рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философия (шпаргалки 2004г.)

Взаимосвязь и единство природы и общества.

Эту взаимосвязь нужно исследовать с двух сторон: 1) Первая сторона определяется как историческая. В данном случае ставятся вопросы: - обстоятельства возникновения данной связи; - об основных этапах развития данной связи; - каковы перспективы развития связи между природой и обществом. 2) Вторая сторона онтологическая. В данном случае вопрос ставится о сущности и основах этой связи и о ее структуре. На сегодняшний день природа и общество являются двумя составными или основными элементами системы. Эта система определяется как социоприродная. Взаимосвязь природы и общества усиливается и расширяется и с каждым разом становится все более актуальной. В тоже время эта связь и единство все более четко структурируется. В настоящее время обозначена более менее четко структура системы природа – общество. Какова структура данной системы: основными полярными элементами этой структуры являются природа общества. Связующими элементами этой структуры и ее единства выступают следующие элементы. 1) Сам человек как биосоциальное существо; 2)Это экологическая природа; 3) ноосфера; 4) этосфера как особая часть природы представляющая из себя научную, эстетическую и этическую ценность. Проблема взаимодействия природы и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, по­ка существует общество, по-новому встает и по-новому решает­ся в каждую историческую эпоху. С новой небывалой остротой она возникла и в наше время. Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать дальше. Масштабы человечес­кой деятельности уже не только сопоставимы с геологически­ми процессами, но в некоторых отношениях их во много раз превосходят. Ежегодно в моря и океаны сносится водой более 15 куб. км верхнего слоя почвы. Объем же почвы, перемещаемой че­ловеком только в ходе земледельческих работ, достигал еще во времена академика А. Е Ферсмана, приводившего этот при­мер, 3 тыс. куб. км. Однако для антропогенных процессов важна не только их масштабность, но и сознательная регуляция. Чрезвычайно важной в настоящее время является разра­ботка общей теории взаимодействия природы и общества. Та­кая теория призвана вскрыть наиболее общие и глубокие за­коны развивающегося процесса взаимодействия природы и общества, позволила бы видеть и оценивать не только ближай­шие, но и более отдаленные перспективы этого процесса. Общий фундамент такой теории заложен классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов, философов, естествоиспытателей. Всю историю можно в общих чертах разделить на несколь­ко основных этапов эволюции взаимодействия природы и об­щества. 1. Древнейший этап — характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища). 2. Допромышленный этап — экстенсивный рост земледе­лия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство (мануфак­туры). 3. Промышленный этап — век пара, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми ог­ромные количества минеральных, органических и иных ресур­сов. Получили бурное развитие города, средства связи, наука. 4. Этап начала техногенной цивилизации. Природные ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техни­ческая мощь человечества становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды, природного тепло­вого баланса). Люди не могут более бесконтрольно потреблять запасы природы. В настоящее время широкий размах приобретает созна­тельное управление и преобразование природы. Человек уже сейчас располагает средствами, позволяющи­ми ему оказывать существенное воздействие на течение про­цессов в биосфере. Выдвигаются грандиозные проекты пере­крытия Берингова пролива с целью перекачки теплой воды из Тихого океана в Ледовитый, что привело бы к потеплению Ар­ктической зоны и нижележащих зон. Более 20 лет назад груп­па итальянских и немецких инженеров предложила проект орошения Сахары путем поворота реки Конго на север. Мы сейчас подошли к такому рубежу, когда человечество должно предвидеть последствия этих изменений. Общество включено в структуру биосферы и должно считаться с отдаленными по­следствиями этих изменений. Например, в целях развития производства будут непрерыв­но наращиваться нормы выработки атомной энергии, а это связано с большим выделением тепла. Подсчитано, что если тепло, испускаемое атомными станциями, достигнет 10% от солнечной энергии, получаемой поверхностью Земли, то это приведет к повышению температуры биосферы на 7°. Параллельно увели­чивается потепление от повышения содержания углекислого газа в результате промышленной деятельности человечества. Это приведет в будущем к таянию льдов мирового океана. В XX столетии понятие о сфере взаимодействия природы и общества стало в науке особенно актуальным.

Общее понятие о познании.

