Философия и ее роль в жизни человека
Липецкое ОЗО ВИ МВД
России
Контрольная
работа по философии.
Тема: “Философия и ее роль в жизни человека”.
II курс
Группа: 012.
Специальность:
Юриспруденция.
Студент: Андреев Анатолий Александрович
Преподаватель: Данковцев Сергей Иванович
2000 г.
План....................................................... 2
1. Генезис
философского знания и его специфика.............. 3
2. Основные
философские проблемы, их особенность и значение. Предмет и структура философии................................................. 13
3. Функции
философии и их роль в духовной жизни общества... 17
4. Знание
философии для работника правоохранительных органов РФ. 20
Литература................................................ 22
В сознании некоторой части людей философия
порой отождествляется с какими-то абстрактно-заумными рассуждениями, не
имеющими связи с практическими нуждами и делами человека. История этой древней
науки, свидетельствует о том, что она непосредственно и тесно связана с
общественной практикой, вплетается в нее, отвечает на ее запросы и потому
играет огромную роль в обществе, социальных столкновениях, формировании
человеческой личности.
Первые философские учения возникли в Индии,
Китае и Греции в глубокой древности – 2500 лет назад. Пифагору приписывают
честь введения в научный обиход термина “философия”, который по-гречески
означает “любовь к мудрости”. Древнегреческий философ Платон впервые
использовал его для обозначения науки о бытии, познании, человеке.
Философия пришла на смену мифологии, и ее
возникновение знаменовало собой колоссальный переворот в стиле мышления. В
мифах человек выражал свою слитность с природой, на которую он переносил
собственные свойства, то есть очеловечивал ее. Рождаясь, индивид включался в
сложившуюся систему мифов, ориентировавших его отношение к миру. Он постигал
природу в воображении; но на определенном этапе такой стиль мышления вступал в
противоречие с новой общественной потребностью, рождавшейся на основе
усложняющейся практической деятельности, - потребностью в научном познании
мира. Философия и возникла как ответ на эту потребность; она разрешила
возникшее противоречие в пользу рациональности, закладывая тем самым
необходимую основу для научного познания, идущего на смену эпосу,
фантастическим повествованиям о природе и человеке. При всей кажущейся
современному человеку наивности рассуждений древних мудрецов они совершили
великий подвиг, начав осмысление и изучение явлений природы, исходя из нее
самой, обратившись от сверхъестественного к силам естественным. Конечно, такой
коренной переворот в мышлении мог произойти лишь при условии отделения
умственного, интеллектуального труда от физического, осуществившегося в
классово-антагонистическом обществе. Именно в нем образовалась особая
социальная группа людей, свободных от изнурительного физического труда и
занятых трудом умственным.
Своеобразие философии как способа осмысления
мира открывается в сравнении ее с мифологическим постижением действительности.
Мифология – мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология
состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о
возникновении ремесел, которые передаются через поколения. Суть мифологии
заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир.
Мифологические представления вырабатываются коллективно-бессознательно и
являются фантастическим, обобщенным отражением природного и социального бытия в
сознании человека родового общества. Основные черты мифологического
мировоззрения сводятся к следующему:
Представление о родственной связи сил и
явлений и человеческих коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос свойств
человека на весь окружающий мир.
Персонификация, олицетворение природных сил и
способов человеческой деятельности.
Мифологическое мышление по своей природе
художественное, оно оперирует образами, но не понятиями.
Авторитарность, т. е. обоснование
происходящего через авторитет.
Философия же основывается на сознательном
теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и
объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля.
Философия изучает всеобщие законы природы,
общества и человеческого мышления. Иными словами, философия стремится осознать
некую основу для всех сфер реальности, порождающую все многообразие мира,
однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях.
Посмотрим, как наука и философия
взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение выполняет
познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными
функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие
наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем
бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность
философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза,
формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также
первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных
специально-научными методами.
На основе общих принципов
рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические
наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и
возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных
областях познания, практики, она создает философские “эскизы” тех или иных
природных или общественных реалий, подготавливая их последующую
конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное
продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных
вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая
также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в
связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием
“белых пятен” познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном
плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы
миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.
Специалисты, изучающие всевозможные
конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о
принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких
представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный
мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы
познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией,
осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и
теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и
формируются в сфере философии.
Итак, философия и наука довольно сильно
взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия.
Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя
отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные
основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда
теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
Бертран Рассел по этому поводу сказал, что все точные знания принадлежат науке,
все догматы по неточным знаниям – религии, а между ними - “ничья земля”,
подвергаемая атакам со всех сторон. Это и есть философия.
Между тем вопрос о соотношении философии и
науки не может быть решен однозначно. Дело в том, что в современном
общественном сознании между философией и наукой установились сложные
взаимоотношения, при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака
равенства, а с другой – не ставится и непроходимой преграды.
Также нельзя жестко разграничивать и
эстетическую и моральную ориентации философии. Они состыкуются и сосуществуют в
контексте культуры. Культура как явление общественной жизни является объектом
изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и
социология, археология, этнография. Каждая наука реализует свой специфический
интерес при изучении этого сложного феномена. Философия также изучает культуру,
но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное
явление общественной жизни. Философия стремиться ответить на вопросы о том, что
такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль
играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы,
касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.
