рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философия и ее роль в обществе

p> По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личности

.

Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настроений, норм, идеалов.

Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический.

Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях.

Он включает в себя конкретно-научную и универсальную картину мира.

Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами. Любая философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение философично .

Философия - это теория мировоззрения, она теоретически решает те или иные проблемы. Чтобы знание приобрело мировоззренческий смысл, оно должно быть оценено, т.е.освещено лучами нашего к нему отношения.

Ценностно-нормативнй компонент включает в себя ценности, идеалы, нормы, убеждения. Главное назначение этого компонента в том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания, но и мог руководствоваться общественными идеалами.

Ценность - свойство того или иного предмета, удовлетворяющего потребности людей в системе. Наверху иерархии ценностей стоит абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении это бог.

В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем средством, которое связывает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.

Чтобы нормы, знания, ценности реализовались в практических поступках и действиях, необходимо превращение в личностные взгляды, убеждения, идеалы.

Выработка психических установок на возможность действовать.

Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей.

Мировоззрение - реальная готовность человека к определенному типу поведения в определенных обстоятельствах. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования. Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровень мировоззрения. Жизненный уровень часто называется жизненной философией. Теоретический уровень - религия, традиции, образование, духовная культура, профессиональная деятельность.

Здесь очень часто присутствуют предрассудки.

К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит философия, которая претендует на теоретическую обоснованность не только как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний действительности, а также норм, ценностей, идеалов.

Можно говорить об исторических типах мировоззрения.

Принято считать, что: - мифологическое мировоззрение. это начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением.

Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом.

Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям.

Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных.

Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует.

Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил.

Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?

Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами. Мифология находится в тесном взаимодействии с религией.

Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему.

С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность.

Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает человеку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея - идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.

Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. "Искать бога - разобраться в понятиях добра и зла", - писал Достоевский.

Три великих религии: буддизм, христианство, ислам. Религия считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог - трансцендентная сущность (над миром).

Современная религия не отвергает достижения науки и подчеркивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы человечество не забывало, что над ним существует неусыпный контроль.

Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над другим миром. Христианский бог абсолютно всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и

Святого Духа. Все они неслияемы и неразделимы. Христианский Бог творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим миром. Но Бог наделил людей свободой выбора.

Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно из противоречий христианской философии: человек свободен и предопределен .

Богу противостоит Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы. Но Бог всегда сильнее.

Пространство в религии удвоено: пространство эмпирическое + запредельное: небо и адские слои. Время для христианства линейное. Имеет начало и конец. История нециклична, линейна.

Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа.

Бытие человека трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева согрешили и этот грех выбросил человека из райского сада на землю.

Даже младенец грешен первородным грехом.

Христианство изложено двумя основными заповедями: возлюби

Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя.

Особенно сильно подрывал мифологию новый общественный уклад.

Возникает особая форма общения - доказательство, искусство аргу- ментированно убеждать, - которые привели к строгому систематическому мышлению, что вступило в противоречие с бездоказательной мифологией.

На протяжении веков философов интересовала природа, о чем свидетельствуют труды Лукреция "О природе вещей", Дж.Бруно "О бесконечности Вселенной и мирах", Д.Дидро "мысли об истолковании природы", Гегеля "Философия природы".

В изучении природы философов интересовали вопросы возникновения и строения мира, первооснова сущего, из которого все возникает, и в которое все превращается.

Интересовал вопрос общественной жизни людей.

Труды: Платон "Государство", Аристотель "Политика", Т.Гоббс

"О гражданине", Д.Дидро "2 трактата о государственном управлении", Ш.Монтескье "О духе закона", Гегель "Философия права", Энгельс "О происхождении семьи, частной собственности и государства. Но в общественной жизни философы разработали общие политические, теоретические принципы.

Философы думали о наилучшем устройстве общества и завещали другим поколениям найденные ими идеалы нравственности, свободы.

Предметом раздумывании являлся и сам человек, его ум, чувства, язык, мораль.

Например, у Сократа главный философский вопрос - человеческая жизнь и смерть, смысл жизни, нравственные добродетели.

Другие труды: Аристотель "О душе", "Этика". Б.Спиноза

"Этика", Т.Гоббс "О человеке", Дж.Локк "Опыт о человеческом разуме", Гельвеций "О человеке, о душе", Гегель "Философия религии".

Философия теоретически сформулировала мышление, как система самых общих взглядов на мир и место человека в нем. В центре философии находится человек в его соотношении с природным и социальным миром.

