Философия древности
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ПАВЛОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Тема:
«Философия древности»
Выполнила
ст-ка
гр.
_____________
Фисенко Т.
г. Павлодар, 2005г.
ПЛАН
1.
Введение
2.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
2.1. ВЕДЫ - первый памятник
мысли древних индийцев. Ригведа.
2.2. Упанишады
2.3. Учение джайнизма и буддизма
3. ДРЕВНИЙ КИТАЙ
3.1. Классические книги
китайской образованности
3.2. Философия в эпоху династий
Хань и Цинь. Даосизм.
4. Заключение
ВВЕДЕНИЕ
При написании своей работы мне
представлялись особенно важными несколько моментов: прежде всего, я ставила
перед собой задачу ознакомления с основными идеями философии Древней Индии и
Древнего Китая, также мне хотелось понять, в чем кроется привлекательность и
живучесть этих идей, более того, почему они не только не стали чем-то прошлым и
забытым, но живут и распространяются далеко за пределы Индии и Китая и по сей
день.
Со времен
глубочайшей древности Индия привлекала к себе внимание народов. В их
воображении эта страна с её роскошной растительностью и почвой, скрывающей в
своих недрах неиссякаемый источник плодородия, казалась земным раем, полным
таинственных чудес. Китайская же народность, представляющая собой загадочное и
своеобразное явление в истории, является старейшей из всех существующих в
настоящее время народностей. Между тем китайцы остались точно такими же, какими
они были целые тысячелетия назад. Уже в глубокой древности они представляли
собой один из образованных и культурных народов, но, достигнув известной
степени цивилизации, остановились на ней и до сего времени сохранили её почти
без изменений такой, какова они была 3000 лет тому назад.
Первые
попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу,
космическое пространство, наконец, самого себя - следует отнести к тому периоду
человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым
тысячелетием до нашей эры), когда человек, в процессе эволюции, прежде всего
умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания,
постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать
животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у
него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и
философствовать, т.е. делать умозаключения, вывода и выдвигать идеи об
окружающем его мире.
Философская
мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям
приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи,
обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных
памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является
философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и
Вавилоне.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Религиозные
системы Индии, если сравнить их с ближневосточными средиземноморскими, в ряде
факторов, особенно в связи изначальным единством макро- и микромира, природы и
человека, представляются более глубокими и философски насыщенными. Важная
особенность индийских религий - их явственное обращение вовнутрь, акцент на индивидуальный
поиск, на стремление и возможность личности найти собственный путь к цели,
спасение и освобождение для себя. Пусть каждый человек - лишь песчинка,
затерявшаяся среди многих миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее
"я", ее духовная субстанция (очищенная от вульгарной телесной оболочки)
столь же вечна, как и весь мир. И не только вечна, но и способна к трансформации:
она имеет шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мироздания,
богами и Буддами. Отсюда акцент на то, что каждый - кузнец своего счастья.
История
индийской философии делится на следующие периоды:
1. Ведийский период (XV-VII
вв. до н.э.) охватывает эпоху постепенного распространения культуры и
цивилизации ариев.
2. Эпический период (VI в. до
н.э. – II в. н.э.) своим названием обязан грандиозным поэмам, окончательно
оформившимся в это время: Рамаяна и Махабхарата. Развитие философской
мысли в этот период можно представить в виде трех ступеней:
a)
Школы,
отрицающие авторитет Вед (джайнизм, буддизм и материалистическая школа чарвака-локаята)
– VI в. до н.э.;
b)
Теоретическая
реконструкция Бхагавадгиты (часть шестой книги Махабхараты) и поздние
упанишады – V-IV в. до н.э.;
c)
Школы,
признающие авторитет Вед и в большей или меньшей степени опирающиеся на их
тексты (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя) – III в. до н.э. – II в.
н.э. В этих школах начали разрабатываться классические индийские философские
системы.
3. Период сутр и комментариев
к ним (от III в. до н.э.) характеризуется “сокращением” и обобщением
наработанного различными школами материала. Сутры носили афористический
характер, что вызвало необходимость комментариев к ним, причем комментарии
нередко приобретали большее значение чем сами сутры.
В своём реферате я расскажу лишь о
некоторых, наиболее значимых философских школах и религиях.
ВЕДЫ - первый памятник
мысли древних индийцев.
Ригведа
Первым
памятником мысли древних индийцев были "ВЕДЫ", буквально означающие
в переводе с санскрита "знание, ведение". Веды, возникнув между
вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль
в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской
мысли.
Веды состоят
из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В
них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека
среды. Хотя в них содержится полу суеверное, полу мифическое, полу религиозное
объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве
философских, а точнее пpедфилософских источников. Собственно, первые
литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е.
толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть
другими. В образном языке вед выражает весьма древнее религиозное
мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной
жизни. Веды делятся на четыре группы (или части): древнейшая из них - Самхиты
(гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из
них – Ригведа или сборник религиозных гимнов, который формировался относительно
длительное время и окончательно сложился к XII в. до н.э. Вторая часть Вед - Бpахманы
(сборники ритуальных текстов), возникающие примерно с Х в. до н.э. На них
опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма.
