рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Этика, учение о морали и нравственности

Этика, учение о морали и нравственности




  

  Институт Транспорта и Связи

 


     









  ЭТИКА

УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ










Тема: учение о морали и нравственности

Тип: контрольная работа №1

Выполнил:  Ситников Максим

    группа 3301 BN

Дата сдачи на проверку: ______  ___

Дата возврата на доработку:______  ___

Зачет/не зачет

Преподаватель: О.В. Позднякова




Рига-2004

Контрольная работа № 1.

ЭТИКА - УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ


Цель контрольной работы:

• определение предмета этики;

• выявление места этики в системе гуманитарных наук;

• рассмотрение основных функций науки о морали; анализ роли морали в

жизни общества.


Основные вопросы:

1. Предмет, метод и основные функции этики.

2. Понятие морали, ее сущность.

3. Назначение и функции морали.



                                               *     *     *    


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:


1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:


а) нравственность               1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек;

б) норма                                 2) этически узаконенное установление, признанный обязательный порядок;

в) этика;                                 3) философское учение о морали, ее развитии,

в принципах, нормах и роли в обществе;

г) обычай                             4) традиционно установившиеся правила

общественного поведения;

д) мораль                             5) нравственные нормы поведения, отношений с

людьми;

е) добродетель                   6) положительное нравственное качество, высокая нравственность.


2. Какие формы познания морали предшествовали этической науке?

Способом познания мира и морали являлись непосредственно чувства человека.


3. С именами, каких мыслителей прошлого связано развитие этических

исследований?

Сократ – фактически родоначальник диалектики, как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Сократ первым из философов делает моральное бытие человека и вопросы блага и добродетели, добра и зла, пользы и счастья, предметом рассмотрения философии.

Платон – ученик Сократа, его библиограф и толкователь, создал ряд трудов по морали, космогонии, политике. В труде «Государство, политика, закон» определил типы государств и предложил макет совершенного государства, основанного на 4 доблестях - мудрости, мужестве, благоразумие, справедливости.

Аристотель – ученик Платона, отвергнувший его учение и, в последствии создавший собственное. Аристотель – определил и классифицировал науки, разделив их на три большие группы: теоретические, практические и творческие. Аристотель считал разум мерилом истинной сущности человека, признаком его индивидуальности.

Протагор – философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

В Афинах Протагор обвинялся в атеизме

Эпикур – Основная идея философии Эпикура заключается в том, что человек, удовлетворяющий свои естественные, необходимые, телесные потребности уже может вполне считаться счастливым. В философии Эпикура основное внимание уделено наслаждению и счастью, которое от него происходит. Человек, испытывающий наслаждение является свободным от страданий. Человек может обрести полную свободу, покой и безмятежность лишь при полном отрешении индивида от окружающего мира. Внутреннее раскованное безразличное отношение к удовольствиям позволяет индивидууму постичь всю их сладость.



4. Назовите причины, обусловливающие интерес многих философов к этической проблематике.

Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Тот смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или иных философских системах. Когда становиться ясным, то поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную, вторую, не - вещную природу, эта "вторая природа" предстает как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Для многих философов процесс развития морали, образа мышления, проблемы добра и зла представлял и представляет огромный интерес. Каждый, выдвигая ту или иную точку зрения, пытается объяснить поступки людей и создать модель идеальной морали, идеального человека, общества и государства. Возможно, кого-то к этому побуждает тщеславие, а кого-то искреннее желание изменить мир к лучшему. Дать людям идеал, к которому они будут стремиться.


5. В какой исторический период этика оформилась как самостоятельная научная дисциплина?

а) IV в. до н.э.;

б) XI-XII вв.;

в) конец XVIII в.

г) XIX в.;

д) середина ХХ в.


6. Назовите известных Вам мыслителей, внесших наибольший вклад в процесс

становления современной этики и оказавших наибольшее влияние на ее

дальнейшее развитие.

Гоббс, Спиноза, Кант, Ницше


7. Кто из мыслителей ввел в научный обиход термин «этика»?

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) И. Кант;

г) Л. Толстой.


8. Что из перечисленного ниже является предметом этики как науки?

