ГЛАВА 1:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ
Важнейшей и общей особенностью изменений
условий жизнедеятельности человека в современном информационно-техническом мире
является развитие и усложнение социальных форм движения информации и знаний.
Социальное движение информации и знаний
уже не ограничивается простым воспроизводством знаний в масштабах одного
общества, но приобретает глобальный характер и втягивает в свой круг все новые
и новые социальные структуры и формы. Увеличивается воздействие информации на
развитие различных сфер человеческой деятельности, углубляется процесс
децентрализации общества, происходит переход к новым формам занятости, идет
процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества
занятых в информационной индустрии.
При таких условиях
возникает принципиально новая ситуация, когда информация становится важнейшим
ресурсом человека и общества, рациональное использование которого открывает
возможности построения новых моделей социальных отношений. Пути и методы
использования информационных ресурсов становятся одним из наиболее значимых
показателей уровня развития общества, которое уже сегодня не может игнорировать
имеющуюся в его распоряжении информацию при решении любых проблем.
Информационная техника превращается в один из важных показателей уровня
научно-технического прогресса, а овладение ее возможностями принципиально
меняет характер и формы деятельности человека.
Это свидетельствует о том, что человек
сталкивается с эволюцией качественно новых форм социальной динамики,
характерных для постиндустриального этапа развития современной цивилизации.
Новые формы социальной динамики на деле означают изменения в моделях социальной
организации и сотрудничества, т.е. активный социальный процесс, предполагающий
постепенную замену централизованных иерархических структур гибкими сетевыми
типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному
развитию.
Возникновение новых форм социальной
динамики является результатом длительного и, - в рамках западноевропейской
культуры и цивилизации, - целенаправленного развития науки и научного знания.
Осознание ограниченности природных ресурсов, служащих естественной основой
развития социального и культурного прогресса, заставило европейцев искать альтернативных
путей к достижению и поддержанию соответствующего уровня
социально-экономического развития.
Статусное положение науки и научного
знания в странах западноевропейской культурной традиции, в ХIХ-ХХ вв. способствовало активному процессу профессионализации
и специализации научной деятельности. В свою очередь это предопределило
экономическое положение и социальное влияние систем образования и воспитания
как важнейших моментов эффективного функционирования заданной модели
социокультурного развития, требующей высокого уровня подготовки
квалифицированных специалистов в различных предметных областях знания.
Под социальной эффективностью
подразумевалось принципиальное ускорение темпов и ритмов экономического
развития, усложнение социальных связей и отношений. Возникновение массовой
культуры и ее воздействие на личностный мир и индивидуальный психологический
опыт человека является, по сути, следствием возрастания темпов
научно-технического прогресса и его влияния на формирование новых социальных
ритмов жизни. Объективной стороной этого процесса, однако, всегда оставалось
непреложное условие развития научного прогресса, который выбрасывает на
поверхность социальной жизни все новые и новые сведения, факты, научные
объяснения, которые с успехом моделируют разнообразие человеческой деятельности
и изменяют традиционные средства ее развития, что и воплотилось в конце концов
в актуализации и значимости процессов информационных взаимодействий.
Информатизация общества происходит на базе развития
телекоммуникаций, формирования компьютерных сетей с использованием космической
связи и волокнисто-оптических кабелей, факсимильной и сотовой связи,
электронной почты. Целесообразность и последовательность действий,
направленных на продвижение процессов и моделей информатизации общества
определяется уровнем готовности человека к жизни в информационном обществе.
Ключевыми
критериями готовности к восприятию и использованию преимуществ информатизации
являются следующие качественные моменты и характеристики:
·
развитие информационно-коммуникационной
инфраструктуры;
·
характер овладения и
использования населением ее возможностей;
·
организация и
последовательное развитие дистанционного образования;
·
уровень включенности
предпринимательской деятельности в оборот электронной экономики.
Последнее
является наиболее перспективным и фактически уже освоенным в станах Западной
Европы направлением экономического развития: формирование телекоммуникационной
инфраструктуры и, прежде всего, Интернета, привело к тому, что все больше транзакций
в современной экономике и обществе совершается с использованием компьютерных
сетей.
