рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Человек - венец творения или ошибка природы

Впрочем, мудрейшие из рода человеческого, которых я считаю посланниками божественной истины, вместе с " Кандидом " Вольтера всерьез сомневаются в возможности подобно озарения Зверя - драматичнейших из ошибок природы. Тварь, которая вкусила власть над другими во имя власти, но не во имя выживания вида или рода вспомните о роли вожака волчьей стаи или предводителя прайда!, познавшая, что других можно не только есть, но и пытать физически и нравственно, стравливать друг с другом во имя "идеи", "национальной цели", не только провоцировать массовое взаимоистребление, но и всеобщую бойню концентрационных лагерей и вымирание целых этносов на пире во время чумы немногих счастливцев, " развитых", " цивилизованных ", не сможет стать иной по своей физиологической сути. Если, конечно, объединенная мощь созданных человеком же науки, искусства, веры не вернет ему пластичность нормального живого организма, способного познать мудрость, красоту и божественное величие природы. Или же мы дойдем то той зловещей пропасти, когда сработает опять - таки животный инстинкт сохранения и самосохранения рода. " Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость", - заметил Никколо Макиавелли. Соглашаясь с ним, мы не только тешим себя еще тлеющей надеждой, но и делаем все для того, чтобы из нынешнего человеческого, несовершенного материала возродились " доблестные мужи ", способные предвидеть эту необходимость и выработать новую модель человека как органически пластичного, а потому бессмертного, равного Богу существа. И, наконец, третьим универсальным физиологическим признаком живой природы является ее цикличность. Она характерна как для каждой особи, так и для вида, представленного ею. Физиологическая норма - прохождение через все стадии развития, от зарождения и адаптации новорожденного к окружающим условиям до расцвета всех жизненных сил в условиях борьбы за существование и неизбежное, лишенное драматизма угасание. Ни одно живое существо в природе не отклоняется от цикличности как нормы, предопределяющей устойчивую системность в процессе выживания. Новорожденный здесь никогда не страдает характерным для человека инфантилизмом - раз появившись на свет, он неизменно следует стабильной, устойчивой программе взросления. Конечно, программы у разных родов и видов живых существ отнюдь не однопорядковы во временном масштабе, ибо разнообразны условия, в которые попадает малыш. Мне довелось наблюдать в предгорьях Памира, у знаменитой Змеиной горы, как появившиеся на свет маленькие змейки сразу же расползаются навстречу своей индивидуальной судьбе. Зрителю же подобного чуда не следует расслабляться в умилении - каждая из них столь же опасна, как и взрослая особь. Детеныш ламы, увидевший белый свет в Андах, не столь быстро проходит первую стадию взросления, но все же уже на второй - третий день вполне уверенно следует и за матерью, и за стадом, осознав его законы. Не могу забыть совершенно поразительные кадры из фильма о белых медведях, созданного американскими биологами, фанатически влюбленными в этого исчезающего зверя.

 

