рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Феномен духовного мира человека

Происхождение человека, его место в мироздании, его отношение к Богу, судьба и смысл человеческого существования – все эти вопросы с большой глубиной и силой были рассмотрены в творчестве русских религиозных философов. Русские мыслители видели в человеке не только земное, но и космическое существо, суть всей Вселенной, главную ценность мироздания. "Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все исторические эпохи", - писал в книге "Смысл истории" Н.А. Бердяев. Он называл человека "экзистенциальным центром мира", наделенным "страшной и последней" свободой. Человека невозможно до конца понять разумом. Он всегда нечто большее, чем кажется в своих внешних проявлениях. Он являет собой в некотором роде бесконечность. И его иррациональность и бесконечность объясняются внутренней сращенностью человека с бесконечностью духовного царства.

Для человека характерно стремление к трансценденции, поиску выхода из субъективности. Этот процесс может протекать в двух вариантах. Первый вариант связан с выходом в общество с его императивными формами, ценностями и стандартами, что ведет к нивелированию личности. Второй путь – трансцендирование, в процессе которого происходят экзистенциальные встречи с Богом, с другим человеком. В первом случае человек обезличивается, во втором – он обладает свободой, отсутствуют внешнее принуждение и подавление, сверхличное приобретает личный характер.

Русские мыслители писали, что человек сотворен по образу и подобию Бога, однако, он является существом природным. В его качестве он включен в круговорот жизни. Воплощая образ и подобие Бога, человек является личностью, которая находится в противостоянии с миром общего, с миром зла, она всегда свободна. Человек является загадкой, но не как животное, не как социальное существо, а как личность. Только личность делает человека непохожим на другие вещи мира. Появление личности позволяет обнаружить отсутствие самодостаточности мира, возможность его преодоления. Н.А. Бердяев считает, что вступление личности в мир меняет ход мирового процесса, хотя внешне это незаметно.

Проблема творческого осмысления учения русских религиозных философов о человеке, его месте и роли в мире приобретает в настоящее время особую актуальность в связи с тем, что в настоящее время происходит переоценка ценностей, устоявшихся концепций, стереотипов, взглядов на природу вещей и сущность человека. В то же время на современном этапе развития российского общества наблюдается возрождение религиозного сознания, что повлекло значительное увеличение в стране количества религиозно верующих людей.

В общественном сознании укрепляется авторитет православной церкви, широкое распространение получает христианское учение, оказывающее все более существенное влияние на взгляды и поведение людей. А это значит, что в условиях духовного и нравственного возрождения российского общества религиозная доминанта оказывает существенное влияние на внутренний мир многих людей и это очень важно учитывать в социальной работе.

Социальные работники должны быть не только знакомы с проблемами религиозного мировоззрения, но и уметь компетентно отвечать на возникающие в процессе профессиональной деятельности, вопросы. Это тем более важно, что более шестидесяти процентов людей, получающих социальную помощь, являются носителями религиозного мировоззрения, среди социальных работников также много религиозных людей.

Следует отметить, что диалектико-материалистическое мировоззрение оказалось не в состоянии глубоко и адекватно объяснить окружающую действительность. В настоящее время реальность получает осмысление не только на уровне логического анализа, но и на уровне эмоционально-духовного восприятия мира и человека, на уровне психологического синтеза тонких материй.

Новый подход к пониманию бытия обогащает понимание современного гуманизма, который наделяется новым качеством, качеством характеризующим человека и его жизнедеятельность в космических параметрах. Все большее признание у зарубежных и отечественных ученых приобретает учение "космического гуманизма", в котором будущее мира определяется высокой духовностью человека, преодолевающей всякую скверну, зло и насилие. Выделяют следующие концептуальные идеи этого направления:

- гармония человека, природы и Космоса;

- единство всего сущего во Вселенной;

- онтологическое единство Человека и Бога;

- этический релятивизм и др.

Важное значение для личного и социального поведения и самочувствия людей является решение ими вопроса о смысле и цели жизни. Как писал Э. Фромм, "Человек – единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее никуда не спрятаться". В отличие от цели, которая представляет определенный рубеж, смысл жизни представляет собой направленность жизнедеятельности человека, реализующуюся в нравственных ценностях человека. Таким образом, смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно – стремление к высшей цели. Обретение подлинного смысла жизни – очень сложный процесс. Смысл жизни находится в реальном бытии человека, и только здесь его можно выстрадать в процессе самоутверждения и нравственных исканий.

Существуют различные точки зрения на смысл жизни, порой взаимоисключающие. Согласно одной из них – существование посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личному самоусовершенствованию, личному спасению. Другая – сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого индивида: служение Богу, обществу, великой идее и т.д. Имеются и другие варианты ответа на вопрос о смысле жизни. По нашему мнению, при поиске смысла надо руководствоваться положением Л.Н. Толстого о том, что "разумный смысл жизни должен обладать достоинством неуничтожимости и в определенном отношении оказывается дороже самой жизни".

