Анархизм
АНАРХИЗМ
Рождение российского анархизма
затянулось на несколько десятилетий.
Лишь в 80-е годы XlX в. он сформировался
в революционное движение и начал играть определяющую роль в системе
общественно-политических взглядов народников. Большинство из них
поначалу, находились под влиянием бакунистских идей. М.А. Бакунин,
на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами с государством
и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой власти.
В манифесте-книге “Государственность и Анархия” - он предложил своим
последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное
всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен
предлагалось организация вольного братского союза “производительных
ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично,
потому свободно, людей всех языков и народностей”.
По мнению Бакунина, долгом
каждого честного революционера должна была стать поддержка в народе
инстинктивного духа протеста, его постоянной готовности к революции.
“ Живой ток революционной мысли, воли и дела” должен был разбить традиционную
замкнутость крестьянского мира, наладить связь между фабричными
работниками и селянами и создать на их основе несокрушимую силу,
способную одним махом произвести в стране социальную революцию.
Развивая теоретические
построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина вскоре предложили
идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских восстаний для
осуществления социальной революции. Через “хождение в народ” прошли
многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с
самодержавием.
Дальнейшее развитие анархические
построения нашли в лице П.А, Кропоткина. Осенью 1873 г. по поручению “чайковцев”
( членов кружка Н.В. Чайковского) - он составил программный документ
организации, манифест -- “Должны ли мы заняться рассмотрением идеала
будущего строя ?“ В этом документе идеалом будущего строя объявлялась
“ анархия “ - т.е. “союз вольных коммун”, без центральной государственной
власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы
Крапоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих:
“Здесь мы должны распространять
наши воззрения, здесь должны мы подыскать товарищей. Прежде всего
восстание должно произойти в самом крестьянстве и городских рабочих
только тогда может оно рассчитывать на успех”.
Насколько сильна была вера
в осуществимость анархических построений у российской молодежи той
поры, показывает тот факт, что в первых больших судебных процессах
70-х годов, организованных правительством против революционеров
(процессы “50-ти” и “193-х” ), наиболее видные обвиняемые почитали за
честь называть себя анархистами.
В 70-- 90-е годы прошлого
века П.А. Крапоткин осуществил разработку концепции анархо-комунизма,
воспринятую значительным большинством анархистов. Система Крапоткина
привлекали внимание современников своей глубоко гуманистической
направленностью, попытками синтеза и гармонии мира, стремлением объяснить
все явления в области общественной жизни объективными законами
природы. Под анархией он понимал “ мировоззрение основанное на механическом
понимание явлений “, Охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь
человеческих обществ. В своих построениях новый теоретик российского
анархизма значительное место уделил вопросам революции. Он не считал
народ готовым к немедленному революционному выступлению и ставил
вопрос о создание анархической партии для “ тихой подготовительной
идейной работы ”. Социальную революцию он считал закономерным явлением
исторического процесса, “ резким скачком вверх “, который должен
привести к полному уничтожению все институтов власти и гос. учреждений.
По его мнению, анархо-комунизм можно было вводить сразу после разрушению
старых порядков в ходе революции. Кто же совершит эту великую революцию?
“ Ее могут сделать только сами трудящийся - рабочие и крестьяне и трудовые
элементы из интеллигенции”, - писал Кропоткин. Он так же отрицал необходимость
революционного правительства, не признавал ни какой революционной
диктатуры, так как при ней, по его мнению, “ революция неизбежно вырождается
в произвол и в деспотизм”.
В начале ХХ в. в России,
в условиях общего революционного подъема и невиданной накалу классовой
борьбы, анархизм - вечный спутник революций и социальных потрясений
вновь заявил о себе, как об общественно-политическом движении, обединяющем
леворадикально, демократически настроенные слои общества.
Первые шаги к усилению роли
анархизма в общественно-политической жизни страны были сделаны за
границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов
“Группа русских анархистов за границей“, издавшее воззвание с призывом
к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были
Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. Супруги Гогелия в 1903 г. в
Женеве создали группу анархистов-комунистов “Хлеб и Воля”, принесшую
известность Российскому анархизму. “Хлебовольцам” при поддержке Кропоткина,
М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в том же году организовать первого
российского анархического печатного органа за границей - - газеты
“Хлеб и Воля”.
В самой России первые анархистские
группы появляются весной 1903 г. в г. Белостоке Гродненской губернии
среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных
рабочих; летом - в г. Нежине Черниговской губернии в среде учащийся
молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории
страны шел по восходящий линии, и уже к концу 1903 г. функционировало
12 организаций в 11 городах, а в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах
северо-запада, Юго-запада и Юга страны.
География российского
анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах. “Столицами” движения
считались Белосток, Екатиринослав и Одесса.
