• носили законодательный характер.
В основу свода легли 10 заповедей, полученных Моисеем от
Бога Яхве на каменных скрижалях.
10 заповедей (десятисловие, Декалог):
1. Я, Господь, Бог твой... да не будет у тебя других
богов.
2. Не сотвори себе кумиров... не поклоняйся им...
3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний.
5. Почитай отца твоего и матерь твою.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего... что есть у ближнего твоего.
Заповеди 1 – 3:
• относятся к сфере сакрального права;
• предостерегают народ от варварства (многобожия,
колдовства, человеческих жертвоприношений);
• утверждают веру в единого Бога.
4-я заповедь
утверждает:
• связь народа и Бога (суббота - день духовного
сосредоточения, мыслей о Боге);
• духовное единство народа (день отдохновения обязателен
для всех слоев общества, включая рабов).
5-я заповедь - древнейший закон почитания
родителей, вошедший в кодекс Моисея.
6-я - 10-я заповеди:
• являются нормами отношения к ближним;
• распространяются только на представителей своего
народа ("...не злобствуй на сына своего народа...");
• задают меру справедливости.
Содержанием справедливости является равное возмездие,
древний принцип талиона ("око за око").
Под влиянием учения Моисея в рамках единого духовного
пространства родственные племена сформировались в нацию. Народ осознал свое
особое предназначение в мире ("...кто тот великий народ, у которого
законы... праведны так, как все это Учение, которое я даю вам?.."), него
сформировались общие нравственные принципы.
Моисей заложил основы жизни народа:
• религиозные (единобожие);
• нравственные (любовь к своему народу);
• законодательные (справедливость).
Заповеди Моисея - один из древнейших и значимых нравственных
кодексов. Его признаки:
• безусловность: мораль,
нравственные требования абсолютны, изначальны, выступают как воля Бога;
• категоричность: требования не
обсуждаются, не допускают отклонений, так как даны Богом;
• всеобщность: нравственные
требования Декалога:
• стали основой общечеловеческой нравственности;
• вошли в состав морально-религиозных учений
христианства и ислама. Особенности Декалога. Его нормы:
• регулируют только действия людей, но не их моральное
мышление;
• не устанавливают индивидуальной нравственной
ответственности - наказания и награды распространяются на потомков (например,
проклятие до 7 колена);
• являются принудительными законами - Моисей не
стремился закрепить их в моральном сознании людей;
• не содержат идеи загробного воздаяния за земную жизнь.
Милосердие
в учении Моисея не имеет самоценного значения. Оно выступает только как форма
справедливости и часто совпадает с формой справедливости - возмездием
("...вдову и сироту не угнетай... если будешь угнетать... будут ваши жены
вдовами и ваши сыновья сиротами"). Милосердие выражается не в прощении, а
в более мягкой форме наказания.
5. Иисус Христос
С момента рождения Иисуса Христа ведется отсчет нашей
эры. Описания жизни и учения Христа (Евангелия) составили его ученики и
последователи. Каноническими считаются Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки,
от Иоанна.
Христос был послан в мир людей Богом-Отцом для того,
чтобы мученической смертью искупить грехи человечества и указать людям путь к
спасению.
Иисус Христос был одновременно:
• Богом, сыном Божьим, после смерти вознесшимся на
небеса;
• человеком, родившимся от земной женщины, жившим жизнью
человека и испытавшим смертные муки. (Это выражает единство Бога-Творца и
человека.)
А.А. Гусейнов в работе "Великие моралисты"
пишет, что о Христе "...можно говорить и на языке теологии, и на языке
науки, он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики".
Еще в раннем детстве Иисус Христос проявил интерес к
духовным проблемам. В 30-летнем возрасте он выступил с собственным учением. О
своей миссии Христос говорил: "Благовествовать я должен Царствие Божие,
ибо на то я послан".
Основные положения учения Иисуса Христа. Христианская религия основана на представлении в том,
что Бог.
• является творцом всего сущего, "видимого и
невидимого" (эмпирического и идеального мира);
• един в трех лицах - Отец, сын и Дух Святой;
• является целью и смыслом мира;
• является моральным абсолютом;
• есть любовь. Человек:
• создан Богом по образу и подобию Божьему;
• наделен духом, душой и волей;
• греховен первородным грехом, унаследованным от
прародителей Адама и Евы, прогневивших Господа;
• может обрести спасение только благодаря Богу и
церкви, которая представляет Творца на земле.
