Диалектика: принципы, законы, категории
Реферат
на тему:
Диалектика:
принципы, законы, категории
Содержание
Введение________________________________________________ 2
Диалектические принципы___________________________________ 2
конкретность истины__________________________________ 2
единство логического и исторического,
абстрактного и конкретного____________________________________________ 2
практика как критерий истины________________________ 2
и практического определителя связи
предмета с тем, что нужно человеку________________________________________________ 2
законы диалектики__________________________________________ 2
закон единства и борьбы противоположностей_______ 2
закон перехода количественных изменений в
качественные 2
закон отрицания отрицания___________________________ 2
основные диалектические закономерности и категории__________ 2
сущность и явление____________________________________ 2
содержание и форма____________________________________ 2
случайность и необходимость_________________________ 2
причина и следствие____________________________________ 2
возможность и действительность_____________________ 2
единичное, особенное и всеобщее______________________ 2
Заключение_____________________________________________ 2
Список использованной
литературы_________________ 2
ДИАЛЕКТИКА (греч. —
искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о
наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин “Д.” в
истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал Д.
как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ
ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт,
Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл Д. логический метод, с
помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание
истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты
придали термину Д. дурной оттенок, называя Д. - искусство представлять ложное и
сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), мегарцы Д.
называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Д. в философии Аристотеля —
способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и
достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений:
аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые
в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных
суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить
посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое
умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые
имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в
философии термин “Д.” употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт
называл Д, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи,
термин Д. употреблялся в значении “логика”, а иногда под Д. подразумевали искусство
дискутирования.
В философии Канта
диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда
общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений,
претендующих на объективность, она становится Д. (И.Кант, Критика чистого
разума, П., 1915, с. 66).
По Гегелю, Д.—
своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный
метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на
рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства пред- мета
независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних
определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм
всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир
или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929, с.70 — 71).
Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на
разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений.
Д. — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения
единство противоречий. Идеалистическая концепция Д. у Гегеля — учение о
самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание предмета
и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.
Открытые Гегелем и
мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и
Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что “…в
природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические
законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью
событий…” (Ф.Энгельс, “Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).
В марксистской философии
термин Д. употребляется в значении теории и метода познания явлений
действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних
противоречий. Марксистская Д. исходит из признания постоянного становления,
развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под
которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом
которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это
восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения,
развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сама
идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем
свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории
формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего,
борьбе противоположностей, как источнике развития.
Конкретность
истины или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина
связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго
определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во
всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной
стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения
всех сторон и признаков явления.
Диалектика
абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства,
взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой
лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее
общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины.
Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент
конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь
как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.
Принципы развития
объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они
протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и
правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических
условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из
этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических
процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие
объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с
помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.
Критерий И. не
может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте.
Поскольку И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к
объекту и в этом смысле “истина относится не только к субъекту, а также к
объекту” (Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку
критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от
процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким
отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и
образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка
все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические
положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не
поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной
физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная
теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии
реализовать поставленные ими цели.
Наиболее общими законами диалектики
являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба
противоположностей, отрицание отрицания.
В своем
происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи
категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое
выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.
Эти законы выражают
универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его
познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах
диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении
и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики
обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие
которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют
собой логичное выражение существенного в развитии.
Движущую силу
развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого
закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе
своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными
предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений,
переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих
данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к
противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу,
составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет
содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта
состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и
взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно
только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия,
столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся
между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению.
Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного
единства, составляет источник развития.
Будучи
отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем
или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле
диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов” (Ленин В. И.,
“Философские тетради”, М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность
усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.
Развитие как движение от
простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к
более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный
процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят
характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству
объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не
перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при
определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым.
Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного,
скачкообразного и эволюционного изменения явлений.
Закон перехода
количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется
возникновение нового.
Всякое
развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития
выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей
конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях
может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания.
Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только
отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не
останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное
качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития
представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего
отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от
низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления
назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в
целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает
такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в
новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого
качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого
качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную
тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие
совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего
предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он
ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его
развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В
сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование
к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое
познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития
рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.
Диалектика не исчерпывается тремя
основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей,
конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в
категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и
необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное,
особенное и всеобщее и т.д.
Категории и
закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и
выражено само содержание диалектики.
Сущность и явление -
категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком.
Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех
многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное
обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении
категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм
предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение
сущности предмета составляет задачу науки.
Страницы: 1, 2
|