Задачу натурфилософии Телезио видит в выявлении подлинных,
действительных свойств вещей и извлечении этих свойств «из самих вещей» с
учетом чувственной очевидности. Такими выведенными из самой природы началами
вещей он считает материю и бестелесные активные силы - тепло и холод. Материя
придает вещам телесность и массу, тепло и холод дают им свойства и формы.
Борьба противоположных начал проявляется в противостоянии двух «великих тел»
космоса - неба и Земли. Небо есть материя, в которой действует теплое начало,
Земля находится в обладании холода. Материальная субстанция неба и Земли едина
и небо столь же телесно, как и Земля.
Утверждая физическую, материальную однородность Вселенной и
отбрасывая качественное противопоставление небесного и земного мира, Телезио
выдвигает положение об однородности пространства. Пространство, по его мнению,
является условием существования тел, их вместилищем. Время существует
объективно и как длительность совершенно не зависит от движения. В учении о
«жизненном духе» Телезио подчеркивает единство всей живой природы, включая
человека. Тела животных и человека состоят из тождественных вещей и отличие
«духа человека» от «духа животных» лишь в большей «тонкости», «тепле»,
«благородстве». Разумная душа не свободна от материи, от человеческого тела.
Учения о физической однородности пространств и закономерностей, материальной субстанции
пролагали путь новой космологии.
Высшим достижением философской мысли эпохи Возрождения
является пантеистическая натурфилософия Д. Бруно. К его основным произведениям
относятся «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О
героическом энтузиазме». Свои теоретические интересы Бруно сконцентрировал на
решении натурфилософских проблем, считая, что цель философии состоит в познании
природы. Основой для ее достижения являлось разделение предметов веры и разума,
не допускающее вмешательства религии в философскую и научную область.
Проблема соотношения природы и Бога решается Бруно с
позиций последовательного натуралистического пантеизма, т.е. растворения Бога в
природе. Бог, совпадающий с природой, заключен «в вещах». Он не противостоит
природе как творец и создатель, а находится в самой природе как внутреннее
деятельное начало. Максимальное сближение Бога и природы имеет следствием
своеобразную реабилитацию материи, которая есть не что иное как «божественное
бытие в вещах».
Трактовка природы в произведениях Бруно носит
органистический характер, чувственные и интеллектуальные свойства микрокосма
переносятся на всю природу. Отсюда следует гилозоистическое и панпсихическое
истолкование бытия. Бруно признает существование духовного субстрата - мировой
души, присущей всему. Она является движущим принципом конкретных вещей и всего
мира, который определяет их целостность, гармонию и целесообразность. Другим
проявлением органицизма было убеждение Бруно не только в одушевленности, но и
населенности бесчисленных миров. Он предполагал существование разных форм жизни
(чувственной и разумной), отличных от тех, которые имеют место на Земле.
Бруно считал, что основной единицей бытия является монада,
которая рассматривается им как телесное и духовное начало, как атом и в
качестве математической точки. Верховной субстанцией является монада монад или
Бог, в котором совпадают все противоположности. Порождением бесконечной
божественной мощи считалась бесконечная вселенная. Вне вселенной нет ничего, ибо
она представляет собой все бытие. Во вселенной все подвержено возникновению и
уничтожению и лишь она вечна и неподвижна. Космология Бруно уравнивает Землю и
Солнечную систему со всеми бесконечными звездными системами и кладет начало
преодолению аристотелевско-схоластического дуализма земного и небесного.
Последним крупным натурфилософом эпохи Возрождения явился
Т. Кампанелла, основными сочинениями которого были «Метафизика», «Об ощущении
вещей и магии», «Город Солнца». Он боролся против схоластики, отвергал
авторитет Аристотеля и призывал к опытному изучению природы. Задачу философии и
науки Кампанелла усматривал в их увеличении могущества человека над природой. В
трактате «Против языческой философии» он излагает учение о «двух книгах» , из
которых мы черпаем истину. Живую книгу природы человек познает с помощью разума
и ощущений, этим занимаются философия и наука. Вторая книга - Священное
писание, - предметом которой является наставление в вере. При таким подходе к
решению проблемы истины достигалась полная независимость философии и науки от
религии и богословия при формальном провозглашении их согласия.
Отказ от книжного знания и обращение к природе он понимал
как требование эпохи великих открытий.
Понимая сотворение мира, Кампанелла вместе с тем дал такое
решение проблемы отождествления природы и Бога, которое оставляло мало места
непосредственному божественному вмешательству в жизнь Вселенной. Дав миру общие
законы бытия и движения Бог не заботится о частностях.