Таким образом, качественно новые формы
социальной динамики, определяющие становление информационного общества,
развиваются за счет овладения информацией как основным ресурсом управления и
социально-экономического развития современного общества. Их самоопределение в
основном обеспечивается с помощью современных средств информатики и
осуществляется благодаря медиатизации, компьютеризации и интеллектуализации
социальной среды и всей жизнедеятельности человека.
С нашей точки зрения, медиатизацию,
компьютеризацию и интеллектуализацию социальной среды и всей жизнедеятельности
человека правомерно понимать как актуальную форму организационно-психологических
изменений деятельности человека в информационно-техническом мире.
В техническом смысле медиатизация
характеризуется высоким уровнем технического обеспечения и
социально-экономической поддержки информационных взаимодействий с помощью
средств прессы, радио, телевидения, рекламы, звукозаписи и видеозаписи.
Технические агенты медиатизации участвуют в формировании физических характеристик и технологических параметров информационной
среды общества, способствуя расширению объемов и увеличению скорости
социальных коммуникаций и задавая направленность информационных потоков.
Вместе с тем медиатизацию нельзя
рассматривать только как физико-технический процесс, поскольку социально
значимая сторона информационных процессов, - производство информационных
товаров и услуг, - активно включена в процессы экономических взаимообменов, а
сама информация приобретает отчетливо выраженные качества и характеристики
товара.
Не менее важны и
организационно-психологические стороны процессов медиатизации, которые
втягивают современного человека в орбиту информационных потоков, изменяют
процессы восприятия и образуют новые схемы коммуникативных взаимодействий,
формируют у человека альтернативные системы ценностей и норм отношения к
культуре. Традиционные системы деятельностей - политическая, экономическая,
научная и инженерная, эстетическая и идеологическая, - под влиянием
интенсификации информационных взаимодействий и обменов, изменений в содержании,
объемах и разнообразии форм коммуникативных процессов приобретают новые
качества и требуют новых организационных принципов развития.
Компьютеризация является центральным и
обязательным условием развития информационных взаимодействий, определяющих
становление жизнедеятельности современного человека. Компьютеризацию принято
рассматривать как процесс внедрения и технической модернизации компьютеров,
обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и снятие у человека
психологических барьеров применения интеллектуальных технологий в различных
сферах его жизнедеятельности. Внедрение компьютеров в различные сферы
управления и материального производства, совершенствование их технической базы
и оснащение современными коммуникационными средствами повышает оперативность
накопления и переработки информации, становится фактором повышения
эффективности управленческих взаимодействий и надежности технико-экономических
обоснований проектов экономического развития, предполагает точность и
своевременность оценок экономических рисков при изменениях в рыночной
конъюнктуре.
Возможности компьютера и его программного
обеспечения являются, таким образом, средством аккумуляции знаний, дальнейшего
структурирования и формализации информации для разработки разнообразия
интеллектуальных систем, участвующих в поддержке и развитии информационных
обменов в рамках развитой в обществе системы деятельностей. Социализирующий
эффект использования компьютера и компьютерных и информационных технологий
является основой организационно-психологических изменений социальной, бытовой и
технической деятельности современного человека.
Первоэлементом работы с информационными технологиями становятся коммуникативные
возможности компьютера, характер использования которых зависит целей и
творческих замыслов человека, а также от их профессионального и социального
опыта.
В силу этого применение компьютерных и информационных технологий в
социальной действительности достаточно многообразно. Их используют в
киноиндустрии и на телевидении, их возможности осваивают художники, музыканты,
продюсеры и менеджеры шоу-бизнеса, специалисты в области рекламы и "паблик
релейшн", журналисты, преподаватели и студенты, врачи, т.д.
Эти моменты развития
компьютеризации позволяют оценивать этот процесс и его технические
характеристики как форму интеллектуализации различных срезов социальной
среды общества. Интеллектуализация становится наиболее интенсивной стороной
организационно-психологического изменения жизнедеятельности человека в
информационно-техническом мире.
Интеллектуализация как
объект социально-философской рефлексии выступает в качестве весьма
неоднозначного, идеально выраженного процесса, конечные оценки которого
являются синтезом рассмотрения его разнообразных сторон и характеристик.
