Философия Джона Толанда
МОСКОВСКИЙ
АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ
УКНИВЕРСИТЕТ)
РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
НА ТЕМУ:
ФИЛОСОФИЯ ДЖОНА ТОЛАНДА.
Выполнил студент группы
Р-202
Павлычев Д.В.
Москва, 1997
Джон Толанд
родился 30 ноября 1670 г. в Северной Ирландии, близ г. Лондондерри. Как писал впоследствии философ, он
«воспитывался с колыбели в обстановке грубейшего суеверия и идолопоклонничества». Видимо, это
обстоятельство вызвало у Толанда с ранних лет
неприязнь к религии, способствовало формированию его свободомыслия.
Свое образование Толанд
получил в университетах Англии, Шотландии и Голландии. Он изучал философию,
теологию, гуманитарные науки и древние языки.
Толанд владел также основными европейскими языками. В 1691 г. он издал первую
книгу, названную им «Племя левитов». Это был памфлет, в котором острой критике
подвергались священнослужители (левиты), уподоблявшиеся страшной язве,
разъедающей человеческое тело. В 1696 г. выходит в свет «Христианство без
тайн», принесшее Толанду широкую известность и
вызвавшее злобные нападки со стороны защитников религии. (Первое издание было анонимным, но вскоре вышло
второе, дополненное издание с указанием автора. В 1702 г. вышло третье и
последнее издание книги.)
В течение ряда лет книга Толанда
«Христианство без тайн» была предметом бурной полемики. На нее писались
многочисленные опровержения, а автора «богопротивного» сочинения требовали
привлечь к суду. В 1697 г. книга была действительно осуждена на сожжение.
Самому же Толанду угрожало тюремное заключение, и он вынужден был спасаться
бегством от своих преследователей, а также публично
защищаться от предъявленных ему обвинений. И хотя в дальнейшем судебное дело
против Толанда было прекращено, его книга «Христианство без тайн», так же как
и другие сочинения, подверглась ожесточенной критике.
В 1701—1702 гг. Толанд совершает
путешествие в Германию, посещает Ганновер, где
встречается с Лейбницем, а затем Берлин, куда он был приглашен прусской
королевой Софией-Шарлоттой. Беседы с королевой, увлекавшейся философией, а
впоследствии переписка с ней послужили Толанду основой для написания своего
наиболее выдающегося произведения — «Писем к Серене»
(1704).
В 1707—1710 гг. Толанд вновь путешествует
по странам Европы. Сначала он направился в Германию, потом посетил Вену и
Прагу, оттуда его путь лежал в Голландию. Обосновавшись в Гааге, Толанд пробыл
там около двух лет, после чего вернулся в Англию. Из сочинений, написанных Толандом в этот период, следует назвать «Адеисидемон» (1708) и «Назарянин» (1718). В первом из
них разоблачались суеверия и предрассудки, широко распространенные в древности
и продолжавшие гнездиться в умах современников
философа. Речь шла о вере в чудеса, приметы, гадания, пророчества и
прочих «выдумках жрецов-шарлатанов». Во
втором Толанд исследовал раннее христианство в
сопоставлении с иудаизмом и исламом. В «Назарянине» содержался также призыв к
веротерпимости, к уравнению в правах приверженцев всех религий.
В последние годы своей жизни Толанд сильно
нуждался. Продав за долги дом, он переселился в местечко Путней близ Лондона,
где нашел приют в семье простого плотника. Несмотря на все лишения, Толанд
пишет и издает в 1720 г. два произведения: «Тетрадимус»,
состоящий из четырех философских трактатов, и «Пантеистикон»,
в котором в своеобразной литературной форме пропагандируется материализм и
натуралистический пантеизм, обосновывается необходимость свободы мысли и
слова. Умер Толанд 11 марта 1722 г.
Критика религии. Свободомыслие.
«Отцом» английского свободомыслия был Локк. Ученик и последователь Локка,
Толанд продолжил и углубил критику религии и церкви
с позиций деизма и материализма, способствовал дальнейшему развитию свободомыслия.
