·
принцип полярности,
взаимодействия мужского (активного, «положительного») и женского (пассивного,
«отрицательного») начал как основы всего существующего в мире;
·
нумерологические концепции (представления о мистике чисел);
·
представление о четырёх (или пяти) основных стихиях, присутствующих во всём;
·
принцип цикличности;
·
представление о космической иерархии;
·
принцип деления неба на участки, имеющие отличное друг от друга значение;
·
принцип значимости имён и названий (астрологическое значение планет связано с их названиями).
Астрология как мировоззренческая
система
«В умах астрологов за тысячелетия до начала опытного изучения природы
сложилось глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собою лишь трепет
космических сил, поток космической энергии, направленный сверху вниз. Источники
этой энергии, таясь где-то далеко в небесных пространствах, щедро дарят этому
миру энергию, приводят в движение звездные сферы и производят на Земле все те
разнообразные движения в мертвой и живой природе, которые оживляют земную
поверхность. <…>
Объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем
самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением
широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское
завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа».[30]
Многие ругают астрологию за ее неточность, неоднозначность ее
предсказаний. И на это можно приводить бесконечное множество различных «за» и
«против», но здесь я бы хотела лишь процитировать Мартина Хайдеггера (1889 – 1976): «…все науки о духе
и даже все науки о жизни обязаны (курсив мой, – С. Д.) быть
неточными именно для того, чтобы оставаться строгими… Неточность исторических
наук о духе – не недостаток, но лишь исполнение требования, существенного для
такого вида исследования».[31]
Астрология существует не столько для предсказания событий, сколько для выявления
возможностей индивида и смысла (“миссии”, кармического предназначения) его
существования («…астрологические данные указывают не на события, а на
возможности их развития»[32]).
От астрологии (как и от любой другой науки, претендующей на знание будущего)
ждут предсказания конкретных событий, забывая, что предсказать, т.е. раскрыть,
внутреннюю сущность происходящего и самого человека гораздо и важнее и сложнее!
Так ли уж важно, удастся ли какому-то человеку построить дом, найти хорошую
работу, обзавестись семьей, если куда важнее знать, что придаст настоящий смысл
его жизни и какую при этом роль сыграет выбранная работа, семья (если ею вообще
стоит обзаводиться) и т.п. На этот аспект предсказания в наше время, когда
господствует рыночно-потребительское[33]
отношение к жизни, люди не склонны обращать внимание.
Астрология раскрывает глубинный, духовный смысл всех явлений и
процессов, таких, которые связаны с человеком (человечеством) и оказывают на
него влияние. Таким образом, мировоззрение астрологии опирается на антропоцентризм.
Основная функция астрологии – «раскрыть значение индивидуальной судьбы
и неповторимой личности, чтобы человек мог осознать и реализовать свою
индивидуальность».[34]
«Если не сделать астрологию техникой интеграции личности, то она становится или
пустой интеллектуальной игрой, или опасной игрой в гадательство».[35]
«События, - пишет Дейн
Радьяр
(1895 – 1985), - не являются самым важным фактором в вашей жизни. Главное – это
значение, которое мы им придаем, и то, как мы их используем. Ваш гороскоп
помогает вам понять, как вам лучше всего использовать потенциальные возможности
всего вашего бытия. Это – ваше небесное имя, обозначающее вашу уникальную
индивидуальность в этой жизни.<…> Астрология может помочь раскрыть этот
смысл, расшифровать символический язык небес<…>». (Из письма Барбаре
Сомерфилд, 1972)[36].
«В алхимии, например, астрология используется в основном символически,
но в определенном смысле слова астрология всегда символична, если ее правильно
понимать, – считает Радьяр, – Все зависит от того, как понимать слово «символ».