4. Носороги или рыцари


Остается задуматься о третьей ипостаси нашей природной основы - поведенческой. Все живое еще раз повторю - таинственный мир растений, как мне думается, исключается из его сферы лишь по недостаточности объективных научных данных действует во имя выживания и продления рода, а стало быть необходимо сталкивается с противодействием. Градации последнего - неописуемы логически, ибо практически - безграничны и не могут быть подведены под единое универсальное определение. Здесь и непримиримый антагонизм, где ставкой является жизнь в том случае, если один вид служит источником питания другого, антагонизм, наиболее доступный поверхностному уму и успокаивающий, оправдывающий наше озверение. Да, он - реальность бытия природы, но отнюдь не источник драматизма, ибо для такого антагонизма есть Высшим разумом определенные пределы. Если бы все хищные и не хищные плотоядные переняли вдруг по велению какой-либо темной силы поведение человека, то результатом явилось бы только мгновенное исчезновение всего живого, всего, что сама природа создает для пропитания своих творений. Кстати, только человеческое воображение породило во множестве примитивнейших фильмов ужасов либо в потоке бездарной говорю это безотносительно к авторитету их авторов " черной " фантастики озверевших птиц, вышедших из морских пучин чудовищ либо затаившихся в подземных городских коммуникациях гигантских плотоядных змей. Здесь и симбиоз, поразительный и поучительный, но всегда, благодаря неординарности, способствующий продлению жизни на Земле. Вдумайтесь в тот факт, что лишайники, прижившиеся на безжизненных скалах либо на останках деревьев, изумляющие нас гармоничным сосуществованием растений - оснований и зеленых растений, способных добывать пищу из энергии Солнца благодаря хлорофиллу, пигменту, трансформирующему свет в химическую энергию органических существ, живут до двух тысяч лет! В этом же ряду - приспособление существ одного вида к параллельному, независимому существованию в едином пространственно - временном континууме, выражающем непрерывность и неразрывность как явлений, так и процессов. Их поведение можно охарактеризовать в отличие от поведения агрессивного и поведения сотрудничества как безразличное или нейтральное на первый, непрофессиональный взгляд. Биологи же, чей пытливый ум и добрые сердца помогают всему человечеству наилучшему самопознанию вне роялистских предубеждений о нашей " божественной исключительности ", придерживаются иных взглядов. И факты упрямо подтверждают их доброту, базирующуюся на знании. Мало кто задумывается над тем, что в противовес человеческим изуверствам по отношению к живой природе она продолжает довольно успешно игнорировать действия, самые масштабные, скоординированные, на основе новейших достижений науки истребления и основанных на них технических средствах уничтожения жизни. И создается впечатление, что природа почти презирает человека и его " имперские амбиции " завоевателя и покорителя Вселенной Мы вспоминаем в этой связи мудрость народов Древней Индии, сохраненную и поныне в обычаях и нравах их наследников, не позволяющих себе посягать на любую жизнь и живность как святая святых. Вдумайтесь - живность отнюдь не уничтожила там человеческий род, но прекрасно и разумно приспособилась к нему. Можно, конечно, в духе культурной революции, постараться уничтожить всех городских воробьев и голубей, кошек и собак, крыс и мух. Но гений китайского народа, опирающийся на опыт одной из самых древнейших цивилизаций на Земле, существовавшей еще до того, как Всевышний сотворил первого человека Адам - Кадмон по иудейской традиции, ибо Ветхий завет - не что иное, как мудрейшая и достоверная история еврейского народа, преодолел эту политическую дурь и вернул миру китайский гуманизм - по отношению ко всем проявлениям жизни. Наряду с морфологией и физиологией поведение - универсально для всех проявлений жизни. Входит оно в своей первозданности и в мир человеческого бытия. Вот почему этология как наука о поведении живых систем дает нам выверенные опытом вековых наблюдений и теоретическими раздумьями ученых принципы поведения особей и коллективов всех этих систем, включая и человека как животное. Когда мы с надменной улыбкой наблюдаем за поведением братьев наших меньших, полагая, что они похожи на нас, мы допускаем примитивнейшую логическую аберрацию, ибо не они на нас, но мы похожи на них. Любовь, семья, социальная иерархия, сообщество - живое наследие природы, но отнюдь не человеческое изобретение. Далее я постараюсь показать, что в этих основополагающих аспектах бытия нам впору опять - таки превратиться, следуя завету Лукреция Кара, в добросовестных учеников природы. Но есть в нашем, человеческом поведении и нечто абсолютно новое, несоотносимое с другими проявлениями жизни. Весь вопрос не в признании человеческой " чрезвычайной прибавки ", но в ее соотнесении с мерой совершенства живой системы.

Ее следует проанализировать в историческом контексте развития человека, которого нередко тайные силы заставляли выбирать путь массового йехуизма. Нет, не только заставляли, но и заставили, иначе мир не узнал бы деяний Гитлера и его озверевшего при нем подавляющего большинства немецкого народа. Здесь я позволю себе дополнить объективные выводы этологов некоторыми раздумьями общетеоретического характера, порожденными сравнением поведения животных и человека в диапазоне поведенческих реакций живых систем. О социальных системах у нас - речь впереди, когда мы попытаемся вычленить сферу бытия, где человек имеет право претендовать на значение Венца творения. И трезво оценить, можно ли поведение человека толпы, массы, вообще - Homo vulgaris соответствовать этим претензиям.