Третья часть Вед - Аpаньяки ("лесные книги", правила поведения
для отшельников). Конец ведического периода представлен очень важными для познания
древнеиндийского религиозно-философского мышления упанишадами, возникшими
около тысячи лет до н.э.
Ведические
тексты, возникающие на фоне пестрого и длительного исторического процесса, не
являются монолитной системой взглядов и идей, но представляют различные течения
мысли и взгляды от архаических мифологических образов, литургического обращения
к богам, различных религиозных спекуляций до первых попыток формировать философские
взгляды на мир и место человека в этом мире. Для ведической религии характерен
политеизм (многобожие). В Ригведе важную роль играет Индра – бог грозы и
воитель, который уничтожает врагов ариев. Значительное место занимает Агни –
бог огня, с помощью которого исповедующий Веды индус приносит жертвы и таким образом
обращается к богам. Продолжают список божеств Сурья (бог солнца), Ушас
(богиня утренней зари), Дьяус (бог небес) и многие другие. Мир сверхъестественных
существ дополняют различные духи – враги богов и людей (ракшасы и
асуры).
Основой
ведического культа является жертва, посредством которой последователь Вед
обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний. Жертва
всемогуща, и если правильно принесена, то положительный результат обеспечен.
Упанишады
Упанишады ("сидеть
около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или - "тайное,
сокровенное знание") - философские тексты, появившиеся около одной
тысячи лет до н.э. и по форме представлявшие, как правило, диалог мудpеца-учителя
со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся
его учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует
проблема первопричины, первоначала бытия с помощью которого объясняется
происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в
Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы
бытия духовное начало - Бpахман, или атаман. Брахман и атаман употребляются
обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога,
вездесущего духа, а атаман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и атаман
становятся центральными понятиями всей индийской философии (и прежде всего - веданты).
В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и атамана с материальной
первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода,
воздух, земля, огонь), или со всем миром в целом. В большинстве же текстов
Упанишад Брахман и атаман трактуются как духовный абсолют, бестелесная
первопричина природы и человека.
Красной
нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта
(человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в знаменитом изречении:
"Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с
тем").
Упанишады
и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной
концепции. При общем преобладании объяснении мира как духовного и бестелесного
в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки
натуp-философского объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и
сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить
внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных
элементов. Порой мир представляется как недифференцированное бытие, а его
развитие как последовательное прохождение этим бытием определенных состояний:
огонь, вода, земля, или же - газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и
объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе человеческому
обществу.
Познание и
приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и
высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это
знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным,
не полным. Высшее - познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие
бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции,
последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря логическим
упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.
Одна из
важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики,
душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность
структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание,
воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п. Подчеркивается их взаимосвязь
и взаимовлияние. Несомненным достижением следует считать характеристику различных
состояний человеческой психики и, в частности, бодрствующее состояние, легкий
сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и
первоэлементов внешнего мира.
В
области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения
к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских
пpивязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между материальными и
духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной
погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые
высказывается концепция переселения душ (самсаpа) и воздаяния за
прошлые действия (карма). Учение о переселении душ, о круговороте жизни
связано с наблюдением определенных циклических природных явлений, с попыткой их
интерпретации. Закон кармы диктует постоянное включение в круговорот
перерождений. Тексты утверждают, что только тот, кто совершал благие действия,
жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман. Тот
же, чьи действия не были правильны может в будущей жизни родиться как член
низшей варны (сословия), либо же его душа попадет в тело какого-либо животного.
Круговорот
жизни вечен, и всё в мире подчиняется ему. Боги, как личности не существуют,
впрочем как не существует и человек, ограниченный пространством и временем.
Выражено стремление определить пpичинно-следственную связь в цепи человеческих
поступков. Делается также попытка с помощью нравственных принципов (дхаpмы)
скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования.
Упанишады,
по существу, являются фундаментом для всех или почти всех последующих
философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались
идеи, которые длительное время "питали" философскую мысль в Индии.
Прежде всего учение о самсаре и карме становится исходным положением для всех
последующих религиозных и философских учений, за исключением
материалистических. Ко многим идеям упанишад часто обращаются некоторые более
поздние философские школы, прежде всего веданта.
УЧЕНИЕ ДЖАЙНИЗМА И БУДДИЗМА
В середине
1-го тысячелетия до н.э. в староиндийском обществе начинают происходить большие
изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля,
углубляются имущественные различия между членами отдельных каст. Постепенно
усиливается власть монархии, приходит в упадок и теряет свое влияние институт
племенной власти. Возникают первые большие государственные образования. Важным
компонентом социальной и экономической системы остается община, в которой
происходят, однако, некоторые изменения. Углубляется имущественная
дифференциация между членами общества, и все заметнее выделяется верхний слой,
который сосредотачивает в своих руках экономическую и политическую силу.
Страницы: 1, 2
|