Этика и этикет: единство и различие
Этика и
этикет: единство и различие
Содержание
Введение
1.История появления и развития этики
2. История развития этикета как части
этики
3. Этикет: его основные требования,
место в деловых отношениях
Заключение
Список литературы
Введение
«Этика» в греческом
языке, «мораль» в латинском языке, «нравственность» в русском языке означают
одно и то же – область знаний о регламентации отношений между людьми.
Этика, как теоретическая
дисциплина, является разделом философии. Предметом исследования этой науки
являются нравственность и мораль как свойства действующих индивидов, малых и
больших социальных групп. Объектом этих исследований предстает человек как
разумное существо, конкретные обстоятельства его бытия отходят на второй план,
хотя и активно используются в этической аргументации. Предметом прикладных
исследований является поведение индивидов в отдельных областях человеческой деятельности
и в связи с какими-либо конкретными обстоятельствами.
Этика и
этикет — понятия близкие, взаимозависимые, взаимно друг друга дополняющие.
Этика, естественно, понятие намного более широкое.
Этикет —
система правил поведения в общественных местах, при контактах с другими людьми.
Он касается всех форм человеческого общения, но, прежде всего, конечно, общения
в сфере бизнеса.
1. История появления и развития этики
Этика зарождалась в
глубокой древности, в эпоху становления классового общества и разделения труда,
отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической. Этика
как разновидность духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно
формирующегося нравственного сознания масс и становится способом теоретического
рассмотрения практических и нравственных проблем, встающих перед человеком в
обыденной жизни: что есть добро и зло? Как следует жить и почему? К чему
следует стремиться и чего избегать? В чем состоит назначение человека и имеет
ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысливаются этикой как учением
о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека,
назначения и смысла его жизни. Для того, чтобы убедительно обосновать ответы на
эти вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и
содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.
Этика как бы завершает
пирамиду философского знания, рассматривая ценностные и смысложизненные
проблемы человеческой жизни и стремясь научить человека достойной и правильной
жизни.
Таким образом, этика в
развитом виде состоит из теоретической части – учения о морали, ее
происхождении, сущности и функциях, и практической – нормативной этики,
формулирующей цели и принципы человеческой жизни. [1, c.14]
Этика (греч. ethika, от
ethikos - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos -
привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой
является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из
важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление
общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других
обществ, отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает
происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает
ту или иную её систему.
В особую дисциплину этика
была выделена Аристотелем, который поместил её между учением о душе
(психологией) и учением о государстве (политикой): базируясь на первом, она
служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного
гражданина государства. Однако вплоть до нового времени этика часто понималась
как наука о природе человека, причинах и целях его действий вообще, т.е.
совпадала с философской антропологией (например, у франц. просветителей, Д.
Юма) или даже сливалась с натурфилософией. Этика совмещала в себе теорию бытия
человека, изучение страстей и аффектов психики (души) и одновременно учение о путях
достижения благой жизни (общей пользы, счастья, спасения). [2, с.78]
Главной проблемой этики
всегда был вопрос о природе и происхождении морали, однако в истории этических
учений он обычно ставился в виде вопроса об основании представлений морального
сознания о должном, о критерии нравственной оценки. В истории этики следует
особо выделить авторитарные концепции морали, согласно которым единственным
основанием её требований является некий авторитет - божественный или личный. В
современной буржуазной этике проблема основания морали часто представляется
вообще неразрешимой. Наконец, вопрос о природе морали в истории этики часто
выступал в виде вопроса о характере самой нравственной деятельности,
соотношении её с остальной повседневной жизнедеятельностью человека.
В системе категорий этики
воссоздаётся структура морали как целостного общественного образования,
обладающего множеством сторон и моментов. Основу такой системы составляют
категории моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания,
которые отражают три основных стороны морали - содержание предписываемых и
оцениваемых нравственностью действий и их нравственной мотивации; способ
регуляции этой деятельности моралью, выражающийся в совокупности обществ,
связей, направляющих и контролирующих индивидуальное и коллективное поведение;
наконец, идеальное отражение деятельности и отношений морали в сознании и их
специфическое нравственное обоснование. Категория нравственной деятельности
включает следующие моменты: структура отдельного поступка и составляющие его
элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и
средства, последствия), общая линия поведения индивида (в т.ч. нравственные
привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства); нормы поведения и нравы
общества, составляющие в совокупности его нравственный образ жизни в целом.
