рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Античные ученые о влиянии природы на человека и их взаимодействии

Античные ученые о влиянии природы на человека и их взаимодействии

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный педагогический университет












Реферат

Античные ученые о влиянии природы на человека и их взаимодействии




Выполнил студент СЭО 11: Капытков Д.О.

Проверил к.и.н.: Данченко Е.М.








Омск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Тит Лукреций Кар

Страбон

Аристотель

Пифагор

Марк Теренций Варрон и Марк Порций Катон

Заключение

Список литературы



Введение


В эпоху античности складывается система представлений о богах как о творцах природы, которые обладают человеческими свойствами и обликом. Поскольку и человек, и природа были созданы богами, возникает своеобразное равенство и отчуждение: человек и природа равны перед богом, но отчуждены друг от друга. Складывается некая противопоставленность человека и природы. Для античного человека природа была не только материальной, но и духовной ценностью. Она выступала как образец, идеал гармонии, которому человек должен учиться у нее, подражать ей в своей повседневной жизни. Но в целом, античность явилась шагом на пути отчуждения человека от природы. Началось научное осмысление природы, которая стала объектом изучения. Если рассматривать в целом труды некоторых ученых, то не везде можно увидеть, что человек противопоставлен природе. Некоторые ученые, описывая различные стороны материальной и духовной культуры, нередко упоминали связь человека с природой, какое влияние она оказывала на них.



Тит Лукреций Кар


Тит Лукреций Кар – римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к IV веку н. э., но не могут считаться достоверными. Всё, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».

Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния (239–169 до н.э.), у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Философская поэма Лукреция «De Rerum Natura» («О природе вещей»), написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура – главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это – единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й – учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й – учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й – космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, «дикого» состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Избрав для своего философского сочинения стихотворную форму, Лукреций оживил и сделал более убедительным учение Эпикура.

Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени. Материалисты XVII–XVIII веков воспринимали атомистические идеи древности главным образом у Лукреция.

Одной из стержневых проблем биологической науки является – происхождение и эволюция органического мира. Глубочайший интерес представляют идея Лукреция. Созданная в 1 веке до н.э. выдающимся мыслителем, ученым и поэтом, стремившимся понять окружающий мир материалистически и очистить науку о природе от религиозно-мифических и идеалистических заблуждений, она является одним из важнейших и надежнейших источников для суждения о тех теоретических обобщениях, которых достигло античное естествознание, и, в частности биология, на исходе своей истории.

Лукреций все свои идеи в так называемой «Биологии» об органическом мире, строит на основании атомистических положений. Он описывает все органические и неорганические процессы с точки зрения этого положения.

Важнейшими, основными проявлениями жизнедеятельности животных и человека являются питание и рост, обеспечивающие сохранение и нормальную деятельность индивида, и размножение, обеспечивающее сохранение рода. Но и растениям, которым Лукреций очень часто противопоставляет животных, как организмы одушевленные, свойственны те же основные проявления жизнедеятельности. Сущность питания, роста и размножения Лукреций опять-таки трактует исходя из основных положений атомистической теории.

Без пищи не один организм не в состоянии поддержать свое существование: «…без дождей ежегодных в известную пору радостных почва плодов приносить никогда не могла бы, да и порода живых созданий, корму лишившись, род умножать свой и жизнь обеспечивать была бы не в силах». Таким образом, из этого отрывка видно, что Лукреций указывает на необходимость природных процессов, так как существует зависимость животных от пищи, а пища возникает в результате этих природных процессов.

Лукреций описывая процессы органического и неорганического мира не мог не затронуть такой процесс как размножение. Размножение обеспечивает продолжение рода. Венера, любовь, чувство любви, свойственное всем организмам, - важнейшее проявление жизни, ибо только благодаря ему становиться возможным непрекращающийся поток жизни.

