Действительность и возможность
Реферат
на тему:
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ
Действительность
Принцип действительности и
возможности является как бы подытоживанием пройденного отрезка пути, поскольку
интегрирует в себе рассмотренные до сих пор модификации материи, содержит их в
себе в снятом виде, выражает собою диалектическое развитие этого отрезка в
целом, в его тотальности, всесторонности. Поэтому он является более конкретным,
богатым но содержанию, хотя но более трудным по усвояемости.
Представления о
действительности и возможности, возникнув в античной философии, также прошли
путь своего развития - от отдельных односторонних моментов, являвшихся
продуктом непосредственного, чувственного созерцания, до современного
конкретного, целостного научного их понимания в марксистской философии.
Аристотель эту проблему
рассматривает в связи с разработкой таких категорий, как движение, материя,
форма. В его понимании, собственно движение есть переход возможности в
действительность, осуществление того, что существует в возможности. Рассматривая
вещь как единство формы и материи, он доказывает, что материя есть возможность,
а форма - действительность. Материя и форма это - одно и то же, первая - в
возможности, вторая - в действительности. Первая пассивна, вторая активна.
Разрабатывая основные принципы формальной логики, Аристотель классифицирует
суждения по модальности - на суждения возможности, действительности и
необходимости (соответственно-проблематические, ассерторические и
аподиктические). Всякое суждение есть или суждению о том, что присуще, или о
том, что необходимо присуще, или о том что возможно присуще. Учение Аристотеля
о действительности и возможности является значительным вкладом в разработку
этих категории. Однако его концепция о пассивности материи и активности формы,
о «форме форм», об энтелехии и т. д. не позволяла ему научно решить проблему
возможности и действительности.
Дальнейший шаг в разработке
этих категорий сделан материализмом XVII-XVIII
вв., который в борьбе со схоластикой и идеализмом, опираясь на достижения естествознания,
развивает научный взгляд на действительность. Однако этот взгляд был
исторически ограничен, поскольку материалисты этого времени отождествляли
случайность и возможность, а также отрицали объективнее бытие, как случайности,
так и возможности.
Эту ограниченность
механического материализма пытается преодолеть Кант, который действительность и
возможность рассматривает в их единстве, однако делает он это на
субъективно-идеалистической и формально-логической основе. И если
материалисты-метафизики отрицали объективное бытие только возможности, то Кант
отрицает объективное бытие и возможности, и действительности, рассматривая их
как продукт рассудка, как априорные категории модальности. По Канту, то. что
согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и
понятие), то возможно. То, что связано с материальными условиями опыта
(ощущения), действительно. То, связь чего с действительным определена согласно
общим условиям опыта, существует необходимо. Возможность подразделяется у него
на логическую, реальную и практическую.
Формализм и субъективизм логики
Канта подвергает критике Гегель, наиболее полно и всесторонне разработавший эти
категории на идеалистической основе. По его мнению, возможность есть то, что
существенно для действительности, но она существенна таким образом, что она
вместе с тем есть только возможность. Действительность есть ставшее
непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего.
Действительность, как единство сущности и явления, богаче, конкретнее
содержанием, чем возможность, которая является лишь абстрактным моментом
действительности Возможно, что-то или невозможно, это зависит от содержания. т.
е. от целостности моментов действительности, которая в своем раскрытии
обнаруживает себя необходимостью.
Учение Гегеля о
действительности и возможности содержит важные указания относительно различных
аспектов этих категорий. По Гегелю, возможности бывают реальными и
"пустыми», формальными. Он против чисто формально-логического утверждения
«все возможно» и против тех, кто ведет пустые разговоры о формальной
возможности, «чтобы с ее помощью увильнуть от исполнения определенных
обязанностей»*. Вместе с тем Гегель рассматривает реальную
возможность как момент развития действительности, ибо реальная возможность
некоторой мыслимой вещи есть налично сущее многообразие относящихся к ней
обстоятельств. Реальная действительность, как таковая, есть ближайшим образом
вещь со многими свойствами, существующий мир. Содержанием учения Гегеля о
действительности и возможности является диалектическое взаимопревращение этих
категорий, их переход друг в друга, что, собственно, дает ключ к пониманию
самой диалектики развития.
