·
углубить и
закрепить знания по вопросам, выносимым на обсуждение;
·
обеспечить формирование у студентов собственное
личностно-смысловое и творческое отношение к рассматриваемым учебным вопросам;
·
способствовать
формированию у обучающихся мотивационной готовности применять полученные знания
в своей будущей профессиональной деятельности.
Данные учебные и воспитательные цели ставятся таким образом ввиду того,
что семинарское занятие является итогом изучения раздела и позволяет обобщить и
подытожить материал, изученный в рамках раздела.
Вид создаваемых коммуникативных ситуаций - коллективная, групповая.
Вид управления познавательной деятельностью - ЗРА (замкнутое с обратной
связью, рассеянное на весь поток, автоматическое - компьютерные тесты) и ЗРР
(замкнутое с обратной связью, рассеянное на весь поток, ручное).
Средства контроля - контрольные тестовые задания.
Материальное обеспечение: набор тестовых заданий (тестирование проводится
в компьютерном классе) , наглядные пособия выставка литературы.
Вопросы семинара:
1. Контраст и нюанс как выразительные
средства композиции в современном проектировании.
2. Статика и динамика как свойства
композиции в современном проектировании.
3. Единство характера как одно из
важнейших свойств и качеств композиции.
Семантические единицы:
1
|
Контраст
|
2
|
Нюанс
|
3
|
Статика
|
4
|
Динамика
|
5
|
Единство характера
|
План проведения семинарского занятия
1. Вступительная часть
Действия преподавателя
|
Действия обучаемых
|
мин
|
Проверяет присутсвие
студентов и их подготовленность к проведению занятия. Доводит до обучающихся
тему занятия, его цели, вопросы, выносимые на обсуждение, логику и порядок их
рассмотрения. Назначает группу оппонентов, которые должны задавать вопросы
отвечающим.
|
Староста называет
отсутсвующих. Делают соответствующие пометки в конспекте. Фиксируют качество
ответов каждого обучающегося, задают вопросы по итогам ответов .
|
5
|
1) Основная часть
Действия преподавателя
|
Действия обучаемых
|
15
|
Компьютерное тестирование
обучающихся с использованием тестовых заданий.
|
Отвечают на вопросы
заданий, выбирая из предложенных ответов правильные.
|
|
Первый учебный вопрос: - Контраст и нюанс как выразительные средства
композиции в современном проектировании. Приступает к обсуждению первого
учебного вопроса, выносимого для обсуждения. После выступления докладчика
предоставляется слово оппонентам (2 чел. ). Оппоненты задают вопросы. Слушают
доклад, делают необходимые записи
|
Слушают доклад, делают
пометки в конспекте, задают вопросы выступающему При необходимости
помогают докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга,
задают наводящие вопросы, участвуют в дискуссии.
|
|
|
|
25
|
Второй учебный вопрос:
-Статика и динамика как свойства композиции в современном проектировании. Приступает
к обсуждению второго учебного вопроса, выносимого для обсуждения.
После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел. ).
Оппоненты задают вопросы.
|
Слушают доклад, делают
пометки в конспекте, задают вопросы выступающему При необходимости помогают
докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают
наводящие вопросы, участвуют в дискуссии.
|
30
|
Третий учебный вопрос:
-Единство характера как одно из важнейших свойств и качеств композиции Приступает
к обсуждению третьего учебного вопроса, выносимого для обсуждения.
После выступления докладчика предоставляется слово оппонентам (2 чел. ).