Как на основе личных многолетних наблюдений прямых, личных и косвенных, получаемых ныне в изобилии благодаря средствам массовой информации, так и в итоге ознакомления с интереснейшей и крайне многообразной литературой по этологии могу утверждать, что поведение животных в рамках системы всегда характеризуется предсказуемостью. Какова ситуация и ее возможные последствия для животного - таковы и признаки его поведения. Так, боевая игра самцов в обычной, повседневной ситуации может быть и упражнением способностей, и развлечением, и научением. Но вот приходит время спаривания, отбора наилучшего производителя рода - и безобидная игра превращается в рыцарское ристалище.

Обаятельные могучие горные бараны бьются на пределе сил, сталкиваясь лбами с такой мощью, что приходится только диву даваться, как им удается оставаться после каждого удара живыми. Однако, как бы ни был жесток поединок, никогда партнеры не стараются забить друг друга насмерть. Финал, как правило, драматичен для индивида - он уступает без дальнейших препирательств место сильнейшему, но гуманен для рода - ибо все остаются живыми, с шансами на будущее. Вы можете безошибочно перенести модель такого поведения на аналогичные ситуации и определяемые ими действия любых животных - и не ошибетесь. Не менее рыцарскими, лишенными коварства, притворства, лицемерия и лжи остаются брачные турниры оленей, медведей, львов и пантер, обезьян и носорогов, словом, представителей живой природы.

Столь же отчетливо предсказуемо поведение любого животного в иных, не ритуально-игровых ситуациях, будь то предчувствие опасности или ласки, стремление отдохнуть или создать максимально комфортные условия для ожидаемого и выращиваемого потомства, адаптироваться к смене времен года или мигрировать в дальние страны, следуя зову предков. Кстати, именно благодаря предсказуемости поведения живых существ и ненасытности человеческой натуры истребляется зачастую все живое и двигающееся по своим законам. Медведь, забивший пару лососей в верховьях Амура - истинный гуманист по сравнению с тысячами и тысячами подлинных современных дикарей - местных жителей, которые прежде всего во имя наживы - бьют лососевых рыб во время нереста без счета, цинично насмехаясь над усилиями бессильного " рыбнадзора ". Я был свидетелем этого систематически, из года в год повторяющегося зрелища, где наиболее страшным и отвратительным действующим лицом является озверевший от жажды наживы человек, Homo vulgaris. Любой хищник в джунглях - истинный рыцарь по сравнению с теми браконьерами людской породы, которые выжигают сотни тысяч гектаров бесценных лесов. Он знает поведение своей, избранной для пропитания жертвы, но не уничтожает подобно Молоху все убегающее на своем пути без разбора. Человек же это делает, и именует истребление всего живого на своем роковом для природы пути - " охотой ".И это его поведение - вполне предсказуемо, что определяет спокойствие в " небоскребе жизни ". Думаю, что появление человека в нем вызывает не только всеобщую панику, но и необратимые природные катаклизмы. Ведь его поведение абсолютно непредсказуемо. Вдумайтесь - может ли зебра, ласкающаяся к подруге в саванне, неожиданно пропороть ей копытами живот? Никогда, ибо любое ее поведение подчиняется законам системы. Человек же стал человеком именно потому, что презрел эти законы кроме, быть может, легендарного Маугли. Он некогда обнял своего более сильного и удачливого соплеменника - и тут же вонзил ему под ребро каменный нож. А начатое - продолжает тысячелетия, истребляя себе подобных и именуя безмерные кровавые деяния " тактикой ", " стратегией", " политической целесообразностью ". Ханжество, коварство, лицемерие, самодурство, деспотизм - есть тысячи и тысячи определений, дающих то или иное наименование непредсказуемым деяниям человека, возведенным в жизненный принцип рода. Положение становится поистине чудовищным вследствие того, что человек в отличие от других живых тварей поливариантен в поведенческих реакциях. Проще говоря, он может в одно и то же мгновение что-то думать, совсем другое по содержанию - говорить, переживать - в каком то ином, третьем плане, а делать вообще несоообразное ни с мыслями, ни с чувствами, ни со словами. Вспомни, всегда ли улыбка твоего собеседника означала симпатию к тебе и всегда ли добрые слова коллег по профессии в твой адрес сопровождались столь же добрыми, сердечными деяниями? А сколько к старости твоих восхвалителей по необходимости для них превратилось в хулителей? Следовательно, он осознает непредсказуемость поведения себе подобных и строит хитроумнейшие и коварные планы поведения в сответствии с реальностью. Тщетно взывают все мудрецы мира, все тонкие художники - гуманисты, все великие вероучители к его разуму, чувствам, совести. Он остается самым опасным из всех живых существ в доступном нашему наблюдению мире благодаря непредсказуемости поведения. Вот почему бетонные джунгли, созданные как среда обитания человека, куда более опасны для него, чем ночной лес или бушующий океан. А число жертв в них несопоставимо с тем, что является естественной убылью для мира животных. Один тонкий драматург, желая предупредить возможность метаморфозы человека в зверя, показал нам превращение обычных обывателей в носорогов. Думаю, что он несправедливо обидел одно из самых очаровательных созданий, пустив в обиход термин " оносороживание ". Уж если кто по поведению " носорог в фарфоровой лавке ", так это именно человек. Любопытно, что индивидуальность человека лишь усиливает его выламывание из рациональной системы и притом в такой степени, которая недоступна самому изощренному воображению художников, наблюдающих человеческую комедию. Вот почему любая встреча человека с человеком таит в себе опасность куда более серьезную, чем та, которая подстерегает живность на лоне природы. Ибо эта опасность непредсказуема даже с точки человеческого здравого смысла, не учитывается и не может учитываться ни предшествующим индивидуальным опытом, ни опытом коллективным, ни коллективной памятью или культурой.