Интеллектуализацию как
целостный идеальный процесс можно рассматривать как социально-психологическое
следствие овладения человеком результатами научно-технической революции. С этой
точки зрения она уже выступает как весьма неоднородный фактор
организационно-психологических перестроек человеческой деятельности.
Интеллектуализацию можно
рассматривать и в качестве тенденции, определяющей уровень, характер и сферы
использования информационно-комммуникативных технологий на базе современной
компьютерной и телекоммуникационной техники. В этом случае она будет
определяться как средство и условие формирования в обществе
положительного отношения к научному знанию и информации, определяющих в
конечном итоге социальный профиль внедрения интеллектуальных технологий
и развитие процессов информатизации.
Наконец,
интеллектуализация может выступать и как объективное требование
социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности, уже
сформированным под влиянием всей совокупности социотехнических средств и
параметров развития информационного общества. В таком ключе интеллектуализация
предстает формой социального и личностного роста, определяемых творческим
потенциалом социокультурных взаимодействий, основой расширения содержания
информационно-коммуникативных контактов и направленностью их развития.
Учитывая все указанные возможности рефлексивного анализа интеллектуализации,
можно представить ее как процесс, вокруг которого локализуется не только
разнообразие точек зрения на социальное значение информатизации, но и
смысловые отношения к самому феномену информации в целом.
Интеллектуализация суть не только требование, но и модель развития культуры
информационного общества, в которой естественноисторические ресурсы
культурной жизни являются или могут быть представлены как уже вторичные по
сравнению с эмоциональными и чувственными резервами общества.
В
силу этого проблема интеллектуализации предстает как граница, условно
разделяющая две противоположные точки зрения на перспективы развития
информационного общества и оценки реального потенциала заложенных в нем
возможностей личностного роста, социально значимых достижений, культурного и
психического развития личности и т.д.
Положительное
отношение к феномену информации определяется осознанием роста социальной
значимости научного знания и научной информации и характера их соотношений в
конкретном социально-историческом периоде развития общества. Сложность, однако,
заключается в том, в условиях информационного общества с развитой или
развивающейся структурой рыночных взаимодействий особое значение приобретает не
только социальный статус научного знания, но и проблема воспроизводства информации
и ее кругооборота.
Процесс создания
информационных товаров и услуг во многих случаях имеет не творческую форму
создания совершенно нового знания, а является процессом переработки уже
существующего знания в зависимости от конъюнктурных общественных или
индивидуальных потребностей. Это существенным образом подчеркивает и изменяет
положение интеллектуальных сфер деятельности человека и заставляет по-новому
оценивать соотношения информации и знаний в развитии социальной и духовной
сущности человека.
Это
указывает на важность и необходимость рассмотрения особенностей информационной
деятельности как ключевой формы саморазвития интеллектуальной работы человека в
информационно-техническом мире.
ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕР
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ
Информационная деятельность
в настоящее время играет ключевую роль в функционировании любой социальной
системы как единого целого и это придает ей особый статус среди различных форм
жизнеобеспечения человека и его социальной сущности.
В известной степени
информационная деятельность является всеобщей и находит свои проявления во всех
сферах и на всех уровнях человеческого общежития.
Она опосредует собой любой акт коммуникации и участвует в воспроизводстве или
изменении сложившего типа социальных связей.
Отметим универсальность
информационной деятельности. Универсальность информационной деятельности
позволяет рассматривать ее исторические формы как способы трансформации
разнообразия индивидуальных человеческих представлений, восприятий и
ощущений в общезначимые и доступные пониманию смыслы и значения. Тем
самым информационная деятельность является одним из моментов трансляции
человеческой культуры, которая поддерживает порядок функционирования и
сохраняет устойчивость социальных систем.
С другой стороны,
обособление информационной деятельности в качестве экономически определенной и
актуальной сферы происходит в связи с потребностями институтов власти в
обслуживании, сохранении и поддержании своих основных функций. Тем самым
информационная деятельность становится основным средством обратной связи между
властью и культурой. Ее качество, формы и содержание определяют характер
целеполагания, уровень, условия и формы развития взаимодействий человека и
общества. В целом именно это очерчивает специфику и особенности
информационной деятельности в ее отличиях от деятельности религиозной,
литературной, философской или научной.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|