При определении смысла жизни неверно противопоставлять личное и общественное, абсолютизировать одно из них. Как отмечал В. Соловьев, ошибочно видеть в жизни человечества только общие массы, а личность признавать за ничтожный и преходящий элемент общества, не имеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться во имя так называемого общего интереса. Личность и общество неразрывны, они предполагают друг друга. Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное общество.

В условиях радикальных преобразований в социально-экономической и политической сферах российского общества значительно обострилась проблема смысла жизни и цели жизни. Увеличилось число людей, утративших жизненные ориентации, смысл существования, что привело не только к росту количества нервно-психических заболеваний, но и к резкому обострению многих социальных проблем (наркомания, пьянство, проституция, преступность и т.д.). И эта проблема требует серьезного анализа и оптимального решения.

В связи с этим следует упомянуть о разработанной В. Франклом логотерапии – учении, ориентированном на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни. В. Франкл считал естественным стремление человека к поиску и реализации смысла жизни, которое является основным двигателем поведения и развития личности. Он полагал, что смыл жизни доступен любому человеку. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. "Однако нахождение смысла – это вопрос не познания, а призвания, не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями" - писал В. Франкл.

Необходимость реализации смысла жизни детеминирована конечностью, ограниченностью и необратимостью человеческого бытия. Человек, благодаря свободе воли, находит и осуществляет смысл жизни, осуществляя тем самым самого себя. Люди, лишившиеся смысла своего бытия – это глубоко несчастные люди. Им необходима помощь. Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Не вдаваясь в описание технологии помощи, предложенной Франклом, отметим, что именно эти жизненно дезоринтированные люди чаще всего нуждаются в социальной помощи.

Таким образом, мировоззрение, являясь стержнем внутреннего мира человека, играет роль своеобразного жизненного компаса, определяющего его решения и поступки.

 

3. Становление духовного мира человека


Становление внутреннего мира человека начинается в семье. Именно здесь во многом определяется дальнейший жизненный путь человека. От того как будут складываться взаимоотношения ребенка с близкими, какое влияние на него будут оказывать, какие будут условия жизнедеятельности, во многом будет зависеть развитие его личностного потенциала. Известный мыслитель И.А. Ильин писал, что семья является первичным лоном человеческой культуры. Здесь слагаются основы характера человека; здесь открываются в душе ребенка источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность, или, быть может, низкий проходимец. Именно семья оказывает огромное влияние на формирование нравственных, психологических, эмоциональных основ личности. В семье ребенок учится различать добро и зло, приобретает такие человеческие качества, как доброта, отзывчивость, сострадание, ответственность. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Здесь человеком приобретается первый опыт социального взаимодействия. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения.

Процесс социального научения осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, социальный опыт накапливается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Деформация семьи неблагоприятно влияет на развитие ребенка. Выделяют два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Под структурной деформацией понимают нарушение структурной целостности семьи, что связывается с отсутствием одного из родителей. При психологической деформации в семье утверждаются негативные ценности, асоциальные установки, нарушаются личностные отношения. Все это травмирует психику ребенка, негативно отражается на его внутреннем мире. Процесс социализации ребенка вне семьи происходит, как правило, трудно. Дети, выросшие за пределами семьи, в условиях детского дома, в общении с людьми часто конфликтны, их поведение нередко асоциально.

В результате социально-экономических преобразований произошло не только снижение жизненного уровня значительной части населения, но и резко обострились социальные проблемы, подверглись девальвации моральные ценности и идеалы. Широкое распространение получили безработица, пьянство, наркомания, проституция, резко возросла преступность, в суждениях, оценках и действиях некоторой части людей все большее распространение стала получать аморальность.

Все это негативно отразилось на положении семьи в обществе. Не случайно в последние годы резко выросло число беспризорных детей, а также правонарушений несовершеннолетних, что является отражением и признаком серьезного неблагополучия в духовно-нравственной сфере семьи и общества. Необходимы решительные меры по оздоровлению сложившейся ситуации.

Процесс становления внутреннего мира человека в семье продолжается в детских учреждениях, школе и вузе. Этот период является наиболее ответственным, так как семейные правила и традиции нередко вступают в противоречие с существующими нормами и требованиями в коллективе и обществе. На этом этапе происходит активное формирование у молодых людей самосознания, вырабатывается собственная система эталонов самооценивания и самоотношения.

Это время самоанализа и самооценок, наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, преобразования мотивации и всей системы ценностных ориентаций. У молодых людей происходит интенсивная внутренняя работа по осознанию своей особенности и неповторимости, своего "Я", своего места в коллективе и обществе. Для них характерно не только переживание конкретных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование чувств абстрактных (чувства справедливости, чувства прекрасного, чувства ответственности и т.д.), выражающих уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Социальные работники должны особенно внимательно и бережно относиться к молодым людям на данном этапе личностного развития, так как именно в этот период у них начинает формироваться чувство социального "Я", представление о "Я" как субъекте не только индивидуальной, но и социально значимой активности. Задача социальных работников оказывать помощь молодым людям в их социальном и духовном становлении в процессе учебы. Особое внимание должно уделяться детям с физическими и умственными отклонениями, живущими в неблагополучных семьях, склонных к нарушениям дисциплины и правопорядка. Свою работу социальные работники должны вести в тесном сотрудничестве с учителями и родителями, оказывая последним также, где это необходимо, помощь.