Диалектический материализм,
критически преодолев ограниченность как идеализма, отрицавшего объективное
бытие действительности и возможности, так и ограниченность метафизического
материализма, отрицавшего объективное бытие возможности и диалектику этих
категорий, дает всестороннюю разработку проблемы. Чтобы правильно уяснить себе
тождество и различие этих категории, необходимо прежде всего остановиться на
имеющих важное значение для постижения истины различных аспектах этих
категорий.
Каковы аспекты категории
действительности?
1. Под действительностью
понимается, прежде всего, объективная реальность. В борьбе против
многочисленных разновидностей идеализма, отрицавших объективное бытие
действительности, материализм всех времен доказывал ее объективную реальность.
Поэтому не случайно под действительностью в определенной связи понимают
материалистическое решение основного вопроса философии, признание первичности
материи и вторичности сознания.
2. Вместе с тем, поскольку
реально, действительно существует не только материя, но и сознание, идеальное,
то действительность выступает как единство сущности и существования, сущности и
явления, как единство всего сущего, всех трех сфер - природы, общества и
сознания.
3. Действительность выступает
как необходимость, совпадает с ней. Как говорит Гегель «все действительное
разумно, все разумное действительно», т. е. в своем развертывании
действительность раскрывается как необходимость. Следовательно, все
реально существующее еще не есть действительность: атрибут действительности
принадлежит не всему тому, что реально существует, а только тому, что в то же
время есть необходимость. В этом смысле действительность не совпадает с
первыми двумя аспектами и отличается от них. В этом же смысле «действительность
выше, чем бытие, и чем существование».
4. Наконец, действительность
выступает как реализованная возможность, соотносится с последней как со своей
непосредственной противоположностью. как со своим моментом. Истина состоит в
том, что диалектика действительности и возможности есть их взаимодействие не в
любом ее аспекте, а в последнем аспекте, в то время как рассмотренные выше аспекты
действительности не охватываются ею.
2. Возможность
Действительность необходимо
содержит в себе свою противоположность - возможность, как тенденцию и
способность своего закономерного движения. Возможность также имеет свои
аспекты, имеющие самостоятельное значение в познании.
1. Реальная
возможность. Когда мы изучаем историю каждого
данного реально существующего явления, то неизбежно приходим к следующему
выводу: прежде чем явление становится реальным, действительным, оно существует
в недрах своего непосредственно предшествующего явления в виде возможности. В
определенных условиях эта возможность превращается в действительность, что
означает возникновение явления в действительности. Стало быть, каждое данное, в
действительности существующее явление, предмет, вещь, процесс есть так или
иначе реализованная возможность.
С другой стороны, данное
явление не только есть реализованная возможность, но и в свою очередь само
заключает в себе возможность своего другого явления: оно «беременно» своим
другим. Само по себе ясно, если бы в самой
действительности не содержалась внутренняя возможность нового явления, то не
было бы никакого развития. Действительность, являясь реализованной
возможностью, не лишена возможности. а всегда заключает ее в себе как свою
внутреннюю противоположность, как свою способность рождать новые явления, как
свою тенденцию развития. В этой связи правомерна следующая постановка
вопроса: куда явление развивается? Ответ состоит в следующем: оно развивается в
свою противоположность, которую необходимо заключает в себе, которую
вынашивает по мере своего развития и в которую, в конце концов, переходит, что
и означает превращение явления н реализацию возможности. В этом смысле
возможность есть тенденция развития явления.
