рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философский взгляд на исторический процесс

Настроения пессимизма и, соответственно, утраты смысла в истории питаются ныне также возможностью ядерного апокалипсиса, ростом бездуховности и преступности, падением жизненного уровня в ряде стран и т.п. Преодоление мировоззренческого пессимизма в понимании динамики социума и обретение смысла в истории возможно на пути выявления критериев общественного прогресса (при допущении, что линия прогресса является преобладающей).


3 Проблема критериев общественного прогресса


Социум представляет собой сложную систему, включающую большое количество элементов и процессов. К каждому из них применимо понятие прогресса и специфические его показатели. Проблема же интегративного критерия исходит из целостности общественной жизни. Принцип целостности раскрывает как динамический аспект социальной жизни, так и степень взаимосогласованности элементов социальной системы и, соответственно, уровень ее относительной стабильности. Назовем наиболее продуктивные попытки выделения общеисторического критерия общественного прогресса.

1. Многие философы (например, Гегель, экзистенциалисты) полагали, что мировая история - это прогресс в осознании свободы, которую человек должен завоевывать.

Свобода достигается посредством познания и овладения необходимостью. Общество свободно, если оно овладевает законами общественного развития, преодолевает (в меру) господство природной и социальной стихий.

Свобода личности состоит не просто в освобождении ее от чего-то, а в положительной возможности всестороннего развития и проявления своих способностей. Вместе с тем, свобода есть открытый путь не только вверх, но и вниз, ибо свобода воли может побудить человека как на добрые, так и на злые деяния. Следует также учитывать, что недопустимо противопоставлять друг другу власть и свободу. Ведь свобода возможна в условиях порядка, обеспечиваемого властью. Парадокс заключается в том, что для утверждения и защиты свободы индивида не обязательно его освобождение от всех форм принуждения, запрета и наказания.

Ж.-Ж. Руссо в качестве начального толчка прогресса назвал изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия (железо и хлеб цивилизации), а постоянный источник развития видел в способности к совершенствованию человека164.

Исходя из диалектико-материалистического понимания истории, общеисторический критерий прогресса следует искать в «ядре» общественного бытия — в сфере производства материальных благ. В способе производства производительные силы более динамичный элемент, определяющий производственные отношения. Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса, по мнению В.И. Ленина, является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

Исторический процесс протекает в конкретных условиях и во взаимодействии многих общественных сил. Производительные силы необходимо рассматривать: с точки зрения не только реального уровня, но и возможностей их развития; в единстве с социально-политическим состоянием общества. Отсюда вытекает актуальность демократизации общества, развития социальной справедливости в единстве с экономической эффективностью.

Непосредственным выражением развития производительных сил выступает рост производительности труда. (Производительность труда, подчеркивал Ленин, - главное условие победы нового строя.) Но важна производительность не всякого труда, а труда по производству полезной для человека, конкурентоспособной продукции.

Для социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) основой прогресса выступал принцип, в соответствии с которым люди должны относиться друг к другу как братья. Нравственность, полагал Ж. Ламетри, служит самосохранению общества, удерживает его от распада. Итак, один из критериев общественного прогресса ряд философов связывает с прогрессом нравственности.

Исчерпав возможности наращивания материальных вещей и придя к осознанию «пределов роста», человечество имеет шанс переключиться на развитие духовного производства, т.е. перейти к развитию «богатства человеческой природы» как самоцели (К. Маркс). При таком подходе прогресс соотносится с ценностями человеческого бытия и обретает гуманистическую направленность. П.Л. Лавров в «Исторических письмах» утверждал, что развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости - вот краткая формула, обнимающая все, что можно считать прогрессом. 3. Фрейд прогресс общества видит прежде всего «в деле упорядочения человеческих отношений».

Совокупный субъект общественного прогресса с движением истории включает в себя все новые социальные силы. В результате постепенно освобождается масса людей от разнообразных внешних принуждений и все больше проявляются индивидуальные возможности и внутренняя свобода каждого человека. Исторический процесс бытия становится процессом самоопределения, самосотворения и самоосуществления человека, где он выступает как производительная, социальная, политическая и духовная сила общества. Тем самым преодолевается разорванность субъекта и объекта истории.

