рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философия в системе наук

Философия в системе наук

ГОУ ВПО "Казанский Государственный Медицинский Университет"

Кафедра Философии









Реферат по философии на тему

"Философия в системе наук"






Выполнил: Ларин С.Л.

Проверил: Кириллов

Петр Сергеевич









Казань, 2009


План


Введение

Появление философии

Объект и предмет философии

Особенности философского описания мира

Примерный круг философских интересов и проблем

Мировоззрение

Заключение

Литература



Введение


Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира. Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого - универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (поэтому Гегель определял философию как "современную ей эпоху, постигнутую в мышлении"). Философы Платон и Аристотель. Пример разности философских интересов: Платон держит в руках натурфилософский диалог "Тимей", Аристотель - "Этику". Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, "Существует ли Бог?", "Возможно ли объективное познание?", "Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?" Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах. Сам термин "философия" всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.


Появление философии


Философия появилась примерно 2,5 тысячи лет назад в трёх культурно независимых регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Становление философской мысли в Китае связано с двумя наиболее известными и сохраняющими до сих пор своё влияние школами - даосизмом и конфуцианством. Основателем первой считается легендарный мудрец Лао-Цзы; вторая же названа по имени своего главы Конфуция (кит. Кун-Цзы). Первые философские идеи Индии появляются с возникновением особого слоя ведической литературы - упанишадами. Формируясь на протяжении нескольких тысячелетий в первую очередь как собрание религиозных текстов, Веды порождают собственно философскую традицию примерно в третьем веке до н.э. Основы европейской рефлексии были заложены милетской и пифагорейской школами. Милетская школа возникла на побережье Малой Азии, там и располагался греческий город Милет. Именно на этой территории широкий обмен культурными достижениями вызвал появление учений Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена о вещественном первоначале вселенной. Пифагорейская школа имела своим центром южную Италию и прилегающие острова. Пифагорейцы впервые начали оперировать с числами как с абстрактными величинами. Это объединение мыслителей носило достаточно закрытый характер и напоминало скорее мистико-религиозный орден, чем, скажем, университет. Основоположником школы считался Пифагор, однако его роль в развитии математического и философского знания не представляется определить точно, так как его ученики свои открытия приписывали учителю.

В период возникновения греческой философии в бассейне Средиземноморья существовали древние и, несомненно, интеллектуально мощные цивилизации. Пирамиды и геометрия Египта, зиккураты и астрономия Вавилона, мореходные навыки финикийцев до сих пор поражают воображение. Тем не менее, основы западной науки были заложены сравнительно молодой греческой нацией. Следовательно, эллинская культура содержала такие особенности, которые продуцировали новый вид знания. Быстрый рост населения и нехватка продовольствия в Древней Элладе вызвали широкую колонизацию. На новых землях греки ознакомились с легендами различных народов и, несомненно, нашли массу несоответствий со своей собственной мифологией. Поставив вопрос о том, какие же легенды достоверны, греки впервые ввели сомнение в качестве основы знания и поняли, что ни одно повествование не может претендовать на полную и абсолютную истинность.

Мифология греков, в отличие от всех средиземноморских народов, была практически полностью антропоморфной. Терриоморфные (чудовищные) боги Древнего Востока отражают особое представление о мире как непостижимом для человека, таком, чьи проявления не могут быть переведены на человеческий язык. Боги греков находятся в тех же отношениях между собой, что и люди. Эта особенность, не раз критиковавшаяся и в греческой мысли, и особенно, в христианстве, характеризует новое понимание универсума как понятного человеку, "говорящего" на человеческом языке, а следовательно, вполне познаваемого.

В греческих городах-полисах сложился особый способ распределения политической власти и управления - демократия. Подкуп всех граждан города был невозможен поэтому, оставался единственный способ - приведение аргументов, понятных для всех, и опровержение мнений оппонентов. Так возник особый способ передачи информации, без которого сегодня представить знание невозможно, - доказательство.

