Экзамен по философии за 11 класс
Экзамен по философии за 11 класс.
Вопрос № 1. Понятие мировоззрения, его
исторические типы и формы, роль в жизни человека. Мировоззрение - совокупность наиболее
общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение это окно в мир.
Носителями мировоззрения являются отдельные люди, а так же разные социальные
группы. Мировоззренческие установки помогают адаптироваться к обществу.
Мировоззрение позволяет нам соотносить наше поведение с поведением других.
Мировоззрение включает в себя и наше представление о мире, и понятие сути
человека, и смысл жизни. Мировоззрение это интегральное образование. Компоненты
мировоззрения: познавательный, ценностно-нормативный, морально-волевой, идеалы
и нормы. Мировоззрение – ориентир и регулятор поведения человека. Мировоззрение
зависит от микро социальной среды. Виды мировоззрения:
1.
Обыденное –
формируется самостоятельно.
2.
Теоретическое
– опирается на разум, на осмысленность, это высоко систематизированное
мировоззрение.
3.
Научное –
формируется на основе опытов и научных экспериментов.
Мировоззрение может быть прогрессивным и реакционным.
Сила мировоззрения зависит от того, насколько оно освоено. Мировоззрение это
отражение мира. Глубина этого отражения может быть различной. Оно разделяется
на этапы:
1.
Мироощущения
и миросозерцание (фиксация отдельных внешних проявлений бытия, но не
сущностей).
2.
Мировосприятие
и миропредставление (создание цельной картины мира, обозначается взаимосвязь
процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия)
3.
Миропонимание
(это есть уже философия).
Вопрос № 2. Философия как мировоззрение. Предмет,
структура философии. Философия это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов
на мир и место в нем человека. Но понятие мировоззрения шире понятия философия.
Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически
оформленное, рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана
вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития
мира и человека. Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд
специфических вопросов, которые она призвана решать. В зависимости от их
решения философы создают свою концепцию, определяя конкретные проблемы и
используя те или иные категории для ее раскрытия. Философия ищет объяснения на
уровне науки. Философия представляет собой систему общих теоретических взглядов
на мир и на место человека в нем, раскрывающего определенный предел основ и
смысла людей к действительности. Философия начинается тогда, когда мы
спрашиваем о практике. Философия учение об общих принципах бытия, познание и
отношение человека и мира. Черты философского мировоззрения:
1.
Универсализм
(рассматривает вопросы, которые можно использовать всеобщно)
2.
Субстанциональность
(попытка философии докопаться до первобытного бытия)
3.
Системность
4.
Сомнение
Структура философии:
1.
История
философии.
2.
Онтология –
учение о бытие.
3.
Гносеология
– теория познания.
4.
Логика.
5.
Аксиология
– общая теория.
6.
Методология
– познание и освоение мира.
7.
Этика.
8.
Эстетика –
наука о прекрасном.
9.
Философская
антропология.
10.
Социальная
философия.
Функции философии:
1.
Мировоз-кая
(связана с абстракно-теоретическим, понятийным объяснением мира).
2.
Методологическая
(общее учение о методе и совокупность наиболее общих методов познания и
освоения действительности человеком).
3.
Прогностическая
(формулировка гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека
и мира).
4.
Критическая
(принцип «подвергай все сомнению»).
5.
Аксиологическая
(оценка объекта с точки зрения самых различных ценностей)
6.
Гносеологическая.
7.
Эвристическая.
8.
Гуманитарная.
9.
Социальная.
Вопрос № 3. Мифология как мировоззрение. Место мифологии
в современной духовной культуре. Античной философии присуще такое мышление как мифология.
Миф был не просто универсальным способом описания мира, а, прежде всего формой
жизни, т. е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным
регулятором их поведения. В нем были слиты воедино самые разнородные
компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания, религиозные
представления, этические нормы, эстетические идеалы. В пределах самой мифологии
появились мысли о рождении всего сущего. Образы богов символизировали,
олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними представлялись в
форме брачных отношений. Божественная генеалогия носила системный характер.
Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами,
которые носили многозначный, расплывчатый, неопределенный характер. Но вскоре
миф не смог выполнять функцию социального регулятора. Мифологическое сознание
не могло быть и универсальным мировоззрением, поскольку пришло в противоречие с
новой практикой и выраставшими на ее основе знаниями. Возникла потребность в
системе, которая, с одной стороны, давала бы человеку мировоззренческую
ориентацию, а с другой, - базировалась бы на некотором знании, а не на мифе.
Все это привело к разрушению мифологического мировоззрения, а на его базе уже
начала зарождаться философия. Черты мифологического мировоззрения:
1.
Отличительные
определенные идеалы.
2.
Человек
мифологического мировоззрения не нарушал экологии.
3.
Почитание
предков.
4.
Объявление
непонятного сверхъестественным.
5.
Переносит
человеческие отношения на сверхъестественный уровень.
6.
