Античная философия
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Белгородский юридический
институт
кафедра гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Философия
РЕФЕРАТ
по теме: «Античная философия»
Автор: Слушатель
кандидат философских наук
Князев В.В.
Белгород
2008г.
План
Вступительная
часть
1.Введение
2.Античная
натурфилософия
3.Философия
Платона и Аристотеля
4.
Эллинистическая философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм
5. Заключение
1.Введение
Античная философия,
то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и
просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение
связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой
философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина»
Боэция в 524 г.
При всех
существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые
общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу
рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего
следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с
высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом
к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу».
Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная
связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе
дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии
как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии
является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало
учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой
философии является также то, что в ней на основе созерцательности
вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как
находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении,
становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к
практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике,
античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту
проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической
проблематике и углублению во внутренний мир человека.
Ее основная
периодизация связана в первую очередь с общекультурным развитием античности. В
эволюции античной философии, на основе ее содержательного анализа, выделяются
следующие взаимопроникающиеся, а порою накладывающиеся друг на друга, пять
периодов:
1)
космологический, с его онтологией и вытекающей из него гносеологией и этикой,
называемый порою досократическим или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.);
2)
антропологический, представленный софистами, Сократом и сократическими школами
(2-я пол. V-IV вв. до н.э.);
3) классический,
связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);
4)
эллинистический, связанный с возникновением и распространением эпикуреизма,
стоицизма и скептицизма, а также неоплатонизма (конец IV в. – I в. до н.э.);
5) римский,
представленный философией Цицерона, Лукреция Кара, а также римским стоицизмом,
эпикуреизмом, скептицизмом и философией позднеримского мыслителя Боэция (I в. до н.э. - VI в. н.э.).
2. Античная натурфилософия.
Возникновение
античной философии тесно связано с относительно высоким уровнем развития
материального производства и с общим духовным скачком в VII-VI вв. до н.э. в Греции, который именуется «греческим чудом».
Период
возникновения ионийской философии явился временем семи мудрецов, людей
практической житейской мудрости.
Основоположником
Милетской школы является Фалес (ок. 624-547 гг. до н.э.). В его лице мы имеем
не только философа, но также ученого и политика. Это был деятель, соединявший
интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом к вопросам строения
мира, с поискам и его первоначал. Фалес начал преобразовывать мифологическое
мировоззрение в философское, отвечающее духу времени. Он впервые в истории
человеческой мысли ставит проблему начала мира с позиций нового, философского
мировоззрения, опираясь при этом не только на миф, но и отправляясь от
«чувственной видимости».
У Фалеса впервые
в истории человеческого мышления ставится проблема начала явлений материальной
действительности с точки зрения ее понятийного осмысления. Основой всего сущего
признается вода, которая понимается как жидкость вообще, являющаяся не только
началом, но и концом всего существующего. Воду Фалес мыслил как «физис» -
жидкий, текучий, а то, что мы пьем, является лишь одним из его состояний.
Учеником Фалеса
был Анаксимандр (около 611-545 гг. до н.э.), написавший философское сочинение
“О природе”. Он сделал дальнейший шаг вперед по пути от конкретного к
абстрактному, от чувственного к понятийному осмыслению “начал” реального бытия.
Анаксимандр считал, что единым и постоянным источником рождения всех вещей
является не какое-либо отдельное вещество, а первовещество. Апейрон - это
абстрактная, неопределенная материя, вместо “предельной” воды сущностью всего
существующего объявляется “беспредельное”.
Из апейрона как
единого выделяются противоположности. Из вечного и рождающего (апейрона)
выделяются «начала» - противоположности сухого и влажного, теплого и холодного.
Таким образом, первоначало порождает вещи не непосредственно, а через единство
«начал» - противоположностей. Это означает, что Анаксимандр выдвигает важнейшее
методологическое положение, принцип, согласно которому «части изменяются, целое
же остается неизменным».
Первые
живые существа, по Анаксимандру, родились во влаге и были покрыты колючей
чешуей. Человек произошел от животных. Он зародился и развился до взрослого состояния
внутри какой-то громадной рыбы, а затем вышел на сушу.
Анаксимен (около
560-480 гг. до н.э.), написавший сочинение «О природе», возвращается от
абстрактного к конкретному, физическому и берет в качестве первоначала всего
сущего одну из четырех стихий - воздух. Анаксимен называет воздух
беспредельным, то есть апейрос. Так апейрон превратился из субстанции в ее
свойство.
