Философская антропология
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО
Уфимский юридический институт
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии
на тему: «ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»
Выполнил: слушатель 1 курса 3,6-летнего обучения
учебной группы № ____ФЗО
Зачетная книжка ________
Проверил: ________________
УФА 2008
План:
Введение
1. К определению философской
антропологии
2. Проблема человека в истории философии
3. Концепции человека в философской
антропологии
4. Дуалистическая сущность человека по
теориям М. Шелера и А. Гелена
5. Две фундаментальные антропологические
категории: действие и происшествие
Библиография
Введение
Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в
целом (которая охватывает все науки, виды искусства, религию и, разумеется,
философию) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от
молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого
воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и
мудрости.
Можно сказать, что философия — это все единосущее, «схваченное
в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это
теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально
обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого
являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока
на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать.
Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает любовь к
мудрости, т.е. любомудрие.
Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь
целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может
согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая
наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить
ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут
быть ею даже осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти
вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать. Для
человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной
теории представляется решение вопросов о Том, что же такое наш мир в целом,
какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли
какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д.
Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что,
почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и
не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского
мышления.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия
мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого
общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его
бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология),
проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою
собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную
составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой
философии.
С давних времен человек в той или иной мере постоянно был
объектом философских размышлений, но не всегда стоял в центре внимания
философов. Проблема человека является одной из самых важных для всей философии,
но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее
остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного
индивида, но и всего общества.
Человека, в его частных проявлениях, изучают специально
посвященные ему науки: биология, медицина, психология, социология и др.
Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая,
что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и
потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их
помощью выявить его место в мире.
Известно, что в различные исторические эпохи предлагались
новые трактовки проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и
отношением к миру: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления.
В данной работе мы попытаемся раскрыть философскую антропологию
как учение, затронем ее историю, определим основные проблемы философской антропологии
и расскажем о нескольких концепциях существующих в учении.
1. К определению философской антропологии
Эпистемологическое значение терминов «философская
антропология» очевидно. Существительное антропология происходит от греческих
слов anyrwpoq (человек) и logoq (мысль, слово) и обозначает
рассуждение, или трактат, о человеке. Прилагательное философская указывает на
тот способ изучения человека, в котором делается попытка объяснить посредством
рационального мышления самую сущность человека, ту последнюю реальность, из-за
которой мы и говорим, что вот это существо есть человеческая личность.
Правда, недостаточно указать на этимологию слов, чтобы
получить подлинное и удовлетворительное определение философской антропологии.
Содержание этой науки было и остаётся очень насыщенным, а также спорным и
проблематичным.
Прежде всего, вспомним, что существуют разного рода
антропологии. Необходимо разграничить их, чтобы ясно увидеть собственную
область философской антропологии.
В исследовательском мире существует физическая антропология,
или антропобиология, предметом которой являются палеонтологические темы,
генетика популяций, вопросы этоэкологии. Далее, существует психологическая
антропология, изучающая человеческое поведение в психической или
психо-соматической перспективе как в нормальных субъектах, так и в субъектах с
нарушениями психического равновесия. К этой области принадлежат психоанализ, парапсихология
и так далее. Культурная антропология, наиболее развитая, занимается изучением
этнологии первобытных народов, их обычаев, обрядов, родственных связей, языка,
нравственности и религии. Этот род антропологии, особенно в связи с развитием
структурализма, претендует на роль единственной подлинной антропологии. Он
предстаёт в качестве альтернативы философской антропологии и её могильщика;
говорит об этнологической смерти философии и даже о смерти человеческого
субъекта. Существует также социальная антропология, которая занимается
исследованиями современных обществ и потому не всегда чётко отграничивается от
социологии. Наконец, следует сказать о теологической антропологии; она
рассматривает и разъясняет то, что Бог открыл людям о реальности, по имени «человек».
Говоря конкретнее, она современным языком излагает то учение, которое в
классической католической теологии содержалось в трактатах о первородном грехе,
о возвышении человека к благодатному состоянию и его оправдании перед Богом.
Теперь становится понятным, что не всегда можно точно
установить, что именно подразумевается, когда говорится об антропологии без
какого-либо уточняющего определения. Отсюда часто возникает двусмысленность и
непонимание. Так, например, в континентальной Европе под антропологией в первую
очередь понимается физическая антропология; культурными и социальными аспектами
занимается другая дисциплина — этнология. В Англии, напротив,
антропологией называют социальную антропологию; физические аспекты составляют
предмет палеонтологии и генетики, а культурные — археологии и истории. В
Соединённых Штатах под антропологией понимают прежде всего культурную
антропологию, которая включает в себя некоторые темы палеонтологии и генетики
человека.
