рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философский анализ экономической, социальной и политической структуры общества Республики Беларусь н...

При переходе на рыночную экономику руководством страны совершенно не отдавался отчет о целях такого перехода. Рыночная экономика рассматривалась руководством страны не как конечная цель всех преобразований, а как способ в достаточно короткий срок удовлетворить все возрастающие потребности населения.[13] Именно в кризисный момент партийное руководство страны вспомнило о результатах НЭПа в двадцатые годы. Когда, за довольно короткий отрезок времени, резко возросло производство товаров народного потребления, и вырос уровень благосостояния населения. Рынок никогда не был конечной целью пути, так как в первую очередь это противоречило господствовавшей политической идеологии и продолжает противоречить и в настоящее время, несмотря ни на какие заявления руководства в отсутствии политических симпатий.

В первую очередь наибольшим преобразованиям подверглись такие отрасли экономики страны как сфера услуг, торговли, банковской деятельности и не высокотехнологичного производства. Те отрасли, которые не требовали крупных капиталовложений и давали возможность скорейшего оборота капитала и высоких прибылей. Что должно было позволить постепенно накапливать все больший капитал и заполнять остающиеся свободными экономические ниши. Показательной отраслью является торговля, где число занятых в ней, от трудоспособного населения, резко возросло, с 7,7% в 1992г. до 9,8% в 1994г.[14]

Наименьшим преобразованиям подверглась такая наиболее важная отрасль экономики как сельское хозяйство. Процесс создания фермерских хозяйств происходил очень медленно. В конце 1994 года в республике существовало приблизительно 3000 фермеров со средним наделом в 20 га.[15] Во многом это связано с устоявшимися традициями в ведении сельского хозяйства и менталитетом населения села, которое неохотно принимает коренные перемены. Но в первую очередь это связано с не разработанностью правовой базы, а так же нежеланием руководства решать проблемы в традиционно неблагополучной отрасли. Можно отметить, что начавшиеся в начале девяностых годов преобразования в этой сфере на настоящий момент просто свертываются. Такое положение вещей правящей политической элитой оправдывается низкой эффективностью мелких частных сельскохозяйственных объединений и индивидуальных фермерских хозяйств. При этом в расчет не берется тот факт, что по сути дела, с самого начала реформ, и  по сей день, отсутствует разработанное законодательство по данному вопросу, не говоря уже, об отсутствии должной экономической поддержки данных начинаний со стороны государства. Да и сохранившиеся со времен Советского Союза крупные коллективные хозяйства поставлены в настоящее время в невыгодные для своего развития условия. По прежнему, отношения в этих объединениях строятся по старому принципу “Даешь”. Правящая политическая элита либо не осознает, а скорее не желает осознавать необходимости коренных структурных преобразований в этой отрасли без чего не возможно будет достигнуть значительных результатов в развитии сельского хозяйства. В этих условиях вся ответственность за все большее углубление экономического кризиса в этой сфере экономики страны лежит именно на руководстве.

Сильно изменилось процентное соотношение занятых в различных отраслях хозяйствования. Особенно это касается сельского хозяйства, где процент снизился с 23,1% в 1985г. до 19,0% в 1994г. В органах государственного управления он, наоборот, повысился с 1,3% до 1,9%. В целом количество людей, занятых в материальной сфере производства снизился с 77% у 1985г. до 71,9% у 1994г. Но, несмотря на такое уменьшение количества, занятого в материальной сфере производства, для Беларуси остается характерной индустриальная, а не постиндустриальная модель занятости населения. Хотя с учетом постоянного развития и внедрения на территории Баларуси новых средств коммуникаций, можно с уверенностью говорить, что прослеживается тенденция по трансформации республики в общество информационного типа.


При анализе экономической структуры и выяснении направления реорганизации производственных отношений следует так же охарактеризовать господствующую в настоящее время социально-политическую идеологию. Политологи выделяют два направления в политической идеологии:

1.     Либеральное.

2.     Консервативное.

В современной политологической мысли все больше утверждается мнение о невозможности господствования той или иной социально-политической теории, будь то либерализм или консерватизм, в чистом виде. Кроме того, сейчас, исходя из условий современного развития, принято говорить о неолиберализме и неоконсерватизме. И то, и иное направление постоянно изменяются, все более и более сближаясь. Так ряд политологов отмечает практическое сходство во взглядах между современным неоконсерватизмом и классическим либерализмом, получившим свое распространение в первой половине ХIХ века.[16] До недавнего времени и тот, и другой термин воспринимался в сознании людей воспитанных в духе господствовавшей марксистской идеологии с негативным оттенком. Особый интерес к этим двум направлениям, особенно к либерализму возрос после ухода с политической арены большинства тоталитарных режимов.