«В основе размножения лежит все тоже наличие в природе бесконечного количества первоначал, одинаковых по форме и другим свойствам. Именно поэтому в природе не мыслимы единичные вещи. Если допустить существование такой вещи, то из этого неизбежно следует, что количество образовавших ее первоначал конечно на всем протяжении бесконечной вселенной. Но тогда возникает вопрос, каким образом это конечное число первоначал собралось в одной точке вселенной, чтобы образовывать эту единственную вещь. Это, конечно, невозможно, и в действительности должно происходить обратное: если известные первоначала существуют в ограниченном количестве, … то тогда их вечно рассеивать будут, в стороны врозь разнося, материи разные токи, так что они никогда не смогут, сойдясь и сплотившись, ни удержаться в связи меж собой, ни расти, умножаясь». Из этого отрывка можно выделить следующее, что нужно условие и место для того, чтобы произошло соединение первоначал, таким местом может служить природа. Соединяясь, первоначала образуют организмы, различные части тела и растения, и их соединение зависит от того какие условия существуют в природе.

Способность к размножению, свойственная всем организмам, этот неуемный поток жизни и создает то, что «никогда нельзя смертоносным движеньям жизни навек одолеть и ее истребить совершенно». Организмы, как и все тела в природе, достигнув зрелости, стареют и разрушаются, «и движенья, что жизнь создают и способствуют росту, вечно созданья свои сохранять нерушимо не могут». Отсюда вековечная война между животворными и смертоносными силами природы.

Чередование жизни и смерти – неизбежный, закономерный и благотворный процесс. Жизнь и смерть – две стороны одного и того же явления – извечного, непрекращающегося круговорота и материи во вселенной. Все тела вселенной смертны и постепенно приходят в ветхость и разрушаются. Достигнув предельной вершины своего роста и пройдя через период возмужалости, организм начинает подвергаться ломке, жизнь постепенно приходит в упадок. Чем крупнее оказался организм к концу своего разрастанья, тем более он теряет первоначал. Пища, которая теперь нелегко и лишь слабой струей растекается по жилам, не восполняет убыли. Кроме того, подвергаясь непрерывным толчкам со стороны потоков извне, он разрушается еще быстрее. Так наступает смерть организма. Одни только первоначала бессмертны и, сочетаясь каждый раз заново, создают по вековечным законам своего движения и сцепления все новые и новые индивидуальные тела того же рода. Если бы это было не так, - спрашивает Лукреций, - как и откуда тогда возрождает Венера животных из роду в род, иль откуда земля искусница может из роду в род их кормить и растить, доставляя им пищу?

Лукреций судит о смерти, как о переходе первоначал в другое состояние, в данном случае, когда организм умирает, он теряет первоначала. Первоначала от организма проникают в землю и рассеиваются, в то время как другие первоначала образуют новые организмы и растения: «… так весь мир обновляется вечно; смертные, твари живут, одни чередуясь с другими, племя одно начинает расти, вымирает другое, и поколенья живущих сменяются в краткое время, в руки из рук отдавая, как в беге, светильники жизни».

Из этого суждения следует, что природа и человек (так как он живой организм) взаимодействует через непрерывный меняющийся поток первоначал. В этом отношении идея Лукреция о взаимодействии человека и природы уникальна в своем роде.

Далее в своей «биологии» Лукреций пишет: «…Много и чудовищ тогда земля сотворить пыталась необычайного вида и странного телосложения: жено-мужей, не причастных ни полу тому ни другому, или уродов без ног, или вовсе безруких, напротив, или безротых, немых и безглазых слепых, порождая даже таких, у кого на теле все члены сцепились, так что ни делать они не могли ничего, ни податься, чтобы избегнуть беды иль достать то, что было им нужно. Всяких других создавала она и страшилищ, и чудовищ – тщетно: природа запрет на развитие их наложила. Были не в силах они ни жизни расцвета достигнуть, ни пропитанье добыть, ни в объятиях слиться в любовных». Достаточно ясно, что все решительно «чудовища», перечисляемые здесь Лукрецием, представляют собой человеческих уродов (а быть может, и уродов домашних животных), которых, как раз в противоположность немыслимым вообще чудовищам, природа, согласно уже хорошо известной нам общей концепции Лукреция, вполне в состоянии произвести». Все объясняется неудачным сочетанием первоначал. Здесь опять-таки можно заметить, что природа влияет на организмы, давая нужное количество первоначал.

Таким образом, у Лукреция строится своя определенная система суждений о мире. Рассматривая все окружающее в мире и саму вселенную через взаимодействие первоначал, в его сочинениях можно выделить, что все тела, организмы и многие другие объекты находятся в тесной взаимосвязи. На основании этого можно сделать вывод, что и человек и природа находятся во взаимодействии друг с другом, только это взаимодействие проявляется в разной степени. Степень этого взаимодействия в большей степени зависит от природы, нежели от человека.

