При переходе на рыночную экономику
руководством страны совершенно не отдавался отчет о целях такого перехода.
Рыночная экономика рассматривалась руководством страны не как конечная цель
всех преобразований, а как способ в достаточно короткий срок удовлетворить все
возрастающие потребности населения.[13]
Именно в кризисный момент партийное руководство страны вспомнило о результатах
НЭПа в двадцатые годы. Когда, за довольно короткий отрезок времени, резко
возросло производство товаров народного потребления, и вырос уровень
благосостояния населения. Рынок никогда не был конечной целью пути, так как в
первую очередь это противоречило господствовавшей политической идеологии и
продолжает противоречить и в настоящее время, несмотря ни на какие заявления
руководства в отсутствии политических симпатий.
В первую очередь наибольшим преобразованиям
подверглись такие отрасли экономики страны как сфера услуг, торговли,
банковской деятельности и не высокотехнологичного производства. Те отрасли,
которые не требовали крупных капиталовложений и давали возможность скорейшего
оборота капитала и высоких прибылей. Что должно было позволить постепенно
накапливать все больший капитал и заполнять остающиеся свободными экономические
ниши. Показательной отраслью является торговля, где число занятых в ней, от
трудоспособного населения, резко возросло, с 7,7% в 1992г. до 9,8% в 1994г.[14]
Наименьшим преобразованиям подверглась такая
наиболее важная отрасль экономики как сельское хозяйство. Процесс создания
фермерских хозяйств происходил очень медленно. В конце 1994 года в республике
существовало приблизительно 3000 фермеров со средним наделом в 20 га.[15] Во многом это связано с
устоявшимися традициями в ведении сельского хозяйства и менталитетом населения
села, которое неохотно принимает коренные перемены. Но в первую очередь это
связано с не разработанностью правовой базы, а так же нежеланием руководства
решать проблемы в традиционно неблагополучной отрасли. Можно отметить, что
начавшиеся в начале девяностых годов преобразования в этой сфере на настоящий
момент просто свертываются. Такое положение вещей правящей политической элитой
оправдывается низкой эффективностью мелких частных сельскохозяйственных
объединений и индивидуальных фермерских хозяйств. При этом в расчет не берется
тот факт, что по сути дела, с самого начала реформ, и по сей день, отсутствует
разработанное законодательство по данному вопросу, не говоря уже, об отсутствии
должной экономической поддержки данных начинаний со стороны государства. Да и
сохранившиеся со времен Советского Союза крупные коллективные хозяйства
поставлены в настоящее время в невыгодные для своего развития условия. По
прежнему, отношения в этих объединениях строятся по старому принципу “Даешь”.
Правящая политическая элита либо не осознает, а скорее не желает осознавать
необходимости коренных структурных преобразований в этой отрасли без чего не
возможно будет достигнуть значительных результатов в развитии сельского
хозяйства. В этих условиях вся ответственность за все большее углубление
экономического кризиса в этой сфере экономики страны лежит именно на
руководстве.
Сильно изменилось процентное
соотношение занятых в различных отраслях хозяйствования. Особенно это касается
сельского хозяйства, где процент снизился с 23,1% в 1985г. до 19,0% в 1994г. В органах
государственного управления он, наоборот, повысился с 1,3% до 1,9%. В целом
количество людей, занятых в материальной сфере производства снизился с 77% у
1985г. до 71,9% у 1994г. Но, несмотря на такое уменьшение количества, занятого
в материальной сфере производства, для Беларуси остается характерной
индустриальная, а не постиндустриальная модель занятости населения. Хотя с
учетом постоянного развития и внедрения на территории Баларуси новых средств
коммуникаций, можно с уверенностью говорить, что прослеживается тенденция по
трансформации республики в общество информационного типа.
При анализе экономической структуры и
выяснении направления реорганизации производственных отношений следует так же
охарактеризовать господствующую в настоящее время социально-политическую
идеологию. Политологи выделяют два направления в политической идеологии:
1. Либеральное.
2. Консервативное.
В современной политологической мысли все
больше утверждается мнение о невозможности господствования той или иной
социально-политической теории, будь то либерализм или консерватизм, в чистом
виде. Кроме того, сейчас, исходя из условий современного развития, принято
говорить о неолиберализме и неоконсерватизме. И то, и иное направление
постоянно изменяются, все более и более сближаясь. Так ряд политологов отмечает
практическое сходство во взглядах между современным неоконсерватизмом и
классическим либерализмом, получившим свое распространение в первой половине ХIХ века.[16] До недавнего времени и тот, и
другой термин воспринимался в сознании людей воспитанных в духе
господствовавшей марксистской идеологии с негативным оттенком. Особый интерес к
этим двум направлениям, особенно к либерализму возрос после ухода с
политической арены большинства тоталитарных режимов.
