Актуальность русской христианской философии
Р е ф е р а т
на тему “ Актуальность русской
христианской философии ”
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…..……………………………………………………………………………….
3
1. Русская философия и ее
особенности….…………………………………………….. 3
2.
Роль православия в русской культуре и философии…….…………………………...5
3. Русская философия и причины духовного кризиса в
России….…………………….7
Заключение…….………………………………………………………………………….10
Список
литературы………………………………………………………………………11
Главная задача философии заключается в том, чтобы
разработать теорию о мире как о едином целом, которая бы опиралась на все
многообразие опыта.
Философия порой понимается как некое абстрактное
знание, предельно удаленное от реаль-ностей повседневной жизни. Нет ничего
более далекого от истины, чем такое суждение. Напро-тив, именно здесь находится
главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых от-влеченных
понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений (в конечном
счете) не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их
взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. При этом важно иметь в
виду, что с точки зрения филосо-фии уразуметь действительность вовсе не значит
просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает
критическое отношение к действительности, к тому, что устаре-вает и отживает, и
одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоре-чиях, а
не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и
развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только
и могут получить раз-решение философские проблемы, где выявляется
действительность и мощь человеческого мышления.
Философские представления на Руси как выражение общего
взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности.
Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к Х–ХI вв.,
т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложи-лись достаточно
развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и
обра-зованность достигли относительно высокого уровня. Но русская философия
превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и
проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно
обособилась от религии. [4]
Православная догматика, святоотеческая литература
определяли основные грани на пути размышлений, богатая философская литература
Западной Европы создавала возможность выбо-ра между тем или иным философским
направлениями при построении христианской филосо-фии.
Религиозный опыт
дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. В русской философии
влияние православия оказывает решающую роль. Она глубинным образом связана с
ним как корневым основанием русской культуры. Только благодаря ему, мы можем
придать на-шему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть
сокровеннейший смысл все-ленского существования. Философия, принимающая во
внимание этот опыт, неизбежно стано-вится религиозной.
По общепринятому мнению, русская философия в основном
занимается проблемами этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии –
гносеология, логика, этика, эстетика и ис-тория философии – велись исследования
в России до большевистской революции. В более позднее время действительно
русские философы особенно интересовались вопросами этики. Начнем с гносеологии
– науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских
вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.
В русской философии широко распространен взгляд о
познаваемости внешнего мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайней форме,
а именно в форме учения об интуитивном непо-средственном созерцании объектов
как таковых в себе. По–видимому, русской философии свойственно острое чувство
реальности и чуждо стремление рассматривать содержание внеш-них перцепций как
нечто психическое или субъективное.
Русские философы отличаются такой же высокой
способностью к спекулятивному мыш-лению, как и немецкие. Как позитивизм, так и
механический материализм нашли в России ши-рокое распространение. Однако в
России, как и в других странах, без сомнения, все еще про-должает существовать
тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и дру-гих
образованных людей, не сделавших философию своей профессией. Следует отметить,
что эти люди всегда составляют большинство. Но лишь немногие из русских
философов – профес-сионалов были позитивистами и материалистами.
В русской
философии стремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно
сочетается с верой во все многообразие опыта как чувственного, так и более
утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские
философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому
опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но, прежде всего, они доверяют
религиозному мистическому опыту, который устанавливает связь человека с богом и
его царством.
Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке
всеобъемлющего христианского мироздания. В этом состоит характерная черта
русской философии. То что развитие русской философии нацелено на истолкование
мира в духе христианства, говорит о многом: русская фи-лософия, несомненно,
окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации. В общественной жизни любое
идеологическое движение развивается со своей противоположностью.
Русская философия, прежде всего, резко и безоговорочно
онтологична. Русскому уму со-вершенно чужд всякий субъективизм, и русский
человека меньше всего интересуется своим собственным узколичным и внутренним
субъектом. Этот онтологизм, однако (в противополож-ность Западу), заостряется в
материи, что характерно для него еще со времен мистической арха-ики. Сама идея
божества, как она развивалась в русской церкви, выдвигает на первый план
эле-менты телесности, в чем П. Флоренский находил специфику русского
православия в отличие от византийского. В дальнейшем в связи с вырождением
мистики эта “софийская” философия постепенно теряет свою религиозную сущность.