Следует также предупредить, что название «философская
антропология» может толковаться разными способами, в том числе и неверными. Это
объясняется именно существованием множества других антропологий, претендующих
на звание единственной истинной антропологии. Поэтому представляется разумным
замечание Хосе Рубио, что лучше было бы говорить о философии человека, подобно
тому, как говорится о философии истории, философии природы, философии науки или
философии языка. В названии «философская антропология» философская компонента
перешла в форму прилагательного. Быть может, это объясняется бессознательным
комплексом неполноценности, обусловленным неопозитивистскими предрассудками. В
действительности то, чем занимается эта наука, есть настоящая, подлинная
философия. С точки зрения логики и с точки зрения эпистемологии название
«философия человека» более корректно, чем «философская антропология». Мы всё же
посчитали возможным сохранить последнее ввиду того, что после Макса Шелера оно
уже вошло в общий обиход, несмотря на свою неоднозначность. Однако мы всё время
помним о том, что предметом наших стремлений является именно философия человека.
2. Проблема человека в истории философии
Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить,
как это кажется на первый взгляд. Философское осмысление человека связано с
определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и
уровнем естественнонаучных знаний своего времени, и условиями исторической или
житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все
перечисленное, так или иначе, влияет на философское толкование человека.
Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека,
интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно
актуальной проблемой - "сопряженностью человека и философии".
Сопряженность человека и философии - это выражение существа
философской культуры. Философская культура является формой самопознания
человека, его мировоззренческой ценностной ориентации в мире. Поэтому человек
всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее
естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель,
сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является
и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы
конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего
развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к
решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его
потребностями и интересами постоянна и непреходяща.
Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская
проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории
философии можно выделить два параметра эволюции философии:
1) Степень понимания проблемы человека в качестве
методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря,
насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель
всего философствования, насколько этот принцип важен.
2) Степень философского осмысления самого человека, его
бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами,
насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской
рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех
средств философского анализа он рассматривается.
Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории
изучения человека четыре исторических периода:
1) изучение человека метафизикой (античность).
2) изучение человека теологией (средневековье),
3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).
4) изучение человека биологией.
Первые представления о человеке возникают задолго до
появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в
верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не
выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь
"младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно
проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в
поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная
связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.
Проблема человека оформляется в философии и культуре далеко
не сразу. В философии античности и Древнего Востока человек понимался как
фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или
разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. Существенное отличие
западной и восточной философии на этом этапе заключалось в том, что Восток
никогда не знал того резкого противопоставления тела и души, которое оформилось
в западной философии и культуре, начиная с Платона.
Если говорить конкретнее об античной философии, то следует
указать следующие факты. В период своего становления философия была направлена
"вовне", на объективный мир. Накопление философского объема знаний,
разработка инструментария мышления, изменения в общественной жизни обусловили
переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека.
Возникает субъективистско - антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками
этой тенденции являются софисты и Сократ. В их философии человек становится
единственным бытием. Софист Горгий доказывает, что человек только в себе самом
может найти истину. Эта идея была четко сформулирована и другим известным
софистом Протагором: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они
существуют, и не существующих, что они не существуют". Таким образом,
можно констатировать, что именно со времен софистов и Сократа (который в
начальный период своего творчества был их учеником) проблема человека
становится одной из важнейших проблем философии.
Говоря об античной философии, отметим еще и то, что, начиная
с Платона, диллема души и тела заостряется. Человек в философии этого мыслителя
выступает как изначально дуальное существо: своим телом он принадлежит суетному
миру природы, а своей разумной душой ностальгирует об утерянных космической
гармонии и вечных идеях. Альтернативой Платону в античности стал Аристотель,
который, в противоположность первому, примирил человека не только с природным
миром, но и с самим собой, ориентировав личность на достижения счастья в
конкретном эмпирическом опыте, а не в космических странствиях души. Вообще же
образ человека в античной философии космоцентричен (человек рассматривался как
микрокосм в гармонии духа и тела), в отличие от христианского средневекового
мировоззрения, которое имеет в своей основе теоцентрическую модель человека.
В христианской философии библейское представление о человеке
как образе и подобии Бога", внутренне раздвоенном вследствие грехопадения,
сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в образе
Христа, следовательно, возможности внутреннего приобщения каждого человека к
божественной благодати. Заостряется внимание на противоречивой связи в человеке
души и тела, животного и божественного начал. Августин представлял душу как
независимую от тела и именно ее отождествлял с понятием "человек".
Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо
промежуточное между животным и ангелом.
Плоть человека - арена низменных страстей и желаний. Отсюда
постоянное стремление человека приобщиться к высшей сущности - Богу.
Средневековая христианская философия, провозгласив человека "Образом и
подобием Бога", впервые в истории философии и культуры утвердила
ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром
природной необходимости и судьбы.
Философия Ренессанса обосновала самодостаточную ценность
человека и его земной жизни. Человек здесь актуализирован без непременной для
средневекового мировоззрения соотнесенности с Богом. В своих творческих
возможностях человек сам выступает как микротеос.
Страницы: 1, 2
|