Основными принципами либерализма являются:
1. Идея свободы человека в обществе.
2. Права и возможности самому определять свои
жизненные цели и выбирать направления деятельности.
3. Личная ответственность человека за результаты
своей деятельности своей собственностью.
Для либерализма важнейшими являются права на
жизнь и частную собственность. Государство при этом должно играть лишь роль
ночного сторожа. Исходя из положений либерализма? свободный рынок и
свободная конкуренция есть универсальный механизм общественного прогресса. Основным
лозунгом либерализма является “Laiser
faire” – не мешайте действовать.
Неолиберализм в отношении социальной и экономической роли государства выступает
за активную защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции, борьбу с
монополиями во всех их видах, поддержка всех мелких и средних собственников и
расширение числа собственников. В обязанность государству вменяется разработка
общей стратегии экономического развития, и ее реализация. Тем самым государство
признается равноправным собственником.
Аппонентом либерализму выступает консерватизм.
В самом общем виде, Консерватизм – это социально-политическое течение,
ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической,
социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей. Консерватизм
характеризуется отрицанием революционных изменений, недоверием к народным
движениям, негативное отношение к реформистским концепциям. Свобода для
консерваторов не имеет абсолютного характера, она относительна и допускается
лишь в рамках необходимых ограничений. Существование государства невозможно без
иерархии. Для неоконсерватизма основной задачей является увеличение власти
страны. Цель – превращение государства в мировую державу.[17] В настоящее время принято
говорить о трансформации консерватизма в неоконсерватизм. Основным отличием
здесь является то, что неоконсерватизм все же признает возможность постепенного,
осторожного реформирования экономической структуры государства.
Оценивая, проводимые в экономической структуре
республики преобразования, сквозь призму двух, вышеуказанных
социально-политических теорий, можно сказать, что в настоящий момент в Беларуси
четко прослеживается господство неоконсервативной концепции. В республике
наблюдается тенденция на увеличение влияния государства на все сферы жизни
общества. Постоянно увеличивается давление на частный сектор экономики, путем
усиления контроля и создания для частного предпринимательства невыгодных
условий. В таких условиях, нельзя говорить о какой-либо реальной поддержке
частного бизнеса со стороны государства. В республике поддерживается,
сложившаяся еще до начала девяностых годов, экономическая структура, а
проводимые преобразования не влияют на нее коренным образом. Заметим так же,
что в последние десять лет дважды произошла смена господствующей
социально-политической теории. Сначала, в период с 1989 года отмечалась
либерализация жизни общества, а затем, начиная с 1994 года, ярковыраженный крен
в сторону консерватизма. Смена идеологий является закономерной в развитии
каждого общества, однако, в нашей стране такие смены происходили слишком часто
и резко. Каждая из таких перемен несла с собой и изменения в экономической
структуре Республики Беларусь. Безусловно, что экономика не может развиваться
успешно в условиях неопределенности и относительной стабильности.
Глава 2. Анализ социальной структуры
Республики Беларусь на современном этапе.
При анализе общества необходимо учитывать не
только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо
особенностью общества является способность к расширению, воспроизводству и
повышению уровня своей организации. Это предполагает формирование новых
общественных потребностей и форм их удовлетворения, усложнения структур
общества и его новых регуляторов. Функционирование и развитие социальной
системы предполагает сменяемость поколений людей и, стало быть, социальное
наследование, преемственность их жизнедеятельности. Поэтому начинать анализ
социальной структуры логичнее всего следует с анализа демографической ситуации
в стране.
За последние десять лет
демографическая ситуация в нашей республике изменилась существенным образом.
Впервые за послевоенные годы, после того как Беларусь достигла послевоенный
уровень населения, в 1993 году появился отрицательный баланс между числом
рожденных и умерших в стране. В
1993г. он составил -11,2 тыс., а в 1994г. -19,4 тыс. челавек[18]. Большинство исследователей
связывают этот факт непосредственно со сложившейся в тот момент экономической
ситуацией. Однако часть из них считает, что снижение темпов рождаемости является
закономерным, а экономический фактар только усилил этот процес.
На наш взгляд, прцессы которые
влияли на развитие социальной структуры республики можно разделить на две
группы:
1)
те, которые начались еще
до пореформенного периода (изменение в соотношении между численностью сельского
и городского населения, повышение уровня образования и пр.)
