Концепции социальной роли
бизнеса постепенно начали изменяться в 50-х гг. Именно тогда появился первый
основательный труд на темы социальной ответственности. В книге "Социальная
ответственность бизнесмена" Хоуард Р. Боуэн рассмотрел, как концепция
социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание
более широких социальных целей при принятии деловых решений способно приносить
социальные и экономические выгоды обществу. [13, с. 170]
Важно сделать различие
между юридической и социальной ответственностью. Под юридической
ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам
госрегулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация.
Как известно, существуют тысячи законов и нормативов. Организация,
подчиняющаяся этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным
образом. Но это не означает, что она будет считаться и социально ответственной.
Социальная
ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень
добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот
отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых
законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям
социально ответственного поведения относятся: благотворительность; развитие
корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного
сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом)
информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие
своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др. [13, c.170]
Аргументы в пользу
социальной ответственности:
·
Благоприятные для
бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие
жизнь местного сообщества или устраняющие необходимость государственного
регулирования в этой сфере, могут быть в собственных интересах предприятий в
силу выгод, обеспечиваемых самим участием в жизни общества. В обществе
благополучном, с социальной точки зрения, благоприятнее условия для
деятельности бизнеса. Даже если краткосрочные издержки в связи с социальными
действиями высоки, в долгосрочной перспективе они способны стимулировать рост
прибыли, так как у потребителей, поставщиков и местного населения формируется
более привлекательный образ предприятия.
·
Изменение
потребностей и ожиданий широкой общественности. Связанные с бизнесом социальные
ожидания ныне радикально изменились. Вовлеченность компаний в решение
социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой.
·
Наличие серьезных
ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Бизнес располагает
значительными людскими и финансовыми ресурсами, что обеспечивает предпосылки для
передачи части их на социальные нужды.
·
Моральное
обязательство социального ответственного поведения. Предприятие является членом
общества, поэтому нормы морали должны управлять его поведением. Подобно
индивидуальным членам общества компания должна действовать социально
ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества.
Поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны
исходить из правил социально ответственного поведения, чтобы поддерживать
общество, основанное на упорядоченности и законности. Несмотря на все
вышесказанное, многие выступают против социальной ответственности, ссылаясь на
следующие обстоятельства:
·
Нарушается
принцип максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды
уменьшает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя
социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и
оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам,
благотворительным институтам и просветительским организациям.
·
Расходы на
социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются
для предприятия дополнительными издержками. В конечном счете, эти издержки
переносятся на потребителей в виде повышения цен. Фирмы, участвующие в конкурентной
борьбе с другими фирмами, которые не несут затрат на социальные нужды,
оказываются в неблагоприятном положении в конкурентной борьбе. В результате
снижается их сбыт на внутренних и международных рынках, что ведет к ухудшению
их экономического положения.
·
Недостаточный
уровень отчетности для широкой общественности. Рыночная система хорошо
контролирует экономические показатели деятельности предприятий и плохо - их
социальную вовлеченность. Пока общество не разработает порядок прямой
отчетности перед предприятием, последние не будут участвовать в социальных
действиях, за которые они не считают себя ответственными.
·
Недостаток умения
разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия подготовлен к
деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он в то же время не имеет
опыта, позволяющего вносить вклад в решение проблем социального характера.
Решению социальных проблем обязаны способствовать специалисты, работающие в
соответствующих государственных учреждениях и в благотворительных организациях.
[22, с.116-118]
На разных этапах развития
организации ее социальная ответственность выражается по-разному. На этапе
начального становления, когда организация вынуждена решать такие задачи, как
выживание и адаптация к изменяющимся внешним условиям, ее социальная
ответственность сводится, прежде всего, к сохранению рабочих мест. С
наступлением более благоприятного с позиций экономики периода развития у
организации появляется возможность повысить свою социальную ответственность
путем вложения части средств в социальные программы, учитывающие потребности и
ожидания различных общественных групп как внутри организации, так и за ее
пределами. [17]
Деятельность организации
в области социальной ответственности должна быть направлена на достижение
следующих целей:
·
Соблюдение
трудовых и социальных прав человека;
·
Производство
продукции и оказание услуг надлежащего качества;
·
Исключение
несчастных случаев в производстве;
·
Защита жизни,
здоровья и имущества потребителей продукции или услуг организации;
·
Оказание помощи
малоимущим группам населения.