Для появления умозрительного (теоретического) знания необходимо еще и представление о возможности стабильных (постоянных) элементов мышления. Такое представление далеко от обычной жизни человеческой психики, которая скорее напоминает бесконечный поток, где образы-картинки сменяются желаниями, а те в свою очередь словами. Уловить четкую грань между этими элементами практически невозможно; кроме этого, человеческие мнения не постоянны. Представление о возможности стабильных структур мышления стало возможным по мере широкого распространения письменности, т.к. записанное постоянно и неизменно.

Таким образом, греческая культура впервые представила знание как доказательное, умозрительное, основанное на проверке любых данных (принцип сомнения), а мир как сущностно познаваемый.

Культурологи до сих пор ведут спор о причинах "греческого чуда", и все же несомненно, что новый способ знания, как и все мировосприятие греков, требовало особого понимания человека. Внести ясность в этот вопрос постарался блестящий немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс; в его работе "Смысл и назначение истории" было введено понятие "осевое время". Заключения К. Ясперса строились на хорошо известном историческом факте - появление философских традиций Старого света примерно совпадает по времени с рождением новых религий - буддизма, зороастризма, а также проповедью иудейских пророков. Все названные явления укладываются в исторически близкие сроки (VIII - II вв. до Р. Х). По мнению немецкого мыслителя, и философия, и названные религии обращены к одному и тому же человеку; человеку, который осознал себя личностью, субъектом. Такой человек уже не находится в рамках бесконечного повторения традиционных образцов этнического или социального поведения, он отстаивает возможность собственного действия, жизни по своим собственным правилам. Он ориентируется на необходимость личного религиозного действия, а не просто на принадлежность к народу (древние формы иудаизма) или сословию (брахманизм). В философии человек становится субъектом мышления; он хорошо понимает, что мысли принадлежат именно ему, а не нашептываются богами, как героям Гомера. Такой человек уже не может повторять принятые мнения, а старается вынести собственные суждения. Такова сущностная сторона философии - она невозможна без философствующего, того, для кого философские проблемы являются реальными и осмысленными, а ответы на них жизненно необходимыми.

Философия стала неотъемлемой частью европейской культуры; последнюю по праву можно назвать философской. В настоящее время количество наук достаточно велико и обычный человек не испытывает особого интереса к научным проблемам. На первый взгляд, ситуация с философией аналогична, при всем том за две с половиной тысячи лет философия стала основой европейской культуры, проникнув во все её поры.

Особый образ действия европейцев опирается на абстрактные цели, которые суть идеи, выработанные в философии. Развив понятие "умозрительного мира", философия заменила прагматические цели европейцев абстрактными, которые при всей их призрачности и управляют нашей жизнью. Так, истина (понимаемая как полное соответствие знаний миру) очевидно полностью не достижима, тем не менее именно эта идея управляет миром науки, составляя цель жизни тысяч и тысяч ученых. Теории, общепринятые сегодня, завтра будут отвергнуты - в этом и состоит особенность научного познания, именно поэтому истина, несмотря на её недосягаемость и идеальность, определяет жизнь интеллектуалов. Красота, невозможная как таковая в обыденном мире, является целью и смыслом всей художественной деятельности со времен античности. Добро, понимаемое европейцами, применительно к обществу как равенство, неосуществимо полностью в ежедневной реальности; но эта идея была движущим моментом войн, революций и политических кризисов. Создав мир теории и населив его идеальными сущностями, мы стали жить не в соответствии с ежедневными прагматическими целями, а в соответствии с идеальными целями и принципами.

Структуры мышления, созданные в философии, постепенно внедрились во все сферы мышления и деятельности людей. Совершенным видом познания постепенно стало считаться теоретическое, а основным предположением науки - предположение о внечувственной реальности. В результате развития философии мир сегодня представляется как загадочный, а познание определяется как одна из центральных областей нашей культуры.