Реальная возможность, стало
быть. - это то, что в данных условиях еще не реализовано, но существует
объективно, возникает закономерно в процессе развития, причинно обусловлено,
содержится в самой действительности, имеет свое некоторое бытие в ней. Она -
внутренне присуща действительности и выражает не только абсолютную тенденцию
развития явления, но и относительную, т. е. не только возможный конечный
результат, по и каждый уровень его развития, каждое состояние или этап процесса
явления. Характер возможностей, степень их зрелости, их определенность
обусловлены самой действительностью, законами ее развития. В реальных вещах,
явлениях, а также в познающем мышлении, всегда имеется множество различных,
подчас противоречивых возможностей, тенденций, учет которых необходим для
познания и практики.
Итак, под реальной
возможностью мы понимаем такую, которая рождена конкретными историческими
условиями, имеет необходимые непосредственные корни, предпосылки в самой
действительности на данном этапе ее развития и на этом же этапе при наличии
определенных условий может быть реализована.
2. Абстрактная возможность.
Кроме реальной возможности имеет место и такая возможность, которая не рождена
данным состоянием развития действительности, не имеет непосредственных корней и
предпосылок в действительности и на данном этапе не имеет условий для
реализации. Она может быть выражением побочных тенденций развития, а может быть
и выражением весьма отдаленных, опосредованных, но вполне реализуемых в иных
условиях процессов. Абстрактная возможность может совпадать с мечтой человека.*
3. Абстрактно-формальная
возможность - это то, что формально возможно, но фактически никогда не
осуществимо, т. е. это абсолютно пустая возможность**. Познание
должно четко определить различные аспекты возможности, исходить из учета действительности
и реальных возможностей. Вместе с тем оно должно вскрывать научную
несостоятельность абстрактно-формальных возможностей. Пустые возможности хотя и
не реализуются и для науки никакого значения не имеют, но они играют
определенную роль, оправдывают все что угодно, но главным образом, безответственность.
Далее. Реальной возможности
противостоит не только действительность и не только абстрактная и
абстрактно-формальная возможность, но и невозможность. В отличие от
абстрактных представлений о том, что «все возможно» или «нет ничего
невозможного», поскольку все можно подвести под формальнологическое абстрактное
тождество, диалектическая логика исходит из того, что реально существует не
только возможность, но и невозможность. Категория невозможности, прежде
всего, выражает абсолютную невозможность, абсолютную нереализуемость как
по форме, так и по содержанию - нереализуемость никогда и ни при каких
условиях. Например, никогда и ни при каких условиях абсолютно невозможно уничтожить
материю и законы ее развития.
Невозможность может быть и относительной.
Ее следует понимать в смысле абстрактной возможности: нечто невозможно в данных
условиях, но в других, изменившихся, условиях может стать возможным. Отсюда
следует, что нельзя смешивать ни возможность с невозможностью, ни абсолютную
невозможность с относительной невозможностью.
Возможность и
вероятность. Возможность возникает из
закономерного хода развития явлений, неразрывно связана с необходимостью и
определяется конкретными условиями. Но возможность связана и со случайностью.
Во-первых, возможность, реализуясь, превращается в явление, которое несвободно
от случайных черт, выступает как единство необходимости и случайности.
Во-вторых, возможности возникают не только из необходимости, но и из
случайности - из случайного совпадения двух пли множества явлений и
обстоятельств, из массовых случайных событий. Категория вероятности
выражает степень возможности появления какого-нибудь события на основе
исчисления массы случайностей. Математическая вероятность равна
отношению числа случаев, «благоприятствующих» данному событию, к общему числу
«равновозможных» случаев. Вероятность не есть субъективное мнение или желание,
а выражение объективной связи между массой случайностей и данным событием,
причем ближайшее рассмотрение показывает, что сама эта масса случайностей есть
проявление необходимости.
3.
Взаимопревращение действительности и возможности
Развитие есть вечный и
бесконечный закономерный процесс взаимопревращения возможности и
действительности. Действительность и возможность одновременно тождественны и
различны. Их тождество состоит в их взаимопроникновении и взаимопревращении. Их
различие заключается в том. что в своем единстве они занимают различное место,
играют различную роль, имеют различную специфику и т. д. Возможность есть и в
то же время не есть действительность.
