рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Человек и информационном мире

 


 




 

 

    


 


 


















ГЛАВА 1:  ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ






 Важнейшей и общей особенностью изменений условий жизнедеятельности человека в современном информационно-техническом мире является развитие и усложнение социальных форм движения информации и знаний.

Социальное движение информации и знаний уже не ограничивается простым воспроизводством знаний в масштабах одного общества, но приобретает глобальный характер и втягивает в свой круг все новые и новые социальные структуры и формы.  Увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности, углубляется процесс децентрализации общества, происходит переход к новым формам занятости, идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.

При таких условиях возникает принципиально новая ситуация, когда информация становится важнейшим ресурсом человека и общества, рациональное использование которого открывает возможности построения новых моделей социальных отношений. Пути и методы использования информационных ресурсов становятся одним из наиболее значимых показателей уровня развития общества, которое уже сегодня не может игнорировать имеющуюся в его распоряжении информацию при решении любых проблем. Информационная техника превращается в один из важных показателей уровня научно-технического прогресса, а овладение ее возможностями принципиально меняет характер и формы деятельности человека.

 Это свидетельствует о том, что человек  сталкивается с эволюцией качественно новых форм социальной динамики, характерных для  постиндустриального этапа развития современной цивилизации. Новые формы социальной динамики на деле означают изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, т.е. активный социальный процесс, предполагающий постепенную замену централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.

Возникновение новых форм социальной динамики является результатом длительного и, - в рамках западноевропейской культуры и цивилизации, - целенаправленного развития науки и научного знания.  Осознание ограниченности природных ресурсов, служащих естественной основой развития социального и культурного прогресса, заставило европейцев искать альтернативных путей к достижению и поддержанию соответствующего уровня социально-экономического развития.

Статусное положение науки и научного знания в странах  западноевропейской культурной традиции, в ХIХ-ХХ вв. способствовало  активному процессу профессионализации и специализации научной деятельности. В свою очередь это предопределило экономическое положение и социальное влияние систем образования и воспитания как важнейших моментов эффективного функционирования заданной модели социокультурного развития, требующей высокого уровня подготовки квалифицированных специалистов в различных предметных областях  знания.

Под социальной эффективностью подразумевалось принципиальное ускорение темпов и ритмов экономического развития, усложнение социальных связей и отношений. Возникновение массовой культуры и ее воздействие на личностный мир и индивидуальный психологический опыт человека является, по сути, следствием возрастания темпов научно-технического прогресса и его влияния на формирование новых социальных ритмов жизни. Объективной стороной этого процесса, однако, всегда оставалось непреложное условие развития научного прогресса, который выбрасывает на поверхность социальной жизни все новые и новые сведения, факты, научные объяснения, которые с успехом моделируют разнообразие человеческой деятельности и изменяют традиционные средства ее развития, что и воплотилось в конце концов в актуализации и значимости процессов информационных взаимодействий.

Информатизация общества происходит на базе развития телекоммуникаций, формирования компьютерных сетей с использованием космической связи и волокнисто-оптических кабелей, факсимильной  и сотовой связи, электронной почты.  Целесообразность и последовательность действий, направленных на продвижение процессов и моделей информатизации общества определяется уровнем готовности человека к жизни в информационном обществе.

 Ключевыми критериями готовности к восприятию и использованию преимуществ информатизации являются следующие качественные моменты и характеристики:

·        развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры;

·        характер овладения и использования населением ее возможностей;

·        организация и последовательное развитие дистанционного образования;

·        уровень включенности предпринимательской деятельности в оборот электронной экономики.

Последнее является наиболее перспективным и фактически уже освоенным в станах Западной Европы направлением экономического развития: формирование телекоммуникационной инфраструктуры и, прежде всего, Интернета, привело к тому, что все больше транзакций в современной экономике и обществе совершается с использованием компьютерных сетей.