Анализ структуры
нравственных отношений и нравственного сознания позволяет установить
соотношение таких категорий, как нравственное требование, обязанность, долг,
ответственность, достоинство личности, совесть, отражающих различные формы
отношения личности к обществу, а также взаимосвязь таких категорий, как норма,
моральное качество, оценка, нравственный принцип, общественные и нравственные
идеалы, добро и зло, справедливость, смысл жизни, назначение и счастье человека,
составляющие логический каркас всякой системы морали и наполняющиеся каждый раз
иным содержанием. По-разному определяя конкретные функции морали и их число,
большинство исследователей считает важнейшими функциями морали регулятивную (в
специфической оценочно-императивной форме), познавательно-ориентационную и
воспитательную.
Практическое значение
этики для решения социальных проблем современной эпохи и, в частности, проблемы
формирования всесторонне развитой личности может быть реализовано только в
тесном взаимодействии с другими науками - социологией, психологией, теорией
обществ, воспитания, педагогикой, а также эстетикой, с которыми этика имеет ряд
пограничных проблем. [3, с.56]
Этикетные нормы. Этикет — практическое воплощение нравственности применительно
к той или иной конкретной ситуации. Этикетные нормы различны в разных культурах,
но в любой культуре они жёстко предписывают одну линию поведения и запрещают
иную. Эти нормы вырабатываются людьми, обладающие наибольшим авторитетом и
влиянием в данной общности. Этикетные нормы выражают «моду» в нравственных
отношениях и потому они наиболее подвижны и изменчивы.
Этикет имеет ярко
выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова,
жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена
специфической ситуацией.
Этикет органически связан
с моральными нормами и ценностями общества. Система моральных установок,
определяющих характер общения у самых разных народов, включает набор
универсальных общечеловеческих ценностей: почтительное отношение к старшим,
родителям, женщинам, понятия чести и достоинства, скромность, толерантность,
благожелательность.
Правила общения людей вырабатывались
человечеством на протяжении тысячелетий. Со времен средневековья эти правила именуются
этикетом. Этикет определяет основные формы общения — как спорить, не задевая
чувств собеседника, как вести себя в обществе.
Рассматривать
нормы этикета в отрыве от этических и моральных принципов невозможно. Можно
точно выполнять все предписания правил поведения, но культурным человеком не
быть. Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» описывает, насколько был потрясен
юноша, увидевший, как полковник, несколько часов перед этим блиставший своими
манерами, варварски наказывал подчиненного. [4, с.92]
Приветливость
и учтивость отнюдь не равнозначны льстивости, угодливости. А.П. Чехов в рассказе
«Смерть чиновника» описал чиновника Червякова, который на спектакле в театре
имел неосторожность чихнуть и доставить тем самым неприятность сидевшему
впереди него статскому генералу. Червяков после этого извинялся во время
действия на сцене, в антракте, в кабинете генерала, на прием к которому
специально пришел. В результате генерал выгнал его, и потрясенный чиновник,
вернувшись домой, умер.
Этикет,
не основанный на высоких моральных принципах, не достигает главного — уважительного
отношения к людям. Слово «этикет» вошло в обиход со времен французского короля
Людовика XIV. Но правила отношений между людьми определялись не только
королевскими указами. На формирование этикета воздействовали обычаи и традиции
разных народов, уровень развития этики и морали.
При
характеристике основных черт этикета обычно подчеркивают его универсальность,
возможность применять правила вежливости не только в деловом общении, но и
дома, на улице и т.д. ранее этикет был в ходу при дворе правителей и при
международных контактах. Юридические документы, фиксирующие правила поведения в
международном общении, составляют дипломатический протокол. Он регламентирует
формы официальных контактов между представителями различных государств. В
протокольных церемониях отдаленных времен были отражены формы международной вежливости,
которые и сегодня применяются не только в отношениях между правительствами, но
и между общественными организациями, отдельными гражданами.