В структуре общетеоретической ф-фии обычно выделяется три основных направления: 1) онтология учения; 2) диалектика и логика; 3) Гносеология – это учение о законах познания или о законах получения знания. Сама теория познания включает в себя также три основных части: 1) общая теория познания; 2) теория общенаучного познания; 3) эпистемология – теория общенаучного познания. Все эти три части в тоже время объединяются в одну систему, посредством таких общих понятий как: - практика; - субъект и объект познания; - интуиция; - истина и вера и знания и др. Познание определяется всеобщим свойством действительности – отражением. Отражение характерно для всех объектов и процессов без исключения. Познание же характеризует не все объекты действительности. Т.о. 1) Познание является только одной из форм отражения. 2) Все объекты действительности подразделяются на отражающие и познающие. Познание, будучи только одной из форм отражения является всегда ограниченным. Впервые границы познания были обоснованы в ф. Кантом. Данное учение, обосновывающее границы познания называется агностицизмом. Т.е. агностицизм есть течение, останавливающее границы познания, но не отрицающее познавательные возможности человека, его потенциал. В рамках агностицизма утверждается, что познание является постоянной проблемой человека. Поэтому ограниченность познания должна быть компенсирована и компенсируется верой, т.е. вера выступает одной из форм познания. Или его продолжением. Вера является связующим звеном между знаниями и истинной. В данном случае под истинной понимается универсальный путь развития. Прежде всего, общества и жизни человека. В данном случае достижение истины невозможно и без знаний и без веры. В этой связи знания, вера и истина являются единым комплексом, решающим проблему познания. В данном случае данный комплекс есть практика.

Типы познания, источник, объект, субъект.

Можно выделить три основных типа познания: - обыденное, повседневное, познание (непосредственно отражающее действительность). – исследование действительности с определенной целью, получение нового знания, не существующего в системе знаний. В данном случае это и есть решение познавательной проблемы, поэтому существует два понятия проблема и вопрос. Проблема отражает отсутствие в системе знаний необходимого знания. Вопрос есть отсутствие знания у субъекта познания, но его наличия в системе знаний. – Освоение субъектом познания имеющихся или существующих знаний. Данное познание отражается в таких понятиях как воспитание, обучение и образование. Данный тип познания определяется как наиболее актуальный. Источник познания неоднозначен. Он выражается в трех основных формах: 1) Это внешние воздействия, направленные на предмет. Этот источник, определяющий с точки зрения марксистской тории. 2) Источник познания связан с самим предметом или субъектом познания, т.е. с тем, кто познает, т.е. внутренние потребности, внутренние мотивы и раздражители самого предмета или человека. С –точки зрения самого Канта именно этот источник является определяющим, т.е. возбудители организации человека. 3) Источником познания является противоречие. Между первым и вторым источником, т.е. нестыковка первых и вторых возбудителей, конфликт между внутренними и внешними возбудителями. Т.о. источник познания представляет из себя сложную структуру. Целью или самоцелью познания является: 1) Объединение свойств субъекта и объекта познания (свойств внутренней и внешней среды). 2) Противопоставление или отторжение субъектом познания свойств внешней среды. Т.е. цель познания также противоречива и неоднозначна. В целом, если говорить о смысле познания, то познание связано, прежде всего, с обогащением человеческого мира универсальными свойствами или дополнительной энергией, выраженной, прежде всего в таких вещах как понятие о мире, идеях и теориях. Т.о. границами познания выступают понятия, идеи, теории. За пределами данных вещей существует чуждый или враждебный мир (человеку), а отраженный в понятиях и теориях мир. Отсюда объектом познания является не просто окружающий человека мир, а воздействующие на человека внешние обстоятельства, воздействующие наиболее актуально и активно. Отсюда познаются именно эти объекты. Т.о. познание всегда актуально.

Все предметы в мире находятся в постоянном взаимодействии и обладают постоянным свойством отражения. В тоже время не все предметы выступают субъектами познания. Субъектами познания являются: 1) активно реагирующие не раздражители; 2) обладающие избирательны отражающими способностями; 3) предметы, наделенные способностью изменять и приспосабливать раздражители под собственные свойства. Итак, субъект познания являются предметы, обладающие психикой, сознанием, душой и связанные с духовной реальностью.

Природа сознания. Сознание и отражение.

