Что такое философия, ее предназначение, социальные функции и роль в жизни человека
Оглавление
1. Введение
. 3 стр.
2. Основная
часть
4-8 стр.
2.1. Что
такое
философия
4-5 стр.
2.2. Предмет
философии, ее предназначение 5-6 стр.
2.3. Социальные
функции философии 6-7 стр.
2.4. Роль
философии в развитии и жизни человека и общества 7-8 стр.
3. Заключение
9
стр.
4. Список
литературы
10 стр.
Введение
Многое из того, что окружает
человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой - либо
критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь
о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности
в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он
открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности,
открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как - будто
не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история?
Каково предназначение человека? Но люди навсегда размышляют о будущем
человечества с достаточной глубиной и встревоженностью. Современное
человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире,
созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного мудрее. А между
тем обретение мудрости - одна из главных задач человечества, для обеспечения
дальнейшего существования и попытки разобраться в вопросах поставленных
человечеством еще на заре цивилизации и нерешенных по сей день.
2.1 Что такое философия
Что такое философия? Термин
«философия» происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость
и означает любовь к мудрости. Однако любовь к мудрости не делает человека ее
обладателем, хотя и является важным условием, чтобы стать философом. Философия
есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и
смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе
с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными,
вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно
целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество
частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается,
размышляет над универсальными проблемами.
Первым, кто объяснил слово
«философ», был Пифагор. Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины.
Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит.
Однако совсем другого мнения
придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих
учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с
умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого
признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и
ухищрений.
Знаменитый древнегреческий
мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и
абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены
соответствующей мудрой душой.
По мнению Аристотеля, задача
философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые
начала и причины бытия.
Таким образом одни мыслители
видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить,
исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к
небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни
утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна
служить обществу и человеку. Все это доказывает, что философию отличает
разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и
свидетельствует о ее множественном характере.
Философию можно определить
как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои
категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования.
Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и
принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу,
общество, человека и само мышление.
2.2 Предмет философии ее
предназначение
Круг вопросов изучаемых
философией называется предметом философии. Общую структуру предмета философии
составляют четыре основных раздела:
а) Исследование наиболее общих
вопросов бытия, то есть проблема бытия в универсальном смысле. Бытие и небытие;
бытие материальное и идеальное; бытие природы общества и человека. Философское
учение о бытие получило название антологии.
б) Анализ наиболее общих вопросов
познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели
познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков
субъект и объект познания. Философское учение о познании получило название
гносеологии.
в) Изучение наиболее общих вопросов
функционирования и развития общества. Раздел философии, который изучает
общественную жизнь, называется социальной философией.
г) Исследование наиболее общих и
существенных вопросов человека. Именно человек является исходным и конечным
пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек.
Философия человека называется философской антропологией. Философское знание
позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и
явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия
выступает как духовное рационально - теоретическое освоение действительности.
Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и
гуманна, ее предназначение - научить человека самостоятельно и творчески
мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в
мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели,
но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.
Философия формирует
мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в
действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи.
В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда
является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.
2.3 Социальные функции
философии
Предмет и специфику
философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопрос о
ее функциях.
Одной из функций является
социальная, которая является довольно многоплановой по своему содержанию и
охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия
призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и
способствовать его материальному и духовному изменению. В общественной жизни
социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение.
Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его
хорошо объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке
всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее
задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия
на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень
жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид
может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий
характер, философия должна быть адресована каждому человеку. Социальная функция
призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное
состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречие,
указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Все функции
философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так
или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная
функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую
роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических
ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально -
гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии,
которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда
прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и
завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и
небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.
2.4 Роль философии в развитии и жизни человека и общества
философия по самому своему
предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих
исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией,
помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила
новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им
актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями
современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных
явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание
мира в связи с включением в него человека как сознательно - деятельного
фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда
являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании
современного мира.
Современный мир уходит от
капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на
предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.
Человек как мыслящая материя
все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей
его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет
представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает
ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные
требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план
профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее
значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов
регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями
функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей
деятельности.
Формирующаяся современная
научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в
настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических
наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики
искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных
направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и
технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно -
технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом,
одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления -
современной философии. Овладение современной философской культурой повышает
уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности,
позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в
соответствии с требованиями времени.
Переход человечества на
качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях
- на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального
кризиса, но далеко еще нереализованное состояние. Трудности и опасности в
осуществлении этой задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого
уровня сознания, непонимания обществом причин и механизмов функционирования
природных, антропологических и социальных явлений в их взаимодействии как
специфически особых элементов единого мирового бытия. Человечество должно
овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного
управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена
вне современного философского знания о мире.
Заключение
Если человечество вдруг
лишится философии, ее утрата приведет к непоправимым последствиям. Развивая
философию, люди не просто шлифуют свой разум. Они мобилизуют свои
интеллектуальные ресурсы для понимания судеб человечества, и у них нет другого
более надежного, чем философия, средства кристаллизации знаний, метода сомнений
и поиска наиболее продуманных и универсальных ответов на те вопросы, которые
ставит человечество. В XX
веке философы
сделали множество открытий, которые, безусловно, отразятся на судьбе
человечества. Это касается не только различных сфер философии - теории познания
или логики, философской антропологии или эстетики, этики или истории философии.
Именно в XX столетии философы проникли в
глубины сознания и научились распознавать многие протекающие в нем процессы,
осознали неисчерпаемость потенциала человеческой психики. Они буквально
вчувствовались в безбрежный опыт человеческого бытия, выразив его в формах
прежнего и тревожного человеческого самосознания. Человек сказался осмысленным
по - новому, чему содействовали философская антропология, психоанализ. Наука,
история культура, человек подверглись неожиданному и глубинному постижению.
Список литературы
1. Введение
в философию. Ч. 1, М., 1989.
2. Гуревич
П. С. Основы философии. М. 2000.
3. Добрынина
В. И. Философия XX века. М. 1997.
4. К.
Ясперс Введение в философию. Минск 2000.
5. Лавриненко
В. Н. Философия. М. 2001.
6. Основы
современной философии. М. 1996.
7. Солонин
Ю. Н. Основы современной философии. С.- Петербург 2001.
8. Философия
и история культуры. М. 1985.
9. Философия
и ценностные формы сознания. М. 1984.
[П1]
[П1]
|