рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Практическая этика

Практическая этика

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1.       Предмет этики

2.       Этика – философское учение о нравственности и морали.

Фундаментальные и прикладные исследования в этике.

3.       Проблемы практической этики

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ.


Актуальность этических проблем непреходяща. Они разрабатываются философами на теоретическом уровне, специфическими средствами решаются в произведениях литературы и кино, особенно активно они обсуждаются на уровне обыденного сознания. Добро и зло, справедливость, равенство, свобода, ответственность, судьба, предназначение человека на земле и смысл его земной жизни — вот да­леко неполный перечень вопросов, обсуждаемых людьми. Обсуждения происходят при большом эмоциональном накале и это неудивительно: люди заняты не отвлечён­ным философствованием, это их жизнь. В то же время было замечено, что «этический ликбез» способствует гар­монизации отношений индивида с членами семьи, коллек­тива, общества.

Изучение этического наследия само по себе не гаран­тирует нравственности человека, известно немало приме­ров безнравственного поведения внешне образованных людей. Поведение человека зависит от двух основных факторов: наследственности и воспитания, которые, в свою очередь, распадаются на отдельные обстоятельства его существования. Особую роль играет внушение, вне зави­симости от истинности внушаемой информации. Семья, школа, церковь, государство и другие социальные инсти­туты прилагают большие усилия для формирования нрав­ственного облика личности. Нравственность призвана выработать стереотипы оптимального поведения личнос­ти, однако следует отметить, что сам факт изучения эти­ки есть нравственное явление (дикарь не станет интере­соваться проблемами нравственности и морали). Это сви­детельство высокого уровня духовного развития личности.

Как говорил Аристотель, юноша — неподходящий слушатель для лекций по этике. При этом основным признаком «юноши» он считал не возраст, а незрелость характера, когда человека ведет по жизни слепая прихоть страстей, что может случиться и со взрослыми людьми. Чтобы от этики была польза, необходимы две предпосылки: умение владеть страстями и желание направить их на прекрасные цели. Семена этики, как и зерна пшеницы, могут взрасти только в том случае, если упадут на благодатную почву. Эту же мысль русский философ XIX века В.С. Соловьев выразил чуть иначе. В предисловии к своей книге «Оправдание добра» он сравнил нравственную философию с путеводителем, который описывает примечательные места, но не говорит человеку о том, куда ему ехать. Такой путеводитель не может уговорить ехать в Италию того, кто собрался отправиться в Сибирь. Точно так же, пишет он, «никакое изложение нравственных норм, т.е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поста­вившего себе не эту, а совсем другую цель».

Этика не подменяет живого человека в его индивидуальных нравст­венных усилиях. Она не может снять с личности ответственность за принимаемые решения или хотя бы смягчить ее. За этику нельзя спрятаться. На нее можно опереться. Она может помочь только тому, кто ищет ее помощи. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело

1.                ПРЕДМЕТ ЭТИКИ.


Общество — объект исследования ряда наук. Науки потому и называются общественными, что их представи­тели в том или ином аспекте исследуют общество. Аспект, сторона исследования определяют предмет науки. Он формулируется конкретно в качестве совокупности сход­ных по происхождению и содержанию проблем, представ­ляющих интерес для членов общества. В этом смысле предмет этики — происхождение, содержание и развитие явлений нравственности и морали.

Этика  — философская наука, которая исследует природу, сущность, возникновение, развитие, структуру, функции морали, ее проявления в многообразных сферах деятельности.

Этика является наукой, которая исследует мораль во всех ее измерениях и сферах функционирования. Пользуясь соответствующей системой категорий, она обосновывает, интерпретирует мораль и ее нормы, нередко стимулируя ее развитие.

Этика пред­ставляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни. Этика является нормативной наукой, к тому же самой общей нормативной наукой. Ее называют еще практической философией. Ее изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того прежде всего, чтобы быть добродетельным. Цель этики — не знания, а поступки.

Предметом этики является мораль как форма индивидуального и общественного сознания, общие закономерности их бытия.

Выяснение и очерчивание предмета этики предусматривает принципиально другое видение модели человеческого бытия, чем традиционное. Центром ее является человек как суверенная единица бытия, своеобразная монада (самое простое неделимое единство), целостная суверенная личность, способная к саморегулированию, самоусовершенствованию, самореализации, самостимулированию. Социальная реальность рассматривается как внешнее относительно человека образование, которое постоянно врывается в его бытие, предъявляя многочисленные требования в форме юридических законов, административных распоряжений, норм, правил, предписаний. Все они ощутимо влияют на деятельность, поведение, духовный мир человека. Невзирая на это, каждый человек является безграничным, индивидуальным, уникальным миром, миром-космосом.

