношений состязательности,
предоставление возможности разработки и внедрения именных банковских
продуктов, присвоение внутрибанковских званий
|
Общественная значимость работы
|
высокая
|
персонал осознает общественную значимость выполняемого труда
|
Привлечение персонала к проведению публичных акций, повышение
общественного статуса банковского работника посредством пропаганды и связей с
общественностью
|
Возможность продемонстрировать знания и навыки
|
высокая
|
высокая
|
Поддержание возможностей для реализации компетенции
(консультирование, наставничество и др.)
|
Возможность самостоятельного принятия решений по поводу внесения
изменений в работу
|
отсутствует
|
персонал проявляет умеренное стремление к проявлению инициативы
|
Для развития инициативы необходимо делегирование ответственных задач,
совместное обсуждение рабочих проблем
|
Возможность самоконтроля
|
ограниченная
|
сотрудники проявляют достаточно высокую готовность к принятию на
себя контроля
|
Формирование обстановки доверия, предоставление возможностей для
осуществления индивидуального мониторинга результатов труда
|
Возможность самореализации
|
ограниченная
|
отсутствие выраженных потребностей в самореализации
|
Проведение тренингов, направленных на повышение психологической
готовности к инновациям
|
Таким образом, системное
рассмотрение подкрепительной мотивации работников ГРКЦ в позволяет представить
ее как функцию (Fп.м.), являющуюся результирующей от
следующих переменных:
Fп.м = f (МтС; МрС; ТрС), (2)
где МтС –
материальное стимулирование,
МрС – моральное стимулирование;
ТрС – стимулирование трудом.
Состав и удельный вес
различных элементов подкрепительной мотивации отражает особенности
корпоративной системы стимулирования и возможности индивидуальной
дифференциации подхода к различным категориям работников банка.
В заключение отметим, что
предложенные в настоящем исследовании компетентностный подход, система званий и
соответствующая им подсистема стимулирования позволяют комплексно подойти к
вопросам развития организационной культуры работников ГРКЦ.
Предложенная система не
может претендовать на исключительный статус, однако имеет одну положительную
черту – возможность максимальной концентрации именно на решении поставленной
задачи. Вне всякого сомнения, предложенный подход может и должен быть
усовершенствован, что в свою очередь, приведет к его большей востребованности.
Заключение
Принимая вызов XXI
века, российские руководители начинают понимать, что без кардинального
улучшения работы с персоналом невозможно серьезно говорить о достижении новых
высот в повышении эффективности, невозможно победить в конкурентной борьбе.
Оценка работы персонала - это не просто одно из направлений работы в процессе
управления персоналом, это ключевое направление, которое задает основные
ориентиры и принципы нового подхода к управлению персоналом.
Подводя итог рассмотрению этой сложнейшей темы, хотелось бы еще раз
перечислить основные положения, в которых, по сути дела, сконцентрирован весь
смысл рассматриваемого подхода к совершенствованию оценки работы персонала:
1. Оценка рабочих результатов персонала - это важнейший инструмент
повышения эффективности труда работников ГРКЦ.
2. Оценка рабочих результатов - это ключевое направление работы с
персоналом. Эта работа должна строиться в соответствии с требованиями,
предъявляемыми Банком России к своим структурным подразделениям.
Технологичность при осуществлении оценки позволяет максимально использовать
возможности этого инструмента управления персоналом в деле более полного
использования потенциала человеческих ресурсов в данном ГРКЦ.
3. Эффективное использование оценки работы персонала как инструмента
повышения отдачи от человеческих ресурсов организации возможно лишь при
обеспечении высокого уровня подготовки руководителей и специалистов кадровых
служб по вопросам управления персоналом вообще и по вопросам оценки рабочих
показателей в частности.
4. Для успешного развития организации и получения высокой отдачи от
действующей в ГРКЦ системы оценки работы персонала необходимо, чтобы она не
ограничивалась лишь административными целями (оплата труда, назначение на
должность, должностные перемещения и т.п.). Не менее важными являются и такие
цели, как оценка качества управленческой деятельности, предоставление
работникам обратной связи о степени соответствия их рабочих показателей
требованиям организации, развитие работников и совершенствование процесса
управления персоналом.
5. Руководителям и специалистам, осуществляющим оценку работы персонала,
следует помнить о ее влиянии на широкий круг психологических аспектов
организационного поведения, таких, как мотивация, самоуважение и самооценка
работников, уровень ответственности, удовлетворенность работой, дисциплина,
уровень приверженности работников своей организации, готовность работать с
полной отдачей сил и т.п. Если результаты оценки ограничиваются лишь вопросами
оплаты труда, то это резко обедняет набор тех стимулов, возможностей и выгод
для организации, которые потенциально заложены в системе оценки
Список
использованной литературы
1.
Агеев А.И.
Управление корпоративной этикой //Кадры. 1992. №6.
2.
Административная
этика. Учебное пособие (Брежнева А.П., Охотский Б.В.и др.) /Под общей редакцией
В.Л. Романова. РАГС, 1999.
3.
Алехина. Имидж и
этикет делового человека. М., 1996.
4.
Бобнева М.И.
Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. С. 59.
5.
Госслужащих
обяжут жить по Этическому кодексу URL:* #"#"
title="Поиск по автору">Максименко
А.А. Организационная культура: системно-психологические
описания.Учебное пособие - Кострома: КГУ,
2003.- 168 с.
19.
Оксфордский
толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера, СПб, 2002 г.
20.
Н. Панферова Организационная культура как молекулярный
уровень организации [Электронный ресурс] // Режим доступа к журн.: #"#" target="_blank">банка
и может быть реализовано через соответствующую систему премирования. // С.
Инюшин."Бухгалтерия и Банки" № 5/2006. // С. Инюшин, "Бухгалтерия и банки", № 5, 2006
года
25.
Слинков А.М.
Результаты исследования трудовой мотивации работников банков / А.М. Слинков //
Управление человеческими ресурсами: теоретический и прикладной аспекты: сб.
науч. тр. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – С. 131-135 (0,3 п.л.).
26.
Слинков А.М. Понятийный
аппарат концепции трудовой мотивации / А.М. Слинков // Проблемы и перспективы
развития экономики труда и управления персоналом: материалы Восьмой межрегион.
науч.-практ. конф.: в 2 т.; т. 2. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. – С. 149-155
(0,4 п.л.).
27.
Слинков А.М. Этапы
процесса стимулирования персонала коммерческих банков / А.М. Слинков // Труды
Братского государственного университета: Серия Проблемы управления
социально-экономическим развитием регионов Сибири. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ»,
2008. – С. 128-132 (0,3 п.л.).
28.
Слинков А.М. Специфика
труда в банковской сфере / А.М. Слинков // Труды Братского государственного
университета: Серия Проблемы управления социально-экономическим развитием
регионов Сибири. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2007. – С. 243-246 (0,2 п.л.).
29.
Слинков А.М. Специфика
трудового поведения работников банковской сферы / А.М. Слинков // Проблемы и
перспективы развития экономики труда и управления персоналом: материалы Седьмой
межрегиональной научно-практической конференции. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.
– С. 158-161 (0,2 п.л.).
30.
Слинков А.М. Особенности
мотивации персонала коммерческого банка / А.М. Слинков // Проблемы и
перспективы развития экономики труда и управления персоналом: материалы Седьмой
межрегиональной научно-практической конференции. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.
– С. 155-158 (0,2 п.л.).
31.
Стернин И.,
Панферова Н. Кодекс корпоративной этики: эпизод 2,или Исполнение кодекса
корпоративной этики: способы решения и проблемы URL:* // #"1.files/image011.gif"> |