Вопрос о сознании в ф. исследуется в двух основных направлениях: - сознание рассматривается как свойство всего человечества, общества. В этом случае это вопрос об общественном сознании, его носителях (субъектах, формах и уровнях), т.е. сознание прежде всего должно рассматриваться как общественное, в этом его природа. – связано с исследованием сознания как свойства человека. В данном случае речь идет об месте создания в структуре человека, в его организации, а также ставится вопрос о формах и структуре самого сознания. В этой связи данная лекция рассматривает сознание во втором его аспекте: вопрос о сознании и проблема сознания является комплексным, т.е. изучается большим количеством наук, в частности ф., психология, медицина, информатика, кибернетика и др. Природа сознания исследуется с различных сторон, это объясняется тем, что сознание является самым сложным свойством действительности. Т.о. существует несколько основных концепций природы сознания: 1) Религиозная концепция утверждает, что сознание связано или определяется божественной сущностью, т.е. дано человеку от бога. В этой связи сущность сознания выражается разумом. Основными формами сознания являются разум, истина и вера. 2) Это объективно – идеалистическая концепция. В данном случае сознание определяется существованием всеобщего духа, абсолютного разума. Сознание человека является частью последнего. Т.е. получается, что абсолютный разум не может существовать без человеческого сознания, а существование человеческого сознания есть доказательство существования абсолютного разума (Гегель). 3) Концепция естественно - научая космологическая. В этой связи сознание есть продукт творчества всей вселенной, воплощенной в определенных ее частях, в частности в земной ее части. В этой связи сознание является универсальным выражением организации как планетарного, так и космического сознания, т.е. сознание, возникает связи с сами сложными системами действительности. Т.о. в данном случае сознание является идеальным свойством наиболее высоко – организованной системы, её оболочкой – общество. В той связи подчеркивается социальная природа сознания. 4)Общенаучная концепция в данном случае природа сознания связана с отражением и информацией. Отражение – в плане того, что оно является универсальным свойством, то оно как бы включает в себя сознание, а сознание возникает на основе усложнения форм отражения. От простейших к более сложным. Сознание является высшей формой отражения. Отражение является составной, центральной частью движения Отражение есть способность мате­риальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности взаимодей­ствующих с ними систем. Каждая из взаимодействующих систем, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставля­ет тем самым определенный «след» в той системе, на которую воздействует и как бы запечатывает себя в результате этого воздействия. Рассматривая материальное взаимодействие как необходи­мое условие и основание всех процессов отражения, следует иметь в виду качественное своеобразие этих процессов, их ге­нетическую иерархию в развитии неживой, живой и социаль­ной материи. Развитие форм отражения материи рассматрива­ется как генетическая предпосылка возникновения сознания. Отражение есть обмен свойствами между взаимодействующими объектами, а точнее обмен информацией. Информация имеет 3 основных элемента. 1) Связан с восприимчивостью объекта, его способностью воспринимать признаки др. объектов. 2) Связан со способностью объекта к синтезированию полученной извне информации. 3) Связан со способностью к передаче синтезированной информации к др. объекту. Качество информации определяемое 3-м пунктом. 1) Т.о. понятие отражение и информации однопорядковые 2) Понятие информации конкретизирует понятие отражения. 3) Из понятия информации вытекает понятие коммуникабельности объекта.

Структура и формы сознания.

В Ф. проблема структуры рассматривается следующим образом: в сознание существует пассивная, т.е. зеркальная сторона, т.е. простое отражение, копирование действительности. Сюда же входит отражение как обучение. 2-я сторона – акивная, преобразующая, творческая сторона сознания. Сознание не только отражает ми, но и творит его. В этом случае преобразование или отражение мира в сознание происходит путем его обобщения в понятиях. Понятие идеи – по сути дела все это есть опережающая информация данная человеку путем сознания. В понятиях идеях – внутренняя энергия мира. Сознание является идеальным свойством человека, организующим всю его структуру. В то же время существует и проблема структуры самого сознания, в более детальной конфигурации, организующим элементом всей структуры сознания является мысль или мышление.

Сознание и язык

Структура сознания подразделяется также по основанию его носителя. В этой связи выделяются следующие формы сознания. 1) Индивидуальное. 2) Групповое. 3) Национальное. 4) Классовое. 5) Сознание конкретного общества. 6) Сознание всего человечества. В данном случае сознание определяется как дух, выраженныйй в таких формах как 1) мораль. 2) религия.  3) наука, Ф. и искусство (эстетика). Внутренние формы сознания подразделяются на 3 вида: 1) Пассивные формы (память и т.д.). 2) Полупассивные (взгляды, интересы). 3) Активные формы (истина, вера). Связующим звеном системы сознания является мысль или мышление. Сознание не только обладает сложной внутренней структурой, но и само существует в сложной психической структуре. В этой связи понятие психического шире, чем сознание. Сознание является высшей частью психики. В какой структуре существует сознание ? 1) Биологический инстинкт. 2) Социальный инстинкт. 3) Доопытные интеллектуальные способности человека. 4)Воля. а) воля активнее сознания. б) воля выступает связующим звеном или организующим звеном всей психической структуры включая сознание. Воля по отношению к сознанию выражается прежде всего в степени напряженности мышления. В этом заключено качество сознания, его эффективность. 1) Это проявляется прежде всего в активной памяти. 2) В устойчивости интересов человека. 3) В поиске истины в стремлении к красоте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.