Философия права в России во второй половине XIX начла XX века
ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФИЯ
ПРАВА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛА XX ВВ.
ТЮМЕНЬ - 1997
План
Введение 3
- 5
Глава I
Чичерин Б.Н.
о праве 6
- 11
Глава II
Чичерин о
понятии и сущности государства 12 - 16
Глава III
Новгородцев
П.И. о правовом государстве 17 - 24
Заключение 25 - 27
Список
использованной литературы 28 - 29
Введение
В истории политической и
правовой мысли России важное место занимают буржуазные теории второй половины XIX - начала XX века, представленные такими
видными именами, как Муромцев, Градовский, Чичерин, Савальский, Коркунов,
Шершеневич, Новгородцев, Глестяковский, Петражицкий и другие.
На рубеже XIX -
XX вв. на базе
форсированного развития российского капитализма происходило соединение рабочего
движения с социализмом. В Россию переместился центр мирового революционного
движения. Рядом с общим подъемом искусства, литературы, науки активизировалась
буржуазная теория государства и права. Об этом свидетельствует не только
увеличившийся поток политико-правовой литературы, но и, прежде всего,
восхождение новых имен общеевропейского масштаба: Муромцева, Градовского,
Чичерина, Ковалевского, Коркунова и других.[1]
Положение российской
буржуазии второй половины XIX в. было весьма противоречивым. Заинтересованная в
установлении парламентарных институтов, она из-за боязни революционного
крестьянства и пролетариата в то же время мирилась с царизмом. Это служило
питательной почвой политического движения и политической теории
буржуазии-либерализма.
Либерализм в России
зарождается еще в 30 -40-х гг. XIX в. в недрах единого оппозиционного лагеря. Демократизм
не противостоял так резко идеологии либеральной оппозиции. Передовые люди
России поняли, что дни крепостничества сочтены, и поэтому задумывались о путях
дальнейшего развития страны. Русские умы разделились во взглядах не только на
будущее, но и на прошлое своей родины. По контурам скрытого во тьме веков
прошедшего они пытались определить вехи грядущего. Интерес к истории в
значительной степени подогревался также тем, что в условиях свирепой цензуры
обсуждением сугубо наукообразных и исторических проблем было легче
завуалировать обсуждение самодержавно-крепостного строя.
В результате дифференциации
оппозиционного движения в середине 50-х годов в России складывается либерализм
как особое политическое движение и как доктрина.
Русскому либерализму присуще
общие черты либерализма как буржуазного общественного и идеологического течения
эпохи домонополистического капитализма: требование ликвидировать феодальные
пережитки в экономике, тормозившие развитие капитализма; свобода частного
предпринимательства; невмешательство государства в экономическую сферу;
обеспечение минимума гражданских и политических свобод; требование конституционной
монархии. Осуществление этой программы расчистило бы путь развитию буржуазного
строя, но оставило бы значительные привилегии прежнего господствующего класса,
прежде всего основу его экономической мощи - крупное помещичье землевладение и
первенство в государственном аппарате.
В движении русских либералов
ярко проявилось стремление провести мирным путем “сверху” необходимые для
развития капитализма реформы, соглашательство с правящей верхушкой.
Заинтересованные в преобразованиях либералы, однако, не были настолько сильны,
чтобы вытеснить другие политические группировки и самостоятельно осуществить
свою программу.
В 80-х годах либералы по
прежнему выступали за самотрансформацию абсолютизма в конституционную монархию
и ограничивались верноподданнейшими адресами, высочайшее имя, в котором
призывали императора восстановить и развить дух реформ 60-х годов.
Либерализм сохранил свое
значительное влияние и в период перехода России в империалистическую стадию в
начале XX в. Усиление экономической
мощи буржуазии и в это же время сохранение самодержавия вызвали в условиях
пролетарского этапа освобождение движения активизации либерализма.
Глава
I
Чичерин
Б.Н. о праве
Либеральная мысль зарождалась
в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавного и
крепостнического произвола, бюрократической безответственности. Она была
направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за
индивидом права на достойное существование. Одной из центральных тем
либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву.
После либеральных начинаний
Александра I и обсуждения этой темы в литературе (Сперанский, Карамзин) малочисленная
группа российских либералов последующих периодов - “Эпохи великих реформ” и
“отката реформ” - сочетала свои либеральные устремленные с большой дозой
просвещенного консерватизма. Эта группа могла быть представлена прежде всего
именами Чичерина, Муромцева, Коркунова, Ковалевского.
