[5] «…таланты
в условиях полного единодушия, умеренности и взаимной любви, навсегда остались
бы скрытыми в зародыше; люди, столь же кроткие, как овцы, которых они пасут,
вряд ли сделали бы свое существование более достойным, чем существование
домашних животных…»
Правовое общество у Канта
– это не утопический розовощекий рай, а только сухая формализированная система
регуляции взаимоотношений граждан. Вышеупоминаемая мысль Канта о необходимости
Господина для соблюдения законов видится всего лишь как один из множества
вариантов принуждения. В своем ответе на вопрос о Просвещении, кант говорит о
необходимости Критики, как внутреннего контролера. Вот цитата М. Фуко, в свою
очередь цитирующего И. Канта:
[7] «Кант описывает
Просвещения как момент истории, когда человечество начинает применять свой
собственный разум, не подчиняясь никакому авторитету, так что в эту самую пору
как раз и становится необходимой Критика. Ее роль состоит в том, чтобы
определять условия, при которых применение разума является легитимным»
Если
предполагать неограниченную отсрочку установления правового общества и при этом
учитывать непрекращаемый прогресс человека в его развитии, действительно можно надеяться
на то, что к моменту торжественного свершения окончательной революции человек
будет уже на достаточно высоком нравственном уровне чтобы в совершенстве
владеть критикой и обходиться без Господина. Речь идет о том самом
«нравственном законе внутри нас».
Самым
замечательным во взгляде Канта видится то, что его не устрашают никакие
средства достижения конечной цели. Практически все средства Кант считает конструктивными,
поскольку верит в интуитивное стремления человечества к всеобщему благу.
[5] «…
все войны представляют собой многочисленные попытки (правда, не как цель
человека, а как цель природы) создать новые отношения между государствами и
посредством разрушения или хотя бы раздробления всех, образовать новые
объединения, которые, однако, опять-таки либо в силу внутреннего разлада, либо
вследствие внешних распрей не могут сохраниться и потому должны претерпевать
новые, аналогичные революции, пока, наконец, отчасти, благодаря наилучшей
внутренней системе гражданского устройства, отчасти же благодаря общему
соглашению между государствами и международному законодательству не будет
достигнуто состояние, которое подобно гражданскому обществу сможет, как
автомат, существовать самостоятельно»
В
этом и следующем положениях Кант признает возможность поэтапного, но
скачкообразного изменения мировой ситуации с помощью череды революций и
преобразований. Этим он подтверждает свою причастность к касте революционеров,
а не реформаторов. Далее он прогнозирует намечающийся консенсус, (частично
реализовавшийся в 20м веке в виде Европейского союза) и формулирует ценности,
вокруг которых он произойдет:
[5] «…Хотя
в настоящее время имеется только весьма грубый набросок такого государственного
объединения, тем не менее, все будущие его члены уже как будто проникаются
сознанием необходимости сохранения целого в интересах каждого из них. И это
вселяет в нас надежду, что после некоторых преобразовательных революций
осуществится наконец то, что природа наметила своей высшей целью, а именно
всеобщее всемирно-гражданское состояние, как лоно, в котором разовьются все
первоначальные задатки человеческого рода»
Однако у Канта также есть
и трезвое опасения того, что [5] «человечество, быть может, вновь
уничтожит варварскими опустошениями самое эту ступень и все достигнутые успехи
культуры». Подобные опасения встречаются и у других философов.
Декарт. Предшественник Канта Р. Декарт,
заставший еще инквизицию, проживал свою жизнь в гораздо более несвободных условиях,
чем Кант. Возможно поэтому, из соображений личной безопасности, он имел крайне
умеренные политические взгляды и избегал мысли о революциях. В тоже время
Декарт в своих научных работах проявлял неслыханное для тех времен свободомыслие,
за что и провел вторую половину своей жизни под гнетом католической и
протестантской церкви. Но в «Рассуждении о методе» он сообщает:
[6] «/…/ я никоим образом
не одобряю беспокойного и вздорного нрава тех, кто, не будучи призван ни по
рождению, ни по состоянию к управлению общественными делами, неутомимо тщится
измыслить какие-нибудь новые преобразования. Мое намерение никогда не
простиралось дальше того, чтобы преобразовывать мои собственные мысли и строить
на участке, целиком мне принадлежащем./…/
/…/ (следует) изменять
свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей
власти находятся только наши мысли и что после того, как мы сделали все
возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не удалось, следует
рассматривать как нечто абсолютно невозможное/…/»
Из этих слов становится
понятна интровертность мировоззрения Декарта и его склонность скорее совершать
революции внутри себя, менять собственное восприятие прежде чем браться за мир.