Алгебра тоже чисто символична, но ведь благодаря именно ей и высшей математике
появилась возможность создать современную науку и век машин. Астрология в
основе своей– алгебра жизни. Но ее применения так же разнообразны, как формы
жизни, которые она координирует, интегрирует и осмысляет в рамках определенного
порядка».[37]
Рудольф
Штайнер
(1861 – 1925) считает, что «действительная астрология – это совершенно
интуитивная наука и требует от того, кто хочет ею заниматься, развития высших
сверхчувственных познавательных сил, которые сегодня могут быть только у
очень небольшого числа людей. И если хотят изложить ее основной характер, то
для этого необходимо вникнуть в высшие космологические проблемы в смысле
духовной науки».[38]
«Современная астрология предполагает осознание того факта, что космос
вокруг родившегося индивида представляет в символическом виде информацию, в
которой он нуждается для самоориентации, адекватной соответствующей его
индивидуальной правде по отношению к любому опыту своей жизни<…> Карта
рождения как целое представляет собой «дхарму» индивидуума<…>».[39]
«Основная задача человека – сознательно стать целым на всех уровнях
своего существования, а он сможет стать целым, если будет соотносить каждый
свой опыт с общим центром. Человек должен осознать место, которое занимает
каждый отдельный опыт в его целой личности. В этом процессе обретения
целостности выделяются два фактора: сознание и власть<…> Без сознания
власть принимает бесчеловечные формы, баз власти сознание есть фикция, не
имеющая субстанциального существования.
В астрологии сознание оперирует на горизонтальной оси, власть и
способность к интегральному существованию относятся к вертикальной оси. В любом
целом сознание оперирует двойственным образом: осознание самого себя и
осознание своей соотнесенности с другими. Самость и соотнесенность – два
фундаментальных понятия экзистенциальной реальности, но существует несколько
уровней самости и взаимоотношения также работают на разных уровнях,
экстериоризируя различные качества существа».[40]
2. Что известно из
истории астрологии
(астрология как
социокультурное явление)
В этой работе я не ставлю целью
охватить все, что известно из истории астрологии, да это и невозможно уместить
в столь маленький объем. Здесь мне хотелось бы привести в качестве наброска
лишь несколько точек зрения.
Ван-дер-Варден[41] (род. 1903 - …) выделяет три совершенно четких этапа в развитии
астрологии (три типа астрологии, последовательно сменявших друг друга) и
соотносит их с современными им религиозными течениями. Он утверждает, что
существует тесная связь: 1) между Астрологией Предзнаменований и
Старовавилонским политеизмом; 2) между Примитивной Зодиакальной Астрологией
и Зерванизмом – фаталистическим поклонением Бесконечному Времени; 3) между Гороскопной
Астрологией и Зороастризмом, религией Заратуштры, – учением о небесном
происхождении души. [42]
1.
Астрология предзнаменований (серия «Энума Ану
Энлиль» и рапорты царских ассирийских астрологов) не касается гороскопов,
связанных с рождением, в ней не используются знаки зодиака.
2.
Примитивная зодиакальная астрология (тексты,
приписываемые «Орфею» и «Зороастру») использовалась уже в Халдейский период.
Использует 12 знаков зодиака, но не занимается гороскопами. Для ее
функционирования необходимы систематические наблюдения, но математическая
теория планетных движений не нужна.
3.
Гороскопная астрология восходит к Персидскому
периоду. В ней используются знаки зодиака и гороскопы для дней рождения. Для
вычисления гороскопов необходимы методы математической астрономии.
В своей книге Ван-дер-Варден
доказывает, что во-первых, существует тесная связь между митраизмом,
зерванизмом и орфизмом (три этих религиозных течения существовали в одно время
в VI в. до н. э.), во-вторых, каждое из трех направлений
связано с астрологией.[43]
Древняя астрология предзнаменований
отличается от более поздней гороскопной астрологии двумя аспектами: во-первых,
знаки зодиака, которые играют принципиальную роль в гороскопной астрологии, не
встречаются вообще в ранней астрологии; во-вторых, древняя астрология имеет
дело с событиями, представляющими общий интерес (например, предсказывает
хороший или плохой урожай, войну или мир).[44]
На стадии примитивной зодиакальной
астрологии появляются знаки зодиака, но гороскопы еще не составляются.
Ван-дер-Варден, рисуя картину
становления астрономии, отмечает существование астрологии в таких древних
культурах (цивилизациях), как Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Древняя
Месопотамия и Древняя Греция.