Еще в самом конце XIX века русский философ В. Соловьев указал на “религиозный
материализм”, “идею святой телесности”, дающей воз-можность утверждать не
только всемирное божество, но и максимальную энергию всего мате-риального и, в
частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтому нет ничего
удивитель-ного или непонятного в словах Д. И. Писарева о том, что “ни одна
философия в мире не при-вьется к русскому уму так прочно и так легко, как
современный здоровый и свежий материализм”.
Второй чертой русской философии, тоже восходящей к
мистической архаике, является идея соборности. Соборность – это свободное
единство основ церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного
отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на едино-душной любви к
Христу и божественной праведности. Так как верующие вместе любят Христа как
носителя совершенной истины и праведности, то церковь есть не только единство
многих людей, но и единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу.
Это возможно толь-ко в том случае, если такое единство зиждется на
бескорыстной, самоотверженной любви. Лю-бящие Христа и его церковь отказываются
от всяческого тщеславия, личной гордости и усваи-вают разумную проницательность
веры, раскрывающей значение великих истин откровения. Соборность – это есть
единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшему этого единения в Духе
невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборности от коллективности и
об-щинности азиатских обществ от солидарности обществ западных. [7]
Отсюда вытекает, что как только русская философская
мысль начинала касаться отдельной личности, то есть ставить этические вопросы,
то они сразу превращались в идеологию этого об-щественного подвижничества и
героизма. Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в истории
русской философии. Всестороннее её исследование является важной нацио-нальной
особенностью философской мысли. Проблема личности концентрирует в себе
основ-ные вопросы политической, правовой, нравственной, религиозной, социальной
и эстетической жизни и мысли. Место личности в обществе, условия её свободы,
структура личности, её твор-ческая реализация представляет собой целостный
процесс развития идей. Тема проблемы лич-ности проходит в тех или иных формах
через многие этапы истории русской философской мысли. Однако наиболее
интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - начале XX века в различных
изданиях, которые отличались богатством содержания.
Славянофилы утверждали, что подлинная свобода личности
возможна лишь на основе признания религии высшей ступенью духовной жизни.
Отвергая, рационализм и материализм, они отстаивали Бога в человеке. Постановка
вопроса о внутренней духовной свободе человека была несомненной заслугой
философов-славянофилов. Славянофилы выступали против личной собственности
правового государства. Они считали, что род, семья, община, социальные связи,
являются наилучшей средой для существования личности. Всем формам внешней
свободы - политической, правовой, экономической, они противопоставляли
внутреннюю свободу личнос-ти, основанную на ценностях внутреннего мира,
освящённых религией.
Чернышевский и Добролюбов в своих трудах развили идею
“разумного эгоизма”. От абстрактной человеческой природы они перешли к пониманию
личности как субъекта социаль-но-политической деятельности. Они утверждали
социальную активность, утверждали единство слова и дела. Человек превращается в
личность в процессе борьбы против сил, препятствующих прогрессу, против рабства
и пустой мечтательности. Чернышевский разработал идею “Разумно-го эгоизма”. Его
суть: протест против фальши и лицемерия, против индивидуального эгоизма, против
насилия над личностью, но “за” разумное сочетание интересов личности и
общества, за единство сознания и поведения. [1]
Иначе к разработке проблемы личности подошёл Владимир
Соловьев. Он анализировал че-ловека в масштабах глобальных, космических, его
понимание вносило гуманистический харак-тер. Его исследования сущности добра,
стыда, единства познания, нравственности, эстетики, обогатили мировую
философскую мысль. [5]
Проблема свободы личности, которой русские философы
посвятили столько ярких страниц, приобрела в современном мире особое значение,
она становится объектом не только политичес-ких деклараций, но и теоретических
изысканий. Одним из них является либерализм. Россий-ский либерализм выражается
социальным строем, который многие люди представляли себе как движение общества
к гражданскому и правовому государству, где все равны перед законом, где
интересы личности выше интересов государства, где хорошие условия труда и
жизни. Глубину идеи русского либерализма демонстрирует работа одного из ведущих
представителей русской социально-философской мысли Петра Струве. Струве считал,
что главная сущность тех или иных учений - это отношение “к двум основным
проблемам культурного и государственного развития России: проблеме свободы и
власти”. Таким образом, сплетаются две тенденции – полная свобода личности и в
тоже время поиск границ этой свободы. Классическим выражени-ем либерального
консерватизма Струве считал творчество А.С. Пушкина, в котором Струве увидел
сочетание как любви к свободе, так и любви к власти.
