Человек в мире культуры, цивилизации и ценностей
Человек в мире культуры,
цивилизации и ценностей
1.
Культура как предмет философского анализа
Термин
«культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы,
т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от
изменений, вызванных естественными причинами. Немецкий философ-просветитель С. Пуффендорф
(XVII в.), обобщая взгляды древних философов, определял культуру как все
произведенное человеком за вычетом природного, т.е. противоположное
естественному состоянию. Слово «культура» обозначает также обучение,
образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его
созидательной деятельности. Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон
в «Тулусканских рукописях» (45 г. до н.э.) понятие «культура» в обыденном языке,
обозначающее обработку почвы, использовал в переносном смысле как возделывание
человеческого ума в процессе обучения и воспитания. Характеризуя возвышение
человека в процессе образования и воспитания, Цицерон употреблял термин
«гуманизм». Еще одно основное значение слова «культура», сложившееся в
античности, – поклонение, почитание.
Со второй
половины XVIII в. культура рассматривалась:
а) как
процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих
дикости и варварству (французские просветители);
б) как
историческое развитие человеческой духовности (моральное, эстетическое,
религиозное, философское, научное, правовое и политическое сознание),
обеспечивающей прогресс человечества (Кант, Гердер, Фихте, Гегель, Шеллинг).
В частности,
Гердер считал, что история представляет собой естественный продукт человеческих
способностей, находящихся в зависимости от условий, места и времени, рост же
культуры является законом истории. Опыт и результат взаимодействия Я и не-Я Фихте
назвал культурой, которая выступает формой освоения человеком мира; в) как
системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (Риккерт,
Кассирер, Вебер, позже – Данилевский, Тойнби, Шпенглер, Сорокин).
Первыми
деяниями культуры, по мнению 3. Фрейда, были применение орудий, укрощение огня,
постройка жилищ. Термин «культура» обозначает всю сумму достижений, отличающих
нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям:
защите человека от природы, овладению ее силами для удовлетворения человеческих
потребностей и урегулированию отношений между людьми. «…Можно предположить, что
на заре возникновения культуры действовали природные детерминанты, а по мере
становления последней включались и ее собственные». Современная философия не
противопоставляет культуру природе и утверждает, что культура является
диалектическим снятием природы, развивается на основе природы. Именно в
человеке как продукте и творце культуры воплощен сплав биологических
(природных) программ, характеризующих его индивидуальную наследственность, и
надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих
своего рода социальную наследственность. Вне культуры человек представляет
собой либо хаос чувств, неоформленных потребностей, либо пассивный след среды,
лишенный индивидуальности, неспособный к рефлексии, самостоятельному поступку.
В целом, в
познании культуры движение мысли шло от отождествления культуры со всем, что
сотворено человеком, к анализу человеческой активности (деятельности, поведения
и общения), благодаря которой создается надприродная искусственная сфера
человеческого бытия, функционирующая, тем не менее, в определенных природных
условиях.
В процессе
антропосоциогенеза на протяжении длительного времени ведущее место в культуре
занимало обеспечение жизненного цикла человека, удовлетворение потребностей
самосохранения человеческого рода. Для этого необходимо производство орудий
труда, которое стало первым проявлением культуры человеком умелым. Постепенный
переход от присваивающего типа хозяйствования к производящему актуализировал
культуру процесса производства. Для обеспечения технологии деятельности
понадобилась культура управления людьми, что обусловило появление власти и
государственности, политической культуры. Формировалась культура общественных
отношений – экономических, отношений исторических и социальных общностей людей,
брачно-семейных, бытовых, межличностных и т.д. Формировалась культура
общественного сознания, проявляющаяся в духовной жизни общества и личности,
выражающаяся в культуре знаний, языка, осмысления человеком своего места в мире
и отношения к нему, осознания человеком целей и смысла жизни. Культурная
предметность имеет знаково – символическую природу: в вещах, произведениях
искусства и т.д. как бы «зашифрованы» смыслы человека, запечатлены надежды и
разочарования, знания и сомнения, радости и страдания людей. Предметная
деятельность, общение людей и система духовных символов (идеалов и ценностей) –
главные слои культуры. Культура развивает человека и одновременно расслабляет,
помещая его в тепличные условия. Человек не может полностью предвидеть
результаты своей культурной деятельности (например, изобретатель пороха не
задумывался над последствиями своего изобретения). Да и не всякое действие
культурно. Бессмысленный, бесплодный труд нельзя отнести к культурной
деятельности.
Важнейшими
формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия.