Многие философские проблемы связаны с вопросом о соотношении материи и сознания. Вопрос об отношении сознания к бытию Энгельс назвал основным вопросом философии. Он имеет две стороны:

1) Что является первичным, определяющим: материальное или духовное?

2) Соотношение материи и сознания с точки зрения того, как человеческое сознание относится к действительности? Способно ли сознание познать мир?

Философы разделились на два лагеря: материалисты и идеалисты. Оба взгляда являются монистическими (исходящими из одного). Но в истории философии существует еще и дуалистическое направление, которое признает материальное и духовное независимо друг от друга.

И материализм, и идеализм прошли в своем развитии несколько форм:

. Стихийный материализм.

. Метафизический, механистический материализм 17 века.

. Отечественный материализм 60-х годов 19 века.

(Чернышевский) .

. Современная форма материализма - диалектический материализм (Маркс, Плеханов, Ленин).

Объективный идеализм - первичность духовного мира, мира идей, чистой мысли, мирового разума, существующих вне субъекта.

Мир людей, вещей - порождение духовного мира (Платон и Гегель).

Субъективный идеализм - первичны человеческие ощущения, человеческое сознание, т.е. что-то субъективное, а материальный мир рассматривается как порождение и результат творческой деятельности субъекта.

Материалисты считают, что мир познаваем, но процесс познания сложен, диалектически противоречив.

Есть пессимистические системы взглядов скептицизм, агностицизм. Первый утверждает, что существует два взаимоисключающих мнения: утверждение и отрицание. Агностики принципиально отрицают познаваемость мира.

Кант пришел к выводу о существовании границ познания. Он предупреждал об опасности всезнайства, о том, что есть граница между знанием и незнанием. Как бы не натворить чудес для себя? "Я ограничил возможность науки и дал место вере."

Агностицизм - философское учение согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Этот термин введен английским естествоиспытателем Гексли в 1869 г. для обозначения философской позиции, ограничивающей сферу компетенции философскими рамками

"позитивного знания". Наиболее последовательно в истории философии агностицизм проведен в скептицизме Юма, который полагал, что все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.

Вульгарный материализм - течение в буржуазной философии сер.

19 в. Упрощали положения старого материализма и, отвергая диалектику, оставались на позициях метафизики и механицизма в ту эпоху, когда уже сложились исторические условия для преодоления ограниченности предшествовавшего материализма. Они популяризировали достижения естествознания, указывали на атеистические выводы, отрицали специфику сознания, которое непосредственно сводилось к веществу. Содержание сознания определялось главным образом химическим составом продуктов питания.

Деизм - философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности течения событий.

Дуализм - двойственный. Философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу два начала

-дух и материю. Представитель - Декарт.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее его так, как он существовал сам по себе вне и независимо от человека и его сознания, объективное содержание чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Категория истины характеризуется как результат процесса познания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность .

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного сознания. Предпосылки мифологической "логики" служили неспособностью человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененного мифологического мышления.....

Монизм - способ, рассматривающий многообразие явления мира, исходящее из одного начала, единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.

Скептицизм - античное, философское направление, основанное

Пирроном. Опираясь на Демокрита о недостоверности знания, не допускали возможность достоверности знания. Отвергали существующие причины явлений, объективное существование добра и зла. Считали всех философов глупцами.

Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой признается только мыслящий субъект, а все остальное существует лишь в сознании индивида.

Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном акте воли и затем им распоряжающегося.

5

В свое время Кант сформулировал три вопросы, которые имеют принципиальное значение для философии: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться.

Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру: познавательное (гносеология), практическое (праксиология), ценностное (аксиология).

Кант подчеркивал, что без знаний нельзя стать философом, но одних знаний мало, т.к. подлинный философ - практический, воспитывающийся учением и делом. Любые цели, знания должны согласовываться с высшими целями человеческого разума. Без этого стержня достижения людей теряют смысл.

Кант считает, что эти три вопроса сведены к четвертому, "Что есть человек?" Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, их которой можно научиться тому, чтобы быть человеком.

Высшая цель для Канта - человек, как цель, а не средство.

Пока человечество этого не добилось.

В центре внимания философии находится человек с его природным и социальным миром. Что имеется ввиду?

1.Человечество не как объект в философии, но как субъект

(творец, деятель).

2. Философия рассматривает человека не просто как субъект, но человека в его отношении к миру.

Она должна определять то конкретное и уникальное место, которое занимает человек в универсуме бытия. Без общей мировоззренческой установки невозможна никакая активно-творческая деятельность человека.