Главной целью христианина являются:
• искупление грехов, покаяние;
• воссоединение с Господом;
• обретение Царства Божия после смерти.
Эмпирический мир не ценен. Человек, погрязший в земных
интересах обречен адскому пламени.
Царство Божие. Царство небесное понимается
как:
• апокалипсис, конец света, второе пришествие Мессии;
• царство духа: "Царство Божие внутри вас".
Оно предназначено, по словам Христа, для:
• детей и людей, похожих на детей своими душевными
свойствами ("Блаженны нищие духом... Блаженны чистые сердцем..." и т.
д.);
• обиженных, жертв социальной несправедливости
("Блаженны плачущие, ибо утешатся...");
• смиренных людей ("Блаженны кроткие...").
В преддверии Царства Божия человек обязан сделать
окончательный выбор между Богом, добром, вечной жизнью и Дьяволом, злом,
смертью: "...Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное" (Евангелие
от Матфея).
Нравственный человек должен соблюдать
заповеди Христа, не сосредоточиваться на земных благах и чувственных удовольствиях.
Причиной страданий людей является забота о материальных
благах ("хлебе насущном"), Иисус говорил: "Ищите прежде всего
Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".
Учение Иисуса Христа обращено ко всем людям без
исключения, и в первую очередь к грешникам: "Я пришел
призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Евангелие от Матфея).
Иисус Христос в Нагорной проповеди придал
заповедям Моисея характер гуманизма, объяснил истинный смысл заповедей.
"Не убий". Нельзя не
только убивать, но даже:
"гневаться на брата своего напрасно",
ссориться с ним;
выражать неуважение к другому человеку;
отрицать наличие ума и рассудка у другого человека.
"Не прелюбодействуй". Христос говорил: "...Всякий, кто смотрит на
женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем".
(Грехом является не только действие, но и мысль.)
"Не преступай клятвы". "...А я говорю вам: не клянитесь вовсе"
(Христос).
Человек не имеет права клясться ничем, так как все в
мире во власти Божьей.
Закону мести Иисус Христос противопоставил заповедь
милосердной любви:
"не противься злому" (терпеливо переноси обиды
и зло);
"кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему
и другую";
"просящему у тебя дай";
"любите врагов ваших, благословляйте проклинающих
вас, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и гонящих
вас".
Христос пояснял: "Если вы будете любить только
любящих вас... не то ли делают и все грешники?"
Иисус Христос предостерегал верующих от лицемерия:
"...не творите милостыни... перед людьми и с тем, чтобы
они видели вас...";
"когда молишься, не будь как лицемеры, которые
любят... молиться, чтобы показаться перед людьми";
"когда поститесь, не будьте унылы, как
лицемеры...".
Также Иисус завещал:
"...прощать людям согрешения их...";
"...не собирать себе сокровищ на земле...";
"...не судите других...";
"...берегитесь лжепророков...".
В Нагорной проповеди было сформулировано "золотое
правило морали". "И так во всем, как хотите, чтобы с
вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
Основными христианскими добродетелями являются;
* смирение. Истинный христианин
должен:
* подчиняться воле Божьей, безропотно принимать
посланные ему беды и испытания;
* принимать то место в мире, которое дано ему Богом
(мириться с бедностью, низким социальным положением);
* не умножать количество зла в мире, быть кротким,
негневливым;
* смирять свои страсти и амбиции;
* вера: истинные кротость, доброта,
смирение могут быть основаны только на истинной вере в Бога;
* надежда. Она состоит в:
* уповании на милость Божью, его милосердие и
справедливость. Уныние - неверие в милосердие Божье. Является смертным грехом,
ведущим гибели души;
* вере в утешение после смерти, обретение вечной жизни в
Царстве Божьем;
* любовь. Свойства христианской любви:
* бескорыстие;
* деятельность;
* милосердие;
* равное отношение ко всем людям.
Христианская любовь и милосердие выше объективной оценки
личных качеств людей.
Иисус Христос говорил: "...будьте сынами Отца
вашего небесного, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и
добрыми..."
6. Мухаммед
Мухаммед
родился в 570 г. в г. Мекке. Он принадлежал к племени курай-шитов. Арабы того
времени исповедовали многобожие, что обеспечивало равновесие между
многочисленными племенами.