Этика менее всего проникается непосредственно детерминированной деятельностью и поведением человека при отсутствии выбора, ее прежде всего интересует реализация человеком свободы своей воли, то есть деятельность, при которой человек руководствуется не практически-утилитарным, политическим или другими локальными (что не выходят за определенные границы) мотивами, а мотивами, ориентированными на безусловные, абсолютные общечеловеческие ценности, которые постигаются  и переживаются с помощью представлений и чувств, обозначенных термином «добро». Именно эта деятельность и моральная обязанность, которая предшествует этой деятельности, составляют эпицентр этических учений.

Сформировалась этика в лоне философии, потому она родственна со всеми основными ее разделами — онтологией (учением о бытие), гносеологией (теорией познания),аксиологией  (учением о ценностях), праксеологией ( учением о жизненной практике человека).

Бытие человека как существа, которое представляет, радуется, страдает, в частности и под воздействием моральных ситуаций, существенно отличается от бытия, которым его знает ум, теоретическое мышление. Но если чувства человека являются безразличными к теоретической картине бытия как системе абстракций, то ум не может себе этого позволить. Человек все выносит  на суд ума. Его суд над моральным сознанием порождает моральные конфликты, бывают случаи, когда мораль «не срабатывает». При таких обстоятельствах ум пытается выяснить причину неэффективности морали. Проявления несовершенства морали и обусловили появление этики, которая выполняет такие функции:

—выяснение необходимого и общего в бесконечном разнообразии  проявлений морали, определение сущности морали;

—обоснование на основе знания сущности морали идеалов, ориентируясь на которые можно критически оценить существующую мораль и предложить новые более совершенные моральные ориентиры. Но поскольку идеал может существовать лишь в форме художественного образа, уместнее говорить  о теоретической модели образцовой морали;

—постепенное влияние на смену образа жизни, выработку привычек, которая способствует моральному совершенствованию человека. Безусловно, знание этики не влияет непосредственно на мораль человека, однако оно включает силу ума, волю к регуляции поведения человека;

—анализ смежных проблем, в частности вопроса происхождения морали, возникновения и развития этической теории, которая является необходимым условием выяснения сущности и исторических перспектив морали;

—формулировки принципов этики — ее фундаментальных исходных положений.

Однако значение этики для человечества и знания этики для самоусовершенствования морали личности не стоит переоценивать. Самые совершенные знания морали не могут заменить человеку мораль, быть моралью, не имеют непосредственного влияния на нее. Мораль значительно богаче  ее теоретической, абстрактной модели, которую создает этика. Эта модель дает лишь общие и необходимые свойства, грани морали. К тому же элементы морали, которые еще не нашли языкового выражения, остаются вне поля зрения этики. Учитывая эти особенности, некоторые авторы хотят ее усовершенствовать нетеоретическими средствами.

2.      ЭТИКА – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ  О НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭТИКЕ.


Теоретическое осмысление явлений нравственности и морали началось в VII веке до нашей эры. Однако возникновение этики традиционно связывается с именем

Арис­тотеля, жившим тремя столетиями позже. Очевидно, тре­бовалось время для осмысления общественной необходи­мости в особого рода дисциплине. Поэтому тот философ, который сумеет показать эту необходимость, и будет «от­цом» этики. Им оказался Аристотель. Он стал первым систематизатором этики, первым ввёл слово «этика». Термин «этика» означал первоначально привычное мес­то обитания человека, логово зверей, а впоследствии по­лучил новое значение: обычай, нрав, характер, образ мыс­лей, темперамент. Аристотель написал три работы, соста­вившие основу новой дисциплины: «Эвдемова этика», (Эвдем — друг Аристотеля), «Никомахова этика» (Никомах — сын Аристотеля) и «Большая этика (синтез двух первых «Этик»), Аристотель поместил этику между уче­нием о душе (психологией) и учением о государстве (по­литикой).Базируясь на душе, этика служит государству.

Великий философ говорил об этике в трёх смыслах: о книгах по этике, о философской теории, о практическом поведении человека. В ходе исторического развития об­щества эти смыслы осуществились и дифференцировались в различных значениях слова «этика». Это слово даже стало названием ряда этических сочинений: «Этика, или познай самого себя» П.Абеляра, «Этика» Б.Спинозы, «Эти­ка» В.М.Вундта, «Этика» Н.Гартмана, «Этика, происхож­дение и развитие нравственности» П.А.Кропткина, «Эти­ка, или принципы истинной человечности» Я.А.Мильнера-Иринина и др. Как теоретическая дисциплина этика, несомненно, является разделом философии. Попытки ото­рвать этику от философии и представить её неким «моралеведением» лишены достаточного основания. Другие значения слова «этика» таковы:

1) этикой называют некоторые частные проявле­ния нравственности или морали, например, этика счастья, любви, долга и т.п;

2) этикой называют поведение представителей ка­ких-либо социальных групп, например, этика дворянина, студента, предпринимателя и т.д;

3) этикой называют систему норм нравственно­сти членов какого-либо общества, например, британского, китайского, индийского и др; в этом случае понятие этики отождествляется с желаемым поведением;

4) этикой называют систему норм нравственно­сти какой-либо религии, например, христиан­ская, мусульманская этика;

5) этикой называют систему норм нравственно­сти какой-либо политической партии или об­щественной организации, например, партийная этика;

6) этикой называют систему норм нравственно­сти представителей какой-либо профессио­нальной группы, например, этика государствен­ной службы, этика торговли, воинская, дипло­матическая, педагогическая, журналистская, адвокатская и другие.