Во-первых, непосредственно
осуществляется, превращается в действительность не всякая, а реальная
возможность. Во-вторых, для ее реализации нужны определенные условия, без
которых она может стать просто невозможностью, т. е. может реализоваться,
превратившись не в свое другое, а вообще в другое. Так называемое «голое»
уничтожение есть не что иное, как уничтожение данной реальной возможности, т.
е. превращение последней в невозможность, или, что то же самое, есть ее
превращение в любое другое, только не в свое другое. Однако не все
реальные возможности в действительности уничтожаются, ибо если бы было так, то
не было бы развития. Несмотря на то, что в действительности и имеет место
«голое» уничтожение реальных возможностей, известная их часть в определенных
условиях все же превращается в свое другое и наоборот. При этом следует
подчеркнуть, что если в природе возможность реализуется сама по себе, стихийно,
то в обществе она реализуется как целесообразная деятельность людей, для чего
необходимы следующие условия:
1. Прежде всего, нужен учет
других возможностей - как отрицательных для данной возможности, так и
положительных. Без строгого учета всех реальных возможностей, без научного
анализа этих возможностей нельзя осуществить данную возможность.
2. Поскольку, как правило,
имеются условия не только для реализации данной, но и других противоположных
возможностей, то лишь при ликвидации последних можно реализовать данную
возможность, В общественной жизни, например, одни возможности, представляющие новое,
прогрессивное в конечном итоге одерживают победу, а другие, представляющие
старое, терпят поражение, так как защищают интересы отжившего.
3. Данной возможности не только
противостоят другие, но имеются и такие, которые способствуют ее реализации.
Отсюда - необходимость правильного и всестороннего учета и использование этих
благоприятствующих возможностей для реализации данной возможности.
4. Необходимо далее отыскивать,
находить и создавать новые внутренние и внешние возможности, способствующие
реализации данной возможности.
5. Нужно решительно отбросить
теорию самотека и организовать победу данной возможности.
Таким образом, победа данной
реальной возможности в развитии общества объясняется всей совокупностью
внутренних и внешних условий, средств, путей, преимуществами нового, активной
деятельностью субъективных факторов и т. д.
Стало быть, практическая
реализация данной возможности осуществляется путем преодоления целой системы
противоречий .между практикой и познанием, общим и единичным, качеством и
количеством, абсолютным и относительным, прерывностью и непрерывностью,
конечным и бесконечным, тождеством и различием, сущностью и явлением,
содержанием и формой, необходимостью и случайностью, причиной и следствием и
т.д. и т.п.
Возникновение и
разрешение, разрешение и возникновение противоречия между действительностью и
возможностью есть непрерывно-прерывный процесс, есть
возникновение нового, высшего этапа в развитии, есть действительность
диалектики материи. Но говоря это, мы логически обобщаем, сокращаем путь
исторического развития материи и выражаем его в основных этапах,
характеризующихся такими величайшими скачками в ее развитии, как
возникновение жизни и человеческого общества.
В связи с этим чрезвычайно
важно подчеркнуть, что высшие, более конкретные ступени непосредственно
выводить из любого состояния низшей неправомерно, поскольку в противном случае
игнорируются опосредствующие звенья, что приводит в итоге к нарушению принципа
совпадения логического и историческою. Это мы видели на примере метода Смита и
Рикардо, одним из главных недостатков которого является как раз игнорирование
опосредствующих звеньев. При рассмотрении вопроса о возникновении жизни
следует исходить из того, что всякая попытка непосредственно выводить жизнь из
любого состояния неживой природы приводит к тем заблуждениям, что и у Смита и
Рикардо. Природа должна .была длительное время по своим собственным имманентным
законам развиваться сама в себе, пока противоречие между действительностью и
возможностью возникновения жизни не достигло той ступени зрелости, на которой в
определенных условиях стало возможным ее возникновение. Следовательно, между
жизнью и неживой природой существует множество промежуточных, опосредствующих
звеньев усложнения и развития самой неживой природы. Возможность живой природы
.могла превратиться в действительность лишь на определенном этапе модификации
природы в результате длительных физико-химических процессов.
