Диалектика как метод исследователя и практика
Элемент №1
Источник:
"Семья и школа" №7 1982 год письмо
читательницы "Робких поддержать" (см. Приложение №5).
Условие:
Ребенок развитый, сообразительный, неплохо учится, но
отличается робостью и застенчивостью. На праздниках в детском саду и в
начальной школе воспитатели и учителя не задействуют мальчика в программе.
Вопрос:
Покажите несоблюдение учителем требования
объективного подхода к способностям своего ученика. Какие последствия это может
иметь?
Решение:
Если ребенок сам не вызывается участвовать в
праздничной программе, это не значит, что он не обладает способностями и
талантами. Совсем наоборот, как рассказывает мама, мальчик умеет хорошо, четко,
с выражением читать стихи, обладает чувством ритма. Когда мама попросила
специально попросила воспитателя дать стихотворение сыну, он прекрасно
справился с заданием. Следовательно, педагоги не объективно подходит к оценке
творческого потенциала Андрея.
Всем детям надо дать возможность проявить себя, а тем, кто стесняется,
в первую очередь. Но конечно сделать это надо не в обязательном порядке, а
проявив максимум такта и понимания. Если оставить все как есть, ребенок
привыкнет к пассивному созерцанию и в старших классах, да и в будущей жизни, так
и останется безинициативным, плывущем по течению, не принимающем участие в
общественной жизни.
Элемент №2
Источник:
"Учительская газета " № 50 1996 год
"Спокойствие, только спокойствие." Ольга Кондратьева (см. Приложение
№ )
Условие:
Детские шалости и реакция педагога на них, покажите
совокупность многоразличных отношении между ними.
Решение: Детские
шалости - часто это вовсе не протест против чего-то, не злобное непротивление
педагогу, а проявление нерастраченной энергии, детского недомыслия, не умения
задумываться о последствиях. "ðÅÒÅÏÃÅÎËÁ
ÓÅÒØÅÚÎÏÓÔÉ
ÄÅÔÓËÉÈ
ÛÁÌÏÓÔÅÊ
ÓÏÓÔÁ×ÌÑÅÔ
ÇÌÁ×ÎÕÀ
ÐÏÍÅÈÕ ×
ÒÁÂÏÔÅ ÍÏÌÏÄÏÇÏ
ÐÅÄÁÇÏÇÁ" Это - стихийное бедствие, на которое, как на
всякую неожиданность можно реагировать по разному. Кто-то принимает к шалуну
административные меры, вызывает родителей, забирает портфель, пишет замечания в
дневник. Один из вариантов . " ÍÁÌÏ
ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÅÎÎÙÊ
× ÎÁÛÅ
ÎÅÒ×ÎÏÅ ×ÒÅÍÑ,
- ÜÔÏ
ÓÔÏÉÞÅÓËÏÅ
ÓÐÏËÏÊÓÔ×ÉÅ
× ÓÏÞÅÔÁÎÉÉ
Ó
ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑÍÉ
ÞÕ×ÓÔ×Á
ÀÍÏÒÁ × ÓÁÍÙÈ
ÎÅÏÖÉÄÁÎÎÙÈ
ËÏÍÂÉÎÁÃÉÑÈ.
é ÅÓÌÉ ÀÍÏÒ ×
ÏÄÎÏÞÁÓØÅ ×
ÓÅÂÅ ÎÅ
×ÚÒÁÓÔÉÛØ, ÔÏ
ÓÐÏËÏÊÓÔ×ÉÅ
ÄÏÓÔÕÐÎÏ
×ÓÅÍ."
Начинающим автор статьи дает совет: "ÎÅ
ÚÁ×ÏÄÉÔÅÓØ.
é ÅÓÌÉ ×Ù
×ÈÏÄÉÔÅ ×
ËÌÁÓÓ, Á ×ÁÍ
ÐÏÄ ÎÏÇÉ
ÐÁÄÁÀÔ
ÏÔËÕÄÁ-ÔÏ
Ó×ÅÒÈÕ Û×ÁÂÒÁ
É ×ÅÄÒÏ Ó
×ÏÄÏÊ,
ÐÅÒÅÛÁÇÎÉÔÅ
ÞÅÒÅÚ ÌÕÖÕ, Á
ÚÁÏÄÎÏ É
ÞÅÒÅÚ ÕÞÉÔÅÌØÓËÏÅ
ÓÁÍÏÌÀÂÉÅ.