Оппоненты задают вопросы.
|
Слушают доклад, делают
пометки в конспекте, задают вопросы выступающему При необходимости помогают
докладчику отвечать на вопросы оппонентов, дополняют друг друга, задают
наводящие вопросы, участвуют в дискуссии.
|
30
|
Фронтальный опрос
обучающихся с целью выяснить насколько глубоко усвоены ими ключевые категории
и понятия темы. Вопросы: - Какие
композиционные средства и приемы применялись в процессе создания композиции
мониторов ПЭВМ, за которыми вы выполняли тестовые задания? - Какие принципы
композиции лежат в основе создания интерьера учебного кабинета (компьютерный
класс)?
|
Учащиеся отвечают на
вопросы
|
|
|
|
10
|
Заключительная часть
|
|
Оценивает результаты
работы докладчиков и оппонентов. Подводит общие итоги семинарского занятия,
достижение целей его проведения, результаты индивидуальной работы каждого
обучающегося, указывает на имеющиеся недостатки. Дает рекомендации по
самостоятельному углубленному изучению данной темы с целью подготовки
обучающихся к рассмотрению следующей.
|
Слушают преподавателя,
делают пометки
|
5
|
Всего
|
120
|
Часть 2
Структурно-логическая схема организации обучения по теме
«Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения
эстетически выразительной предметной формы »
Рис. 1. Схема взаимных связей разделов дисциплины
Рис.2. Схема межтемных связей раздела «Основы формообразования
промышленных изделий и комплексов»
Рис.3. Схема междисциплинарных связей темы
Рис. 4. Граф темы
Спецификация графа темы
Номер основания графа
|
Учебные элементы
|
Требуемый уровень обученности
|
Вопрос 3.1 Средства
композиции их применение в процессе достижения эстетически выразительной
предметной формы
|
3.1.1
|
Контраст как средство
композиции
|
2
|
|
3.1.2
|
Нюанс как средство
композиции
|
2
|
|
3.1.3
|
Масштаб и масштабность
|
2
|
|
3.1.4
|
Ритм и метрический ряд
|
2
|
|
3.1.5
|
Тени и пластика
|
2
|
|
3.1.6
|
Пропорции
|
2
|
|
3.1.6.1
|
Виды пропорций и
пропорционирование в технике
|
2
|
Вопрос 3.2 Свойства и
качества композиции как следствие применения композиционных средств
|
3.2.1
|
Зрительная легкость и
тяжесть
|
2
|
|
3.2.2
|
Динамичность и статичность
|
2
|
|
3.2.3
|
Симметрия и асимметрия
|
2
|
|
3.2.4
|
Единство характера
|
2
|
Заключение
Особенностью изучения дисциплины «Техническая эстетика» для
студентов кафедры «Дизайн» специализации «Дизайн среды» является межпредметная
связь с проектированием интерьера (среды), которая прослеживается на протяжении
всего изучения дисциплины. Происходит постоянное сравнение понятий, категорий
из области промышленного дизайна с объектами из области дизайна среды. Эту
дисциплину можно отнести к одной из связующих звеньев между пропедевтическими и
прикладными дисциплинами.
При изучений «Технической эстетики» с дизайнерами среды
большое значение уделяется системному взгляду на проектирование (связь с
эргономикой, психологией восприятия, биомеханикой и т.д. ). Изучение понятий и
категорий дисциплины, логики и этапов проектирования, проведение
предшествующего проектированию композиционного анализа промышленного изделия в
рамках лабораторных работ приближает студентов к реальному анализу и
проектированию объектов предметной среды, дает необходимую основу для
дальнейшего курсового и дипломного проектирования.
Большое внимание при изучении дисциплины необходимо уделять
современным мировым тенденциям в формообразовании, дизайне интерьера и
формировании архитектурно - пространственной среды. Необходимо ориентироваться
на новейшие стилевые направления в дизайне, достижения, разработки в области
дизайнерского проектирования в области предметной среды.
В целом изучение дисциплины должно способствовать развитию
профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов в области
дизайна среды.
Приложение 1
Тестовые задания по теме «Средства композиции и закономерности их
применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы »
1. Техническая эстетика изучает:
· закономерности возникновения красоты в сфере материального
производства;
· закономерности возникновения гармонии в окружающем мире;
· закономерности возникновения упорядоченности в интерьере;
· закономерности образного мышления в искусстве.
2. Как называется состояние покоя, незыблемости, устойчивости формы во
всём её строе:
· динамика;
· симметрия;
· статика;
· асимметрия.