Страбон


Страбон - древнегреческий историк и географ. Много путешествовал. Автор "Географии" (17 книг), являющейся итогом географических знаний античности, и "Исторических записок" (до нас не дошли).

Страбон родился в 63 году до н. э. в Амасии, расположенной в ста километрах от южного берега Черного моря, на дороге, ведущей к Средиземноморью. Именно здесь, перебравшись с острова Крит, поселились родители Страбона. О своем отце писатель ничего не сообщает. Подробно рассказывая о родственниках со стороны матери, Страбон стремится подчеркнуть знатность своего рода. Сильное влияние на формирование будущего географа оказал основатель школы стоиков философ Зенон, живший за два века до Страбона. Природа не наделила его ярким талантом писателя, способностью к оригинальному мышлению, сила его была - в скрупулезности, умении собирать и обобщать факты, всесторонней образованности - в том, что принято называть энциклопедичностью. Страбон решил подробно рассказать обо всех частях известного в ту пору "круга земель". Готовился он к этому труду всю жизнь: много странствовал по свету, предпочитая довериться своим глазам, если представлялась возможность. В эпоху Страбона римляне строили великолепные дороги. Они тщательно планировались, их покрывали гравием или мостили, снабжали кюветами. Основная магистраль вела из Британии через всю Европу в Иллирию (на Балканах), затем в Малую Азию, Сирию - до Индийского океана. Другой путь шел из Кадиса через Пиренеи, Галлию и Юрские горы к Виндобоне (Вене). 90 тысяч километров главных и 150-200 тысяч километров второстепенных трасс - то, что оставили римляне в наследство средневековой Европе и Византии.

Туризм становился привычным и модным. Особые бюро предоставляли желающим указатели, справочники, путеводители. Географические карты изображались на стенах, одна из таких карт украшала стену римского дворца. Походные же справочники приобретали иногда довольно неожиданную форму, - например, серебряного сосуда, украшенного маршрутом от Гадеса (Кадиса, на юге Испании) до Рима с указанием всех промежуточных станций и расстояний между ними. Нет сведений о том, что "семь чудес света" являлись целью путешествий и входили в специальный маршрут. Но в отдельности то или иное "чудо" старались посмотреть многие. И Страбон не составил исключения. Предполагается, что в его эпоху твердо знали, что "чудес" действительно семь. Впервые их назвали так еще в III веке до н. э.

Страбон поведал о пяти сооружениях, удостоенных звания "чудес света". Садов в Вавилоне в ту пору уже не существовало. Статуе Зевса Олимпийского, созданной Фидием в 30-х годах V века до н. э., он уделил немало хвалебных строк, но не аттестовал ее как "чудо света", как и храм Артемиды Эфесской, и Фаросский маяк, которые видел воочию. Он сообщает только, что мыс острова Фароса - "это скала, омываемая морем; на ней находится удивительная по своей архитектуре многоэтажная башня из белого мрамора. Башню эту принес в дар Сострат из Книда, друг царей, ради спасения мореходов, как гласит надпись". Чуть подробнее поведал Страбон об Артемисионе - храме Артемиды в Эфесе, перечислив, кем, как и на чьи средства строилось это святилище, и лишь мимоходом упомянув имена архитекторов и печальной памяти Герострата.

Предполагают, что Страбон не хотел писать об общеизвестном, особенно если это не было связано с чисто географическими задачами.

Страбон не раз бывал в Египте. По его описанию Александрии можно и сейчас без труда составить план города. Далее о маршруте своего следования он сообщает, что "когда Элий Галл был префектом Египта, я поднялся по Нилу и состоял в его свите вплоть до Сиены и границ Эфиопии". Маршрут не отличался новизной. Тысячи путешественников, устремлявшихся в страну фараонов, двигались тем же путем по узкой долине Нила. Из Александрии дорога вела к Канопу (близ современного Абукира), с которым ее связывал двадцатикилометровый канал. В Канопе Страбона заинтересовал храм Сераписа, где усыпляли больных, чтобы те во сне получили от оракула указания о способах своего исцеления. Из Канопа часть туристов отправлялась дальше на юг - к Гелиополю. Там кончалась дельта, и начинался собственно Нил. Мемфис - озеро Мерида - Абидос - Фивы - Сиена - острова Элефантина и Филе.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.