Вместе с тем не только
возникновение жизни было итогом длительных физико-химических преобразовании в
неживой природе, но и сама возникшая жизнь имеет свою историю, прошла различные
этапы своего внутреннего усложнения - от доклеточных, простейших фирм живого
вещества до человека. Так как живое тело есть дальнейшее усложнение в развитии
действительности, то определение должно охватить следующие его особенности.
Живое тело существует в
неразрывной связи с неорганической природой. Оно есть единство разнообразных,
особым образом взаимосвязанных химических соединений, составляющих как бы его
«субстанцию» и принимающих разное участие в обмене веществ. Оно невозможно без
механического, молекулярного, химического, термического, электрического и т. д.
изменения.
Наличие побочных форм движения
в живом теле не выражает его сущности. Они являются внутренними условиями
существования главной, биологической формы движения. Живое тело невозможно без
этих побочных форм. Но вместе с тем нельзя свести биологическую форму к ним. В
единстве всех этих форм в живом теле биологическая форма является господствующей
и для своего существования подчиняет себе все низшие формы движения, которые не
составляют «автономии» в живом теле, а слиты воедино с биологической
формой, наличествуют в ней в
снятом виде.
Сущность биологической формы
движения состоит в обмене веществ. Живое тело может существовать только при том
условии, если в нем непрерывно происходят ассимиляционно - диссимиляционные
процессы. Оно собственно и есть эти процессы. Ассимилируя из
внешней среды нужные себе вещества, оно превращает их в свои собственные
моменты, стороны, т. е. самообновляется, самовоспроизводится. Но его
самовоспроизведение есть одновременно его саморазрушение - диссимиляция.
Самовоспроизведение и саморазрушение есть одно и то же отношение,
стороны которого одновременно обусловливают друг друга, немыслимы друг без
друга и взаимоисключают друг друга. Только в этом своем единстве они
обусловливают характерные особенности жизни: раздражимость, подвижность, рост,
размножение, изменчивость, наследственность, эволюцию и т. д. Живое тело есть
неразрывное единство наследственности и приспособления. Так как условия
существования живого тела непрерывно изменяются, заставляя его
приспосабливаться к ним, то сообразно с этим изменяется и наследственность
Следовательно, наследственность включает в себя свою собственную изменчивость и
немыслима без нее.
Наконец, вытекающий из
противоречия наследственности и приспособления естественный и искусственный
отбор - выживание и размножение наиболее приспособленных к условиям внешней среды
особей, разновидностей и видов.
Конечно, ассимиляционно -
диссимиляционные процессы в организме составляют абсолютную и самую
элементарную, абстрактную его основу. Но эволюция создает другие, более сложные
физиологические функции, нервную деятельность и т. д. в результате чего из
примитивных, простейших доклеточных организмов образовались одноклеточные,
давшие начало первым растениям и животным. А из первых животных путем
дальнейшего дифференцирования развились бесчисленные классы, отряды, семейства,
роды и виды животных и, наконец, та форма, в которой достигает своего наиболее
полного развития нервная система - именно позвоночные. Среди последних
рождается, формируется то позвоночное, в котором природа приходит к осознанию
самой себя, -- человек2. Возникает человеческое общество.
Из сказанного следует несколько
выводов.
1. В своем историческом
развитии материя прошла различные, последовательные ступени усложнения. Она
переходила от абстрактной сферы к конкретной, от менее конкретной сферы к более
конкретной. Взаимопревращение форм движения и эволюция материи есть не что
иное, как взаимопревращение действительности и возможности.