Старовавилонская астрономия не интересовалась или, по крайней мере, не ставила на
первое место судьбу личности. Ее главный интерес сосредоточивался на
благополучии страны. Предсказания касались погоды и урожая, войны и мира и,
конечно, судьбы царей.[45]
Вавилоняне всегда отождествляли планеты с богами. Это свидетельствует о том,
что вавилонская астрология была сильно связана с астральной религией.[46]
Существовала обширная серия
клинописных текстов, представлявших как бы компендиум астрологии второго
тысячелетия до н. э., под названием «Энума Ану Энлиль». Эта серия состояла из
70 или большего числа табличек, в совокупности включавших около 7000
предзнаменований.[47]
Что касается ассирийских
сведений об астрологии, то здесь можно упомянуть, например, о дошедших до нас
астрологических рапортах Надину и других ассирийских придворных астрологов.
Некоторые из этих сообщений попали в руки Птолемея.[48]
Среди египетских
источников имеется астрологический папирус из Венской национальной библиотеки,
опубликованный Р. Паркером в 1959 г. Согласно Паркеру, текст, вероятно, был
написан в правление Дария (521-486 гг. до н. э.). В тексте обсуждается значение
солнечных и лунных затмений.[49]
Халдеи. Следует указать на различие между так называемыми «халдеями», которые
были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и племенем
халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива. Во времена
Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой южной области.
Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов, живущих в Вавилоне,
которые занимались астрономией и астрологией.
Халдеи проявляли активность в
астрологии уже при Персидских царях (539-331 гг. до н. э.).[50] Диодор сообщает нам, что
халдеи делали предсказания для нескольких царей, включая Александра, Антигона и
Селевка Победителя.[51]
Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи заявляют, что из
планет, которые они именуют «богами-хранителями», две благоприятные, две
неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение к обоим свойствам».[52]
Есть основания предполагать, что все
цитаты, приписываемые «халдеям», восходят к одному сочинению или группе
сочинений, написанных по-гречески, где в систематизированном и ясном виде были
изложены астрономическое и астрологическое учение халдеев. Это сочинение было
написано в начале эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.).
По-видимому, многие более поздние астрологические сочинения были написаны под
влиянием этой основополагающей книги.[53]
А. Л. Чижевский (1897 – 1964)также отмечает, что своего пышного расцвета
астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления лишь
отражают движение небесных светил, действие которых на Землю неодинаково…
Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью, с величайшим
почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях халдеев. <…> Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости халдейских
астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой философии и
окончательно оформившийся в V и IV
вв. до н. э.[54]
«…Чем более увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке
накапливается фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее
развитие и поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах
все большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об
основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма Космоса!»[55]
В Греции астрологическое учение стало
распространяться только со времен Александра Македонского. Здесь то и возник
догмат о «всемирной симпатии» - основном свойстве мира, связывающем узами все
предметы и явления Вселенной. Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе
живет и действует тот же огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла
значительно содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии.
Учение Эмпедокла о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной
из важнейших аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния»
Эмпедокла, согласно которой предметы влияют даже на далеких расстояниях один от
другого и человек может воспринимать излияния звезд, послужила руководящим
принципом астрологии.[56]
Из Греции астрология проникает в Рим.
«Божественная сила звезд в умах римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были
для них не только знаками, по которым можно было судить о наступлении
благоприятного времени для того или иного дела, но они воздействовали и на
интимную жизнь человека, влияя на его душу и тело».[57]
Чижевский указывает на то, что в
астрологию верили Вергилий (70 до н. э. – 19 н. э.), Проперций (ок. 50 – ок. 15
до н. э.), Овидий (43 до н. э. – ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих
сочинениях; историк Тацит (54 – 130), полагавший, что в астрологии есть зерно
истины и что она уже дала явные доказательства своей правдивости в различные
времена; Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.), признававший влияние планет и
звезд на жизнь человека; стоик Посидоний (135 – 51 до н. э.), ставший подлинным
философом астрологии; Клавдий Птолемей (ок. 90 – ок. 160), посвятивший ей свое
второе главное произведение, и другие.[58]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|