Крупнейшей фигурой в
либеральной философской мысли второй половины века был Борис Николаевич Чичерин
(1828 - 1904), автор пятитомника “История политических учений” (1869 - 1902), а
также ряда фундаментальных работ в области государствоведения и философии права
- “О народном представительстве” (1866), “Курс государственной науки” (3 части,
1894 - 1898), “Философия права” (1900). Активный защитник “великих и прекрасных
реформ” начала царствования Александра II и сторонник в отдаленной
перспективе, Чичерин - после непродолжительной профессиональной карьеры в
Московском университете (1861 - 1867) - оказался в опале и долгие годы провел
в уединении родового поместья.[2]
Восприняв многие идеи
российского западничества, Чичерин пошел дальше по пути усиления таких аспектов
их доктрины, как приоритетная роль государства в осуществлении реформ,
парламентарный и конституционный строй, доктрина “правового государства”, и
тому подобное. Чичерин считая, что главным конструирующим элементом культуры
является центральная государственная власть, оттесняющая на второй план
сословные и корпоративные интересы и влияния.
В России особенностью
государственного строя оказалось большее, по сравнению с Западом, развитие
монархической власти и абсолютизма. Отсутствие сильных феодальных союзов и
слабость буржуазии этому способствовали: “Историческое значение самодержавной
власти дало ей такую мощь, какой она не имела ни в одной европейской стране и
перед которой должны были низвергнуть всякие представительные учреждения”.[3]
Гегелевская философия была
одним из основных факторов при формировании воззрений Чичерина. Хотя с годами
его отношение к Гегелю претерпевало определенные изменения, он все же
постоянное ориентировался на основные философско-методологические положения
немецкого мыслителя. При этом Чичерина более привлекала сама глобальная система
немецкого философа, именно поэтому его часто называли сторонником правового,
или консервативного гегельянства. Его магистерская диспозиция, ставшая новым
словом в русской истории и правоведческой мысли, относится к истокам
государственной школы в русской историографии. Во-первых, разделяя традиционные
западнические воззрения на особенности русской истории, он склонен к
утверждению общечеловеческого принципа в мировой истории. Во-вторых,
чрезвычайно важное значение он уделяет роли государства в историческом процессе.
Сравнивая историю России с западноевропейской, Чичерин подмечает, что в России
многое учреждалось государственными мерами, тогда как на Западе те же процессы
совершались без активного вмешательства государства. С деятельностью
государства Чичерин связывает практически все явления и процессы общественной
жизни России - от оседлости народонаселения до придания общинам некоторой
юридической определенности. Устройство русского государства по его мнению,
организовывалось “сверху”. Сам же факт создания государства он считает великим
и историческим подвигом русского народа. В-третьих, для Чичерина характерно
особое видение личности на Западе и в России. В западноевропейской истории он
отмечает ту большую роль, которую играет личность и созданные благодаря ее развитости
различные союзы. Отличительные черты русской исторической жизни - чрезмерная
слабость представительного начала, практически крепостное состояние всех
сословий, отсутствие политических свобод. все это является результатом
личностного начала государству.
К 60-м гг. относятся выход в
свет его работы “О народном представительстве” и подготовка трехтомного “Курса
государственной науки”, в то время Чичерин пишет пятитомную “Историю
политических учений” и двухтомную работу “Собственность и государство”. В этих,
а также других работах Чичерин разрабатывает свою политическую платформу,
которую можно охарактеризовать как классический либерализм. исходя из понимания
свободы личности как основного принципа общественного развития, благодаря
которому человек только и может осуществлять свои стремления к абсолютному (а
это составляет ядро его понимания роли и призвания человека в мире), он
полагает, что условия для осуществления этого принципа обеспечивают только
последовательные либеральные преобразования. Его конкретная программа для
России состояла в требовании свободы совести, свободы от крепостного состояния,
свободы общественного мнения, свободы книгопечатания, свободы преподавания,
публичности всех правительственных действий, публичности и гласности судопроизводства.
Идеалом государственного устройства (по крайней мере для России) он считал
конституционную монархию.
Государство, по Чичерину,
предстает в истории союзом народа, связанного законом в одно юридическое целое
и управляемое верховной властью для общего блага. Частное благо есть цель не
государства, а гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и
осуществление нравственного порядка, оно же определяет и защищает права и
свободы. При этом государством определяются права гражданские, а не так
называемые естественные права.
Сама область естественного
права - в отличие от права положительного - это область требований правды,
справедливости, это “система общих юридических норм, вытекающих из
человеческого разума долженствующих служить мерилом и руководством для
положительного законодательства”. справедливость как общее разумное начало и
есть мерило, с помощью которого разграничивается область свободы отдельных лиц
и устанавливаются требования законов. Цель социально-политического развития - избежать
крайностей индивидуалистического анархизма и механического этатизма и суметь
гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную свободу и
общий закон.