2. Это взаимопревращение имеет
место не только между формами движения, но и внутри каждой из них. Именно
потому, что внутри каждой формы движения саморазвитие происходит от низшего к
высшему, через ряд последовательных ступеней, возможен пароход от данной формы
к новой, высшей. Следовательно, высшая форма возникает не из любого состояния
низшей, а из ее высшей .ступени, из ее самого зрелого и конкретного
состояния. Иными словами, только саморазвитие до полной зрелости низшей формы
обусловливает ее превращение в высшую форму.
3. Каждая следующая ступень в
развитии содержит в себе предыдущую в снятом виде. Высшие формы движения несводимы
к низшим, низшие формы всегда наличествуют в высших как подчиненные, побочные
формы их развития. Конкретное содержит в себе абстрактное в снятом виде в
процессе развития как всех форм движения, так и внутри каждой из них. При этом
высший этап в развитии вырастает, возникает непосредственно из своего
предыдущего.
4. Источником перехода низшей
формы движения в высшую, а также перехода низшей ступени в высшую внутри каждой
из них является противоречие между действительностью и возможностью,
которое не разрешается внутри данного состояния, данного целого, но его
разрешение есть переход в новое высшее состояние, в новое высшее целое,
которое удержало в себе содержание всего предшествующего развитая.
5. Эта объективная диалектика
развития материи в целом совпадет с логикой развития истории познания и с
законами логического мышления. Так, сначала выдвигаются па первое место науки,
которые изучают низшую форму движения материи (механика), затем - науки,
изучающие более сложные формы движения (физика, химия и биология). Иными
словами, история развития познания выступает как аналог истории развития
объективной действительности и подчиняется тем же диалектическим законам, что и
развитие материи.
Общество - более конкретная
сфера действительности, сложная, высшая форма движения материи. И здесь мы
имеем дело с совпадением объективной диалектики действительности с логикой
истории познания. Это видно из того, что подлинная наука об обществе -
марксистская социология - возникает позже наук, изучающих низшие формы движения.
Вместе с тем и история социологии в общем и целом совпадает с законами логики;
от отдельных, абстрактных моментов, элементов знания об обществе до
всесторонней, конкретной марксистской науки об обществе - таков путь истории
социологии. Как мы уже говорили, домарксистская социология была
идеалистической. Главная причина того, что прошлые материалисты оказались
идеалистами «вверху», не видели решающей роли общественной практики,
материального производства в познании и преобразовании действительности состоит
в сложности самой общественной жизни, а также в ее недостаточной, в их время,
зрелости. Выводя сознание непосредственно из природы как таковой, они не видели
внутренней, необходимой, закономерной связи, как в развитии объективной
действительности, так и в развитии познания, не видели источника активности
сознания. Метафизичность и созерцательность были «ахиллесовой пятой» старого
материализма, ослабляя его позиции в борьбе с идеализмом. Но, с другой стороны,
его сильной стороной было материалистическое понимание природы. В то же время,
хотя положительной стороной идеализма, в особенности гегелевского, была
диалектика, его слабой стороной была мистификация, как действительности, так и
самого познания.
Итак, принцип взаимопревращения
действительности и возможности вскрывает эволюцию материи, превращение неживой
природы в живую, последней - в общество, далее, развитие общества в самом себе
- от низшего к высшему, а также эволюцию соответствующих логических категорий,
отражающих этот процесс. В этом поступательном движении каждая новая ступень
богаче, выше своей предыдущей, поскольку результат содержит в себе свое
начало, которое обогащается новыми приобретениями; каждая высшая ступень отрицает,
снимает свою низшую, содержит в себе все ее богатство и отрицает, снимает
себя в следующей, третьей ступени. Это отрицание отрицания одновременно
является как синтетически и генетически развитым содержанием, так и тенденцией,
направлением всего бесконечного процесса.
Литература
1. Ленин
В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 140.
2. Маркс
К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 358.
|