Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума
Античная философия, ее
особенности. Гармония мира, человека и разума.
Философия
Древнего Рима объединяется с древнегреческой под общим названием "античная
философия".
Античная философия в своем развитии прошла четыре основных этапа (это одна из наиболее распространенных
периодизаций этого периода):
• досократический
- зарождение и формирование философии;
•
классический (сократический) - зрелость и расцвет;
•
эллинистический – закат;
• римский -
период упадка и гибели античной философии.
Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен) ; атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и
пр.
Основные
проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений
природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.
Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в
догму.
Представители
сократического этапа:
софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
Философы этого
периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это
глубже "досократиков":
• меньше
уделяли внимания поиску первоначала;
• выдвинули
идеалистическую версию происхождения сущего;
• допускали
участие богов и идей в создании природы и Космоса;
• положили
начало спору между материализмом и идеализмом;
• проявили
интерес к проблеме человека, общества, государства;
• от
декларативно-догматического метода философствования перешли к
диалогическо-доказательственному;
• внесли
вклад в развитие логики.
Для эллинистического периода характерно:
распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического
направления философии; деятельность "сократических" философских школ:
Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия
Эпикура и пр.
Отличительные черты
эллинистической философии:
• кризис
античных моральных и философских ценностей;
• снижение
страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
• отрицание
прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
• поиск
физической и духовной опоры в самом себе;
• стремление
к отрешению от действительности.
Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека,
Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.
Для философии римского периода было характерно:
•
взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий;
•
фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную
философию;
• влияние на
античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока,
Северной Африки и др.);
• небольшое
внимание к проблемам окружающей природы;
• повышенное
внимание к проблемам человека, общества и государства;
• расцвет
эстетики;
• расцвет стоической
философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном
духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности;
•
преобладание идеализма над материализмом;
• все более
частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
• повышенное
внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
• рост
влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
•
постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в
средневековую теологическую философию.
Каждый из вышеописаных периодов имеет
свои отличительные черты, но в целом античная
философия имеет следующие особенности:
• античная
философия была оторвана от процесса материального производства, а философы
превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и
претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
• стержневой
идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение
перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения
материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
• на поздних
этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были
проблемы человека);
•
допускалось существование богов;
•
древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
• человек не
выделялся из окружающего мира, был частью природы;
• были
заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия
Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем
данные направления поочередно доминировали: в досократический период —
материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в
эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.
В античной
философии в соответствии с пониманием Космоса понимается и природа человека.
Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение
человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления).
В качестве
важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная,
познавательная деятельность, связанная с постижением и Космоса, и человека,
направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии,
гармонии между человеком и Космосом. С этим связана такая характерная черта
философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический:
Добро - результат знаний, Зло – результат незнаний. Именно поэтому идеалом
человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий
мир, размышляет об окружающем мире.
|