Термин культура весьма многозначен. В
специальной и художественной литературе можно встретить многие десятки его
толкований. Так, в обыденной жизни под культурой обычно понимается уровень
образованности и воспитанности человека, в отличие от необразованности и
невоспитанности. Для эстетики культура – это многочисленные произведения
профессионального искусства и народного творчества. Впервые этот термин был
применен римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал
позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть
“культура ума”, тонкий инструмент для познания мира и человека в нем
В каждой исторической эпохе существовала своя
трактовка культуры. Например, в средние века культура ассоциировалась прежде
всего с личным совершенствованием человека. Культура – это богоподобие
человека, самопознание, его служение богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения
под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому
идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и
деятельный.
В русской философии понятие культуры
традиционно имело прежде всего высокое нравственное наполнение. В этом
проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости,
солидарности между всеми людьми и народами. Зло есть то, что разрушает мировую
гармонию. Напротив, Добро – это творение жизни и гармонии в ней. В этом и
состоит основное предназначение человеческой культуры как сгустка морали и
мудрости. В русской философии подчеркивалась самобытность отечественной
культуры во всех ее проявлениях – образ жизни и традиции, формы экономической
жизни. В культуре России очень большую роль играет духовное начало, культ добра
и справедливости. Россия находится на пересечении двух потоков мировой истории
и культуры – Востока и Запада. Именно поэтому она “обречена” на диалог с
другими культурами и имеет богатейшие возможности для духовного обогащения
благодаря такому диалогу.
Как видим, в истории философии выделялись и
изучались различные стороны культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на
вопрос о сущности культуры с позиции философии.
Термин “культура” переводится с латинского
языка как “возделывание”, “уход”, “обработка”, “почитание” и т.п. В основе
культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в
мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего
проявления, и следовательно, культура тоже многолика. Однако культура – это не
только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также
отношения между людьми как ее творцами. Культура – это сложнейший социальный
организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным
явлениям.
Культура есть философское понятие для
характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. В своей
действительности она включает в себя сущностные силы человека; процесс их
применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи,
вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.).
Культура – это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком
мир. Это “вторая природа”, существующая наряду с обычной природой. В свой
реальности она представляет собой комплекс достижений человечества.
С точки зрения своего внутреннего строения
культура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества –
орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами
навыки труда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает
совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и
общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и
др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух
пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно
отнести политическую культуру как единство политического сознания и
политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений
искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных
образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.
Духовный слой в культуре играет особо важную
роль. По определению С.Л. Франка, культура – это “осадок духовной жизни
человечества”.
В каждой национальной культуре всегда есть ее
духовное ядро, некая сердцевина, вокруг которой и формируется вся система
культуры. На протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было
православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный
отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном искусстве),
на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и государственность, на формы
хозяйственной деятельности и трудовую мораль, на другие стороны культуры.
Многомерность культуры как социального явления
проявляется также и в ее функциях. Прежде всего она выполняет познавательную
функцию, которая позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль
выполняет в первую очередь наука и иные формы познания – мифы, искусство,
религия.
Практическая функция говорит о том, что
культура служит целям преобразования природы с помощью знаний и орудий труда.
Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и
возвышение над ним как существа активного и творящего.
Аксиологическая функция означает, что
культура есть “вместилище” ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной
деятельности человека – идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество
накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра,
справедливости, совести и других.
Наконец, социализирующая функция указывает на
роль культуры в формировании человеческого в человеке – высоких потребностей и
благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к
традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный
человек, с точки зрения философии, - это человек, освоивший все богатство
человеческой культуры.
Очень часто в философии наряду с культурой
употребляется и понятие цивилизации. Нередко эти понятия применяются в
одинаковом смысле. Но, хотя эти понятия в чем-то близки, такое применение
неверно. Цивилизация – это определенная крупная эпоха в истории человечества,
ступень в развитии человека как деятеля и творца. Культура же есть содержание
конкретной исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и
материальных ценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая
культура.
В аспекте культуры также нужно сказать о
взаимодействии философии и религии. Сегодня вопросы религии, ее места в современном
обществе, ее роли в нем, ее поразительной “живучести” привлекают всеобщее
внимание и заставляют по-новому взглянуть на нашу историю. Культура и религия –
исторически обусловленные социальные явления. Можно сказать, что религия имеет
какие-то очень глубокие корни и не является “заблуждением”, с которым легко
может справиться наука. Религия тесно связана с внелогичной формой сознания,
она участвует в образовании внелогичного знания человека. Однако религия вовсе
не ограничивается познанием мира, спектр ее задач на много шире. Поведение
человека в окружающем мире опирается на знания о нем. Это знание формируется
как бы в двух взаимосвязанных сферах – одной, где решающее слово имеет логика,
и другой, где господствуют чувства, сострадание, любовь к ближнему. У
гармонично развитых людей оба источника знания – и логического, и
внелогического – находятся в известном равновесии и определяют поведение.
Человечеству необходимо целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит
как научная картина мира, так и вненаучное восприятие его.
Страницы: 1, 2
|