Этика, учение о морали и нравственности
Институт
Транспорта и Связи
ЭТИКА
УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Тема: учение о морали и нравственности
Тип: контрольная работа №1
Выполнил: Ситников Максим
группа 3301 BN
Дата сдачи на проверку: ______ ___
Дата возврата на доработку:______ ___
Зачет/не зачет
Преподаватель: О.В. Позднякова
Рига-2004
Контрольная работа № 1.
ЭТИКА - УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Цель контрольной работы:
• определение предмета этики;
• выявление
места этики в системе
гуманитарных наук;
• рассмотрение основных функций
науки о морали; анализ
роли морали
в
жизни общества.
Основные вопросы:
1. Предмет,
метод и основные функции
этики.
2. Понятие
морали, ее сущность.
3. Назначение и функции
морали.
* * *
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
а) нравственность 1) внутренние, духовные качества,
которыми руководствуется человек;
б) норма 2) этически узаконенное установление, признанный обязательный порядок;
в) этика; 3)
философское учение
о морали,
ее развитии,
в принципах, нормах
и роли в обществе;
г) обычай
4) традиционно установившиеся правила
общественного поведения;
д) мораль 5)
нравственные нормы поведения, отношений
с
людьми;
е) добродетель 6) положительное нравственное качество,
высокая нравственность.
2. Какие формы познания морали предшествовали этической науке?
Способом познания мира и морали являлись непосредственно чувства
человека.
3. С
именами, каких мыслителей прошлого связано развитие этических
исследований?
Сократ – фактически родоначальник
диалектики, как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов.
Сократ первым из философов делает моральное бытие человека и вопросы блага и
добродетели, добра и зла, пользы и счастья, предметом рассмотрения философии.
Платон – ученик Сократа, его
библиограф и толкователь, создал ряд трудов по морали, космогонии, политике. В
труде «Государство, политика, закон» определил типы государств и предложил
макет совершенного государства, основанного на 4 доблестях - мудрости,
мужестве, благоразумие, справедливости.
Аристотель – ученик Платона,
отвергнувший его учение и, в последствии создавший собственное. Аристотель –
определил и классифицировал науки, разделив их на три большие группы:
теоретические, практические и творческие. Аристотель считал разум мерилом
истинной сущности человека, признаком его индивидуальности.
Протагор – философ, виднейший из
софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис:
«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а
несуществующих, что они не существуют».
В Афинах Протагор обвинялся в атеизме
Эпикур – Основная
идея философии Эпикура заключается в том, что человек, удовлетворяющий свои
естественные, необходимые, телесные потребности уже может вполне считаться
счастливым. В философии Эпикура основное внимание уделено наслаждению и
счастью, которое от него происходит. Человек, испытывающий наслаждение является
свободным от страданий. Человек может обрести полную свободу, покой и
безмятежность лишь при полном отрешении индивида от окружающего мира. Внутреннее раскованное безразличное отношение
к удовольствиям позволяет индивидууму постичь всю их сладость.
4. Назовите причины, обусловливающие интерес многих философов к
этической проблематике.
Этика выясняет место морали в системе общественных
отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение
и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную
ее систему. Тот смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно
зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или иных философских
системах. Когда становиться ясным, то поведением человека управляют обычаи
людей, установления культуры, все то, что составляет иную, вторую, не - вещную
природу, эта "вторая природа" предстает как результат выбора и
продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим
человеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Для многих
философов процесс развития морали, образа мышления, проблемы добра и зла
представлял и представляет огромный интерес. Каждый, выдвигая ту или иную точку
зрения, пытается объяснить поступки людей и создать модель идеальной морали,
идеального человека, общества и государства. Возможно, кого-то к этому
побуждает тщеславие, а кого-то искреннее желание изменить мир к лучшему. Дать
людям идеал, к которому они будут стремиться.
5. В какой исторический период этика оформилась как самостоятельная научная дисциплина?
а) IV в. до н.э.;
б) XI-XII вв.;
в) конец XVIII
в.
г) XIX в.;
д) середина
ХХ в.
6. Назовите известных Вам мыслителей, внесших наибольший вклад в процесс
становления современной этики и оказавших наибольшее влияние на ее
дальнейшее развитие.
Гоббс, Спиноза, Кант, Ницше
7. Кто из мыслителей ввел в научный обиход термин «этика»?
а) Сократ;
б) Аристотель;
в) И. Кант;
г) Л. Толстой.
8. Что из перечисленного ниже является предметом этики как науки?
а) общество
в целом;
б) общественные отношения;
в) мораль
общества;
г) мораль
индивида;
д) моральное
сознание;
е) нравственные оценки и ценности;
ж) совокупность правил и норм поведения;
з) само поведение людей;
и) свойства
и способности человеческого характера.
9. В чем заключается гносеологическая функция этики?
