рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Цивилизационый кризис современности

Цивилизационый кризис современности

смотреть на рефераты похожие на "Цивилизационый кризис современности"

Томский Государственный университет

Реферат по теме: «Цивилизационный кризис современности»

Автор работы студент 780 группы

__________

Томск 2003

Оглавление
Введение 3
Понятие цивилизации и этапы развития. 5
Влияние религии на становление мировоззрения. 6
Природа и наука 9
Мистика и наука 13
Социокультурный кризис и ноосферное знание 15
Метод дальнейшего развития 18
Заключение 20
Список литературы: 21

Введение

В данной части реферата я хотел бы определить проблему для того, чтобы затем перейти непосредственно к её рассмотрению.

Принято считать, что основные проблемы порождены неблагополучной экологией, угрозой ядерной войны и десятками других внешних причин. В действительности главная причина неблагополучия заключена в самом человеке, ибо, для того чтобы изменить мир, сначала нужно измениться нам самим[1].

Действительно если рассмотреть по глубже то, человек своими действиями и поступками, поставил себя на грани выживания. Проблема «войны и мира», проблема экологии начинает заставлять человека задуматься: « А правильно ли я живу?», но задуматься это не значит осознать и понять на краю, какой пропасти мы находимся и сможем ли мы заставить себя изменить путь или упадем, завершив свое существование.

Для наглядности, я бы хотел привести некоторую статистику.

За период с 3500 года до н.э. произошло 14530 войн. И только 292 года люди жили без войн.

В войнах погибло (млн. человек)

XVII век 3,3

XVIII век 5,5

XIX век 16

В первой и второй мировых войнах лишились жизни около 70 миллионов человек. Это были первые мировые войны во всей истории человечества, в которых участвовало значительное большинство стран мира. Они-то и обозначили начало превращения проблемы войны и мира в глобальную.

По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет.
Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей планеты.
Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 года она возрастает на 20%; Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С 1950 по 2000 год площадь лесов уменьшится почти на 10%, а ведь леса это легкие всей Земли; Эксплуатация водных бассейнов, в том числе
Мирового океана, осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек.

Вот тот небольшой перечень, который определяет глобальные проблемы и ставит человека на грани выживания. Как поступить? Изменить себя или то, что нас окружает. Себя изменить кажется намного сложнее, чем окружающий мир, и мы не имеем сейчас мощных рычагов, средств, систем для радикального изменения своего мышления, мировоззрения, своей духовности. Пути, предлагаемые сегодняшними философами и Учителями, помогают переосмыслить багаж накопленных знаний, так как первоначальное знание и открывает пути решений, но наравне с этим необходимо направить свои силы на понимание мира, на поиски путей саморазвития. Ведь чтобы изменить мир, воздействовать на него, его нужно понимать, так как понимание мира – это начало его изменения. Мы часто пользуемся искаженными представлениями о мире и вслепую пытаемся покорять его, а, по сути дела, - уничтожать, губя при этом и себя.
Нам надо осознать степень нашей зависимости от мира и связи с ним, знать законы, по которым он живет и развивается.

Понятие цивилизации и этапы развития.

В этой главе я попытаюсь дать самое общее определение цивилизации и проследить об основных ее этапах.

Наиболее общим определением цивилизации, как мне кажется, можно поставить такое определение: Цивилизация – это развитие от чего-то к чему- то, при непосредственном участи «человека». Здесь человек выступает как существо мыслящее.

Начальный этап развития каждой цивилизации проследить не сложно, достаточно лишь открыть любую книгу по древнейшей истории. Сложнее всего оценить пути развития, для понимания каждым человеком, и тем более, сложнее прогнозировать дальнейший ход развития. Хотя и известны такие цивилизации, которые испытывали исчезновение.

Здесь цивилизацию можно отождествить с культурой в том смысле, что и та и другая способны испытывать рождение, расцвет, рост, старение и распад.
Но если у второй, возможно, проследить данные этапы, то о развитии этапов нашей цивилизации мы можем только догадываться. По моему мнению, цивилизация как система должна в любом случае распадаться, но только лишь за тем, чтобы переходить в более совершенную стадию. Предположить сейчас то, что мы подходим именно к распаду можно, но насколько это будет справедливо понять сложно, ибо все находится в наших руках и кроме нас никто ничего не поправит, а если мы станем на грани исчезновения, то нам необходимо быть готовыми к переходу в иную стадию, что, по моему мнению, сделать намного сложнее.

Хотелось бы выделить и поговорить поподробнее о таких «инструментах» развития нашей цивилизации, представляющих наибольшую ценность в понимании, как религия и наука. А именно проследить ход развития одной и другой по отдельности и в общей их совокупности.

Влияние религии на становление мировоззрения.

В этом разделе религия рассматривается на основе христианства, так как эта религия в основном проповедуется в Западной Европе и России. Она является более распространенной по сравнению с мусульманством и Буддизмом.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей [2].
Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской.
Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления
Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти, через смену личности, ликвидировать один социальный строй
(рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй.
Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек в мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу - религиозную. Христианство это религия. Но сама по себе религия это не главное. Главное это жизнь с Богом, а жизнь с Богом открывается через церковь. Очень важным фактом в развитии понятия «церковь» стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь.
Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого
Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки («исповедники») или принявшие казнь («мученики»), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст - христианства, и это вызвало ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства -
«вероисповедания». Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине - господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти.
Однако постепенное ослабление Западной Римской империи, в конце концов, завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло.