2)
процессы, возникшие в
период реформ, и продолжающие развиваться по сей день: безработица, появление
такой социальной прослойки как беженцы, отток квалифицированных специалистов за
границу. Появление значительных групп людей, по сути дела, не включенных в
процесс производства.
Специфика любого общества состоит
во включении людей в общественные отношения, в том числе, производственные.
Категории граждан, которые по тем или иным причинам выпали из производственных
отношений, в значительной степени утратили связь с самим обществом, в первую
очередь, в духовном, морально-психическом отношении. Это, как правило, ведет к
маргинализации и люмпенизации таких слоев. Конечно же, эти, новые процессы,
усилили имущественную дифференциацию населения Беларуси в период трансформации экономической
системы.
Если говорить о сложившейся к
концу восьмидеся тых годов в бывшем СССР социальной структуры, то можно
отметить, что за исключением обособленной высшей элиты страны, в обществе не
прослеживалось ярковыраженной дифференциации населения по имущественному
признаку. Хотя в обществе четко прослеживаетс ячеткая многоступенчатая
иерархия, строящаяся на принципах построения господствовавшей тогда партии. Вся
сложившаяся политическая система была направлена на борьбу с обьктивно
развивавшейся иммущественной дифференциацией. В первую очередь, борьба велась
против обагащения.[19]
Сейчас в республике имущественное раслоение прослеживается весьма
заметно. В первую очередь экономический кризис ударил по тем слоям населения,
которые практически исключены из трудовой деятельности, по пенсионерам. В
республике большое количество людей, достигнувших пенсионного возраста. Оно
изменилось с 2157 тыс. в 1985г. до 2635 тыс. в 1994г, и она
продолжает расти.[20]
В целом по сравнению с 1990 годом в 1994 году число бедных увеличилось в 20
раз. Данные показвают, что соотношение среднего дохода 10% наиболее богатой
части населения и среднего дохода 10% боднейших слоев населения возрасло с 3
раз в 1990г. до 9,6 раз в 1995 году.[21]
Такое расслоение продолжается. Данной категории населения труднее всего было
вписаться в складывающиеся новые экономические отношения не только по причине
возраста, но так же и из-за морально-психологических взглядов этих людей.
Нельзя не принять во внимание и людей, которые не смогли целиком
адаптироваться к новым условиям жизни и с полной отдачей включиться в
производственно-экономические отношения. Это категория вынужденных переселенцев
с тереторий загрязненных аварией на Чернобыльской АЭС. Катострофы в результате
которой загрязненной оказалась около трети всей территории республики.
Территории, которая практически полностью исключена из экономического
использования. А расходы на ликвидацию последствий стали поглащать огромную
часть бюджета республики, нанося тем самым, ощутимый удар по экономике. Аварии,
ставшей символом слабости и уязвимости техногенной цивилизации.
В строне, начиная с 1991 года официально признается такое социальное
явление как безработица. В 1991 году было зарегистрировано 2,3 тыс.
челавек, а в 1994г. этот показатель достигнул 101,2 тыс., что составило 2,7%
трудоспособного населения республики. [22]
По мнению аналитиков, учитывая, введение на многих государственных предприятиях
сокращенной рабочей недели и оплачиваемых отпусков, можно говорить об уровне
безработицы в 10 – 20%.[23]
Новой социальной прослойкой для
республики являются складывающаяся группа частных предпринимателей. В условиях
постоянного давления со стороны правящей элиты на эту социальную прослойку, ее
численность постоянно меняется, при этом в сторону уменьшения. Конкретные
данные можно будет получить после опубликации результатов переписи населения
республики в 1999г. Руководство страны не рассматривае, в своем большинстве,
данную прослойку, как равноправного участника производственных отнашений.
Создание прослойки мелких и
средних предпринимателей-собственников является одной из основных задач
либиральной концепции развития общества. Предпринимателей, как конкретных
людей, способных принимать ответственные решения и отвечать за результаты своих
действий своим имуществом. При этом такая прослойка должна быть как можно
большей. Люди, будучи собственниками, даже мелкими, имеют что терять. Именно
такая категория людей в наибольшей степени заинтерисована в стабильности и
логической последовательности проводимых правящими кругами преобразований.
С учетом, того что прослойка
частнах предпринимателей относительно немногочисленная, по мнению ряда
аналитиков невозможно говорить о складывании корпоративной системы выражения
интересов данных слоев общества, а так же на их сильное влияние на определение
политической идеологии страны.[24]
Именно этим обьясняется слабое влияние различных политических партий на
процессы, происходящие в стране. Но, именно эта часть общества является
наиболее обеспеченной, а следовательно и защищенной в экономическом отношении.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|