Декарт не отказывается от перемен в принципе, но настаивает на приватности
преобразований. Для человека времен позднего средневековья, со всех сторон
окруженного религиозными страхами и запретами, подобная жизненная установка
видится весьма прогрессивной. Кроме того, будучи человеком публичным и находясь
под неусыпным наблюдением свирепой церкви и деспотичной монархии, Декарт в
своих публикациях вынужден лукавить и осторожничать, заверяя всех в своей
безобидности, чтобы не навлечь на себя гнев. В тоже время ничто не помешало
этому мыслителю поставить под сомнение все религиозные догмы, и даже все науки
(кроме математики) и выработать свое уникальное мировоззрение. Декарт проявил
достойную восхищения способность осваивать бесконечные просторы внутренней
свободы, не уповая на внешнюю.
Возникает вопрос – нужна
ли революция такому самодостаточному человеку как Декарт? Уверен, что сам
Декарт ответил бы на этот вопрос отрицательно. Революция в значении только
смуты и насилия политического переворота, не нужна никому. Но согласился ли бы
Декарт с желательностью, а кое-где и необходимостью проведения плавных либо
резких преобразований? Наверняка да. Наверняка в воображаемом будущем Декарт
рисовал мир без инквизиции и политической цензуры. Однако это только догадки и
по отношению к Декарту гораздо правильнее задаваться таким вопросом: Как не
навредить революцией такому человеку как Декарт? Этот методологический вопрос
стоит всегда оставлять открытым для корректировки. Мой вариант ответа – таких
людей нужно привлекать и увлекать идеей всеобщего блага. Мудрость и умеренность
таких участников революции обеспечит высокую культуру и цивилизованность ее
совершения.
В тоже время, если
отбросить в сторону масштаб личности Декарта, то его позицию можно было бы
назвать обывательской. Такая позиция очень характерна для современного
человека, который в силу непреодолимости бюрократической пропасти между собой и
реальной законодательной властью, замыкается в себе и, также как и средневековый
человек, осознает собственное бессилие перед внешним миром, чувствует себя
хозяином только собственной территории, не видит возможности и смысла во
внешних переменах.
Что можно сказать о такой
позиции? Во многом это позиция жертвы, в силу обстоятельств не имеющей
возможность осознать в полной мере всех степеней своей возможной свободы. Во
многом это позиция конформистского рабства – когда есть осознание возможности
свободы, но нет желания ее реализации. В любом из случаев, такой тип мышления
относится к непрогрессивному, утверждающему остановку в развитии. На фоне любых
изменений его носители всегда вынуждены либо меняться и примыкать к
прогрессивным силам, либо оставаться «ad marginem», в
лагере «обиженных». Просветительскую работу необходимо проводить с такими
людьми в первую очередь.
Другая,
не менее опасливая позиция выражена такими словами:
[7]
«…историческая онтология нас самих должна отвернуться от всех проектов,
притязающих на то, чтобы быть радикальными и глобальными. Ведь мы по опыту
знаем, что стремление ускользнуть от системы текущих событий ради универсальных
программ иного общества, иного способа мыслить, на самом деле уже приводило
лишь к возобновлению самых опасных традиций»
Предельная осторожность в
отношении долгосрочных, не актуальных революционных проектов сразу выдает
принадлежность автора этих строк М. Фуко к много видевшему поколению ХХ
века. Неудачный опыт коммунистических режимов на многие десятилетия напугал, и
конечно не безосновательно, многих мыслящих людей. Поэтому идея действовать
умеренно и локально, четко осознавать свои координаты в «системе текущих событий»
кажется очень трезвой. Вопрос об умеренности либо радикальности не нов и во
многом зависит от требований текущей ситуации. В опасных, предвоенных ситуациях
стоит действовать решительно и радикально, в мирных условиях допускающих мирный
диалог можно обойтись умеренными и постепенными реформами. Но вот что
действительно кажется мне ценным в замечании Фуко, это призыв действовать локально.
Локальность поступков я понимаю как точечность приложения усилий. Выражаясь
образно, Фуко предлагает писать полотно истории как можно более мелкими и
точными штрихами, избегать крупных, грубых, общих мазков, компьютерным языком -
создавать изображение с высоким разрешением. Такой точный «нано-подход» к
громоздкому, неповоротливому и пугающему революционному процессу, позволит
преобразовать его в мелкодисперсионное революционное облако – совокупность
миллиардов мелких и точных трансформаций, своим количеством переходящих в
качество – конечную цель революции. Локальность нужно понимать и как
локальность во времени. Важно начатое дело заканчивать своими силами, а не
взваливать его завершение на потомков, у которых наверняка будут свои идеи и
свои амбиции.
Новое время требует новых
концепций. Выработка новых и актуальных концепций и есть основная задача
современного философа. Вот прошло всего 26 лет после написания вышеупомянутой
статьи М. Фуко. За это время мир перевернулся несколько раз, и некоторые
положения Фуко снова требуют пересмотра и обновлений. В 1984 году, когда М. Фуко
писал эту статью, он еще не мог видеть и понимать того, что, возможно, мог бы
увидеть и понять сейчас. Возможно, сегодня, устрашающая устойчивость,
неуязвимость и бесперспективность современного капитализма его напугала бы еще
больше чем когда то глобальные и радикальные проекты. Возможно, сегодня Фуко
был бы более радикален.