Основными принципами либерализма являются:

1.     Идея свободы человека в обществе.

2.     Права и возможности самому определять свои жизненные цели и выбирать направления деятельности.

3.     Личная ответственность человека за результаты своей деятельности своей собственностью.

Для либерализма важнейшими являются права на жизнь и частную собственность. Государство при этом должно играть лишь роль ночного сторожа. Исходя из положений либерализма? свободный рынок и свободная конкуренция есть универсальный механизм общественного прогресса. Основным лозунгом либерализма является “Laiser faire” – не мешайте действовать. Неолиберализм в отношении социальной и экономической роли государства выступает за активную защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции, борьбу с монополиями во всех их видах, поддержка всех мелких и средних собственников и расширение числа собственников. В обязанность государству вменяется разработка общей стратегии экономического развития, и ее реализация. Тем самым государство признается равноправным собственником.

Аппонентом либерализму выступает консерватизм. В самом общем виде, Консерватизм – это социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей. Консерватизм характеризуется отрицанием революционных изменений, недоверием к народным движениям, негативное отношение к реформистским концепциям. Свобода для консерваторов не имеет абсолютного характера, она относительна и допускается лишь в рамках необходимых ограничений. Существование государства невозможно без иерархии. Для неоконсерватизма основной задачей является увеличение власти страны. Цель – превращение государства в мировую державу.[17] В настоящее время принято говорить о трансформации консерватизма в неоконсерватизм. Основным отличием здесь является то, что неоконсерватизм все же признает возможность постепенного, осторожного реформирования экономической структуры государства.


Оценивая, проводимые в экономической структуре республики преобразования, сквозь призму двух, вышеуказанных социально-политических теорий, можно сказать, что в настоящий момент в Беларуси четко прослеживается господство неоконсервативной концепции. В республике наблюдается тенденция на увеличение влияния государства на все сферы жизни общества. Постоянно увеличивается давление на частный сектор экономики, путем усиления контроля и создания для частного предпринимательства невыгодных условий. В таких условиях, нельзя говорить о какой-либо реальной поддержке частного бизнеса со стороны государства. В республике поддерживается, сложившаяся еще до начала девяностых годов, экономическая структура, а проводимые преобразования не влияют на нее коренным образом. Заметим так же, что в последние десять лет дважды произошла смена господствующей социально-политической теории. Сначала, в период с 1989 года отмечалась либерализация жизни общества, а затем, начиная с 1994 года, ярковыраженный крен в сторону консерватизма. Смена идеологий является закономерной в развитии каждого общества, однако, в нашей стране такие смены происходили слишком часто и резко. Каждая из таких перемен несла с собой и изменения в экономической структуре Республики Беларусь. Безусловно, что экономика не может развиваться успешно в условиях неопределенности и относительной стабильности.

































Глава 2. Анализ социальной структуры Республики Беларусь на современном этапе.

При анализе общества необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо особенностью общества является способность к расширению, воспроизводству и повышению уровня своей организации. Это предполагает формирование новых общественных потребностей и форм их удовлетворения, усложнения структур общества и его новых регуляторов. Функционирование и развитие социальной системы предполагает сменяемость поколений людей и, стало быть, социальное наследование, преемственность их жизнедеятельности. Поэтому начинать анализ социальной структуры логичнее всего следует с анализа демографической ситуации в стране.

За последние десять лет демографическая ситуация в нашей республике изменилась существенным образом. Впервые за послевоенные годы, после того как Беларусь достигла послевоенный уровень населения, в 1993 году появился отрицательный баланс между числом рожденных и умерших в стране. В 1993г. он составил -11,2 тыс., а в 1994г. -19,4 тыс. челавек[18]. Большинство исследователей связывают этот факт непосредственно со сложившейся в тот момент экономической ситуацией. Однако часть из них считает, что снижение темпов рождаемости является закономерным, а экономический фактар только усилил этот процес.

На наш взгляд, прцессы которые влияли на развитие социальной структуры республики можно разделить на две группы:

1)     те, которые начались еще до пореформенного периода (изменение в соотношении между численностью сельского и городского населения, повышение уровня образования и пр.)