Таким образом, качественно новые формы социальной динамики, определяющие становление информационного общества, развиваются за счет овладения информацией как основным ресурсом управления и социально-экономического развития современного общества.  Их самоопределение  в основном обеспечивается с помощью современных   средств информатики и осуществляется благодаря медиатизации, компьютеризации и интеллектуализации социальной среды и всей жизнедеятельности человека.

С нашей точки зрения, медиатизацию, компьютеризацию и интеллектуализацию социальной среды и всей жизнедеятельности человека правомерно понимать как актуальную форму организационно-психологических изменений деятельности человека в информационно-техническом мире.

В  техническом смысле медиатизация характеризуется высоким уровнем технического обеспечения и социально-экономической поддержки информационных взаимодействий с помощью средств прессы, радио, телевидения, рекламы, звукозаписи и видеозаписи. Технические агенты медиатизации участвуют в формировании физических характеристик и технологических параметров информационной среды общества, способствуя расширению объемов и увеличению скорости социальных коммуникаций и задавая направленность информационных потоков.

 Вместе с тем медиатизацию нельзя рассматривать только как физико-технический процесс, поскольку социально значимая сторона информационных процессов, - производство информационных товаров и услуг, - активно включена в процессы экономических взаимообменов, а сама информация  приобретает отчетливо выраженные качества  и характеристики товара.

Не менее важны и организационно-психологические стороны процессов медиатизации, которые втягивают современного человека в орбиту информационных потоков, изменяют процессы восприятия и образуют новые схемы коммуникативных взаимодействий, формируют у человека альтернативные системы ценностей и норм отношения к культуре. Традиционные системы деятельностей - политическая, экономическая, научная и инженерная, эстетическая и идеологическая, - под влиянием интенсификации информационных взаимодействий и обменов, изменений в содержании, объемах и разнообразии форм коммуникативных процессов приобретают новые качества и требуют новых организационных принципов развития.

Компьютеризация является центральным и обязательным условием развития информационных взаимодействий, определяющих становление жизнедеятельности современного человека. Компьютеризацию принято рассматривать как процесс внедрения и технической модернизации компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и снятие у человека психологических барьеров применения интеллектуальных технологий в различных сферах его жизнедеятельности. Внедрение компьютеров в различные сферы управления и материального производства, совершенствование их технической базы и оснащение современными коммуникационными средствами повышает оперативность накопления и переработки информации, становится фактором повышения эффективности управленческих взаимодействий и надежности технико-экономических обоснований проектов экономического развития, предполагает точность и своевременность оценок экономических рисков при изменениях в рыночной конъюнктуре.

Возможности компьютера и его программного обеспечения являются, таким образом, средством аккумуляции знаний, дальнейшего структурирования и формализации информации для разработки разнообразия интеллектуальных систем, участвующих в поддержке и развитии информационных обменов в рамках развитой в обществе системы деятельностей. Социализирующий эффект использования компьютера и компьютерных и информационных технологий является основой организационно-психологических изменений социальной, бытовой и технической деятельности современного человека. Первоэлементом работы с информационными технологиями становятся коммуникативные возможности компьютера, характер использования которых зависит   целей и творческих замыслов человека, а также от их профессионального и социального опыта.

В силу этого применение компьютерных и  информационных технологий в социальной действительности достаточно многообразно. Их используют в киноиндустрии и на телевидении, их возможности осваивают художники, музыканты, продюсеры и менеджеры шоу-бизнеса, специалисты в области рекламы и "паблик релейшн", журналисты, преподаватели и студенты, врачи, т.д.

Эти моменты развития компьютеризации позволяют оценивать этот процесс и его технические характеристики как форму интеллектуализации различных срезов социальной среды общества. Интеллектуализация становится наиболее интенсивной стороной организационно-психологического изменения жизнедеятельности человека в информационно-техническом мире.

Интеллектуализация как объект социально-философской рефлексии выступает в качестве весьма неоднозначного, идеально выраженного процесса, конечные оценки которого являются синтезом рассмотрения его разнообразных сторон и характеристик.