Трансформирующееся знание и представление о человеке как личности полностью изменило структуры европейского общества, образцы нашего ежедневного поведения. Обычной стала ориентация на бесконечное изменение жизни, ее совершенствование. Система распределения власти стала опираться на открытое соглашение между людьми, а сама власть стала использовать знание в качестве основного средства управления.

Объект и предмет философии


Курс любой науки начинается с определения её объекта и предмета. Объект есть структура реальности, которую мы можем выделить при помощи нашего внимания. Как и любой термин в философии, объект не называет конкретной вещи, скорее описывает определённую ситуацию нашего познания и существования. В данном случае - понимание того факта, что далеко не все существующие структуры реальности мы выделяем в окружающем мире. Внимание физиков конца XIX столетия, например, было сформировано классической теорией, и, несмотря на массу экспериментов с урановой смолкой, практически никто из них не описал явления ядерного распада. Однако ни одна наука не может охватить свой объект целиком. Для обозначения этого факта вводят понятие предмета той или иной науки. Предмет - есть часть объекта, которую та или иная наука может изучить с помощью своих методов. Так, человек является объектом многих наук. Анатомия, однако, может изучить только строение тела, и её методы абсолютно бесполезны для понимания психических процессов; и наоборот, психологические методы позволяют исследовать только психические процессы, но не применимы для понимания человека как биологического организма.


Особенности философского описания мира


Философия может сконцентрировать свое внимание, в принципе, на любой части реальности. Тем не менее, есть собственно философский объект, такой, который принципиально не доступен никакой другой науке. Объектом философии является мир в целом. Идея "мира в целом" составляет сегодня часть нашего привычного познания. Например, физика исходит из того, что мир, имеется в виду весь мир, закономерен. Идея целостности мира, однако, не является результатом ежедневного наблюдения; её невозможно изъять из окружающего эмпирическими методами. Каким же образом первые философы "изобрели" эту идею, совершенно необходимую для нашего современного знания? Каким образом колоссальное количество очень разных по своим свойствам предметов и процессов может быть представлено как некое единство (мир в целом)? Возможно, мир в целом есть иная сторона идеи личности. Осознав свою неповторимость, уникальность, человек начинает воспринимать мир как чуждый и довлеющий над ним. Таким образом, все явления мира получают общее свойство - чуждость по отношению к человеку, что и является основанием для получения образа мира как интегрального целого.

Единственным методом философии является мышление, так как объекты философии таковы, что они не могут быть даны нам другими способами. Итак, философия изучает мир в целом постольку, поскольку он дан в мышлении.

Параллельно философия может быть определена как особый способ описания мира, который предполагает:

1) принципиальную проблематичность мира. Началом философского знания является понимание того факта, что мир, как мы его знаем, и мир, как он есть на самом деле, - различны. Следовательно, мир не является ни самодостоверным, ни само собой разумеющимся. Мир есть объект нашего вопрошания, представленный как совокупность проблем;

2) субстанциональность. Субстанция (лат. - подлежащее, находящееся под чем-то) - философское понятие, фиксирующее предположение о том, что в основе мира и отдельных предметов существуют некие стабильные постоянные центры, благодаря которым мир или отдельный предмет является самим собой, сохраняет свою идентичность;

3) существование теоретических (умозрительных) сущностей. Эта особенность философии представляет ответ на вопрос: что существует в мире? Наряду с миром ежедневных чувственных вещей, существуют некие реальности (числа, идеи, понятия), которые мы можем "схватить" только разумом. По аналогии с миром музыки, который возможно воспринять с помощью слуха и который остается тайной за семью печатями для глухих, можно вполне представить мир, данный только в мышлении. Элементы этого мира - абстракции - не являются плодом воображения, они абсолютно необходимо производятся нашим мышлением, и в противоположность фантазмам одинаковы для всех (объективны);

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.