а) в определении альтернатив общественного развития;
б) в познании механизмов функционирования общества;
в) в приобщении индивидов
к определенным традициям, обычаям,
правилам
поведения.
10. В чем заключается прогностическая функция этики?
а) в магическом предсказании будущего;
б) в разработке эффективных способов преобразования общества;
в) в выработке способности рационально оценивать
общественные процессы;
г) в разработке возможных
альтернатив развития
общественных процессов.
11. В чем заключается инструменталистская функция этики?
а) в разработке эффективных методов этических
исследований;
б) в разработке эффективных методов реформирования общества;
в) в приобщении индивида
к определенной культуре;
г) в определении и разработке возможных сценариев общественного развития.
12. Как говорил Аристотель, юноша – неподходящий слушатель для лекций по
этике. Как Вы считаете, что имел в виду древнегреческий мыслитель? Всегда
ли этика может повлиять на человека?
Я считаю, что Аристотель
подразумевал молодость если не как глупость, то как хаотичность в суждениях и
взглядах. Вопросы морали и нравственности становятся интересны человеку лишь по
достижению какой-либо вехи, при накоплении каких-то знаний, что, вступая в
конфликт с его личностными суждениями, заставляют обраться к изучению этики.
Большинство людей никогда не задумываются о таких сложностях, если они и
слышали о Платоне и Канте, то разницу между ними объяснить не в состоянии. Да
им это и ни к чему. Основной запас этических ценностей человеку прививают
родители, исходя из собственных взглядов на жизнь, и школа, исходя из
соображений общества, политики т.п. Большинству людей этого вполне достаточно,
и если с течением лет их этические взгляды меняются, то не намного. Насколько этика может повлиять на человека? В моем понимании повлиять – значит сделать
лучше. Тогда это опять же это зависит от человека. Одни способны учиться и
воспринимать новое, другие нет. Одни способны поступить морально, другие нет.
Но в любом случае этика не сможет повлиять на человека, если он сам этого не
захочет. Кому-то в его стремлении поможет та или иная религия. Кому-то
тщательный неторопливый самоконтроль и самоанализ. Но отбросить свои старые
суждения и ценности и начать действовать с позиции какой-либо моральной концепции
не способен никто.
13. Какой смысл вкладывается в
понятие «мораль»? С чем связана многозначность этого термина?
Слово "мораль" означает
в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому
большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и
нравственностью, и считает эти слова синонимами. Понятие "мораль"
чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали.
Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции
действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид
общественных отношений. Мораль по большому счету это система ценностей
характерная определенному человеку и обществу в определенный момент времени.
Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной
власти, а на силу сознания, на убеждение. Можно сказать, что мораль держится на
трех важнейших основаниях.
Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном
обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти
нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся
достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы
которого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или
"так не принято", "так все делают", "как люди, так и
я", "так исстари велось", "наши отцы и деды так поступали и
мы будем так же". Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения
того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, "что
такое хорошо и "что такое плохо".
Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с
помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение
личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения
являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые
становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей,
неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны,
стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.
В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной
личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных
интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что
имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности
становится совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся
ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об
очень плохом, аморальном человеке: "Ни стыда, ни совести". Значит,
общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека
моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия,
рассчитанные на низкий уровень сознательности. ("Кого честь не берет, того
палка проймет", - говорит одна из пословиц).
Указанные три обоснования морали неодинаковы по своим размерам, силе и
значению. Для морали, опирающейся на привычки, традиции и силу общественного
мнения, особое значение имеет сознательность личности, добровольность ее
нравственного поведения.
Таким образом, мораль включает в себя совокупность
норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей
человека, становления и утверждения человеческой личности.
Трудности изучения морали обусловлены тем, что они
связаны с очень "тонкими" психологическими и социальными механизмами.
Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти
отношения сформированы на социальном уровне, там, где психические переживания
связаны с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести,
счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно
выраженной форме нет и быть не может, ибо моральные отношения - это психические
отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.
Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль,
выделить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в том,
что мораль обладает все проникающей способностью, а не локализована в какой-то
одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно и то же
действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным - все зависит от
того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе
ценностей. Прыжок в воду купальщика ни морален, ни аморален. Но подобный же
прыжок, совершенный человек для спасения утопающего, уже моральный поступок,
ибо он отражает отношение человека к ценности другой человеческой жизни. Лишать
человека жизни вряд ли морально, но если это происходит при выполнении задач
вооруженной защиты Отечества, на поле боя, это во все времена признавалось и
моральным, и достойным деянием. Вообще надо сказать, что нравственность,
моральность или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков
и действий человека. Любой человек может на словах наделять себя любыми
качествами. Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит.
Однако лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может
подтвердить или опровергнуть его утверждение.
Страницы: 1, 2
|