Хотя, религия и оправдывала себя, в том смысле, что человек начинает понимать свое существование не случайным и зависящем от Бога, в сознании каждого отдельного этноса происходит раскол в понимании религии как основы.
В связи с этим происходит дробление христианства на различные течения, связанное в первую очередь с тем, что каждая «культуры» пытается трактовать священные писания так, чтобы это подходило под ее образ жизни, ставя, таким образом, религию, в подчинение себе и отходя от ее изначального предназначения.

Нет, смысла рассматривать все религии не, будь то буддизм или мусульманство, достаточно рассмотреть на примере христианства каким образом происходил раскол.

Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего
Востока, на Балканах. Название «православие» (от греческого слова
«ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей II века.
Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках. Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - это "очищение и обновление человеческой души", приготовление к важному событию религиозной жизни.

Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский.
Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III - V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Организация католической церкви отличается строгой централизацией.
Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. От православия в первую очередь отличается безграничной властью Папы и церкви, которая может отпустить грехи, даровать прощение кающимся, а папа предстает лицом непогрешимым и может трактовать небесные законы по-своему.

История протестантизма по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвал с католической церковью, сформулировал и отстоял основные положения протестантской церкви. Эти положения исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом, т.е. божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих.
Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

Раскол идет всемасштабный появляются такие течения как пресвитериане, англиканская церковь, баптисты, движение адвентистов. Все это потому, что человек с одной стороны частично подчинил себе церковь, избрав себе религию близкую по складу его культурного уровня, а с другой стороны он впадает в прямую зависимость от церкви, ведь теперь только она решает, как ему жить.

Эти причины начинают тяготить человека, и он начинает задумываться права ли религия вообще, так как уход от истоков был достаточно сильно проявлен. Он начинает поиск более лучшего инструмента развития Цивилизации.
Данным инструментом как раз и выступает наука, которая изменяет мировидение в целом.

Природа и наука

Рассмотрение отдельно науки не представляет особого интереса, а лишь связь и рефлексия, дают понимание и место науки в человеческой деятельности. Все необходимо рассматривать, как взаимодействие одного с другим иначе в понятийном смысле не имеет аналогов, т.е. то, что представлено в нашем “зрении” имеет непосредственную связь различных вещей и явлений.

Так как наука является ничем иным, как творением человеческого разума, то лучше всего ее отражать от природы, как части Универсума,
Космоса.

Важной особенностью понимания природы в античности являлось представление о самодостаточности природы [3]. Природа для античности есть то, что имеет причину своего существования в себе. Не нужно привлекать никакие сущности для объяснения природы, все есть природа, и бытие – природа. Познавательное отношение к природе проявляется в умном созерцании, реализацией этого знания является образ жизни мудреца. Умное созерцание природы считалось наиболее адекватным путем к истине. Мудрость поступка занимала ступень ниже

В средневековом мировоззрении отношение к природе меняется с точностью до наоборот. Путь к истине рассматривается как результат особого поступка – акта веры, поэтому изучение природы становиться второстепенным по отношению к истинам откровения. Вещь, трактуемая как выраженное слово, перестала иметь источник существования в себе. Природа в средневековом мировоззрении впервые начинает рассматриваться как прах, лишенный жизни и человек впервые получает право господствовать над природой.

В центре мировосприятия средневековья вместо безличного космоса оказался Бог – создатель всего сущего, а монистическое видение сменилось дуалистическим. Средневековая культура положила начало процессу структурирования изначально единого и неделимого космоса. Она не разрушила гармонию космоса, но начала этот процесс, создав совершенно иной принцип гармонизации. Если гармония античного космоса изначальна, она есть способ бытия сущего, то в средневековье принцип гармонизации уже вне космоса, вне природы, это – Бог формируется новая целостность бытия, имеющая иерархическую структуру. В этой иерархии природа заняла нижнюю ступень.

В эпоху Возрождения природа начинает рассматриваться по иному. На первое место здесь становится человек и плоды его творения. В эпоху
Возрождения происходит отождествление понятий «исследование природы» и
«познание истины» в контексте деятельности экспериментирующих художников.
Затем их пути начинают расходиться. Формируется будущее рациональное видение мира, а так же мировоззренческая традиция, в которой человек и природа противопоставлены. В эпоху Возрождения, влияние Аристотеля и церкви стало ослабевать, и вновь возник интерес к природе. В конце пятнадцатого века впервые началось истинно научное изучение природы путем экспериментальной проверки умозрительных гипотез. Сочетаясь с ростом интереса к математике, это привело к формулированию математическим языком истинно научных теорий, основанных на экспериментальных данных. Отцом науки того времени является Галилей, впервые объединивший математику и эксперимент[4]. С возвеличиванием разума происходит понижение природы. Уже
Галилей отмечал, что цвета, звуки, запахи не существуют вне глаза, ушей, носа.

Рождению современной науки предшествовало имевшее место в семнадцатом веке признание полного разграничения материи и духа благодаря трудам Рене
Декарта, в основе мировоззрения которого лежало фундаментальное разделение природы на две независимые области, область сознания и область материи.
В результате "картезианского" разделения ученые смогли рассматривать материю как нечто неживое и полностью отдельное от них самих, а материальный мир - как огромный, сложный агрегат, состоящий из множества различных частей. Такое механистическое воззрение было воспринято и Исааком
Ньютоном, который построил на его основе свою механику, ставшую фундаментом классической физики. Со второй половины семнадцатого и до конца девятнадцатого веков ньютоновская модель Вселенной была наиболее влиятельной.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.