Духовная педократия: подростковая психология русской революционной интеллигенции
Новосибирский Государственный
Университет
Кафедра философии
ДУХОВНАЯ ПЕДОКРАТИЯ:
ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ РУССКОЙ
РЕВОЛЮЦИОННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
на материале сборников
«Вехи», «Интеллигенция в России», «Из глубины», творчества Бердяева, Булгакова,
Розанова
РЕФЕРАТ ПО КУРСУ СОЦИАЛЬНОЙ
ФИЛОСОФИИ
Выполнила: Жданова Д.И.,
студентка гр. 4808 ГФ
Руководитель: доцент Ожогин
В.И.
Новосибирск
2006
СОДЕРЖАНИЕ:
1. вступление.. 3
2. О составе русской революционной интеллигенции. 3
Молодежь и «вечные студенты» как костяк левой интеллигенции.. 3-4
3. Интеллигентское мышление: догматичность, субъективность, утилитаризм,
«опрощение». 4
Кружковость.. 4
Нетерпимость, отсутствие самокритики.. 5
Абсолютизация субъективизма вместо поиска объективной истины 5
Самообожение.. 5
Внерелигиозность.. 6
Вместо творчества -
уравнение.. 6
Опрощение.. 6
а) Идеология вместо философии.. 6
б) «Научность» вместо науки.. 7
Подражательность,
восприимчивость без критики.. 8
«Контркультурность». 9
Неразвитость, наивность.. 9
4. Интеллигентская нравственность: неуважение к труду, максимализм,
отсутствие воспитания, тяга к разрушению. 10
Лень, непривычка к дисциплинированному труду.. 10
Максимализм→ «принципиальность». 11
Безответственность в личной жизни.. 11
Бегство «вовне», перевес общественного над личным.. 12
Отсутствие идеи воспитания, саморазвития.. 12
«Эдипов комплекс», отсутствие связи с традицией.. 13
Стремление к разрушению и саморазрушению... 13
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 14
ВСТУПЛЕНИЕ
О русской интеллигенции сказано уже
довольно много, вероятно, даже чересчур много. Исследователи – философы,
социологи, литераторы – расходятся не только в характеристиках этого явления,
но даже и в определении того, что стоит понимать под словом «интеллигенция».
Однако при сужении временных и пространственных рамок споры становятся менее непримиримыми.
Русская революционная интеллигенция второй половины 19 – начала 20 века:
явление достаточно четко оформленное. Оценка этого явления представителями
нереволюционной интеллигенции того же времени тоже достаточно единодушна. В
этой работе не будут освещаться дискуссии о сущности интеллигенции вообще, и в
качестве рабочего определения будет принято следующее: русская революционная
интеллигенция – совокупность людей, получивших(получавших, недополучивших)
высшее образование, и объединенная идеей революционного преобразования
государства.
Специфическая социальная обстановка
того времени породила специфический психологический тип «вечного студента».
Люди этого типа в соединении с массой реальных студентов и составили костяк
революционной интеллигенции. Предметом данной работы будет рассмотрение условий,
причин возникновения и особенностей этого психологического типа в освещении
Бердяева, Булгакова, Розанова и других «реакционных» философов того времени.
О СОСТАВЕ РУССКОЙ
РЕВОЛЮЦИОННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Для начала несколько слов о составе
левой интеллигенции конца 19 – начала 20 века. С.Н.Булгаков в своей статье
«Героизм и подвижничество» рисует следующую картину, на основе которой и будет
построен последующий обзор: «Благодаря молодости с ее физиологией и
психологией, недостатку жизненного опыта и научных знаний, заменяемых пылкостью
и самоуверенностью, благодаря привилегированности социального положения, не
доходящего, однако, до буржуазной замкнутости западного студенчества, наша
молодежь выражает с наибольшей полнотой тип героического максимализма. И если в
христианстве старчество является естественным воплощением духовного опыта и
руководительства, то среди нашей интеллигенции такую роль естественно заняла
учащаяся молодежь. Духовная педократия (господство детей) - есть величайшее зло
нашего общества, а вместе и симптоматическое проявление интеллигентского
героизма, его основных черт, но в подчеркнутом и утрированном виде. Это
уродливое соотношение, при котором оценки и мнения «учащейся молодежи»
оказываются руководящими для старейших, перевертывает вверх ногами естественный
порядок вещей и в одинаковой степени пагубно и для старших, и для младших.
Исторически эта духовная гегемония стоит в связи с той действительно передовой
ролью, которую играла учащаяся молодежь своими порывами в русской истории,
психологически же это объясняется духовным складом интеллигенции, остающейся на
всю жизнь — в наиболее живучих и ярких своих представителях — тою же учащейся
молодежью в своем мировоззрении. Отсюда то глубоко прискорбное и привычное
равнодушие и, что гораздо хуже, молчаливое или даже открытое одобрение, с
которым у нас смотрят, как наша молодежь без знаний, без опыта, но с зарядом
интеллигентского героизма берется за серьезные, опасные по своим последствиям
социальные опыты и, конечно, этой своей деятельностью только усиливает реакцию.