Мораль
утверждает человечность, сдерживает эксцессы возврата к низшему, животному
состоянию, выполняет в качестве нравственного предписания регулятивную,
ценностно-ориентационную и социализирующую функции. Мораль включает в себя
нравственные принципы, заповеди, традиции, нормы, взгляды, смысло – жизненные
ориентации и идеалы, оценки, отношения и поступки. Важную роль в становлении
культуры сыграли моральные запреты (табу), связанные с пищевым и половым
поведением человека. Морали противостоит аморализм в различных своих
проявлениях: в экономике через игнорирование интересов производителей, в научно
– технической сфере путем использования определенных достижений во вред
человечеству, в политике – достижение целей любыми средствами (в том числе
антигуманными, антиэкологическими), в области права – пренебрежение к закону.
Человек
познает, оценивает и преобразует мир и себя не только утилитарно-практически,
но и эстетически, осуществляя деятельность по законам красоты. Как эстетический
вид деятельности искусство, по Аристотелю, основано на подражании
действительности и знании правил этого подражания. Эта способность наиболее
полно воплощается в искусстве. У Аристотеля «подражание» жизни (правдоподобие)
не исключает наличие в художественном произведении погрешностей (ошибок).
Гегель отвергает копирование природы и настаивает на высоком, духовном
отражении бытия в искусстве. Используя символизацию, художник, по Гегелю,
способен сосредоточить внимание на внутренней, существенной стороне бытия.
Шеллинг провозглашает свободу выбора художником способа отображения истины.
Искусство, по его мнению, – это высшая ступень развития культуры, оно
изображает подлинную сущность в мгновении становления.
В искусстве
развивается человек как субъект и объект культуры, его умения, мастерство,
деловитость, эстетическое сознание. Искусство проявляется через развитие
интеркультурных связей, обменов, технологий, обеспечивающих творчество и
трансляцию в обществе его продуктов. Мир классического искусства рассматривался
как специфическая система адекватного отображения действительности через
художественные образы. Классическая модель искусства предполагала нормативность
(образцовость) как в аспекте ориентации на прекрасный идеал, так и в плане
преобразования жизни. Неклассическая модель искусства базируется на
равноправном сосуществовании и коммуникации динамически меняющихся
разнообразных культурных миров. Искусство становится преимущественно
знаково-символическим образованием, передающим ценностные значения. Основными
чертами неклассического искусства (с начала 70-х годов XX в. на этапе
постмодернизма) стали:
а)
радикальный антитрадиционализм (отвергается само понятие традиции);
б) плюрализм
(мир видится как неупорядоченный, состоящий из множества не связанных между
собой фрагментов);
в) отрицание
любой иерархии, игра со смыслами (исчезает различие между прекрасным и
безобразным, возвышенным и низменным, есть лишь игра автора с культурными
смыслами);
г) сочетание
элементов элитарной и массовой культуры.
Религия,
широко использующая достижения искусства и нормы морали, также в значительной
части своего содержания выступает как органическая часть культуры. Она
способствовала развитию письменности, книгопечатания, обеспечивает сохранение и
развитие ценностей религиозной культуры, передает накопленное наследие от
поколения к поколению, формирует сознание единства человеческого рода, является
средством социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения
нравов, традиций и обычаев. Религиозными идеями пропитана не только философия,
но и поэзия, живопись, архитектурное искусство. Религия пытается продуцировать
смыслы целостности космоса, социума и отдельного человека, интерпретирует
эволюцию и горизонты духовной связи человека и абсолюта. Религия в определенной
мере способствует выходу человека за пределы узкоземного существования.
Вместе с тем,
религия, выступая за сохранение традиций, становится орудием консерватизма.
Антигуманны такие деяния церкви, как костры инквизиции, кровавые походы
крестоносцев, религиозные войны и т.п. Кант говорил о том, что все известные
формы религии являлись идолослужением в той мере, в какой они допускали
человеческую униженность, индульгентное понимание божьей милости и утешительную
ложь, веру в чудеса и богослужебные жертвы. Кант же выступал за нравственную
самостоятельность людей, поэтому, считал он, подлинно верует лишь тот, кто не
имеет страха перед богом, не роняет перед ним свое достоинство и не перекладывает
на него свои моральные решения.
Важнейшими
чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ Бога. Для
тоталитаризма также характерны принесение в жертву государству личных
интересов, установки на лучшую жизнь в отдаленном будущем, а не в настоящем,
поклонение вождю, государству, утопической доктрине. Теизм способен оживляться
в новых формах, внешне атеистических. Так было в отечественной истории. Этому
содействовали некоторые особенности психологии славян: царистские иллюзии,
стремление к запредельным истинам, максимализму, поглощенность решением не
жизненно реальных, а отвлеченных вопросов о смысле жизни, стремление к
достижению счастья через простое разрушение существующего строя.
