4. У них единый путь познания действительности - от живого созерцания
к мышлению и от него к практике.
Помимо общего
каждая форма общественного сознания имеет свою специфику: преимущественное
внимание к определенным сторонам и связям действительности, особые функции,
предмет, метод, содержание, внутренние закономерности развития, формы (научные
законы, философские категории, нравственные нормы, художественные образы).
Деятельно-преобразующее начало искусства проявляется в том, что: 1)
художественное произведение оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей;
2) включая людей в направленную и целостно ориентированную деятельность,
искусство участвует в социальном преобразовании общества; 3) сам процесс
творчества, в искусстве есть определенное преобразование с помощью воображения
впечатлений, фактов, почерпнутых из действительности. Автор перерабатывает
жизненный материал в образы, строя новую реальность — художественный мир; 4)
еще одна сфера деятельности художника - обработка строительного материала, из
которого лепится образ. Создание скульптуры, картины, поэмы, симфонии — это
всегда преобразование мрамора, краски, слова, звука.
Все эти планы
искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественнo-преобразующее
воздействие искусства на действительность. Искусство - действие, творение
художественного мира и пpeобразование реального мира в соответствии с идеалами
художника. Между типом художественного сознания эпохи, идеалами, которые
выражает искусство, и типом личности существует прямая зависимость.
Древнегреческое искусство во многом определило характер грека и тип его
отношения к миру, его взгляды и идеалы.
Ренессансное
искусство раскрепощало человека от Догм средневековья грека и тип его отношения
к миру, его взгляды и идеалы. Ренессансное искусство раскрепощало человека от
Догм средневековья. Романы Л. Н. Толстого породили толстовцев. Изображение
любви французскими писателями XVII в. сформировало склад этого чувства во Франции,
эротизм же кино и романов XX в. во многом определил сексуальную революцию
60—70-х годов. Некоторые эстетические школы отрицают или сужают общественно-преобразующую
функцию искусства. Так, концепция «искусства для искусства» полагает, что к
художественному творчеству неприменима «мерка результативного действия», что
искусство переносит человека из реальности, требующей действий, в мир
эстетического наслаждения. Французский эстетик М. Дюфрен, признавая социальную
значимость искусства, сводит ее к утешительно-компенсаторной функции,
призванной в сфере духа иллюзорно восстановить гармонию, утраченную в реальности.
Подобная функция действительно, присуща искусству.
Однако его
общественно-преобразующее воздействие имеет не идеально-иллюзорный, а реально-действенный
характер. Выдвигаемые искусством идеалы гармонии человека и мира, внутренней
гармонии личности — средство пробуждения социально направленной активности
людей. Пробуждая в человеке сейсмическую чувствительность к нарушениям
общественной гармонии; формируя эстетические идеалы личности, искусство мобилизует
ее на преобразование мира, на приведение его в соответствие с идеалами.
Общественно-преобразующее влияние искусства особенно ощутимо в переходные эпохи
истории. [5,
с.112]
3. Искусство в эпоху научно-технического
прогресса
В своем историческом
развитии искусство и техника отражают взаимосвязи материальной и художественной
культур общества. В древнегреческой этике понятие «технэ» означало одновременно
и искусство, умение, мастерство, а также произведение, изделие. Искусство и
техника выступали как различные, дополняющие друг друга формы творческого
преобразования окружающей среды, что было характерно для этапа развития труда,
при котором человек и техника соединялись в едином технологическом процессе. С
разделением труда на частичные функции и операции и все большим отчуждением
продуктов труда от их производителей техника отдаляется от искусства, за
исключением соединения их вновь в деятельности отдельных личностей универсального
творческого типа – первооткрывателей законов природы, изобретателей, художников
и одновременно конструкторов. Ярким примером такой личности в период
Возрождения был Леонардо да Винчи. В Новое время и особенно в период
научно-технической революции ХХ века искусство и техника вновь сближаются по
своей эвристической творческой основе. В эстетике подчеркивается
рациональность, целесообразность форм техники. Появляются новые виды
эстетической деятельности, порожденный научно-технической революцией – дизайн и
его территория – техническая эстетика. Вместе с тем интерпретация отношения искусства
и техники зависят от понимания их сущности: ее направленность колеблется от
крайности превознесения возможностей техники и урбанизма в эстетике техницизма
до резкого неприятия мира техники, якобы изначально бездушного и противопоставленного
миру человека, в сфере искусства. Искусство и техника выступают как
диалектическое единство художественно-образного постижения и преобразования окружающей
среды и совокупность средств, необходимых для опредмечивания труда человека.