Едва ли в достаточной мере обратил на себя внимание и оценен факт весьма
низкого возрастного состава групп с наиболее максималистскими действиями и
программами. И, что гораздо хуже, это многие находят вполне в порядке вещей.
«Студент» стало нарицательным именем интеллигента в дни революции»[2].
Д.И.Овсяннико-Куликовский в
статье(довольно умеренной) «Психология русской интеллигенции» также дает
портрет русского революционера как «вечного студента»: говоря, что «юноша —
прирожденный идеолог, до известного возраста, для разных натур различного»,
но(!) одной из отличительных черт русской интеллигенции является «прочность
идеологических навыков и стремлений, не зависящих от возраста: русские
интеллигенты часто сохраняют их и в зрелых летах»[7].
И, наконец, В.В. Розанов коротко
говорит о составе террористических организаций так: «Именно молодые-то люди,
которые не могли разобраться во всех этих авторитетах… и взяли в руки бомбы…» [10, 546]
Итак,картина достаточно ясна. Задача
данного обзора – проследить, как подобный состав отразился на всем
умонастроении русской интеллигенции.
ИНТЕЛЛИГЕНТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ:
ДОГМАТИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТИВНОСТЬ, УТИЛИТАРИЗМ, «ОПРОЩЕНИЕ»
«Кружковый» характер существования
русской интеллигенции освещен достаточно хорошо как философами, так и
историками, социологами. Это факт: идеологически «объединенные» интеллигенты
тем не менее в ситуации более или менее свободной трактовки какой-либо идеи
уподоблялись броуновским частицам и, вместо того чтобы дискутировать в рамках
одной «формации», немедля дробились на более мелкие. Почему? Тому есть
несколько причин. Прежде всего, интеллигенты не очень жаловали конструктивную
дискуссию в принципе. Гораздо популярней был лозунг «Кто не с нами, тот против
нас» - кто не желал принимать доктрину как она есть, без обсуждений, должен был
быть с позором изгнан из рядов и сносить ушаты изливаемой верными адептами
желчи и, по возможности, отвечать тем же. По словам В.В.Розанова, «он(радикализм)
объявлял негодным человеком того, с кем должен был вести спор, и этим прекращал
спор»[270]» Корни такого отношения уходили еще в школьные и университетские «идейные»
кружки. Прежде чем начинать рассуждать о деятельности их подобных кружков,
небезынтересно обратить внимание на их состав. Как отмечает А. С. Изгоев, действительно
одаренные гимназисты и студенты в них не рвались, а если и принимали в них
какое-то время участие, то не приживались там[5]. Таким образом «кружки»
складывались как способ самореализации посредственностей, стремящихся завысить
собственную значимость, что было не трудно в отсутствие в составе
действительно талантливых и думающих членов. Вот что говорит об этом Изгоев:
«Юноша, вошедший в товарищеский кружок самообразования, сразу проникается
чрезмерным уважением к себе и чрезмерным высокомерием по отношению к другим.
Это высокомерие, рождающееся в старших классах гимназии, еще более развивается
в душе юноши в университете и превращается бесспорно в одну из характерных черт
нашей интеллигенции вообще, духовно высокомерной и идейно нетерпимой»[5].
Откуда такая самоуверенность и полное
отсутствие самокритики? Почему атрофировалось у интеллигенции стремление к
объективной истине и развилась тенденция к абсолютному субъективизму во всем? Приведем
слова С.Н. Булгакова, говорящего о распространении в интеллигентской среде так
называемой «религии человекобожества»: «Религия человекобожества и ее сущность
— самообожение в России были приняты не только с юношеским пылом, но и с
отроческим неведением жизни и своих сил, получили почти горячечные формы.
Вдохновляясь ею, интеллигенция наша почувствовала себя призванной сыграть роль
Провидения относительно своей родины. Она сознавала себя единственной
носительницей света и европейской образованности в этой стране, где все,
казалось ей, было охвачено непроглядной тьмой, все было столь варварским и
чуждым. Она признала себя духовным ее опекуном и решила ее спасти, как понимала
и как умела»[2]. Само собой, с пророками не спорят. И путь спасения
человечества может быть только один – отсюда абсолютная нетерпимость к инакомыслящим.
Подобная самозабвенная восприимчивость без критики и даже без допущения оной
другими также свидетельствует о несамостоятельности, незрелости мышления
основной массы интеллигентов.
Следует отметить особо, что «религия
человекобожества» приходила в умы юных борцов за справедливость не «на смену» христианству
или чему либо иному, а ложилась на девственно чистый мозг: «Наша интеллигенция
по отношению к религии просто еще не вышла из отроческого возраста, она еще не
думала серьезно о религии и не дала себе сознательного религиозного
самоопределения, она не жила еще религиозной мыслью и остается поэтому, строго
говоря, не выше религии, как думает о себе сама, но вне религии»[2].