Продуктивным представляется подход, когда объективным критерием самосовершенствования общества выступает сопоставление результата с целью (идеалом). В статье «Основные проблемы теории прогресса» (1902) С.Н. Булгаков полагал, что если принять за критерий прогресса счастье будущих поколений, мы неизбежно приносим в жертву ему судьбы современного поколения и оправдываем исторический беспредел по отношению к прошлым поколениям. Итак, прогресс общества состоит в том, чтобы не только приближаться к намеченной цели, идеалу, к «светлому будущему», а чтобы также достойно жить в настоящем историческом времени. Это не умаляет значения идеала, призванного активизировать творческую энергию людей. Идеал никогда не может быть пол ностью реализован, но на каждой ступени прогресса осуществляется относительно. Между идеалом и реальностью постоянно самовоспроизводится антиномия, поскольку не может быть реальности статичной, раз и навсегда утвердившейся. Философия выступает не против идеалов, а против конструирования «конечных» целей истории, против признания какой-либо единственно правильной формы общества и отрицания многообразия форм социальной жизни. П.А. Сорокин, например, полагал, что не доказуема никакая единственная норма - будь то счастье, благополучие, развитие человека и т.п.

Борьба идеалов отнюдь не сводится к чисто мысленному столкновению неких субъективных образов, а предполагает социальное взаимодействие носителей идеалов в виде живых людей в вариантах непримиримости, компромисса, нейтральности и конвергенции (синтеза). Во взаимодействии идеалов появляется доминирующий, наиболее влиятельный идеал, накладывающий свой отпечаток на все общественное развитие. Результат формирования доминирующего идеала может быть неожиданным для носителей всех идеалов, поскольку он в общем случае определяется равнодействующей всех социальных сил. Интег- ративный (общезначимый) идеал может не соответствовать ни одному из конкретно выражаемых идеалов отдельных социальных сил.

6. Сейчас остро стоит вопрос о том, какой ценой следует добиваться перехода общества к более высокому состоянию и стоит ли вообще это делать, если жертвы, принесенные на алтарь прогресса, не сопоставимы с ожидаемым результатом. Прогресс невозможен без учета экологического критерия. Философы и ученые осознали, что безграничная экспансия людей по отношению к природе губительна, что возможности существования человечества за счет биосферы исчерпываются. Выход видится в том, чтобы человечество овладело авторфными механизмами. Идея авторфного бытия человечества, т.е. способности трансформировать солнечную и космическую энергию во внутреннюю жизнь собственного организма человека, была обоснована в трудах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, A.JI. Чижевского, В.И. Вернадского и других представителей русского космизма. Они доказывали необходимость объединения людей не на социально-политической основе, а на идеях экологического порядка. Природа системе антропокосмического мировоззрения не объект, который должен преобразовываться с помощью техники, а мир, в котором мы живем, противопоставление в этом мире техногенного естественному чревато экологическими катастрофами. Человек с позиций философии космизма не субъект, активно покоряющий природу, а популяция мыслящих существ, понимающих свое родство со всем живым на Земле и свою ответственность за ее уникальность и самоценность. Необходима гармония человека с человеком и человечества с природой.

7. Ф.В. Шеллинг основной критерий исторического прогресса (наряду с моралью, прогрессом разума, науки и техники) усматривал в постепенной реализации правового устройства, приближении к этой цели.

К показателям, позволяющим судить о состоянии общества, также относятся: средняя продолжительность жизни людей, доход на душу населения, уровень безработицы, удельный вес бедных граждан, стоимость образования, медицинского обслуживания, обеспеченность жильем, размер пенсий, пособий, наличие правовой защиты населения, состояние окружающей среды, осуществление государством социальной политики, качество населения (наличие позитивных устремлений, отсутствие ценностного вакуума, отрицательное отношение к наркотикам, алкоголизму, способность человека к саморазвитию, хороший уровень физиологического и социального здоровья) и т.п.

Прогресс общества возможен, если человечество будет осуществлять согласованные, дополняющие друг друга важнейшие функции: иммунную (самосохранение, борьба с непосредственными угрозами существованию), репродуктивную (воспроизводство необходимых и достойных условий существования) и инновационную (адаптация к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды существования, использование творческого потенциала людей для получения принципиально новых результатов в производстве, науке, политике и т.д.).

Каждая из проанализированных концепций критерия прогресса не выступает в «чистом» виде, а включает в себя синтезную систему показателей, основанную на каком- то «стержне» - расширении сферы свободы, развитии производительных сил, сопоставлении результатов с идеалом, росте гуманизма, экологии, демократизации общества. Перечисленные, а также и другие критерии прогресса (смена цивилизаций, общественно-экономических формаций, совершенствование способа производства, противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д.) не являются «сквозными» и обнаруживают относительность. Видимо, абсолютного критерия общественного прогресса нет. Исчерпав возможности совершенствования по очередному критерию или же группе, общество переходит к применению других критериев (факторов) прогресса, который становится бесконечным.