Успешное достижение этих
целей должно способствовать:
·
Повышению
качества жизни и персонала, местного населения и общества в целом;
·
Повышению
авторитета организации у потребителей, партнеров по бизнесу и других заинтересованных
сторон;
·
Улучшению
отношений с центральными и местными органами власти;
·
Улучшению
отношений с населением, общественностью и средствами массовой информации. [26]
1.2
Параметры социальной ответственности
Социальная
ответственность возникает при выполнении служебных обязанностей. Она отражает
склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе
социальных норм и отвечать за результаты их исполнения. Социальная
ответственность может быть индивидуальной, групповой и общественной. Она
неразрывно связана с реализацией социальных инициатив в рамках принятых
социальных целей.
К социальным
целям компании относятся: достижение социальной справедливости, создание
положительной мотивации труда, формирование условий для развития личности.
Социальная
ответственность постепенно охватывает руководителей и подчиненных в процессе их
деятельности. Так, создавая компанию, большинство учредителей думает, прежде
всего, о реализации своих собственных интересов. Для этого они приобретают оборудование,
нанимают персонал, находят поставщиков сырья и потребителей своей продукции.
Компания становится частью местного, регионального или международного бизнеса.
Многие руководители новых компаний и сами не замечают, как их компания начинает
обрастать непроизводственными (институциональными) связями, или не придают
этому большого значения. [17]
Социальная
ответственность руководителя отражается в его решениях, поставленных целях и их
приоритетах, средствах и методах реализации решений.
Она
реализуется в конкретных делах компании и руководителя, направленных в первую
очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих
работников, членов их семей и социально незащищенных групп населения. Эта
помощь может реализоваться в прямом или косвенном виде. В прямом виде помощь
может оказываться в форме бесплатных обедов; продажи товаров по пониженным
ценам; производства экологически чистой продукции; установления квот на прием
безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т.д. В косвенном виде —
это благотворительные взносы, поддержка социальных инициатив других компаний
или государства и т.п.
На практике
иногда социальная ответственность вторична по отношению к благосостоянию
компании согласно девизу: Сначала преуспевание, а потом благотворительность».
Социальная
ответственность компании явно или неявно отражается в ее уставных документах.
Особенно это проявляется в миссии и основных целях компании. Если основная цель
компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов
персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если
же основной целью является получение максимальной прибыли в интересах
учредителей, то это означает минимальную социальную ответственность компании.
При этом руководители компании будут сильно ограничены в попытках расширить
свою социальную ответственность.
Важными
параметрами социальной ответственности являются широта, временной интервал,
придаваемое значение и вовлеченность персонала.
Широта определяет диапазон функций производства
и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность,
например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную
справедливость и др.
Временной
интервал — это период
устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем
диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной
интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период
выполнения определенного задания.
Придаваемое
значение — это важность социальной
ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в
приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных
целей компании.
Вовлеченность
персонала — уровень
участия персонала компании в реализации социальных целей. Существуют два
основных варианта организации выполнения социальных целей:
• путем
формирования отдельных коллективов в составе компании;
• путем
участия всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время.
Мотивы,
активизирующие социальную ответственность компании, специалистов или
руководителя:
·
чувство долга;
·
желание принести
больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;
·
получение
удовлетворения от видимых работниками и населением результатов (самовыражение,
самопроявление);
·
избежание
общественных порицаний и взысканий;
·
повышение имиджа
или карьерный рост;
·
отвлечение от
постоянных личных переживаний.
С позиций
социальной этики задачей руководителей как организаторов трудового процесса
является целенаправленное воздействие на персонал, способность улучшить
морально-психологический климат, предупредить и устранить серьезные конфликтные
ситуации. Ничто так положительно не действует на поведение сотрудников, как
пример поведения их руководителя. [22]
Заключение
В данной
курсовой работе мы рассмотрели вопросы об этике и социальной ответственности
специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Задачи выполнены,
цель достигнута.
После
проведения исследования, мы пришли к нескольким выводам:
·
С высокой
степенью совершенства обслуживать потребителей выгодно. Напротив, отсутствие
этики и социальной ответственности заметно отражается на снижении доходов
предприятия.
·
В сфере
социально-культурного сервиса важность этических норм ощущается не только во
взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой.
Исключительно важно создать в коллективе атмосферу взаимопомощи, умение
работников трудиться совместно. Все это помогает общей цели: добиться
эффективного обслуживания потребителей.
·
Несмотря на то,
что социальная ответственность связана с дополнительными расходами, ведением
открытой и прозрачной публичной отчетности и иных усложнений деятельности, быть
социально ответственной организацией выгодно. Придерживаясь политики социальной
ответственности, организация получает преимущества: формируется ее более
привлекательный образ в обществе, возрастает доверие к организации со стороны
широкого круга заинтересованных лиц, появляется возможность получать выгодные
заказы. Демонстрация сотрудниками явной приверженности социальной политике
снимает с них подозрение в том, что они могут действовать безнравственно или
тем более – злонамеренно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|