Чуть более поздний
российский философ А. Тарасов так отозвался о результатах не глобальных и не
радикальных проектов, в которых участвовал М. Фуко:
[4] «/…/де-факто в
отсутствие теории, то есть в темноте, на ощупь, меньшинство движения
вынуждено было искать новые пути революционной борьбы, что автоматически
ставило это меньшинство в ущербное положение по отношению к власти./…/
/…/1968 год показал, что
все эти «молодежные революции», «студенческие революции», «антиавторитарные
революции», «сексуальные революции», «психоделические революции»,
«рок-революции», «революции цветов», «революции воображения», «революции
Иисуса» и т.д., и т.п. совершенно не опасны для правящего режима.
Всё, что не лишает правящие классы собственности на средства производства
и власти, уже не страшно для современного капитализма. Все страхи перед этими
псевдореволюциями носят докапиталистический характер и используются
правящей элитой исключительно в целях манипуляции обществом./…/
Тарасов сожалеет о
недостаточно радикальном и недостаточно глобальном характере майских событий
1968 года. Он считает, что тогда революционеры оказались не готовыми, «не
додавили», упустили возможность, и этим безрезультатно обессилили революционное
движение. В конфликте двух приведенных точек зрения снова сталкивается
умеренный и радикальный подход. Снова нужно говорить о том, что в разное время
эффективны разные методы, но все же суть преобразований у них одна и та же, и
именно эта суть, как мне кажется, и должна быть основным предметом рассмотрения
современной философии.
Выводы
С помощью анализа
нескольких работ разных философов разного времени мы получили пеструю и, к
сожалению, не цельную картинку эволюции революционной мысли. Оказались не
рассмотренными взгляды мыслителей самого насыщенного революционными теориями
периода человеческой истории – XIX
века, в том числе и наиболее конструктивные - взгляды К. Маркса. Однако и из
полученных крупиц можно сделать ряд выводов:
1. Во все времена
человечество осознает несовершенство окружающего мира и возможность его
улучшения.
2. Каждое поколение имеет
свой идеал будущего. Представления об «идеальном обществе» имеется у разных
поколений, но во многом эти представления похожи - как у древних, так и у
современных людей. Во все времена человек желает одного и того же – свободы и
справедливости. Это должно послужить общим знаменателем в формулировке
намерений сменяющихся поколений. Это делает возможным идею создания единой картины
идеального общества.
3. Времена меняются,
строй сменяет строй и каждое новое состояние по большому счету ближе к этой
воображаемой картине идеального общества, дистанция сокращается. Однако за счет
постоянной корректировки идеала, дистанция между ним и действительностью не
может быть преодолена. Фактическое преодоление этой дистанции, то есть
буквальное и окончательное вступление в «золотой век» – предельная категория
служащая только ориентиром направления прогресса.
4. Методы осуществления
изменений должны меняться и прогрессировать. То, что было допустимо в XVII веке, недопустимо в XIX и тем более в XXI. Современная революция должна быть
современной и гибкой. И революция и реформирование служат одной цели –
прогрессу в направлении идеала.
5. Во все времена имеет
место «сопротивление среды», инертная, антиреволюционная составляющая, причиной
чему почти всегда является сопротивление незаинтересованных в изменениях
классов и непросвещенность масс.
6. Разрушительность
некоторых попыток революций должны стать уроком для революций будущего, но иногда
(как сейчас) это становится ошибочным оправданием остановки революционного
прогресса.
7. Для большей эффективности
и меньшей травматичности, революционные процессы требуют глубокого осмысления
всех элементов этой деятельности. Человек, обладающий обыденным сознанием не
способен заботиться о завтрашнем дне, об этичности последствий своей
деятельности, о ее правильном направлении в веках. Все эти вопросы ложатся на
плечи философов – обладателей более развитого, мощного мыслительного аппарата. Задачей
современности, как и во все времена, является дальнейшая революционная борьба с
застоями во имя прогресса, просветительская работа, и дальнейшая философская
проработка вопросов революционной теории: Куда и зачем мы движемся? Почему так
медленно и болезненно? Как ускорить и предохранить?
8. Революция есть дело
каждого. Она не может быть кулуарным решением узкой группы людей – хоть будь
они философы или доброжелательные энтузиасты. Задачей этой группы есть только
формулировка основополагающих тезисов, а затем максимально широкая
просветительская компания, пропаганда этих тезисов. Только тогда когда каждый
участник начнет думать самостоятельно и критически, можно будет сказать что
общество готово к очередному скачку в развитии.
Список
литературы
1.
Платон «Государство».
2.
Ожегов / Толковый
словарь.
3.
Г.А. Завалько
"Понятие "революция" в философии и общественных науках".
4. А. Тарасов / статья «1968 год в свете
нашего опыта».
5.
И. Кант / «Идея
всеобщей истории во всемирно-гражданском плане».
6.
Р. Декарт / «Рассуждение
о методе».
7.
М. Фуко / «Что такое
Просвещение?».
8.
Гегель Г.В. «Господство и
рабство».
Страницы: 1, 2
|