рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философские знания

Философские знания

Федеральное агентство по образованию РФ


ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет»

Лысьвенский филиал










КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»



Студентка Группы ЗБЭ-09-2 Шифр 09-12

Зернина Елена Ивановна

Преподаватель: В. Бородулин










г. Лысьва, 2009

1 Предмет философии


Вопрос:

При решении вопроса о «непостижимой эффективности математики в естественных науках», приходится, кроме прочего, определять грань: реальны / идеальны математические структуры? объективны / субъективны физические явления? На проблемы каких двух фундаментальных философских дисциплин — онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии — выводит этот вопрос?

Ответ:

Данный вопрос выводит на проблемы таких философских дисциплин как онтология и гносеология.

Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.


2 Функции философии


Вопрос:

Философия появляется на фоне мифа, но преодолевает его. Какие две философские функции — критическая, мировоззренческая, аксиологическая, прогностическая — задействованы в данном случае?


Ответ:

Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Преодолевая мифы как форму эмоционально-образного восприятия действительности, ранняя философия («предфилософия») принесла с собой смелое сомнение и доказательство, логические рассуждения, а со временем и точное научное знание.

В данном случае задействованы мировоззренческая и критическая функции философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

3 Специфика философского знания


Вопрос:

В рамках средневековой схоластики, какой принцип — равновесие истин Откровения и истин Разума (Фома Аквинский) или разделение истин Откровения и истин Разума (У. Оккам) — позволяет более четко произвести разграничение между теологией и философией? Можно ли доказать или опровергнуть существование Бога? Можно ли доказать или опровергнуть идеализм?


Ответ:

Схоластика (от греч. — ученый и школа, школьная ученость) — сложившиеся в средневековье религиозно-философские учения, видевшие задачу философии в логическом, рациональном познании и обосновании идеи бытия Божия, представители которого – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Более четко произвести разграничение между теологией и философией позволяет принцип разделения истин Откровения и истин Разума (У. Оккам)

Откровение - фундаментальное понятие теологии и религиозно-идеалистической философии, выражающее сверхчувственное познание сверхъестественной реальности в акте мистического озарения.

Оккам Уильям (ок. 1285-1349) - средневековый англ. теолог и философ-схоласт, крупнейший представитель номинализма. Преподавал в Оксфордском университете, обвиненный в ереси, бежал из заключения в Баварию. Идеолог светских феодалов в борьбе против папских притязаний на мировое господство церкви. Один из лидеров схоластической оппозиции томизму. Оккам утверждал, что бытие бога и др. религиозные догматы не могут быть доказаны с помощью разума и основаны исключительно на вере; философия, в свою очередь, должна освободиться от теологии (Двойственная истина). Оккам объявил, что бытие Бога – это предмет религиозной веры, а не философии, которая основывается на доказательствах.

С точки зрения современной научной философии бытие Бога не может быть ни убедительно доказано, ни опровергнуто. В науке отсутствуют достоверные доказательства существования Бога. Приводимые в философии и в теологии аргументы в пользу действительности Бога пока не очень убедительны. Существование Бога принимается на веру, на основе божественного откровения, интуитивно, без доказательства, в силу авторитета библии. В курсах богословия считается, что в пользу существования Бога можно привести ряд заслуживающих внимания аргументов, суждений. Это не доказательства, а всего лишь аргументы «в пользу».

Доказать или опровергнуть идеализм, как философское направление, можно.


4 Отечественная философия


Вопрос:

В каком течении русской философии — религиозной философии, космизме, материализме, марксизме — и в чьем учении — А.И. Герцена, В.С. Соловьева, В.И. Вернадского, В.И. Ленина — связующим звеном между Единым (Богом) и множественностью вещей (материальным миром) выступает мировая душа (София)? Учение какой эпохи — неоплатонизм античности или механицизм Нового времени — напоминает это построение?


Ответ:

Связующим звеном между Единым (Богом) и множественностью вещей (материальным миром) выступает мировая душа (София) в учении В.С. Соловьева, представителя религиозной философии.

Русская религиозная философия занимала особое место практически во всей истории отечественной общественной мысли, начиная еще с эпохи Киевской Руси. Расцвет же этой философии пришелся на конец XIX и первое двадцатилетие XX веков. В этот период она развивалась в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма. Русская религиозная философия представляет собой специфическое мировоззрение, в рамках которого были осмыслены традиционные вопросы, касающиеся мира и бытия человека в нем, общественной жизни и исторического процесса. Ее духовным источником было православие, а в центре внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. По сути дела, это был философский идеализм, нередко религиозно-мистического толка.

Свои классические формы русская религиозная философия обрела в XIX веке. В 30-е — 40-е годы ее важнейшие идеи и принципы формировались в рамках славянофильства. Философом В.С.Соловьевым была создана целая система религиозно-философского мировоззрения. Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет. На взгляды Соловьева оказала большое значение христианская литература. В своем учении Соловьев проводил мысль о том, что обновленное христианство должно стать основой всей духовной и социальной жизни в обществе. Исходной и основной во всей философии мыслителя является идея всеединства (единство и целостность всего сущего) и мировой гармонии. Эта идея имеет космологическое звучание, поскольку она охватывает собой все сферы и проявления бытия. Бог — это некий космический разум, организующая сила мира. Однако будучи создан своим Творцом, мир, тем не менее, не завершен, не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу. Эта душа представляет собой особого рода творящую энергию, она является носителем идеи и принципа всеединства. Мировая душа познается двумя основными способами — научным знанием и религиозной верой.