Поскольку техника не возникает и не существует обособленно от человека и
общества, искусство в процессе своего развития отражает их соотношение в художественных
образах, эстетически и социально определяет в каждом конкретном случае их
общечеловеческое и гуманистическое начало, предостерегает от опасности утраты
этого начала. Эта роль искусства усиливается при расширении масштабов
научно-технического прогресса, в ходе революционных социальных изменений в
обществе, при решении в современных условиях таких глобальных проблем
человечества как сохранение цивилизации на земле, которой угрожает мировая
термоядерная война, преодоление экологического кризиса, предотвращение
отрицательных последствий стихийного развития техники. Другой стороной связи
искусства и техники является формирование и совершенствование технического
потенциала самого искусства, художественного творчества. С развитием техники
меняются образный строй и материальные возможности архитектуры, пластических
искусств, музыки и т.д. Техническое накопление фактов, их систематизация и
обработка при помощи компьютера, возможность репродуцирования многих
произведений искусств полиграфически, в звуко- и видеозаписях активно
воздействуют на структуру и развитие художественной культуры в целом, повышают
критерии социально-эстетической значимости, репродуцируемых произведений
искусства, эстетических идеалов и вкуса народа. В ходе научно-технического прогресса
появляются новые виды и разновидности искусства – фотоискусства, кино,
телевидение, электронная музыка и др., обогащающие и усложняющие эмоциональный
мир человека. Термин «техника», нередко применяемый для характеристики навыков,
приемов в различных видах человеческой деятельности, может выступать и как личное
умение, мастерство авторов и исполнителей произведений искусства, пользующихся
различными инструментами – от простейших до технически очень сложных или
мастерски использующими свои физические возможности, в совершенстве владеющими
своим телом. Так, мы говорим о технике живописи, исполнительского искусства
музыканта, актера, танцора и т.д. В то же время как высокая степень мастерства,
искусства в широком смысле слова может оцениваться совершенство технического
исполнения отдельных элементов в спорте (эстетика спорта), в производственной
деятельности (производственная эстетика), других видах человеческого труда. В
наибольшей мере это сближается с искусством в условиях личного творческого
соревнования по мастерству, приобретающего порой подлинно зрелищный характер,
вызывающий эстетическое переживание, сходное с переживанием от восприятия
искусства в собственном смысле слова (наиболее яркий пример – спортивные
соревнования по художественной гимнастике, фигурному катанию, которые по своей
природе смыкаются с видами зрелищных искусств). [6, с. 131]
В целом искусство эпохи
научно-технического прогресса характеризуется синтезом наработанных,
классических методов творчества с современными техническими разработками в
различных областях творчества. Это создает предпосылки для появления новых
видов искусства. Особую роль играет бурное развитие компьютерных технологий,
все в большей степени использующихся при производстве произведений кино, и
давших толчок развитию новых разновидностей киноискусства – клипов и видеороликов
(в частности, рекламных).
Мир меняется,
и его новое «культурно-историческое» качество адекватно передает другой вид искусства, который
тем самым становится репрезентативным. Репрезентативность вида искусства
обеспечивает непрерывность культурной традиции и способствует формированию
культурного самосознания новой исторической эпохи. Искусство не только образно
отражают действительность и практику человеческой деятельности, но и художественно
воспроизводят конкретно-историческую сущность индивида, демонстрируют человеку
его человеческие качества. В той мере, в какой эта демонстрация схватывает
исторически наиболее характерное для данной социокультурной ситуации, можно
говорить о репрезентативности того или иного вида искусства. [7, с.256]
Эстетические
потребности стимулируют развитие техники и средств массовой коммуникации.
Телевидение, например, возникло из потребности сиюминутно,
документально-наглядно, адекватно передать и идеологически нацеленно
художественно обработать и истолковать информацию о современной жизни.
Телеизображение еще не вполне адекватно действительности: отсутствует
объемность. Эстетические потребности, вызвавшие к жизни телевидение, в
дальнейшем стимулировали рождение цвета (новая ступень в соответствии кадра
реальности) и теперь стимулируют развитие объемного цветною телеизображения.
Технические принципы его создания уже найдены: голография в сочетании со
стереофонией. Дело за воплощением этих принципов.
Большую роль
здесь играют вербальные средства. Именно слово способно восстановить и
выстроить необходимую меру условности в грядущем цветном безусловно-объемном
изображении.
Слову будет
принадлежать огромная новая роль на телевидении. В этом отношении прогноз М.
Маклюэна о будущей «зрительной» цивилизации ошибочен. Усиление благодаря
развитию телевидения роли зрительных образов в жизни человека будет
уравновешиваться усилением роли вербального начала. Иными словами,
вместе с появлением голографического светящегося экрана возникнет новый синтез
телевидения и литературы, ведущее значение которой по отношению к другим видам
искусства в будущем еще усилится.