3.Философия должна ответить на центральный вопрос, возникающий при рассмотрении отношения человека к миру, на основании вопроса философии о первичности объекта или субъективности бытия:

. о формах отражения субъектом мира объектов;

. о способах истинности субъективного образа объективного мира.

4.Философия должна освободить человеческий ум от скрытых в нем препятствий к адекватному восприятию мира, т.е. выполнить миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и вообще частнонаучного знания.

5.Философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процесса познания вообще.

Мы говорим: "К Вселенной надо подходить объективно", т.е. так, как она существует в действительности.

3. Философия и экономика

Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социальнофилософской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества, открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.

Сторонииков у этой точки зрения много и сейчас. Действительно, на уровне обыденно-практического сознания мы прекрасно понимаем, что даже для того, чтобы учиться, нужно, как минимум, вначале удовлетворить первичные потребности - прежде всего материальные

(жилье, еда, одежда), а затем понадобятся учебники, ручки, тетради и многое другое, кстати, тоже появившееся благодаря материальному производству. Но рассмотрим эту проблему на научно-теоретическом уровне.

Итак, многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

. без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

. способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;

. способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;

. в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;

. материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

В середине ХIХ века в предисловии к "К критике политической экономии" К. Маркс писал: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". Так он сформулировал суть закона определяющей роли материального производства в жизни общества.

К.Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие производительные силы. Человек, трудящийся, является непосредственным субъектом труда. Прежде всего человек выступает как рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными способностями, профессиональными знаниями и определенным уровнем сформированности культуры. Однако подобная трактовка наследия

К.Маркса в старых учебниках достаточно схематична. Большой знаток марксизма В.С. Барулин подытоживает теоретические построения

К.Маркса о производительных силах: "К.Маркс в качество человека как производительной силы включил все богатство его развития как общественного субъекта, как личности" Всеобщие производительные силы характеризуются двумя моментами:

. это силы, эффект которых произведен от кооперации всего общественного труда,

. это силы, связанные с уровнем духовной культуры общества.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потреб- ления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это овокупность материально- экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Развитие материального производства начинается с развития производительных сил, в которых наиболее быстрыми темпами развиваются орудия труда. По мысли марксистов, про- изводительные силы всегда обусловливают определенные общественные производственные отношения, поскольку люди не могут осуществлять процесс производства не объединяясь каким-либо образом.

Следовательно, любое изменение производительных сил должно привести к изменению производственных отношений.

Современная социальная философия признает важность материального производства, однако считает его лишь одной из многих не менее важных сфер общественной жизни, без которых представить себе общество также невозможно. Опровергает ли это марксово учение?

Один из известнейших социологов второй половины ХХ века Р.Арон предложил свой подход к анализу наследия К.Маркса в этом вопросе.

Его взгляд тем более интересен, что Р.Арон считается крупнейшим знатоком марксизма и его критиком. "В контексте Марксова подхода к капитализму и к истории большое значение придается сочетанию понятий производительных сил, производственных отношений, классовой борьбы, классового сознания, а кроме того, базиса и надстройки. Эти понятия можно использовать во всяком социологическом анализе. Сам я, когда пробую анализировать советское или американское общество, охотно начинаю с экономики и даже с состояния производительных сил, чтобы затем перейти к производственным отношениям, а затем к социальным отношениям. Допустимо критическое и методологическое использование этих понятий для понимания и объяснения современного, а может быть, даже любого другого общества"

Р.Арон полагает, что марксистское учение об обществе носит двусмысленный характер. Двусмысленность проявляется в том, что возможны две интерпретации идей К.Маркса - гибкая, критическая и ортодоксальная.

Таблица . Идеи К. Маркса и их возможная интерпретация

|Идеи К. Маркса |Гибкая, |Ортодоксальная |
| |критическаяинтерпретация |интерпретация |
|1. Общественный строй |Производительные силы |Конец западного |
|определяется некоторыми |развивались в разных условиях -|общества в связи с |
|главными характеристиками|при частной собственности и при|представлением о |
|-- состоянием |общественной; там, где |саморазрушении |
|производительных сил, |производительные силы были |западного строя из-за|
|формой собственности и |более развиты, революций не |внутренних |
|отношениями между |происходило |противоречий. |
|трудящимися | | |
|. 2.Противоречия между |Развитие производительных сил |На определенном |
|производительными силами |требует новых форм |уровне развития |
|и производственными |производственных отношений, но |производительных сил |
|отношениями |эти новые формы могут не |личное право на |
| |противоречить традиционному |собственность станет |
| |праву собственности. |препятствием на пути |
| |Теоретического противоречия |прогресса |
| |между производительными силами |производительных сил |
| |и производственными отношениями| |
| |не существует. | |
|3. Анализ базиса и |Базисом следовало бы назвать |Базис, |
|надстройки |экономику, в частности, |производственные |
| |производительные силы, т. е. |отношения, определяют|
| |течническое оснащение общества |надстройку, которая |
| |вместе с организацией труда. Но|должна ему |
| |технический уровень цивилизации|соответствовать. |
| |не отделим от уровня научных | |
| |познаний. Но оно относится к | |
| |надстройке | |