Социальную основу анархического
движения составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы,
крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также
немногочисленные группы рабочих недовольные существующими порядками,
но слабо представляющие пути и средства борьбы с ними. Если попытаться
составить обобщенный портрет анархист периода первой российской революции,
то он бы выглядел так: это был бы молодой человек (или девушка) 18-24-летнего
возраста, имевший начальное образование и представлявший, представлявший
как правило демократические слои общества. Касаясь модного сегодня
национального вопроса, заметим, что в анархо-движении преобладали
евреи (по отдельным выборкам их число достигает 50%), русские (до
41%), украинцы (до 35%). Среди анархистов практически не было лиц зрелого
возраста. Самым пожилым в движение были - его основатель Кропоткин
(1842) и его ближайшая последовательница М. И. Гольдсмит (1858). Основная
масса крупных организаторов движения -
М. Э. Данилов, Н. И. Музиль,
Я. И. Кирилловский, А. А.
Боровой,
В. И. Федоровловский (Д.
Новомирский), - родились в середине - конце 70-х гг. XIX в., т.е. к моменту
революции им было около 25 - 32 лет. В основном руководители и теоретики
анархо-движение имели высшее или среднее специальное образование,
большие навыки агитационной работы.
Июльский политический
кризис 1917 г. закончился поражением сил революции и частичным разгромом
анархических организаций. В этот период на передней край борьбы вновь
выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание не только революционеров,
но и сторонников правительства, пытавшиеся в своих целях авторитет великого
ученого и мыслителя.
А. Ф. Керенский делал невероятные
усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти во Временное правительство,
предлагая ему на выбор любой пост министра. Крапоткин отказался ответив:”
Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным”. Очевидно,
результатом длительных размышлений стало его участие в работе Государственного
совещания в Москве,15 августа 1917г.
Консервативные круги вряд
ли ожидали услышать от теоретика анархизма проповедь идеи классового
примирения всех сил “и правых и левых”, действующих в революции. Возможно
это был хитрый ход политика считавшего, что достичь царства анархии
можно будет только в условиях мира и демократии. Но за такое положение
дел анархистам еще предстояло бороться.
Накануне Октября
1917 г. они были все еще в значительной степени разрозненны.
Колебание различных частей
анархического движения не спасли его от подчинения решительной и
властной тактике большевиков. В дни Октября большевики использовали
анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии,
оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и пр. Анархисты
окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвовали в октябрьских
событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.
Но для большевиков утвердившихся
у власти, анархизм, с его лозунгами борьбы за свободу личности и против
государственных институтов, был хорош только до той поры, пока не мешал
осуществлению собственных планов государственного строительства.
Большевики опосались соединения идей анархии с лозунгами своих противников
из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами
и их попутчиками были использованы все методы: от обвинения их в поддержке
“буржуазных контрреволюционеров”, в организации “пьяных погромов”
до попыток формирования ими собственных отрядов.
17 декабря в газете петроградских
анархистов появился призыв к созданию собственных вооруженных сил.
“Вольные анархические дружины” нужны были анархистам ”для организованного
удара... по власти, для смертельной за социальную революцию”. В публикации
содержалась прямая угроза большевикам:” Если вы станите на нашем пути
к анархии, к камуне, мы растопчем и вас”. Весной 1918 г. анархисты приступили
к созданию постоянных боевых отрядов. Кадры “боевиков” предназначались
для борьбы “за идеалы анархизма”, с “контрреволюцией” в России, а также
для подавления выступлений “германских белогвардейцев”.
Постоянная нацеленность
анархистов на задач мирового революционного развития не мешала им
устраивать прозаические налеты на квартиры, грабить склады и магазины,
и даже захватывать здания. Московские анархические группы зимой
1918 г. устроили настоящие соревнование по захвату особняков в городе.
Почувствовав за собой
некую силу, анархисты решили добиться окончательного своего признания
Советской властью. Весьма важной для них была задача обеспечения оружием
и продовольствием в равных пропорциях с красногвардейцами. Власти
Москвы и Петрограда признали требования анархистов недопустимыми
и запретили им выдачу оружия.
Анархисты не могли смирится
с таким решением властей. В конце марта 1918 г. члены Московской Федерации
анархических групп официально уведомили Моссовет о захвате помещения
купеческого собрания на Малой Дмитровке дом № 6 и размещении там
своих организаций. Такая позиция создала угрозу возможных насильственных
действий против большевиков. Насколько такая задача была реальной
и выполнимой для анархистов?
Сейчас трудно ответить на
этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали усиленно распространятся
слухи о готовящемся выступление анархистов.
В ночь с 11 на 12 апреля
в городе силами ВЧК, воинских частей и латышских стрелков из охраны
Кремля был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение
сторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное
сопротивление, но в основном застигнутые врасплох, сдавались. Вскоре было
проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде,
подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары.
Верхушка движения не имевшая
после смерти П. А. Крапоткина в 1921 г. подлинного руководителя и
теоретика, раскололась на несколько частей.
Многие анархисты заявило
о кризисе движения, его перерождение своем желании трудится на благо
большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть духовному гнету и лжи предпочла
эмиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец, оставшийся
в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу но их
было ничтожно мало.
Многие анархисты тяжело
переживая разрыв с родиной, одиночество, и усталость от бесполезной
борьбы, принимают решение вернуться в СССР. Кто-то возвращался по своей
воле, кто-то из-за связей с чекистами, но как правило конец жизни эти в
прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на стройках и лагерях
ГУЛАГа. В 1929 г. на воле
уже практически ни кого не было. Анархические организации в стране
прекратили свое существование.
|