Вечно женственная, божественная душа мира была названа Соловьевым мудростью, или Софией. Являясь духовным источником мироздания, она связывает воедино Творца и его творения, мир и человечество.

Напоминает это построение учение неоплатонизма античности. Неоплатонизм – реакционная философия эпохи упадка Римской империи (3-6 вв.). Неоплатонизм первоначально возник в Египте, в Александрии. Согласно теории Платона как в природе, так и в мире идей существует своя иерархия, некая пирамида. Верховной среди всех является идея блага, в отличие от идеи зла. Благо является источником истины, соразмерности и красоты, оно — высочайшая добродетель наподобие Солнца. Но и материя в учении Платона играет все же не последнюю роль в мироздании. Мир не может обойтись без нее, хотя материя безжизненна и косна, и лишь идея способна вдохнуть в нее жизнь. Развивая свой исходный тезис, Платон пришел к выводу о существовании некоей мировой души как динамической и творческой силы, источника всей жизни. Порядок и последовательность в мироздании сотворены Богом как демиургом всего сущего. Сам же Космос — это как бы живое существо, наделенное душой и умом, гармоничным порядком.


5 Основные типы и формы бытия


Вопрос:

Какую сторону реальности акцентирует метафизика — субстанцию или функцию?


Ответ:

Метафизика акцентирует такую сторону реальности как субстанция.

Метафизика - (от греч. - "то, что после физики") - название, впервые данное группе трактатов Аристотеля и обозначающее область философии, где изучается природа реальности. Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения „первой философией", исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук. Метафизике противостоят диалектика.

Субста́нция (лат.— сущность; то, что лежит в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. Первопричина происходящего.


6 Материя


Вопрос:

2) Какой подход к описанию реальности — редукционизм или холизм — характерен для механицизма? Учитывается ли так называемая системность уровней материи?


Ответ:

Для механицизма характерен такой подход к описанию реальности как редукционизм.

Редукционизм (от лат. — отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), методология, принцип, согласно которому высшие формы материн могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к низшим формам (напр., биологические явления — с помощью физических и химических законов; социологические — с помощью биологических и т. д.). Редукционистские тенденции проявлялись в психологии (бихевиоризм), лингвистике, биологии, физике и др. науках. Редукционизм прослеживается в механицизме.

Механицизм - односторонний метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. В своём конкретном применении механицизм выступает как крайняя форма редукционизма. Для механицизма характерно отрицание качеств, специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого — к сумме его частей.

Системность уровней материи учитывается.

Системность - принцип диалектико-материалистической методологии, выражающий филос. аспекты системного подхода и служащий основой изучения сущности и всеобщих черт системного знания, его гносеологических оснований и категориально-понятийного аппарата, истории системных идей и системоцентрических приёмов мышления, анализа системных закономерностей различных областей объективной действительности. В реальном процессе научного познания конкретно - научного и философского направления системного знания взаимодополняют друг друга, образуя систему знаний о системности.


7 Движение и пространство


Вопрос:

Субстанциальная концепция пространства и времени впервые высказана в античной философии. Когда и в какой научной теории — классической механике Ньютона или теории относительности Эйнштейна — она становится основной?

Какая концепция — субстанциальная или реляционная — поддерживается современной наукой?


Ответ:

Пространство и временя – основные формы существования материи. Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный, реляционный.

Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Пространство отождествлялось с пустотой-местом, понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики. Эта идея сыграла существенную роль в процессе становления классической физики. Время тоже рассматривается как самостоятельная сущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений. Время имеет свое «течение», независимо оттого, происходит что-либо или не происходит.

Субстанциальная концепция пространства и времени становится основной в классической механике Ньютона.

Исаак Ньютон (1643 — 1727 гг.) — выдающийся английский ученый, сделавший в науке ряд крупных открытий (дисперсия света, законы механики и др.). Он явился создателем классической механики, которая объясняла развитие природы движением и столкновением физических тел. Английский ученый создал учение об абсолютном пространстве и абсолютном времени. Материя рассматривалась им как инертная масса, приходящая в движение лишь посредством воздействия внешних сил (земного тяготения). В полном соответствии с духом механицизма Ньютон рассматривал движение лишь как перемещение тел из одной точки пространства в другую. Абсолютное пространство — это как бы огромное вместилище материальных тел, а абсолютное время представляет собой непрерывный мировой поток событий. Его классическая механика в немалой мере способствовали формированию научной картины мира.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория. В начале XX в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметрами.


8 Основные законы и принципы диалектики


Вопрос:

Согласно марксистам, то, как теория относительности описывает движение, подтверждает один из двух принципов материалистической диалектики. Какой это «принцип»?

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.