После окончания учебных заведений формирование мира человека продолжается в трудовом коллективе. На этом этапе в процессе трудовой деятельности у человека формируются основные понятия и ценности о труде. Профессионализация является одной из сторон социализации и, следовательно, развития личности.

Следует отметить, что профессиональный эталон, выбор которого связан с решением проблемы смысла жизни, выступает фактором, стимулирующим личностное развитие. При этом развитие личности происходит в процессе разрешения противоречия между образом Я и профессиональным эталоном. Исследователями было установлено, что в случае стереотипного, схематизированного профессионального эталона профессиональное становление препятствует личностному развитию. Развитие личности происходит лишь тогда, когда профессиональный эталон индивидуализирован, то есть принят личностью с учетом ее индивидуальных особенностей.

Процесс формирования внутреннего мира человека во многом зависит также от творческого содержания труда. Если труд приносит моральное удовлетворение, соответствует возможностям и интересам личности, а его смысл и назначение понятны человеку, тогда он способствует духовно-нравственному совершенствованию человека. В этом случае в трудовой деятельности раскрывается творческий потенциал личности, его способности творить и изобретать. Радуясь и огорчаясь, всеми силами души участвуя в трудовом процессе, человек проявляет свои чувства и страсти, развивает такие качества, как ответственность, дисциплинированность, честность, справедливость, отзывчивость, организованность и др.

Если смысл и назначение труда не понятны человеку, а сам он становится придатком средств производства, в этом случае не происходит духовного обогащения личности. Человек, являясь рабом технологического процесса, рискует обезличиться, утратить собственное лицо, ценности гуманитарного характера. Монотонный, изматывающий, механический труд постепенно приглушает способность сочувствовать и сострадать ближнему, стремиться жить и трудиться в соответствии с высшими ценностями Истины, Добра, Красоты.

В условиях приоритета производства человек крайне ограничен во времени и пространстве. Его время ограничивается ритмом работы техники, а пространство – местом ее обслуживания. В этом случае трудовая деятельность не одухотворяет человека, способствует дегуманизации межчеловеческих отношений.

Существенное влияние на сознание и поведение человека оказывают средства массовой информации. От них во многом зависят общественное мнение, оценка явлений и фактов социальной действительности, психологическое и эмоциональное состояние людей. Деятельность средств массовой информации может быть направлена на решение как сознательных, так и разрушительных задач. Мобилизовывая людей на достижение позитивных целей, средства массовой информации должны быть проводниками идеологии социальной справедливости, прогнозировать достижения современной культуры, обобщать лучший опыт организации социально-экономической и духовно-политической жизни, способствовать прогрессу в трансформации различных форм жизнедеятельности человека.

К сожалению, в настоящее время воздействие средств массовой информации часто носит деструктивный характер, что проявляется в преобладании негативной информации, пропаганде насилия, аморальности, бездуховности. Это особенно сильно отражается на духовном становлении молодежи, которая не имея достаточного социального опыта, довольно легко поддается внешнему влиянию.

Становление мира человека происходит также в процессе передачи социального опыта предшествующих поколений, сохранения и усвоения культурного наследия, традиций. Традиции, являясь средством социализации человека, оформляют опыт в определенные стандарты поведения, осуществляют его отбор, концентрацию и временную передачу. Они детерминируют настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим как сумма условий любой социокультурной активности. Не регламентируя детально деятельность, а определяя лишь направленность поведения, традиции являются своеобразной опорой в решении экономических, социальных, политических и духовных проблем современного общества. Они осуществляют связь поколений, выступают важным фактором стабилизации и консолидации общества. Разрыв культурно-исторических традиций ведет к забвению опыта, знаний, духовно- нравственного наследия своих предков, что крайне негативно отражается на процессе социального становления подрастающего поколения.

В настоящее время существенные изменения в общественном сознании, связанные с реформированием российского общества, привели к трансформации мировоззрения людей, обострили противоречия во взаимоотношениях современных поколений. Большую актуальность приобрели мировоззренческие проблемы – проблемы исторической правды и нравственной переоценки прошлого. Для успешного продвижения по пути социального прогресса, сохранения связи поколений необходим взвешенный, творческий подход к оценке и усвоению материального и духовного наследия. Огульное отрицание исторического наследия ведет к упадку культуры, деградации общества. Полноценное воспитание молодого поколения невозможно вне сферы национальных традиций и нравственных норм.


Библиографический список


1.                 Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. - М.: Наука, 2010.

2.                 Бербешина З.А. Этика и практика социального работника/ Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009 .

3.                 Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Наука. 2009.

4.                 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008.

5.                 Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. - Минск, 2008.

6.                 Шадриков В.Д. Духовность как реализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. - 2010. - № 2.

7.                 Гаранджа В.И. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Наука, 2010.

8.                 Гессен Ю. История еврейского народа в России. – М.: Наука,2008.

9.                 Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.

10.            Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.

Размещено на


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.