Все многообразие
стихий Анаксимен объясняет степенью сгущения воздуха. Душа также состоит из
воздуха. «Подобно тому, - пишет он, - как душа наша, будучи воздухом,
сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют мир». Воздух обладает свойством
бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение - с
нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух
первичен даже по отношению к богам. Он не отрицал богов, но считал, что «не
богами создан воздух, а они сами из воздуха».
У Анаксимена
намечается количественный подход к объяснению природы. Само возникновение
множества вещей и возвращение их в единое первоначало он объясняет процессом
сгущения и разрежения воздуха. Для него характерно признание семи переходных
состояний воздуха (первоначала): огонь, чистый воздух, ветер, облака, вода,
земля и камни.
Обобщая взгляды
представителей Милетской школы, отметим, что философия у них возникает не как
простая рационализация мифа, а как определенный синтез мифического и
эмпирического знания, знания и мудрости. На этой основе они пытались дать
целостную картину мира. «Первоначало» представителей Милетской школы, будь то
вода Фалеса, воздух Анаксимена или апейрон Анаксимандра, порождает
(непосредственно, как у Фалеса и Анаксимена, или опосредованно, через
«противоположности», как у Анаксимандра) все многообразие существующих вещей,
объемлет все сущее.
Значительный вклад
в развитие античного материализма и диалектики внес Гераклит Эфесский (около
540-480 гг. до н.э.), написавший произведений «О природе». Его учение явилось
первым сознательным переходом от чувственного воззрения на мир к его
понятийно-категориальному восприятию. В основу всего сущего Гераклит кладет
материальное первоначало - огонь. Гераклит видел в огне не только то, что лежит
в основе всего сущего, но и то, из чего все возникает и во что превращается:
«Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха
смертью, земля - воды (смертью)». Этот процесс цикличен и осуществляется как
вверх, так и вниз, то есть происходит обратная трансформация всех стихий в
огонь. Возникновение космоса Гераклит называет «путем вниз», «упорядочением» и
«недостатком» огня, а гибель космоса называется им «путем вверх» и «избытком
огня».
Гераклита можно
считать основоположником учения о познании. По его мнению, «человек обладает
двумя средствами познания истины: чувственным восприятием и логосом». Различая
чувственное и рациональное познание, он полагал, что истина постигается умом,
который познает сущность (логос) мира. Мудростью же является «знание мысли,
которая везде и всем правит».
С именем
Гераклита связано развитие диалектических взглядов в Древней Греции. Широкую
известность получили его высказывания: «все течет и все изменяется», «нельзя
войти в ту же реку дважды» и др.
Диалектика
Гераклита - это диалектика не идей, а диалектика космоса, который дан
конкретно-наглядно, как единый в своей противоречивости образ-эйдос.
Таким образом,
ионийская философия поставила вопрос о едином начале, из которого возникают и в
которое возвращаются все вещи, и решила этот вопрос на основе движения. Все
вещи возникают и уничтожаются в ходе и в результате движения.
Пифагореизм имел
свою длительную историю - от основателя школы, полулегендарного Пифагора (VI в. до н.э.) до неопифагореизма (I в. до н.э. - III в. н.э. ). Первоначально он
существовал как религиозный орден, учения которого должны были оставаться
тайной для непосвященных. Здесь ставились практические нравственные и
религиозные цели - очищение человеческой души для спасения ее от круговорота
рождений и смертей. Одним из важных средств очищения пифагорейцы считали
научные занятия, прежде всего занятия математикой и музыкой.
Помимо учения о
бессмертии души, ее божественной природе и ее перевоплощениях Пифагор учил о
том, что все в мире есть число. Об этом основном принципе пифагорейской
философии Аристотель писал, что здесь «число есть сущность всех вещей и организация
Вселенной».
Пифагор был
первым, обозначившим космос со всеми находящимися в нем вещами, как порядок,
который устанавливается числом. Этот порядок доступен разуму, сознается им, что
позволяет совершенно по-новому видеть мир. Процесс познания понимается как
познание чисел, управляющих миром. Причем объекты мысли более реальны, чем
объекты чувственного познания, так как числа имеют вневременную природу, то
есть вечны.
В пифагорейской
философии имеется учение о противоположностях, которое находится в прямой связи
с теорией чисел. Число 10 рассматривается пифагорейцами как священное и поэтому
указывалось 10 пар противопоставляемых «начал», противоположностей: предел -
беспредельное, нечет - чет, единое - множество, правое - левое, мужское -
женское, покоящееся - движущееся, прямое - кривое, свет - тьма, хорошее -
дурное, квадрат - параллелограмм.