Непредсказуемость поведения человека, которая будет далее предметом нашего особого интереса в связи с анализом его действительной, социальной природы, с представлением о нем как совокупности общественных отношений, оборачивается для него самого безысходным драматизмом. Кстати говоря, являющимся еще одним из источником зарождения легенд о Золотом веке в прошлом и о Райской жизни в будущем. Драматизм этот осознается каждым человеком по мере взросления и старения и приводит в большинстве случаев к оправданному желанию индивида покинуть этот свет, где нет ни добра, ни радости человеческого общения, ни истинной и разделенной любви. Правда, в тайной, но тщетной надежде обрести это в ином, потустороннем мире, которого нет и быть не может нигде, кроме воображения человека. Этологический подход к сопоставлению нормальных живых существ с существом аномальным и загадочным - с человеком возможен и плодотворен также с позиций всеобщей целесообразности природы. Чтобы не утомлять многословными изысками о понятии цели и о сущности целесообразности, которые вряд ли дадут что-либо новое в интерпретацию этой древнейшего философской проблемы, приведу разделяемое мною определение из постоянно обновляющегося новыми исследованиями и выводами немецкого " Философского словаря ", основанного Генрихом Шмидтом. Определив целесообразность как устройство или поступок, которому присуща некоторая цель, авторы отмечают, что целесообразным является определенный вид связи, взаимодействия, взаимозависимости функций а ведь это и есть поведение в рассматриваемом нами аспекте, который служит сохранению организма. А далее вполне справедливо пишут: " Вплоть до конца Х!Х века такое понятие целесообразности считали, исходя из казуально - механической картины мира, пригодным лишь для описания фактов, встречающихся в биологии. Но с тех пор стало ясно, что объективная целесообразность является contradicto in adjectio и что даже неживой предмет, для того чтобы быть целесообразным, нуждается в некоторой инстанции, дающей цель, которой этот предмет должен служить. При любых условиях целесообразное событие является конечным ". Разумеется, что целесообразность как стремление к совершенству, которое вряд ли может быть объяснено простыми законами наследственности, существует и в сфере морфологии стремление к совершенной форме, и в сфере физиологии стремление к оптимальной организации функционирования природной системы. Но наиболее масштабно ее проявление, которое Ницше считает делом случая, мы можем констатировать с позиций человека именно в поведении живых систем. Трудность заключается в том, как определить цель совершенного поведения. Ее можно вывести из понятия, обобщенно и афористично характеризующее живое существо. Так, поведение ежа в подобном случае вытекает из понятия, обобщенно характеризующего все существенные признаки представителей этого прелюбопытного семейства и выраженного на любом языке термином " еж ". Но возможен и другой ход - логического анализа тех поведенческих признаков, которые характерны только для семейства ежовых, обязательны для них и выражают необходимые условия их бытия если хотите - выживания. В таком случае термин совпадает с понятием, а не предшествует ему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.