Критика христианства. Особый интерес представляет
в данной связи книга Толанда «Христианство без тайн». Острие толандовской
критики было направлено против мистицизма и иррационализма христианской религии. Все, что противоречит разуму, что
объявляется христианскими богословами непостижимым, недоступным разуму, должно
быть отвергнуто. Рационалистической критике подвергается Толандом и само откровение,
трактуемое теологией как сверхъестественный источник познания
исходящих от бога истин, как его волеизъявление.
Толанд же низводил откровение до уровня информации,
поступающей от обычных людей, и накладывал и на то и на другое одинаковое ограничение. «Кто бы ни раскрывал нам что-нибудь», т. е. кто бы ни сообщал нам нечто, чего мы раньше не знали, его
слова должны быть понятны, а дело — возможно. Это
правило имеет силу независимо от того, кто
сообщает, бог или человек». И чтобы не было никаких
недоразумений на этот счет, Толанд уточняет: «...все
явления, сообщаемые в откровении богом или
человеком, должны быть в равной мере понятны и возможны».
Столь же радикальным образом решал Толанд и вопрос о соотношении веры и разума. Он не
только провозглашал первенство разума перед верой, как это делал, например,
Локк, но стремился доказать, что «истинная вера» в принципе ничем не
отличается от знания, поскольку предполагает понимание, требует логического
обоснования. Но если вера есть знание, то «разум
более важен, чем откровение». И хотя Толанд для виду
оспаривал вывод, что «такое понятие о вере делает бесполезным откровение», не составляет труда заметить, что философ, по
существу, приходил к отрицанию значения веры и откровения, провозглашал безусловный
приоритет разума.
Рационалистической интерпретации подвергается Толандом и
понятие чуда. Идеологи религии усматривают в нем выражение
божественного всемогущества, непостижимое и сверхъестественное деяние. Согласно
же Толанду, «все противоречащее разуму не может
быть чудом, ибо... противоречие есть лишь другое
слово для обозначения невозможного или ничего».
Толанд стремился отмежеваться в первую очередь от «вымышленных чудес», которыми
изобилуют, по его мнению, все религии, включая христианство. Не решаясь
отбросить, как подделку и ложь, евангельские чудеса, Толанд значительно суживал
сферу их проявления, ограничивал рамками понятного и возможного. Тем самым он
фактически подрывал веру во всемогущество бога, ставил под сомнение реальность
чудес вообще.
Выше уже говорилось о стремлении Деистов противопоставить
историческим вероисповеданиям разумную, или естественную,
религию. В книге Толанда «Христианство без тайн»
подобную роль призвано было играть первоначальное христианство. С этой целью
он настойчиво и последовательно отстаивал положение о том, что «христианство было задумано как разумная и понятная
религия», что в своем первоначальном виде оно не содержало ничего противоречащего
разуму или недоступного ему. Однако впоследствии, указывал Толанд,
христианская религия подверглась искажениям,
ответственность за которые несет духовенство. Он обвинял церковников в том,
что они с помощью «мошеннических уловок» извратили истинную сущность
христианства, поставили его в один ряд с «мистерями
Цереры и оргиями Вакха»»
Речь шла в книге Толанда
в первую очередь о таинствах христианской религии. На примере главных из них —
крещения и причащения — философ показывает, как под влиянием язычества в
христианство проникли «тайны и тайные обряды», как «из-за хитрости и
честолюбия священников» оно заполнилось «нечестивыми суевериями». Под этим же
углом зрения Толанд рассматривает становление и
других элементов христианского культа. К нелепостям «иудейского или языческого
происхождения» он относит молитвы, покаяние, заклинания, поклонение иконам,
святым, посты, похоронные обряды и т. п. В
религиозных обрядах и таинствах Толанд усматривал источник ошибок и
заблуждений. «Нет ничего более противоположного друг Другу по своей природе,
чем обряд и христианство»
Таким образом, Толанд выступил одним из
первых исследователей первоначального христианства, критически
проанализировавшего его историческую эволюцию. Он справедливо указывает на то,
что христианство впитало в себя множество элементов языческого и иудейского
происхождения, усвоило ряд понятий и представлений
античной философии, заимствованных главным образом
у платонизма. Нельзя не заметить, однако, что концепция, развиваемая Толандом, имела немало уязвимых пунктов. Провозглашая
тезис о «разумности» первоначального христианства, философ явно отступал от
исторической правды. О противоречиях и несуразностях, которыми изобилует
новозаветная литература, писали еще античные критики христианства, и Толанд не
мог не знать об этом. Да и сам он, будучи большим знатоком евангельских
текстов, мог без особого труда в этом
удостовериться. Ошибочным было и утверждение философа о том, что первоначальное
христианство не содержало в себе ничего мистического, что «непостижимые тайны»
были привнесены в него только впоследствии. В
действительности любая религия неотделима от мистики, и христианство с самого
начала не составляло исключения. Вместе с тем Толанд правильно подметил
возрастание роли и значения мистических элементов в процессе формирования и
развития христианского вероучения и культа.