Интеллектуализацию как целостный идеальный процесс можно рассматривать как социально-психологическое следствие овладения человеком результатами научно-технической революции. С этой точки зрения она уже выступает как весьма неоднородный фактор организационно-психологических перестроек человеческой деятельности.

Интеллектуализацию можно рассматривать и в качестве тенденции, определяющей уровень, характер и сферы использования информационно-комммуникативных технологий на базе современной компьютерной и телекоммуникационной техники. В этом случае она будет определяться как средство и условие формирования в обществе положительного отношения к  научному знанию и информации, определяющих в конечном итоге социальный профиль внедрения интеллектуальных технологий и развитие процессов информатизации.

Наконец, интеллектуализация может выступать и как объективное требование социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности, уже сформированным под влиянием всей совокупности социотехнических средств и параметров развития информационного общества. В таком ключе интеллектуализация предстает формой социального и личностного роста, определяемых творческим потенциалом социокультурных взаимодействий, основой расширения содержания информационно-коммуникативных контактов и направленностью их развития.

  Учитывая все указанные возможности рефлексивного анализа   интеллектуализации, можно представить ее как процесс, вокруг которого локализуется не только разнообразие точек зрения на социальное значение информатизации, но и смысловые отношения к самому феномену информации в целом. Интеллектуализация суть не только требование, но и модель развития культуры информационного общества, в которой естественноисторические ресурсы культурной жизни являются или могут быть представлены как уже   вторичные  по сравнению с  эмоциональными и чувственными резервами общества.

 В силу этого проблема интеллектуализации предстает как граница, условно разделяющая две противоположные точки зрения на перспективы развития информационного общества и оценки реального потенциала заложенных в нем возможностей личностного роста, социально значимых достижений, культурного и психического развития личности и т.д.

Положительное отношение к феномену информации определяется осознанием роста социальной значимости научного знания и научной информации и характера их соотношений в конкретном социально-историческом периоде развития общества. Сложность, однако, заключается в том, в условиях информационного общества с развитой или развивающейся структурой рыночных взаимодействий особое значение приобретает не только социальный статус научного знания, но и проблема воспроизводства информации и ее кругооборота. 

  Процесс создания информационных товаров и услуг во многих случаях имеет не творческую форму создания совершенно нового знания, а является процессом переработки уже существующего знания в зависимости от конъюнктурных общественных или индивидуальных потребностей. Это существенным образом подчеркивает и изменяет положение интеллектуальных сфер деятельности человека и заставляет по-новому оценивать соотношения информации и знаний в развитии социальной и духовной сущности человека.

Это указывает на важность и необходимость рассмотрения особенностей информационной деятельности как ключевой формы саморазвития интеллектуальной работы человека в информационно-техническом мире.

















ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА  ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ

Информационная деятельность в настоящее время играет ключевую роль в  функционировании любой социальной системы как единого целого и это придает ей особый статус среди различных форм жизнеобеспечения человека и его социальной сущности.

В известной степени информационная деятельность является всеобщей и находит свои проявления во всех сферах и на всех уровнях человеческого общежития. Она опосредует собой любой акт коммуникации и участвует в воспроизводстве или изменении сложившего типа социальных связей.

Отметим универсальность информационной деятельности. Универсальность информационной деятельности позволяет рассматривать ее исторические формы как способы трансформации разнообразия индивидуальных человеческих представлений, восприятий и ощущений в общезначимые и доступные пониманию смыслы и значения. Тем самым информационная деятельность является одним из моментов трансляции человеческой культуры, которая поддерживает порядок функционирования и сохраняет устойчивость социальных систем.

  С другой стороны, обособление информационной деятельности в качестве экономически определенной и актуальной сферы происходит в связи с потребностями институтов власти в обслуживании, сохранении и поддержании своих основных функций. Тем самым информационная деятельность становится основным средством обратной связи между властью и культурой. Ее качество, формы и содержание определяют характер целеполагания, уровень, условия и формы развития взаимодействий человека и общества. В целом  именно это  очерчивает специфику и особенности информационной деятельности в ее отличиях от деятельности религиозной, литературной, философской или научной.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.