Немецкий
теолог Г. Кюнг считает, что религия имеет будущее, ибо:
1)
современный мир с его несправедливостью не находится в должном порядке, он
возбуждает тоску о Другом;
2) трудности
жизни ставят этические вопросы, перерастающие в религиозные;
3) религия
означает развитие отношений к абсолютному смыслу бытия, а это касается каждого
человека.
Российский
философ JI.H. Митрохин полагает, что религия – непреходящий феномен культуры,
что вытекает из роли идеалов в человеческой жизни и необходимости веры в эти
идеалы.
В философии
имеется также альтернативный взгляд о перспективах религии. Так, П. Гольбах
полагал, что если незнание природы дало начало богам, то познание должно
уничтожить их. Г. Лессинг мечтал о будущем общества, в котором религия
уступит место просвещенному разуму. Марксизм выдвинул тезис об отмирании религии.
Высказывается точка зрения, что в XXI в. в развитии культуры и цивилизации
растущее и определяющее место будет принадлежать науке, а не религии, что
ортодоксальная религия хотя еще долго будет существовать в качестве
общественного института, но уже никогда не будет играть прежней роли, не будет
главной опорой духовного развития человека. Теперь роль религии скорее
периферийная – утешителя слабых и покровителя немощных.
В истории
философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая (Вольтер,
Руссо, Гольбах) сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления,
видела в культуре человеческое продолжение природы. Выдающийся химик В.Ф. Оствальд
(1853–1932) в своих «Энергетических основаниях наук о культуре» проводил мысль,
что культура есть преобразование свободной энергии в связанную и чем больше
полезной энергии связывается, тем выше уровень культуры. Если исходить из
натуралистической модели, то мотыга, конвейер и компьютер выступают как символы
культур – но-цивилизационного развития общества. В классической модели культуры
(XIX в.) человек освобождается от зависимости природного и божественного
миров и предстает как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на
основе принципов гуманизма, рационализма и историзма. Неклассическая
(модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека.
Повседневность в современном представлении – заботы и тревоги, привычки и
привязанности, неявные установки и ожидания, то, что, естественно присутствуя в
человеческой жизни, редко выходит на поверхность и становится предметом
рефлексии. В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир
противится неразумному воздействию на него человека. Эта модель отвергает
попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове,
теоретической схеме.
В культуре
имеются следующие важнейшие сценарии отношения к действительности:
1)
новационный – передел, создание новой культуры (западноевропейский);
2)
традиционалистский – приспособление человека к действительности и старым культурным
традициям (восточноазиатский);
3)
иррационалистический – уход от действительности в сферу духовности
(индуистский, кармический). Конечно, в «чистом» виде данные сценарии не
проявляются. В динамике культуры в целом выделяются:
а)
культурогенез (порождение новых культурных форм, культурных систем);
б) трансляция
культурных традиций (обеспечение преемственности социального опыта);
в) диффузия
культуры (заимствование и освоение образцов иных культур);
г)
трансформация форм культуры (обновление, деградация, распад).
Шпенглер
подчеркивал, что во всемирной истории имеется вечное образование и изменение,
становление и умирание органических форм культуры по аналогии с тем, что есть
молодые и старые дубы и пихты, цветы, ветки и листья, но нет стареющего человечества.
Элементами культуры выступают «опредмеченные» идеи, различные сценарии и
нормативы социальной активности, многообразие человеческих отношений в связи с
созданием, трансляцией и потреблением результатов деятельности.
Культура есть
самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной
деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны
культуры. Материальная культура – совокупность материальных благ, средств и
форм их производства и способов овладения ими. Духовная культура – сфера
сознания (познание, воспитание и просвещение, философия, различные формы
сознания, культура общения, дискуссий и т.д.), совокупность способов
деятельности по созданию духовных ценностей. В материальной культуре заключено
формирующее ее духовное начало (способности людей), а продукты духовной
культуры облечены в материальную форму. Нередко называют подуровни единой
культуры: физическая, экологическая, художественная и т.п. Существует также
узкое понимание культуры как отрасли народного хозяйства, осуществляющей
культурно-просветительскую деятельность через библиотеки, музеи, клубные
учреждения, театры и т.д.
2.
Общество и культура. Социальная детерминация культуры
Марксистское
понимание культуры вскрывает прежде всего материальные, объективные
закономерности ее развития. Конечно, культура характеризуется также
субъективностью, связанной с индивидуальностью человеческого сознания,
испытанием беспокойства культуротворческого характера, поиском постижения
смысла и тайн бытия, загадок собственного мира души, стремлением оставить на
земле плоды своей деятельности и т.д. Культура в этом аспекте представляет
собой субъективно-личностное измерение исторического процесса.
Страницы: 1, 2, 3
|