Возникновение
грамзаписи — качественный перелом в истории музыки, следствия которого еще
полностью не выявились. Впервые в истории музыкальной культуры грамзапись
создала возможности тиражирования и консервирования звучащего художественного
произведения. Это имеет свои следствия: к ранее существовавшему
опосредствующему звену между композитором и слушателем — исполнителю —
прибавилось еще одно звено - диск, магнитолента, фиксирующие и воспроизводящие
исполняемое произведение. Сам характер исполнения меняется при записи на
грампластинку. Исполнителю приходится учитывать новое опосредствующее звено и
исчезновение непосредственного контакта со слушателем, «усреднение» исполнения,
ориентирующегося на массовую аудиторию. Созданная звукозаписью
социально-эстетическая ситуация сказалась и на судьбе музыкальной классики: она
лишилась ореола элитарности, расширилась ее аудитория, музыкальное
исполнительство классики демократизировалось, открылись широкие возможности ее
популяризации. Фонокультура стала составной частью современной художественной
культуры, вторглась в сферу досуга, что важно в связи с ростом свободного
времени.
Грампластинки,
как кино и телевидение,— средства массовой коммуникации. Фиксация,
тиражирование и консервирование музыки привели к ее синтезу с кино и
телевидением. У фиксированной фонокультуры имеются большие, отчасти уже
использующиеся возможности развития в немузыкальном направлении: запись чтецов,
театральных постановок, литературных композиций. Фиксированная фонокультура
прочно входит в современный быт: физзарядка, сказка для детей, уроки
иностранного языка на съемных носителях.
Дальнейшее
расширение форм и технических характеристик, улучшение содержания звукозаписи
(расширение диапазона частотности, появление DVD – дисков, их
тематические подборки, стереофония, звуковое пространство, воспроизведение,
цветомузыка и т. д.) ведет к расширению ее эстетических возможностей (записи
целых опер, балетов, больших симфонических произведений, концертов и т. д.).
Огромно общекультурное значение звукозаписи: она позволяет запечатлеть для
будущих поколений выдающихся музыкальных исполнителей. Возникла важная
техническая и культурно-эстетическая перспектива: «восстановление» стереозвучания
монозаписей Ф.И. Шаляпина, Э. Карузо и других великих музыкантов, записанных на пластинки
до открытия фиксации стереофонического звука. [4, с.322]
Заключение
Значительное количество
видов искусства сложилась исторически как воссоздание многосторонности реальной
действительности и индивидуальных особенностей восприятия ее человеком.
Следовательно, выделяя любой вид искусства, считаются с формой искусства,
которая сложилась исторически, ее основной функцией и классификационной
единицей. Виды искусства — литература, изобразительное искусство (живопись,
скульптура, графика), музыка, хореография, архитектура, театр и тому подобное —
имеют отношение к искусству как особое к общему. Видовые особенности, что
являются специфическим проявлением общего, сохраняются в течение всей истории
развития искусства, хотя в каждую эпоху в определенных художественных культурах
оказываются по-разному.
В современной системе
искусств существуют две тенденции: тяга к
синтезу (например, связь архитектуры, живописи и скульптуры) и сохранению независимости
(самостоятельности) отдельных видов искусства. Обе тенденции плодотворные и
содействуют развитию системы искусств. В конечном итоге, на развитие этой
системы имеют решающее влияние достижения современного научно-технического
прогресса, без которых было бы невозможным появление кино, голографии,
рок-оперы и тому подобное.
В XX в., в эпоху
научно-технического прогресса, актуальными искусствами становятся самые
массовые: литература, кино, позднее - еще и телевидение. От эпохи к эпохе менялся
социальный субъект, ангажировавший художественную культуру, и формы ее
регулирования. Итак, исторически менялись эстетические запросы общества,
соответственно менялся и актуальный вид искусства, наиболее полно
удовлетворяющий социально-художественные потребности своей эпохи.
Перечень
ссылок
1.
Сморж Л.О. Естетика. К.: Кондор, 2005. – 564с.
2. Кондрашов В.А., Чичина
Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: особенности художественных эпох и
направлений. Р н/Д: Феникс, 2004. – 544с..
3. Естетика. За ред. В.О. Лозового.
К.: Юрінком Інтер, 2003. – 208с.
4. Эстетика. Левчук Т. и др.
К.: В.ш., 1991. – 302с.
5. Борев Ю.Б. Эстетика. М.:
Политиздат, 1988. – 496с.
6. Эстетика: Словарь. Под
общ. Ред. А.А. Беляева и др.. М.: Политиздат, 1989. – 447с.
7. Яковлев Е.Г. Эстетика.
М.: Гардарики, 2004. – 464с.
Страницы: 1, 2
|