3. Какая форма практически не встречается в природе:
· динамичная;
· симметричная;
· статичная;
· асимметричная
4. Неоднократный и с одинаковым интервалом повтор какого - либо элемента,
это:
· ритмический ряд;
· динамичная компоновка;
· 3)статичная компоновка;
· метрический ряд.
5. Какой вид дизайна можно считать наиболее целесообразным и выгодным:
· дизайн конкретного изделия или интерьера (индуктивный метод);
· дизайн системы (дедуктивный метод);
· ландшафтный дизайн;
· рекламный дизайн.
6. Как называется состояние формы, при котором все элементы формы
сбалансированы между собой:
· композиционное равновесие;
· динамичная композиция;
· статичная композиция;
· метрический ряд.
7. Как называется метрическая система, предложенная Ле Корбюзье для
определения пропорций предметной среды:
· строительный модуль;
· «Модулёр»;
· ряд предпочтительных чисел;
· ряд Фибоначчи.
8. Композиционный приём, сближающий несхожее, это:
· нюанс;
· симметрия;
· статичность;
· контраст.
9. Как называют форму, активно односторонне направленную, как бы
вторгающуюся в пространство:
· динамичная;
· симметричная;
· статичная;
· контрастная.
10. Композиция - это:
· «сочинение, расположение, структура»;
· беспорядочное, стихийное расположение элементов;
· термин, применяемый в архитектуре;
· условное изображение.
11. Какой из видов пропорций люди увидели, разгадали и позаимствовали в
природе:
· арифметические (модульные) пропорции;
· геометрические пропорции;
· гармонические пропорции;
· «золотое сечение».
12. Что свидетельствует о геометрически систематизированной поверхности:
· приятная фактура изделия;
· отсутствие явных дефектов производства;
· приятная окраска изделия;
· соответствие «светового каркаса» силуэту изделия и его
частей.
13. Какое из средств композиции можно назвать основным «инструментом
гармонизации» формы:
· пропорции;
· симметрия;
· масштаб;
· контраст.
14. Понятие «композиция изделия, предмета, вещи или комплекса» связано:
· с их образностью и художественной выразительностью;
· с их размером;
· с их цветом;
· с их материальной ценностью.
15. Постепенное количественное изменение в ряду чередующихся элементов
(нарастание или убывание, чередование объёма, площади), это:
· ритмический ряд;
· динамичная компоновка;
· статичная компоновка;
· метрический ряд.
16. За основу измерительного прибора «Модулёр» Ле Корбюзье приняты:
· вес человека;
· биомеханические характеристики человека;
· возраст человека;
· три размера человеческого тела.
17. Совокупность чисто индивидуальных черт, характеризующих формы
одинаковых по назначению и конструкции изделия:
· композиционное равновесие;
· динамичная композиция;
· статичная композиция;
· единство характера.
18. Резкое противопоставление отдельных элементов композиции,
подчёркивающее и усиливающее свойства формы, это:
· нюанс;
· асимметрия;
· динамичность;
· контраст.
19. Резкое противопоставление отдельных элементов композиции,
подчёркивающее и усиливающее свойства формы, это:
· нюанс;
· асимметрия;
· динамичность;
· контраст.
20. Конечная фаза, достигаемая после всестороннего учета утилитарных и
функциональных требований, предъявляемых к изделию:
· композиционное качество;
· единство деталей;
· композиционное равновесие;
· функциональное единство.
21. Динамичная форма может быть свойственна:
· только движущимся объектам;
· как неподвижным, так и быстро движущимся объектам;
· крупным объектам;
· мелким объектам.
22. Композиционный приём симметрия служит для связи равных элементов:
· в динамичную композицию;
· в асимметричную композицию;
· в единое статичное целое;
· в ритмическую композицию.
23. Что позволяет соотнести предмет с человеком:
· нюансировка;
· симметричная компоновка;
· статичность;
· масштабность.
Приложение 2
Рис. 2.1; 2.2 . Масштаб и масштабность
Рис. 2.3; 2.4. Метрический и ритмический ряд
Рис. 2.5; 2.6. Тени и пластика
Страницы: 1, 2, 3
|