В арабском обществе было много людей, называемых ханифами
(отпавшими). Они исповедовали единобожие и помнили, что родоначальником арабов
был Измаил, сын Авраама.
В торговых поездках Мухаммед познакомился с учениями
иудаизма и христианства. Он испытал влияние монотеизма, впоследствии
называл себя ханифом.
В 610 г. Мухаммеду явился Архангел Гавриил и показал
священную книгу (Коран), а голос с неба возвестил: "О, Мухаммед, ты -
посланник Аллаха...". После указания свыше "Встань и увещевай! И
Господа твоего возвеличивай!" Мухаммед начал проповедовать новую веру.
Новой общине мусульман Мухаммед дал устав,
который гласил:
• члены общины составляют единый народ, племенные
различия преодолены;
• люди делятся только на верных (мусульман) и неверных
(немусульман);
• кровная месть отменяется, верующие объединяются против
общего врага (неверных);
• высшей инстанцией является Аллах;
• Мухаммед - последний в ряду пророков единого Бога
(после Авраама, Моисея, Иисуса);
• Коран является последней книгой откровений.
Со временем Мухаммед решил, что метод проповеди исчерпал
себя и необходимо распространять ислам с помощью силы. Он сформулировал идею священной
войны (джихада).
• война за истинную веру священна;
• добродетель веры выше порока убийства;
• смерть за веру открывает путь в рай.
Вместе с тем важную роль в священных войнах играли жажда
наживы и месть.
Благодаря учению о едином Боге и предназначении
арабского народе Мухаммед сплотил разрозненные враждебные племена, создал
арабское государство, установил единую веру.
Основные положения ислама:
• миром правит Бог;
• Бог абсолютен, совершенен, вечен;
• Аллах является Богом истины, милосердия,
справедливости;
• Бог один, "никого нельзя давать ему в
сотоварищи";
• человечеству предстоит страшный суд и затем второе
творение.
В судный день
грешники будут отделены от праведников (и отправлены соответственно в ад и
рай), добро будет отделено от зла навечно, злые больше не смогут избежать
наказания (как в первое творение). В отличие от рая христиан мусульманский рай
обещает все чувственные наслаждения, которые ценят люди.
Устой ислама.
• Важнейшим устоем ислама является утверждение:
"Аллах един, а Мухаммед его посланник".
• Обязательная молитва (цикл из 5 молитв).
Молитвы совершаются добровольно, без контроля извне. Соблюдение ежедневной
молитвы является показателем искренности веры.
• Обязательный пост в месяц рамадан.
Заключается в полном отказе в светло время суток от всего, что отвлекает от
благочестивых мыслей (еда и др. Во время поста обязательны кротость и
милосердие. Пост является показателем правильного отношения к природе человека
и его духовном миру.
• Обязательная милостыня, посильный взнос в общину.
Носит благотвори тельный характер (помощь бедным). Является не добровольным, а
обязательным взносом. Свидетельствует о правильном отношении к ближним.
• Обязательное паломничество (хадж) в Мекку к
Каабе - святилищу Авраама. Во время хаджа совершаются
усиленные молитвы и пожертвование Мысли верующих концентрируются на сущности
ислама – единобожии.
Особенности этики Корана. Мухаммед не создал мусульманскую этику как сферу знания
и культуры. Этика Корана является догмой и pyководством к
действию, моральной программой.
Учение Мухаммеда не систематизировано в виде кодекса и
не содержит общих принципов. Оно включает в себя конкретные нормы
нравственности.
Нравственные нормы Корана нераздельны с формами регуляции человеческих отношений:
религией, обычаями, правом. Нормы мусульманской этики не категоричны - в
определенных случаях допускаются нарушения запретов (например, необязательность
поста для беременных женщин).
Мусульманская этика реалистична. Она учитывает
ограниченность возможностей человека, отрицает богоподобие человека.
Литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.
— Гардарики, 2003. - 472 с.
2.
Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс
лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
3.
Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для
вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.
4.
Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. —
445 с.
5.
Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета
6.
Новый Завет
7.
Тора (пятикнижие Моисеево). — М.: «Шамир». 1993
8.
Коран. — М.: СП ИКПА. 1990.
9.
Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2.
М., «Мысль», 1972.
Страницы: 1, 2
|