Под "ортодоксальными" здесь подразумеваются выводы, сделанные теми последователями марксистского учения, которые не хотели творчески подойти к его содержанию, хотя вопрос о необходимости пересмотра ряда положений классического марксизма ставился еще в середине 90-х годов ХIХ века. Марксизм отразил состояние общества второй трети прошлого века и опирался на науку той эпохи. В те годы о многих общественных процессах, проявившихся уже в начале нынешнего столетия, не могло быть и речи, а развитие капитализма вполне укладывалось в логичные марксистские схемы. Однако не следует полностью отвергать марксизм на том основании, что он якобы

"устарел", поскольку многие идеи К.Маркса могут быть творчески использованы как методологические подходы к изучению современного общества.

Если вопрос о роли материального производства в жизни общества стал объектом дискуссий лишь в последние десятилетия, то философские проблемы собственности вызывали самые ожесточенные споры на протяжении многих столетий. Главными дискуссионными вопросами были, во-первых, какова роль собственности в развитии человеческой цивилизации и культуры, и, во-вторых, собственность - это добро или зло?

Формы собственности могут быть различными. Главными из них являются общественная и частная собственность. Со времен Платона в философии идет спор о том, какая форма собственности лучше.

Приведем два характерных мнения, отражающих позиции противоположных лагерей, на которые разделились мыслители по отношению к собственности.

Аристотель: "В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина - наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума... Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним... Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому, как бедняки стремятся к имуществу богатых. И так как никто на них и они ни на кого не злоумышляют, то и жизнь их протекает в безо- пасности"

Жан Мелье: "Почти повсюду распространено и узаконено заблуждение, заключающиеся в том, что люди присваивают себе в частную собственность земные блага и богатства, вместо того чтобы, как следовало бы, всем владеть и пользоваться ими на началах равенства... Благодаря этому каждый старается всякими способами, хорошими или дурными, обладать как можно большим богатством, потому что жадность ненасытна, и она, как известно, является источником всех зол... Вследствие этого наиболее сильные, наиболее хитрые, наиболее ловкие, а часто даже и худшие и не достойнейшие оказываются наделенными наилучшими земными благами и житейскими удобства- ми" .

Процитированных философов разделяют не только два тысячелетия, но и противоположное отношение к собственности. Для

Аристотеля собственность (но не чрезмерная, а умеренная, разумная)

- атрибут того слоя, который мы сегодня называем "средним классом".

Средний класс, ныне составляющий в развитых странах мира до 80% населения, является главной опорой государства, гарантом его благополучия. Аристотель признает, что не имеющий собственности, как и имеющий ее чрезмерно, склонны к противоправным действиям, потому оба они не могут способствовать сохранению стабильности государства. Мелье, напротив, полагает, что собственность в любом ее виде - зло.

Большая часть философов были сторонниками частной собственности. Советская философия унаследовала традиции К.Маркса и

Ф.Энгельса, вслед за представителями утопического коммунизма, бескомпромиссно отрицавших частную собственность. Для российской философии это сыграло роковую роль: проблема собственности в советский период ее истории просто не ставилась.

Литература

1. Кувакин В.А. «Что такое философия?» М.1989 г.

2. Философия Учебник для ВУЗов 1995 г.

3. «На переломе». Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М. 1990 г.

4. Ильин И.А. Философия и Жизнь.

5. ФЭС. Статьи.
6. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. М.,1994.
7. 4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
-----------------------
[1] Благодаря философии человек ощущает себя уникальным, во-первых, посредством приобщения именно его (т.е. уникально познающего) к всеобщему ; во-вторых, как индивид, решающий в философии и с ее помощью свои собственные, уникальные, единичные и «однократные» проблемы
[2] Даже сам факт исключительной многозначности понятия «философия» говорит о ее неистребимости и жизнестойкости в языке. А. В. Потемкин насчитывает 27 значений термина «философия»
[3] Интересные соображения о филосовском и социальном смысле феномена удивления высказаны Г.Парсонсом



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.