Кампанелла считал, что каждая ступень реальности
одновременно причастна как бытию, так и небытию. Основными свойствами
действительности должны быть признаны определяющие свойства человека - мощь,
мудрость и любовь. Противополагающими им свойствами, восходящими к небытию,
являются немощь, незнание и ненависть. Вторые свойства служат необходимым
условием проявления первых.
Материя существует реально, она находится в мире, а не в
сознании. Не форма, а материя является основой бытия. «Всеобщую материю»
Кампанелла определял как «телесную массу». В отличие от Бруно он не принимает
«божественности», активности материи. Бестелесным активным началом он считает
тепло и холод. Пространство для него является бестелесной субстанцией,
вместилищем материи, а время объективно и состоит из сменяющих друг друга бытия
и небытия.
Органицизму Кампанеллы присущ ряд черт. Прежде всего для
него характерно качественное истолкование вещей и явлений природы. Другое
необходимое выражение органицизма - телеологизм. Признавая множественность
миров в едином универсуме, Кампанелла противопоставляет ему Бога как принцип
единства, подчиненную бесконечность.
События XVI в. (войны, крупные открытия) глубоко потрясли
западноевропейское общество и сокрушили иллюзии гуманистов раннего Возрождения.
Появились и получили широкое распространение скептические идеи. Зачинателем
ренессансного скептицизма был Эразм Роттердамский (1469-1536), названный еще
при жизни королем гуманистов. Его произведения «О свободе воли», «Похвала
глупости» сыграли важную роль в развитии европейской общественной мысли. Следуя
общему настрою гуманистической мысли, он выступал как непримиримый противник
схоластической философии, подвергнув ее осмеянию. Эразм провозгласил новое
понимание задач и способов философствования. Бесплодным умствованиям схоластов
о мире и Боге он противопоставил гуманистическую систему нравственности,
именуемую им «философией Христа». По его мнению, философия должна сместиться «с
неба на землю» и решать коренные проблемы человеческого бытия. Профессиональной
учености и ортодоксальной серьезности схоластов он противопоставляет свободную
игру, полагая, что «забавы христиан должны иметь привкус философии».
Многие гуманистические лозунги Эразм наполняет христианским
содержанием. Популярную в эпоху Возрождения «апологию наслаждения» он трактует
по-своему. Истинное наслаждение для Эразма состоит в отказе от удовольствий
земных, телесных и в духовном воссоединении с Богом. Философский дух концепции
«христианского гуманизма» нашел воплощение в «Похвале глупости», которая
проникнута пафосом осмеяния «безумия» мира сего во имя «немудрого Божьего». В
сочинении Эразма выведены образчики глупости, распространенной в мире - это и
ученые, и правители, и священнослужители, и даже сама церковь. Он считал, что
философия может признать лишь то, что согласно с разумом, распространяя этот
подход и на веру.
Скептицизм Эразма относится не только к догмам схоластики,
но и к смыслу ряда темных мест в Священном писании. Глупостью, по его мнению,
можно считать все, что стремится быть выше и лучше Бога, но растворяется в
безумии мира сего. Похвала глупости оборачивается апологией подлинной мудрости.
Фактически «философия Христа» оказывается переработкой христианской этики в
соответствии с принципами ренессансного гуманизма. Истинный смысл гуманизма, по
мнению Эразма, состоит в обновлении человеческой природы путем возрождения
христовых заповедей в душе всякого человека.
Мишеля Монтеня (1533-1592) называют «последним гуманистом»
эпохи Возрождения. Книгой его жизни явился трехтомный труд «Опыты», целью
создания которого было доказательство несостоятельности всех философских
систем. Однако будучи не в состоянии остаться вне сферы влияния какой-нибудь
философской концепции, он становится на позиции скептицизма. Монтень как бы
завершает этические поиски предшествующих гуманистов. Отправной пункт его
скептических рассуждений в сомнении, что наши взгляды и порядки являются
правильными, естественными. Он возмущается авторитаризмом и нетерпимостью
современников и этому рабству мысли противопоставляет свободу мнений и
вольность древних мыслителей. Однако высокая оценка античности не превращается
у Монтеня в ее фетишизацию, как это имело место у гуманистов раннего
Возрождения. Он требует непредубежденного изучения жизни и идей древних и
современных народов. Главным пороком схоластики, по его мнению, является власть
авторитета, подавление свободы наших суждений, установившаяся по отношению к
нашим взглядам тирания, охватившая философские школы и всю современную науку.