Перечисление значений слова «этика», возможно, не­полно, но оно указывает на существенное основание деле­ния этики на фундаментальные и прикладные исследова­ния. Предметом фундаментальных исследований являют­ся нравственность и мораль как свойства действующих индивидов, малых и больших социальных групп. Объек­том этих исследований предстаёт человек как разумное существо, конкретные обстоятельства его бытия отходят на второй план, хотя и активно используются в этической аргументации.

В фундаментальных и прикладных иссле­дованиях традиционно указывается, каким должен быть человек и что он должен делать, но не указывается, каким может быть человек и что от него можно потребовать. Строитель не требует от построенного им моста, какую нагрузку тот должен выдержать, строитель лишь рассчи­тывает, какую нагрузку мост может выдержать. Одно­сторонний уклон в сторону должного уводит этику от по­зитивных наук. Драма должного и возможного в по­ведении человека разрешается наличием осознанной свободы его воли.

Предметом прикладных исследований является пове­дение индивидов в отдельных областях человеческой де­ятельности и в связи с какими-либо конкретными обсто­ятельствами. Прикладная этика — бурно развивающееся направление исследований в этике. В области фундамен­тальных исследований трудно сказать что-нибудь новое, за тысячелетия общественного развития изучены уже все важные проявления жизнедеятельности человека, выска­заны различные мнения, которые можно принимать или отвергать. К тому же истинность или ложность фундамен­тальных этических идей обнаруживается спустя столетия, и человек, изложивший идею, не может увидеть её триум­фа или отторжения обществом. К тому же фундаменталь­ные идеи этики слишком абстрактны, их применение к конкретному случаю требует разъяснения. Как к действу­ющему законодательству прилагаются комментарии, так и к фундаментальным идеям этики требуется обоснова­ние применения в определённых условиях деятельности человека. Поэтому как ответ на общественную необходи­мость возникают прикладные исследования.

Прикладная этика — это область практического зна­ния, в которой рассматриваются современные жизненно важные проблемы, например, клонирование человека, по­следствия которого ещё не просчитаны, права человека не только на жизнь, но и на смерть (эвтаназия), трансплан­тация органов, «непорочное» зачатие вне организма жен­щины, продажу оружия при декларировании мирной внешней политики, применение силы в межгосударствен­ных отношениях, подавление интересов национальных меньшинств во имя единой «политической» нации, рели­гиозная нетерпимость во имя любви к Христу и многие другие. Любое их решение имеет свою аргументацию, которая кажется неотразимой одним и абсурдной другим. Все проблемы подобного рода являются дискуссионными. Положение осложняется и тем, что решение таких про­блем не может быть одноразовым, их приходится решать различным образом в тех или иных случаях. Приклад­ные исследования по разным основаниям делятся на несколько групп:

1) по отношению к ценности жизни, например, аборты, смертная казнь, эвтаназия;

2) по отношению к значению деятельности, на­пример, сотрудничество, социальное партнёр­ство, ненасилие;

3) по отношению к науке, например, этика науки, биомедицинская;

4) по отношению к профессиональной деятельно­сти, например, педагогическая, воинская, жур­налистская;

5) по отношению к социальной структуре обще­ства, например, классовая, национальная, рели­гиозная.

Прикладные исследования связаны с фундаментальны­ми, опираются на них, однако не следует полагать, что они представляют собой лишь приложение теории к пробле­мам практики. На уровне этико-прикладных исследова­ний создаются собственные теории. С другой стороны, было бы ошибочным полагать, что прикладные исследо­вания «принадлежат» наукам и являются их частями, например, биомедицинская этика прописана по ведомству биологии и медицины, этика науки относится к наукове­дению, юридическая этика — часть правоведения и т.д. Прикладные исследования — это высшие достижения эти­ки, это конкретное знание в отличие от знания абстракт­ного. Отрыв прикладных исследований от фундаменталь­ных лишил бы первые теоретических разработок вторых, разведение прикладных исследований по «профессиональ­ным квартирам» превратил бы прикладные исследования в инструктаж поведению служащих той или иной конто­ры. Фундаментальные исследования в этом случае превра­тились бы в схоластику, их представителям пришлось бы ломать голову над вопросом типа, может ли Бог создать камень, который он не сможет поднять.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.