ðÏÚÄÏÒÏ×ÁÊÔÅÓØ
É ÎÁÞÎÉÔÅ
ÕÒÏË. é ÅÓÌÉ
×Ù ÏÓÔÁÌÉÓØ
ÖÉ×Ù É ×ÁÛÁ
ÛÅÑ ÎÅ
ÎÕÖÄÁÅÔÓÑ ×
ÚÁÂÏÔÁÈ
ÈÉÒÕÒÇÁ, ÓËÁÖÉÔÅ
ËÁË ÂÙ ÍÅÖÄÕ
ÐÒÏÞÉÍ, ÞÔÏ
×ÓÅ ÎÁÄÏ ÄÅÌÁÔØ
ÕÍÅÀÞÉ,
ÉÎÁÞÅ É
ÂÒÁÔØÓÑ ÎÅ
ÓÔÏÉÔ."
Элемент №3
Источник:
"Семья и школа" №12
1982 год статья "Преодолеваем первые преграды" А.Мелик-Пашаев,
З.Новлянская (см. Приложение №4).
Условие: У ребенка мал словарный запас, плохо
развито чувство ритма, он не умеет построить развернутую фразу, такой ребенок,
безусловно, столкнется с трудностями при попытке воплотить в слове даже самый
интересный замысел или сюжет. Яркое переживание не дойдет до слушателя,
покажется примитивным, скудным. Без специального внимания к качествам
"служебного" уровня не обойтись. Могут ли они сами развиться на
занятиях творчеством, например, в литературном кружке или кружке журналистики?
Конечно, в известной степени так и происходит. При условии, что ребенка не
отстранят от таких занятий в виду его "неспособности". На подобных
занятиях ведущей задачей не может быть совершенствование наблюдательности,
расширение запаса слов, здесь педагог думает о применении подобных качеств,
обращается к стихийно сложившемуся уровню.
Вопрос:
Рассматривать ребенка как раз и навсегда совершенно
неспособного - ошибка. Покажите способы развития необходимых качеств, процесс
развития.
Решение:
Качества "служебного" уровня можно развивать
независимо от занятий искусством. Одна из форм такого развития - специальные
игровые задания, которыми вы подготовите то "речевое поле", благодаря
которому ребенок сможет легко воплощать свой творческие замыслы.
Количество
игр "в слова" и "со словами" огромное множество. Начинать
надо с простых и постепенно усложнять их, не только увеличивая словарный запас,
но и тренируя у ребенка гибкость связей между словами, легкость нахождения
нужного слова. Кроме этого использовать игры тренирующие внимание и память
ребенка.
Все
это подготовит ребенка к любым формам словесного общения, в том числе к общению
с другими людьми через художественное слово, то есть к литературному
творчеству.
Элемент №4
Источник:
"Учительская газета " № 16 1997 год рубрика
"Школа" Вадим Мелешко (см. Приложение № )
Условие:
Покажите внутренние противоречивые тенденции и стороны
в таком явлении, как оценка знаний ученика
Решение: В ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Å
ÓÌÕÞÁÅ×
ÏÃÅÎËÁ
ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ
ÐÏÄÈÏÄÁ
ÕÞÉÔÅÌÑ Ë
×ÙÓÔÁ×ÌÅÎÉÀ
ÏÃÅÎÏË, Á ÎÅ ÏÔ
ËÏÎËÒÅÔÎÙÈ
ÚÎÁÎÉÊ É
ÕÍÅÎÉÊ
ÕÞÅÎÉËÁ. òÁÚÌÉÞÎÙÅ
ÐÏÄÈÏÄÙ ×
ÜÔÏÍ ×ÏÐÒÏÓÅ
É ÐÒÉ×ÏÄÑÔ Ë ÔÏÍÕ,
ÞÔÏ, ÐÅÒÅÊÄÑ ×
ÎÏ×ÕÀ ÛËÏÌÕ,
ÏÔÌÉÞÎÉË ÍÏÖÅÔ
×ÄÒÕÇ
ÓËÁÔÉÔØÓÑ
ÄÏ ÔÒÏÅË, Á
ÓÅÒÅÄÎÑÞÏË -
×ÙÂÉÔØÓÑ ×
ÈÏÒÏÛÉÓÔÙ.