«Когда, почему и кем были введены в христианство
тайны?» — ставит в заключение вопрос Толанд. Ответ
на него нам отчасти уже известен. Вину за превращение христианства из
«простой» и «разумной» религии в религию, окутанную тайнами, таинствами,
философ возлагал на духовенство. Хронологически же этот процесс совпадал, по Толанду, со временем превращения христианства в
государственную религию Римской империи, т. е. происходил
в III—IV вв. Что касается причин, приведших к тому, что христианство утратило
свою первоначальную сущность и выродилось в «антихристианство», то к ним Толанд относил опять-таки честолюбивые устремления церковников,
их желание возвыситься над мирянами, приобрести с помощью власть имущих
привилегии и льготы, стать замкнутым сословием.
Это была чисто просветительская концепция
религии, усматривающая ее источники в невежестве
народных масс и кознях священнослужителей, обманывающих народ в своих корыстных
интересах и интересах власть имущих.
Если не считать отдельных замечаний Толанда о поддержке христианства римскими
императорами с целью укрепления своей власти, а также высказываний о сословных
интересах духовенства, то можно сказать, что он практически игнорировал
социальную обусловленность исторической эволюции христианской религии и
церкви. Не замечал Толанд и того, что широкое распространение христианства, а затем
и превращение его в мировую религию во многом зависело от тех факторов,
которые он считал причиной перерождения христианской религии (усвоение христианством
элементов язычества, иудаизма, греко-римской философии, ассимиляция
дохристианской обрядности и т. п.).
Слабости и недостатки толандовской трактовки христианства не умаляют
значения его книги. «Христианство без тайн» вошло в историю свободомыслия как
произведение воинствующего антицерковного характера. Самого же Толанда можно
по праву считать одним из пионеров исторической и рационалистической критики
христианства. В дальнейшем он не раз возвращался к поднятой в этом произведении
теме, не только продолжил, но и усилил свою критику религии и церкви.
«Письма к Серене».
Важной вехой в духовном развитии Толанда стали его «Письма к Серене». Произведение включает пять писем, которые по
своей тематике делятся на две группы. Первые три письма адресованы
непосредственно «Серене» — прусской королеве Софии-Шарлотте. В них содержится
критика религиозных суеверий и предрассудков, прослеживается
возникновение и развитие представлений о бессмертии души, выявляются их земные
корни. С сарказмом и гневом пишет Толанд о духовенстве, особом сословии
оплачиваемых лиц, «назначение которых не просвещать остальных людей, а
удерживать их в их заблуждениях»
Выдавая собственные домыслы за слово божие, священнослужители,
отмечает философ, насаждают ложные взгляды и учения, которые находят поддержку
со стороны правителей, поскольку помогают им держать народ в страхе и
повиновении.
Следует отдельно остановиться на содержании
третьего письма — «Происхождение идолопоклонства и причины возникновения
язычества». На первый взгляд объектом критики являются здесь религии древних
народов мира. В действительности же Толанд
показывает истоки и корни христианского культа,
выявляет его родство с языческими верованиями и обрядами. «Сюда относятся жертвоприношения, ладан, свечи, иконы, омовения,
праздники, музыка, алтари, паломничества, посты, безбрачие духовенства, освящения, прорицания, заклинания, поклонения
умершим... канонизация все новых святых... добрые и злые духи, ангелы-хранители...
которым посвящаются храмы и воздаются особые почести»
Страницы: 1, 2
|