Отвергая авторитет Аристотеля и культ Платона, он отмечает, что современные их
последователи подменяют поиски истины бесконечной экзегетикой, т.е. уточнением
трактовок авторитетного текста. Подлинная философия, по мнению Монтеня, должна
быть обращена к человеку, к его непосредственной жизни. Она есть свободное
размышление о человеке и о его месте в мире.
Главный вопрос, который ставится в «Опытах», звучит
следующим образом: Что я знаю? На него дается неутешительный ответ - человек
знает слишком мало. Причина этого заключается в природе самого человека.
Признавая несовершенство человеческого разума, Монтень призывает именно таким
разумом и руководствоваться в жизни, поскольку иного не дано. Самоуверенной
учености он противопоставляет сомнение в существующей системе знаний. Однако
скептицизм его не в отказе от знания, а отказе от «самоудовлетворенности и
самоуверенности».
Монтень решительно отвергает всякую попытку представить
человека в качестве центра мироздания, главного звена космической природы. Он
развенчивает гуманистический миф о человеке, учение о «божественности
человека». В «Опытах» материалистически истолковывается не только отношение
между сознанием человека и его телом, но и отношение между человеком и природой
вообще. Здесь находит свое воплощение гуманистический индивидуализм. На
обозрение выставляется жизнь обыденная и лишенная всякого блеска, развивается
учение о мудрости повседневной жизни.
Итак, культура Возрождения, не будучи в состоянии создать
истинно новую систему, впадает в скепсис. Скептическое мировоззрение явилось
последним словом философии Возрождения.
Заключение
Термин "Возрождение" появляется
как отражение ценностной установки мыслителей новой эпохи: это, с одной
стороны, сознательное противопоставление себя мрачному средневековью, где
господствовали теология и схоластическая философия, а с другой - возвращение к
ценностям античной культуры с ее культом Разума и Гармонии. Огромное количество
изобретений и научно-технических достижений, а также изменения в ценностях
культуры буквально во всех сферах жизни людей в Западной Европе - все это
свидетельствовало о наступлении новой эпохи - эпохи Возрождения. Новая
ориентация в культуре ищет собственного теоретического выражения в философии.
Данный исторический период можно
разделить на следующие культурно-исторические пласты.
1. Европейский гуманизм, связанный с
такими именами как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский,
Монтень, Томас Мор и др. Это время отвержения догматической схоластики и
критики средневекового мышления как погрязшего в теологических и логических
увертках и обоснования идеи возрождения человека из духа античности.
2. Наука эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей,
Кеплер и др.). В эпоху Возрождения формируются основы современного
естествознания, современный образ науки. Тезису Фомы Аквинского "малое
знание о высочайших вещах лучше, чем самое подробное знание о вещах низких и
мелких" Галилей противопоставляет такой принцип: "Я предпочитаю найти
одну истину, хотя бы и о незначительных вещах, нежели долго спорить о
величайших вопросах, не достигая никакой истины". Для Кеплера и Галилея
наука занимается отношениями, которые можно выразить числом, в математической
форме, а традиционно считавшиеся научными вопросы о сущности мира, о смысле
жизни и т.д. отодвигаются на второй план как не поддающиеся научному анализу.
3. Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер),
повлекшая за собой переворот не только в светской, но и духовной культуре. На
уровне обыденной жизни протестантизм становится религией, проникающей в прямом
смысле в каждый дом, что приводит к росту всеобщей образованности. В политике
протестантизм становится формой выражения перехода к правовому государству.
4. Эти тенденции реализуются в
становлении философии государства и права (Макиавелли, Гоббс, Локк), в которой
развивается учение о естественном праве и происходит разделение морали и
политики.
5. Итальянская философия (Телезио,
Бруно, Кампанелла, Пьеро Помпонацци, Патрицци и др.) выражает в этот период
особую, гуманистическую тенденцию, базирующуюся на идеалах античной культуры.
Происходит "переоткрытие" Платона и развитие идей Аристотеля и его
последователей. Философы специально исследуют проблему человеческих чувств и
взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи
и разумность, и аффекты ("страсти души").
Культура эпохи Возрождения
характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре
возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог
средневековья, а Человек.
Список используемой
литературы
1.
Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. –
Белгород, 2000.
2.
Горфункель А.X. Философия
эпохи Возрождения. Учебное пособие. – М., 1980.
3.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: эстетические учения ХIV-ХV вв. – М., 1980.
4.
Сергеев К.А. Ренессансные
основания антропоцентризма. – СПб., 1993.
5.
Соколов В.В. Европейская
философия ХV-ХVII веков: Учебник. – М., 1996.
Страницы: 1, 2, 3
|