üÔÏ ÅÝÅ É ÏÄÎÁ
ÉÚ ÇÌÁ×ÎÙÈ
ÐÒÉÞÉÎ,
ÐÏÞÅÍÕ ÄÅÔÉ
ÔÁË
ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏ
×ÏÓÐÒÉÎÉÍÁÀÔ
ÓÍÅÎÕ
ÕÞÉÔÅÌÑ.
ðÏ
ÓÕÔÉ ÄÅÌÁ,
ÅÓÌÉ ÏÔ×ÅÔ
ÎÁ ×ÏÐÒÏÓ ÎÅ
ÄÁÎ, ÜÔÏ
ÏÃÅÎËÁ "1", ÔÏ
ÅÓÔØ
ÅÄÉÎÉÃÁ.
äÁÖÅ ÎÁ Ä×ÏÊËÕ
ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ
ÞÔÏ-ÔÏ
ÎÁÇÏ×ÏÒÉÔØ. А часто из соображений "гуманности"
не ставят даже "два". И фактически существующая
"четырехбальная" система выраждается в "трехбальную".
" íÏÔÉ×ÁÃÉÑ
ÓÌÅÄÕÀÝÁÑ:
ÅÓÌÉ
ÐÏÓÔÁ×ÉÔØ Ä×ÏÊËÕ,
ÐÒÅÄÓÔÏÉÔ
ÐÏ×ÔÏÒÎÏÅ
ÏÂÕÞÅÎÉÅ, Á
ÎÕÖÎÏ ÌÉ
ÚÁÓÔÁ×ÌÑÔØ
ÇÏÓÕÄÁÒÓÔ×Ï
ÔÒÁÔÉÔØ ÄÅÎØÇÉ,
Á ÕÞÉÔÅÌÅÊ -
ÎÅÒ×Ù, ÅÓÌÉ
ÍÏÖÎÏ
ÚÁËÒÙÔØ
ÇÌÁÚÁ É
ÐÏÂÙÓÔÒÅÅ
ÄÏ×ÅÓÔÉ
ÞÅÌÏ×ÅËÁ ÄÏ
9-ÇÏ ËÌÁÓÓÁ, Á
ÔÁÍ ÚÁÂÏÔÉÔØÓÑ
Ï ÎÅÍ ÂÕÄÕÔ
ÄÒÕÇÉÅ."
ДÒÕÇÁÑ
ÐÒÏÂÌÅÍÁ,
Ó×ÑÚÁÎÎÁÑ Ó
ÏÃÅÎËÁÍÉ, - ËÁË
ÓÏÐÏÓÔÁ×ÉÔØ
ÛÉÒÏÞÁÊÛÉÊ
ÓÐÅËÔÒ
ÚÎÁÎÉÊ
ÕÞÅÎÉËÏ×,
ÉÓÐÏÌØÚÕÑ
×ÓÅÇÏ 4 ÂÁÌÌÁ?
ôÒÏÊËÁ ×
ËÌÁÓÓÅ
ËÏÒÒÅËÃÉÉ É
ÔÒÏÊËÁ ×
ÌÉÃÅÊÓËÏÍ
ËÌÁÓÓÅ Ó
ÕÇÌÕÂÌÅÎÎÙÍ
ÉÚÕÞÅÎÉÅÍ
ÐÒÅÄÍÅÔÏ× -
ÜÔÏ совершенно две различные и
несопоставимые вещи. "á
ÐÏÌÕÞÁÅÔÓÑ,
ÞÔÏ × ÉÔÏÇÅ
ÏÂÁ ÞÅÌÏ×ÅËÁ
ÐÏÌÕÞÁÔ
ÁÔÔÅÓÔÁÔ
ÏÄÎÏÇÏ É ÔÏÇÏ
ÖÅ Ã×ÅÔÁ,
ÂÅÚÏ ×ÓÑËÉÈ
ÐÏÍÅÔÏË,
"ÐÏÒÏÞÁÝÉÈ
ÞÅÓÔØ É
ÄÏÓÔÏÉÎÓÔ×Ï"
Элемент №5
Источник
: “Учительская газета ” № 35 1996 год “Быть кому то
нужным” Ольга Бигильдинская (см. Приложение № )
Условие
: Родители лишены родительских прав, или сами
отказались от ребенка, или погибли... Так или иначе ребенок попадает в детский
дом, интернат Поломанная судьба. Как помочь ребенку вырасти и войти в жизнь ?
Вопрос: Покажите, что воспитания детей в интернате, да и вообще воспитание, -
сумма и единство противоположностей.
Страницы: 1, 2
|