2)     процессы, возникшие в период реформ, и продолжающие развиваться по сей день: безработица, появление такой социальной прослойки как беженцы, отток квалифицированных специалистов за границу. Появление значительных групп людей, по сути дела, не включенных в процесс производства.

Специфика любого общества состоит во включении людей в общественные отношения, в том числе, производственные. Категории граждан, которые по тем или иным причинам выпали из производственных отношений, в значительной степени утратили связь с самим обществом, в первую очередь, в духовном, морально-психическом отношении. Это, как правило, ведет к маргинализации и люмпенизации таких слоев. Конечно же, эти, новые процессы, усилили имущественную дифференциацию населения Беларуси в период трансформации экономической системы.

Если говорить о сложившейся к концу восьмидеся тых годов в бывшем СССР социальной структуры, то можно отметить, что за исключением обособленной высшей элиты страны, в обществе не прослеживалось ярковыраженной дифференциации населения по имущественному признаку. Хотя в обществе четко прослеживаетс ячеткая многоступенчатая иерархия, строящаяся на принципах построения господствовавшей тогда партии. Вся сложившаяся политическая система была направлена на борьбу с обьктивно развивавшейся иммущественной дифференциацией. В первую очередь, борьба велась против обагащения.[19]

Сейчас в республике имущественное раслоение прослеживается весьма заметно. В первую очередь экономический кризис ударил по тем слоям населения, которые практически исключены из трудовой деятельности, по пенсионерам. В республике большое количество людей, достигнувших пенсионного возраста. Оно изменилось с 2157 тыс. в 1985г. до 2635 тыс. в 1994г, и она продолжает расти.[20] В целом по сравнению с 1990 годом в 1994 году число бедных увеличилось в 20 раз. Данные показвают, что соотношение среднего дохода 10% наиболее богатой части населения и среднего дохода 10% боднейших слоев населения возрасло с 3 раз в 1990г. до 9,6 раз в 1995 году.[21] Такое расслоение продолжается. Данной категории населения труднее всего было вписаться в складывающиеся новые экономические отношения не только по причине возраста, но так же и из-за морально-психологических взглядов этих людей.

Нельзя не принять во внимание и людей, которые не смогли целиком адаптироваться к новым условиям жизни и с полной отдачей включиться в производственно-экономические отношения. Это категория вынужденных переселенцев с тереторий загрязненных аварией на Чернобыльской АЭС. Катострофы в результате которой загрязненной оказалась около трети всей территории республики. Территории, которая практически полностью исключена из экономического использования. А расходы на ликвидацию последствий стали поглащать огромную часть бюджета республики, нанося тем самым, ощутимый удар по экономике. Аварии, ставшей символом слабости и уязвимости техногенной цивилизации.

В строне, начиная с 1991 года официально признается такое социальное явление как безработица. В 1991 году было зарегистрировано 2,3 тыс. челавек, а в 1994г. этот показатель достигнул 101,2 тыс., что составило 2,7% трудоспособного населения республики. [22] По мнению аналитиков, учитывая, введение на многих государственных предприятиях сокращенной рабочей недели и оплачиваемых отпусков, можно говорить об уровне безработицы в 10 – 20%.[23]

Новой социальной прослойкой для республики являются складывающаяся группа частных предпринимателей. В условиях постоянного давления со стороны правящей элиты на эту социальную прослойку, ее численность постоянно меняется, при этом в сторону уменьшения. Конкретные данные можно будет получить после опубликации результатов переписи населения республики в 1999г. Руководство страны не рассматривае, в своем большинстве, данную прослойку, как равноправного участника производственных отнашений.

Создание прослойки мелких и средних предпринимателей-собственников является одной из основных задач либиральной концепции развития общества. Предпринимателей, как конкретных людей, способных принимать ответственные решения и отвечать за результаты своих действий своим имуществом. При этом такая прослойка должна быть как можно большей. Люди, будучи собственниками, даже мелкими, имеют что терять. Именно такая категория людей в наибольшей степени заинтерисована в стабильности и логической последовательности проводимых правящими кругами преобразований.

С учетом, того что прослойка частнах предпринимателей относительно немногочисленная, по мнению ряда аналитиков невозможно говорить о складывании корпоративной системы выражения интересов данных слоев общества, а так же на их сильное влияние на определение политической идеологии страны.[24] Именно этим обьясняется слабое влияние различных политических партий на процессы, происходящие в стране. Но, именно эта часть общества является наиболее обеспеченной, а следовательно и защищенной в экономическом отношении.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.