На
основании археологических раскопок, проведенных в конце прошлого века, было
установлено, например, что первый письменный договор в истории человечества был
заключен между египетским фараоном Рамзесом II и королем хеттов Хаттушилем III
в 1278 г. до н.э. Для подтверждения верности документу, выгравированному на
серебряной плитке, на одной ее стороне король хеттов изобразил себя сидящим
рядом с богом ветров, а на другой — королеву рядом с богиней солнца. Рамзес II
также имел серебряную плитку с аналогичными изображениями. Обычай подготовки
двух одинаковых текстов договора и обмена ими вошел с той поры в повседневную
практику международного общения. Древние египтяне и другие народы Востока вели
устные и письменные переговоры, принимали послов, объявляли войны и заключали
перемирия, размечали границы, обменивались пленными. Эти международные действия
осуществлялись в соответствии с установленными обычаями и освящались «божественными
силами». Для официального общения с другими государствами стали назначаться
специальные лица — послы. В древнем египетском документе — «Наставления Дуау,
сына Ахтои, своему сыну Пиопи» — среди прочего есть такое упоминание: «Посланец,
отправляясь в чужую страну, делает завещание в пользу детей из боязни львов и
азиатов... Когда он уходит, кирпич у него за поясом» (кирпич — глиняная
клинописная табличка с полномочиями посланца).
«Посольский
церемониал» обставлялся с особой торжественностью. В Древней Греции
покровителем послов считался бог Гермес. Он же покровительствовал путникам и
купцам. Послы носили при себе специальные «жезлы Гермеса». На верхушку жезла,
обвитого лавром, прикреплялись крылья птицы и два переплетенных узла. Узлы
символизировали расторопность и хитрость, а крылья — маневренность и
подвижность. Послам давались инструкции, написанные на двух карточках или
табличках, сложенных пополам, — «дипломах».
Посланник
короля Италии Беренгария (X в.) Лиутпранд так описывает церемонию приема в
Византии. Перед троном царя стояло золотое дерево, на котором щебетали и
порхали золотые птицы. По сторонам трона стояли золотые львы, которые били
хвостами и рычали. Трон с сидящим на нем царем вдруг поднялся до потолка, а на
царе уже была другая одежда.
Первый
трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», появившийся в 1204 г., был написан испанским священником Педро Альфонсо. Книга предназначалась для духовенства.
Позже выходят пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и
итальянских землях. В них фиксировались правила поведения за столом, порядок
ведения бесед, приема гостей.
В
средние века все чаще общаются не только дипломатические представители, но и
коронованные особы, дворяне, купцы, ученые, странствующие студенты.
Законодателем правил этикета в начале и середине Средних веков служила церковь,
в позднее Средневековье — королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских
столиц.
В Китае
императору заставляли отвешивать девятикратный земной поклон. Когда же русский
посланник счел для себя это унизительным, китайский двор счел себя
оскорбленным. Пренебрежительное отношение к представителям других стран имело
место и в более поздние времена.
В
Америке, еще находившейся под британским колониальным господством, Джордж
Вашингтон написал сто десять «Правил приличного поведения», среди которых были
советы: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях,
в противном случае донельзя опрохвостишься в домах сильных мира сего».
Каждый
народ вносил в развитие этикета свою специфику, свой национальный колорит.
Большинство обычаев оставались национальным достоянием, но некоторые были
приняты и другими народами.
Из
скандинавских стран пришел принятый ныне во всем мире обычай, в соответствии с
которым самое почетное место за столом предоставляют главному гостю.
С давних
времен важной частью этикета стал обычай гостеприимства. В Древнем Риме его
прославляли Цицерон, Тацит, Цезарь. Ишер в своей «Истории обычаев и культуры»
описывает церемонию приема гостей в средневековых замках: «Страж со своего
наблюдательного пункта оглашает появление чужестранца, и тут же хозяева замка
начинают готовиться к приему. На почетном дворике хозяйка приветствует гостя,
пока тот спешивается, помогает ему освободиться от тяжелых доспехов и дает
чистую одежду. Затем гостю предлагают охлажденные напитки и готовят для него
баню. В то же время остальные члены семьи подготавливают торжественную трапезу.
За столом гостю предоставляют почетное место напротив хозяина замка. Жена
хозяина или его старшая дочь садятся рядом с гостем, потчуют его яствами и
питьем». [5, с.34]
Таким
образом, в разные исторические времена этикет изменял свои черты, нормы,
значимость. Но всегда сохранял универсальные, общепризнанные формы вежливости,
такта, корректности, которые имеют значение эстетичных и моральных потребностей
человеческого сосуществования. Их ценность проверена временами. И в современном
обществе этикет не потерял своего авторитета, более того, он приобрел вид
обязательности и стал необходимостью для каждого современного человека. [6,
с.180]
3. Этикет: его основные требования, место в деловых отношениях
К
сегодняшним дням сложились общепринятые основные принципы этикета, в числе
которых приоритет старшего и приоритет женщины, принцип гигиены и эстетический
принцип. Поведение человека должно быть красивым, вызывать чувство прекрасного.
Страницы: 1, 2
|