а) общество в целом;

б) общественные отношения;

в) мораль общества;

г) мораль индивида;

д) моральное сознание;

е) нравственные оценки и ценности;

ж) совокупность правил и норм поведения;

з) само поведение людей;

и) свойства и способности человеческого характера.




9. В чем заключается гносеологическая функция этики?

а) в определении альтернатив общественного развития;

б) в познании механизмов функционирования общества;

в) в приобщении индивидов к определенным традициям, обычаям, правилам

поведения.



10. В чем заключается прогностическая функция этики?

а) в магическом предсказании будущего;

б) в разработке эффективных способов преобразования общества;

в) в выработке способности рационально оценивать общественные процессы;

г) в разработке возможных альтернатив развития общественных процессов.


11. В чем заключается инструменталистская функция этики?

а) в разработке эффективных методов этических исследований;

б) в разработке эффективных методов реформирования общества;

в) в приобщении индивида к определенной культуре;

г) в определении и разработке возможных сценариев общественного развития.


12. Как говорил Аристотель, юноша неподходящий слушатель для лекций по

этике. Как Вы считаете, что имел в виду древнегреческий мыслитель? Всегда

ли этика может повлиять на человека?

Я считаю, что Аристотель подразумевал молодость если не как глупость, то как хаотичность в суждениях и взглядах. Вопросы морали и нравственности становятся интересны человеку лишь по достижению какой-либо вехи, при накоплении каких-то знаний, что, вступая в конфликт с его личностными суждениями, заставляют обраться к изучению этики. Большинство людей никогда не задумываются о таких сложностях, если они и слышали о Платоне и Канте, то разницу между ними объяснить не в состоянии. Да им это и ни к чему. Основной запас этических ценностей человеку прививают родители, исходя из собственных взглядов на жизнь, и школа, исходя из соображений общества, политики т.п. Большинству людей этого вполне достаточно, и если с течением лет их этические взгляды меняются, то не намного. Насколько этика может повлиять на человека? В моем понимании повлиять – значит сделать лучше. Тогда это опять же это зависит от человека. Одни способны учиться и воспринимать новое, другие нет. Одни способны поступить морально, другие нет. Но в любом случае этика не сможет повлиять на человека, если он сам этого не захочет. Кому-то в его стремлении поможет та или иная религия. Кому-то тщательный неторопливый самоконтроль и самоанализ. Но отбросить свои старые суждения и ценности и начать действовать с позиции какой-либо моральной концепции не способен никто.


13. Какой смысл вкладывается в понятие «мораль»? С чем связана многозначность этого термина?

Слово "мораль" означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью, и считает эти слова синонимами. Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенному человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на силу сознания, на убеждение. Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях.

Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или "так не принято", "так все делают", "как люди, так и я", "так исстари велось", "наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо и "что такое плохо".

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом, аморальном человеке: "Ни стыда, ни совести". Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. ("Кого честь не берет, того палка проймет", - говорит одна из пословиц).

Указанные три обоснования морали неодинаковы по своим размерам, силе и значению. Для морали, опирающейся на привычки, традиции и силу общественного мнения, особое значение имеет сознательность личности, добровольность ее нравственного поведения.

Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности.

Трудности изучения морали обусловлены тем, что они связаны с очень "тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения сформированы на социальном уровне, там, где психические переживания связаны с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно выраженной форме нет и быть не может, ибо моральные отношения - это психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.

Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в том, что мораль обладает все проникающей способностью, а не локализована в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно и то же действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным - все зависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ценностей. Прыжок в воду купальщика ни морален, ни аморален. Но подобный же прыжок, совершенный человек для спасения утопающего, уже моральный поступок, ибо он отражает отношение человека к ценности другой человеческой жизни. Лишать человека жизни вряд ли морально, но если это происходит при выполнении задач вооруженной защиты Отечества, на поле боя, это во все времена признавалось и моральным, и достойным деянием. Вообще надо сказать, что нравственность, моральность или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков и действий человека. Любой человек может на словах наделять себя любыми качествами. Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит. Однако лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить или опровергнуть его утверждение.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.