Точно так же оставалась интеллигенция
и вне науки, вне философии, вне культуры. Все эти сферы требовали глубоко
размышления и в какой-то мере личного творчества, которое вообще было не в
чести. Над идеей творчества господствовала идея всеобщего уравнения. Бердяев
говорит: «Психологические первоосновы такого отношения к философии, да и вообще
к созданию духовных ценностей можно выразить так: интересы распределения и
уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда
доминировали над интересами производства и творчества»[1].
Отсюда и культ тотального «опрощения».
Ведь если не творить, а только уравнивать между миллионами – поневоле придется
«опроститься». Таким-то образом и опрощались научные, философские и
исторические воззрения интеллигентов. По словам С.Л.Франка, культура в
европейском ее смысле вообще была им враждебна, и на русской почве должна была
быть подвергнута беспощадной «утилитаризации»[13].
Для дальнейшей характеристики
обратимся к статье Н.А.Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда». В
области философии доморощенные интеллектуалы предпочитали то, что было им по
зубам: «Кружковой отсебятине г. Богданова всегда отдадут предпочтение перед
замечательным и оригинальным русским философом Лопатиным. Философия Лопатина
требует серьезной умственной работы, и из нее не вытекает никаких программных
лозунгов, а к философии Богданова можно отнестись исключительно эмоционально, и
она вся укладывается в пятикопеечную брошюру. В русской интеллигенции
рационализм сознания сочетался с исключительной эмоциональностью и с слабостью
самоценной умственной жизни»[1].
Сложные, требующие долгого
размышления и осмысливания философские доктрины во всей их индивидуальной
полноте были не по вкусу революционерам. Философия низводилась до политической
идеологии, а политическая идеология возвышалась до философских высот: «Можно
даже сказать, что наша интеллигенция всегда интересовалась вопросами
философского порядка, хотя и не в философской их постановке: она умудрялась
даже самым практическим общественным интересам придавать философский характер,
конкретное и частное она превращала в отвлеченное и общее, вопросы аграрный или
рабочий представлялись ей вопросами мирового спасения, а социологические учения
окрашивались для нее почти что в богословский цвет»[1].
Для удовлетворения таких своеобразных
вкусов у интеллигенции не было недостатка в поварах: «У интеллигенции всегда
были свои кружковые, интеллигентские философы и своя направленская философия,
оторванная от мировых философских традиций. Эта доморощенная и почти
сектантская философия удовлетворяла глубокой потребности нашей интеллигентской
молодежи иметь "миросозерцание", отвечающее на все основные вопросы
жизни и соединяющее теорию с общественной практикой»[1].
Итак, философия извращается до
состояния сборной солянки(а то и вовсе пюре – чтобы глотать, не разжевывая) к
интеллигентскому столу. О питательности такого блюда можно судить по словам
Овсяннико-Куликовского: «Другая черта, присущая — в большей или меньшей мере —
всем идеологиям… состоит в том, что философская (теоретическая) часть их не
имеет всеобщего значения, какое имеют настоящие философские системы, а их
практическая (прикладная) сторона, слишком тесно связанная с философской, не
получает реальной силы — практического дела, в смысле общественной или
политической деятельности — деятельности партии. В лучшем случае выходит нечто
вроде секты»[7].
Печальную судьбу философии на скудной
почве «революционной» интеллектуальной деятельности разделила также и наука.
Как правило, «философская» солянка была приправлена еще и «научностью», вполне
сходившую в интеллигентской среде за настоящую науку: «Хотя программы эти
обыкновенно объявляются еще и «научными», чем увеличивается их обаяние, но о
степени действительной «научности» их лучше и не говорить, да и, во всяком
случае, наиболее горячие их адепты могут быть, по степени своего развития и
образованности, плохими судьями в этом вопросе»[2].
Однако «адепты», со свойственной им
самоуверенностью, считали себя достаточно компетентными в «этом вопросе», чуть
ли не компетентнее настоящих ученых. Ведь последние все сомневаются и
сомневаются, а интеллигенты уже обрели вожделенную истину, пышным цветом
цветущую в крикливых брошюрках. Какой из этого можно сделать вывод? Обратимся к
снова к Булгакову: «Легко понять и интеллигенту, что, например, настоящий
ученый, по мере углубления и расширения своих знаний, лишь острее чувствует
бездну своего незнания, так что успехи знания сопровождаются для него
увеличивающимся пониманием своего незнания, ростом интеллектуального смирения,
как это и подтверждают биографии великих ученых. И наоборот, самоуверенное
самодовольство или надежда достигнуть своими силами полного удовлетворяющего
знания есть верный и непременный симптом научной незрелости или просто
молодости»[2].
Страницы: 1, 2
|