Право не сводимо к пользе или
к интересу, его сущность связана со свободой как индивидуалистическим и
априорнометафизическим началом. Право с этой точки зрения есть внешняя свобода
человека, определяемая внешними законами. Поскольку закон определяет права и
обязанности, то есть “свободу с ее границами” и вытекающими отсюда отношениями, то
эти границы и есть основное начало права как идеи, как нормы свободы. Чичерин
частично использует Гегелевскую трактовку права как развития идеи свободы, но
критически относится к ее этатическим и антииндивидуалистическим истолкованиям.
Свобода в его трактовке предстает в следующих ступенях развития - внешняя
(право), внутренняя (нравственная) и общественная свобода. Другими словами,
свобода как субъективная нравственность переходит в объективированную и
сочетается с правом как нормой свободы в общественных союзах - семье,
гражданском обществе, церкви, государстве.
Чичерин чрезвычайно высоко
оценивает значения свободы как постоянного и необходимого элемента
человеческого общежития. свобода составляет краеугольный камень многих его
определений, относящихся к области общественных отношений, и сама возможность
развития общества связывается им с принципом свободы человеческой личности.
свобода устанавливает только формальное, а отнюдь не материальное равенство.
Последнее вообще неприемлемо для Чичерина, считающего, что всеобщее равенство
не может быть даже идеалом, потому что оно противоречит природе вещей и
человека. Цель истории, по Чичерину, состоит не в личном удовлетворении, а в
общем благе, а это благо заключается в разнообразии и гармоническом единстве
частей, чему противостояло бы равное распределение жизненных средств.
Необходимым требованием к государству Чичерин полагает принципы экономической
свободы, осуществление которых на практике может вести только к неравенству. Но
именно это и составляет для него движущее начало дальнейшего развития общества.
Глава
II
Чичерин
Б.Н. о понятии и сущности государства
Чичерин считал возможным
познать сущность и целесообразность (финальность) государства на основе
гегелевской философии, интерпретированной с большой дозой мистицизма и
кантианского индивидуализма. Вслед за Гегелем он рассматривал государство как
высшее развитие идеи человеческого общества и воплощение нравственности. Идею
государства, то есть начало, во имя которого оно существует и которое призвано
осуществить, Чичерин считая априорным началом, проявлением Абсолютного. Поэтому
те, кто отвергает метафизику, “не в состоянии ничего понять в государстве”.[4]
Русский мыслитель сводит
бытие к четырем началам, или причинам: производящей, формальной, материальной и
конечной. В обществе этим причинам соответствуют: производящей - власть,
формальной - закон, материальной - свобода, конечной - цель или идея (общая
польза, общее благо). Власть, закон, свобода и общее благо присущи любому
союзу, но в каждом из них преобладает один из этих элементов. А так как,
рассуждает Чичерин, общественных элементов четыре, то им соответствуют четыре
союза: семья, гражданское общество, церковь и государство.
По теории Чичерина
государство является не средством эксплуатации трудящихся, непосредственным
результатом непримиримых противоречий “гражданского общества”, а арбитром между
правовой и моральной областями жизни, призванным не допустить поглощение их
друг другом, водворить мир и общее благо.
С юридическими теориями
государства Чичерина сближают понимание государства как правового союза;
определенное преувеличение юридического аспекта государства. Однако в целом он
выходит за рамки этих теорий.
Понятие государства, по
Чичерину, многопланово. Государство, есть, во-первых, проявление Абсолютного
(влияние гегелевской философии права); во-вторых - юридический союз (отражение
юридического мировоззрения буржуазии); в-третьих - опытный факт, реальных
субъектов власти (социологический подход). Чичерин различал следующие науки о
государстве: философию права (познание априорных начал государства и права),
государственное право (изучение государства как юридического союза), социологию
(государство в связи с другими союзами, прежде всего с гражданским обществом),
политику (наука о действиях государства в связи с борьбой за власть различных
партий и групп).
Государство рассматривается
Чичериным прежде всего как союз народа, а не просто учреждения, аппарат.
“Народ, устроенный в государство, образует одно целое, в состав которого
входят, с одной стороны, объединяющиеся лица, с другой - система учреждений,
которые служат ему органами. Все это вместе составляет одно юридическое тело,
состоящее из лиц и учреждений; как таковое оно должно иметь название, и это
название есть государство”.[5]
Страницы: 1, 2
|