Основными
представителями элейской школы являются Ксенофан (580-490 гг. до н.э.),
Парменид (540-480 гг. до н.э.), Зенон Элейский (490-430 гг. до н.э.). Значение
элеатов в становлении античной философии и науки велико. Они впервые поставили
вопрос о том, как можно мыслить бытие, благодаря им вопрос о соотношении
мышления и бытия становится предметом рефлексии.
Основателем
элейской школы считается Ксенофан, написавший поэму «О природе». Он полагал в
качестве первоначала мира землю: «все рождается из земли и все в землю уходит».
Бог, по Ксенофану, подобен шару и тождественен с космосом, который наделен
неизменностью. Бог есть все, но это все берется не в многообразии, а в высшем
единстве. В основе этого единства находится мысль бога, которая всемогуща.
Основой философии
элеатов стало учение Парменида, развившего понятие единого миробога Ксенофана в
понятие единого бытия. В противоположность Гераклиту, который утверждал, что
все меняется, Парменид писал, что ничто не меняется. Бытие, считал он, есть то,
что охватывается мыслью. «Думать и быть - это одно и то же», «бытие есть,
небытия нет». Основные характеристики бытия: оно вечно, едино, неизменно,
неделимо, неподвижно. В отличие от мира бытия явления чувственного мира
изменчивы, преходящи, подвижны, раздроблены на множество.
Учеником
Парменида являлся Зенон, которого Аристотель назвал «изобретателем диалектики».
Если Парменид доказывал существование единого, то Зенон - несуществование
многого. Он выдвинул сорок доказательств против множественности и пять
доказательств против движения в защиту неподвижности бытия. Его апории
(неразрешимые затруднения) получили широкую известность: «Пшеничное зерно»,
«Стрела», «Ахиллес и черепаха». В последней апории Ахиллес догоняет черепаху,
которая двинулась в путь раньше его. Пока он какое-то время преодолевает
первоначально разделявшее их расстояние, черепаха за это время отойдет на новое
расстояние. Рассуждая таким образом, Зенон приходит к логическому выводу, что
расстояние между Ахиллесом и черепахой никогда не обратиться в нуль. Они
никогда не окажутся в одной точке. Разум говорит, что самое быстрое никогда не
догонит самое медленное. Отсюда делается вывод, что движение не истинно.
В отличие
от элеатов, Демокрит признает существование двух начал: бытия и небытия. Он
исходит из чувственного опыта, на основании которого делается вывод, что
существуют тела и пространство (пустота). Пустота отделяет одно тело от
другого, а значит бытие - множественно, а не едино. Единением тел и пустоты
является космос. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Исчерпание
пустоты свидетельствует о том, что существуют атомы (неделимые частицы),
«невидимые по причине их малости». Поэтому они постигаются только умом, а не
чувствами. Атом, по Демокриту, неделим как физическое тело, однако он делим как
математическая величина. Количество этих атомов бесконечно, как бесконечна и
пустота, являющаяся пространством, «вместилищем» для атомов. Атомы можно сравнивать,
так как они различаются по величине, то есть по форме (геометрической фигуре),
а также по порядку и расположению. Атомисты утверждали, что атомы бывают
шарообразными, угловатыми, крючкообразными, якореобразными, вогнутыми,
выпуклыми и т.п. Такова их форма.
Он выделил три
формы движения.
Первую из них он
связывал с хаотичным перемещением, напоминающим броуновское движение. Вторую
форму представлял как вихревой поток, где атомарный вихрь создавал условия для
соединения однородных атомов и разъединения разнородных. Третья форма движения
представляла собой испарение предметов космоса. Таковыми являлись запахи.
Демокрит одним из
первых дал развернутое представление о процессе познания, выделив в нем
чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Познание, писал
он, идет от чувств к разуму. Чувственное познание есть результат воздействия
атомов, а различие чувственных образов обусловлено различием форм, строением
атомов.
Рациональное
познание есть продолжение чувственного. Разум - это более тонкий зрительный
орган, то есть своеобразное «логическое зрение».
Вывод: В
натурфилософский период античной философии были сформированы следующие
тенденции:
1. становление философии как
формы теоретического мировоззрения, философского стиля мышления (вычленение
философских категорий: первоначало, бытие и мышление, небытие, движение,
противоположность, становление);
Страницы: 1, 2
|