Боги
наделяются человеческими качествами.
Вопрос № 4. Основные черты и особенности исторического
развития религиозного мировоззрения. Религия – форма мировоззрения, где человек представляет
мир двойным: наш и внеземной. Черты сверхъестественного мира:
1.
Твердая
убежденность в существовании сверхъестественного мира.
2.
Обязательное
эмоциональное отношение к сверхъестественному миру.
3.
Убежденность
в существовании двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным миром.
4.
Убежденность
что соблюдение предписаний данной религии вызовет большую благосклонность
сверхъестественного мира, а несоблюдение наоборот.
Взаимодействие со сверхъестественным миром проявляется в
религиозном культе. Это сопровождается апеллированием специальной утвари. Три
основные религии: христианство, буддизм, ислам. Вера в религиозном
мировоззрении является необходимой предпосылкой и условием познания. Пока существует
вера, до тех пор будет существовать стремление человека познать мир и самого
себя.
Вопрос № 5. Философия «физиса», ее основные черты.
Воздействие на развитие науки воззрений Пифагора, Эмпедокла и атомистов. При распаде мифологического
мировоззрения начали появляться мудрецы. Они как бы являлись предфилософами.
Они пытались объяснить сущность природы (природа – «физис»). Они считали, что,
осмыслив природу, можно осмыслить бытие. Каждый философ пытался найти
единственное начало, первооснову мира – архэ. Большой вклад в философию физиса
внесли три представителя Милетской школы. Фалес Милетский взял за первооснову
воду. Он считал, что вода дает жизнь, значит, она стоит у истоков всего живого.
Анаксимандр вообще считал первоосновой нечто неопределенное бесконечное,
безбрежное – апейрон. Анаксимен утверждал, что первооснова есть воздух, а
остальное это лишь сгущение или разряжение воздуха. Именно Анаксимен впервые
ввел термин архэ. Было много других философов, которые хотели найти первооснову.
Пифагор считал первоосновой число. Он говорил, что все меняется, а единица как
была единицей, так ею и осталась. И именно число считают величайшим изобретением
Пифагора. Гераклит выбрал за первооснову огонь. Мир вечно живой огонь. И
изобрел новый вид мышления – диалектику. Эмпедокл выдвинул свою теорию о
первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что
первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет
вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода –
мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и холодное,
значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее, значит весна,
восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и юность. Демокрит
считал первоосновой атом. Это утверждали и представители такого течения в
философии, как атомисты. Анаксагор считал первоосновой семена, так как они
стоят у истоков развития живого организма. Эмпедокл выдвинул свою теорию о
первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что
первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет
вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода –
мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и холодное,
значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее, значит весна,
восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и юность. Он был
учеником школы врачевания. Благодаря нему универсальная теория объяснения архэ
застряла на 200 лет. Атомисты выдвинули идею множественного первоначала,
которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Они
исходили из того, что, не только бытие, но и небытие существует. При этом они
представляли бытие в виде атомов, а небытие как пустоту. Движением атомов они
объясняли те свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой
видимостью – изменчивость всех предметов и явлений. На основе атомистической
гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего
объяснялось единство мира – мир един, так как основу его составляют атомы. На
основе принципов атомизма стало возможным объяснить образование множества
разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял
процессы возникновения и уничтожения вещей, как процессы соединения и
разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, переходящий
характер. К концу V века до нашей эры учение
атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму
классической натурфилософии, которая уже завершила свое развитие и приходила к
саморазложению.
Вопрос № 6. Сократ и сократические
школы в философии. Сократ родился в месяц Фаргелеон. Месяц посвящен Аполлону. В этот месяц не
было войн. «Познай самого себя» - это лозунг Сократа. Он получил бесплатное
образование. Отслужил в армии. Кем он только не был. Но все-таки его тянуло к
знаниям. Любил общаться с умными людьми. Он перенес философию от космоса к
человеку. Считал высшим благом – знания. Они являются регулятором поведения
человека. Его знаменитая формула-ирония: «Я знаю, что я ничего не знаю». Он
считался самым умным того времени. Он был сторонником интеллектуального
аристократизма, отрицательно относится к передаче власти по наследству. Он
достаточно аристократичен, но он сдержан, поэтому кажется демократичным. Он любил
общаться с народом, так как он утверждал, что в беседах познает себя. Свой
метод беседы назвал – майевтика. Он часто и использовал метод диалектики,
поэтому постепенно перестал нравиться народу. Его казнили по доносу. Христианская
церковь назвала его первым христианином до Христа. Сократ не писал трудов, а
передавал все в устной форме своим ученикам. Сократ разработал специфическую
концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения
истины. Истина для Сократа рождалась в процессе диалога с собеседником. В
Сократовской школе ученик должен был молчать несколько лет, выслушивая других и
набираясь мудрости. У Сократа было много учеников, среди них были Платон и
Аристотель.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|