Таким образом, мыслители XIX - начала XX века
стремились утвердить в российском обществе идеи просвещения и уважения к правовым
нормам, уважение к личности.
Сюда входят несколько идей. Во-первых, русские
писатели испытывали жгучую потреб-ность очищения, чистоты перед народом, острое
чувство не только честного, справедливого, че-ловеческого отношения к народу,
но именно внутренней чистоты перед ним, обнаженной и очищенной совести. Были
многочисленные “кающиеся дворяне” и “активные народники 70-х годов”. Во-вторых,
эта жажда внутренней чистоты перед народом превращается далее в под-линный
героизм и самоотверженное подвижничество. Тема о “героическом характере”
русской литературы была давно популярна, еще задолго до революции. У первой
русской интеллиген-ции честным считалось вести революционную борьбу или, по
крайней мере, быть в оппозиции к правительству, и бесчестным и подлым –
уклоняться от борьбы и оппозиции. Стремление к чистоте становилось стремлением
отдать и самому жизнь свою за дело революции. Правда, сю-да не подойдут
славянофилы, бывшие либералами или даже реакционерами. Но они продолжа-ли
культивировать старые идеи подвижничества, т.е. понимали его как духовную
практику, а значит, тем самым все же и они не расставались с общерусской идеей
подвижничества.
Традиция русской религиозно-философской мысли, идущая
от славянофилов и Владимира Соловьева, узнавшая свой расцвет в первое
десятилетие нашего века, сейчас никак не может считаться покрытой мраком
забвения. Разнообразные труды от академических студий до попу-лярных статей
посвящаются ей в немалом числе и в различных странах – даже в России. Что еще
важнее, она, несомненно, служит одним из основных духовных влияний,
определяющих идейные процессы в современном русском самосознании. Интерес к ней
велик и продолжает расти. Но при всем этом несомненно и другое – едва ли
сегодня думают, что эта традиция еще жива и продолжается. Скорее ее
рассматривают как явление, связанное с определенным кругом лиц определенным
периодом, а нынче сполна завершившее свой путь и принадлежащее истории.
Вполне ли оправдано это общепринятое восприятие?
Невозможно всерьез судить о состоянии и судьбе русской религиозно-философской
традиции, не задаваясь вопросами о ее внутренней истории и внутренней логике,
как-то: какие знания имела перед собой традиция? Сумела ли их исполнить? Все ли
сказала, что имела сказать?
Чтобы ответить
на них, необходимо понять, в чем было существо и смысл осуждаемой тра-диции как
духовного феномена, состоящего в контексте национального, культурного развития,
с одной стороны, и европейского философского с другой. Эта работа интроспекции,
самосозна-ния философской традиции – и в этой работе наша традиция, не долго
жившая, успела продви-нуться не очень значительно. Чаще всего выражался взгляд,
по которому общее значение рели-гиозно-философского движения заключалось в
отходе интеллигенции от материалистического и позитивистского мировоззрения и
возвращения ее в церковь. Такое суждение справедливо, но, вместе с тем, и
существенно не полно. Оно выражает не столько внутренний смысл тради-ции,
сколько ее прикладной, социальный аспект, если бы значение русской философии,
дейст-вительно, ограничивалось лишь этим, пришлось бы ее отнести в разряд
средств социальной те-рапии, отвращающих нигилистическую интеллигенцию от
других наклонностей и занятий. Вы-яснить же значение и смысл традиции на более
глубоком уровне, затрагивающем ее истинное существо возможно лишь на основе
определенной философской позиции или модели, описыва-ющей соответствующие
духовные феномены. Будет естественным, если такую модель мы по-пытаемся отнести
к той самой традиции, путь которой желаем осветить. Как нетрудно увидеть, общие
принципы и установки традиции имплицируют вполне определенное понимание ее
осо-бенной природы, и шире – природы философского процесса в России. Это
понимание можно резюмировать в виде ряда основных положений.
1. Философский процесс в России, становление и жизнь самобытного
российского философ-ствования, не есть отдельный и автономный процесс, но один
из аспектов (моментов, “качест-вований”, если употребить термин Л.П. Карсавина)
процесс исторического существования рос-сийской культуры, в котором последняя
выступает как единый субъект, наделенный способ-ностью к изменению и само
отнесению.
Страницы: 1, 2
|