4 Соотношение цивилизационного и формационного развития


Наличие этапов истории мыслителями отмечалось издавна (Гесиод, Платон, Аристотель, Лукреций Кар, Августин Блаженный, Сен-Симон, Ш. Фурье и др.). Г. Гегель полагал, что историю делают реальные люди и вместе с тем в ней претворяется объективная логика.

К. Маркс исходил из того, что развитие социума, как и природных систем, совершается закономерно, через смену определенных состояний, в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Этапы (стадии) смены качественных состояний общества Маркс обозначил понятием «общественно-экономическая формация». Формация - социально-философское понятие, отражающее в обобщенном виде типичное в обществе, повторяющееся в главном и существенном.

Формации отличаются друг от друга прежде всего способом производства материальных благ, тем, что и как производится. Начиная с античности, философы давали названия различным стадиям развития общества: первобытной (Лукреций Кар), античной рабовладельческой и средневековой феодально-крепостнической (Сен-Симон), коммерческой или торгово-экономической (А. Тюрго, А. Смит и др.), олицетворявшей ранний капитализм. На основе обобщения опыта исторического развития К. Маркс выделил первобытную доклассовую («первичную»), антагонистическую («вторичную») и коммунистическую общественные формации. В отечественной литературе утвердилась 5-членная периодизация общества: первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. Первые названные четыре формации проявили себя реально в истории. В отношении возможного утверждения коммунизма имеются противоречивые причинные основания. В широком смысле слова коммунизм есть социальная организация масс людей, при определенных условиях живущих и решающих проблемы как единое целое, совместно. Возрастание роли глобалистики, экологических факторов создает основания для коммунизма. Противоположная тенденция к уникализации, индивидуализации, личной инициативе рождает иные возможности общественного развития. Названные пересекающиеся тенденции формируют основания для многообразия, альтернативности, неопределенности истории.

По мнению польского специалиста А. Шаффа, российского философа B.Л. Иноземцева, понятие «экономическая общественная формация» применимо только к вторичной формации, ибо только в ее рамках имеет место господство экономических отношений. Такая позиция близка к теории «стадий цивилизации» (Д. Белл и др.), где подчеркивается, что примат экономических факторов характерен лишь для индустриального, но не постиндустриального общества.

Важнейшим условием преодоления экономической эпохи, по мнению Иноземцева, является «осуществление необратимых изменений в характере человеческой деятельности, обусловливающих ее трансформацию из трудовой в творческую». Чертой творчества названа самодостаточность, отражающая то доминирование стимулов, которое проявляется, когда достигнут определенный уровень удовлетворенности основных жизненных потребностей человека.

Приведенная точка зрения, на наш взгляд, вызывает некоторые возражения. Во-первых, основные жизненные потребности человека возвышаются и усложняются. То, что считалось достойным человека в некое время, может оказаться недостаточным в другое время и в других обстоятельствах жизни. Во-вторых, абсолютно творческая деятельность в принципе недостижима, так как постоянно происходят «переливы» «стандартной» и творческой деятельности друг в друга, а при осуществлении различных общественных преобразований творческие качества проявляются первоначально у меньшинства людей.

В концепции постэкономического развития подчеркивается, что ориентация исключительно на экономические приоритеты и рыночные ценности приходит в противоречие с информатизацией общества, индивидуальной свободой и демократией, моралью. Здесь на первый план выступает культурно-нравственное измерение истории. Действительно, сейчас сфера услуг (ориентация на воспроизводство человека) в развитых странах мира превышает уровень промышленного производства (например, в Германии она составляет 2/3 валового внутреннего продукта, в США - еще больше).

Если иметь в виду такую составляющую экономики, как собственность, то, во-первых, всюду в мире происходит размывание граней между ее различными формами. Во-вторых, развитие производства (как и других сфер жизни) во все возрастающей степени зависит от информации... Природа же информации такова, что владеть ею можно только корпоративно.

Вместе с тем, материальное производство все-таки лежит в основе культуры, а материальные условия воспроизводства и сохранения человеческой жизни остаются базисными. Но при этом уменьшается, конечно, «удельный вес» той части деятельности (соответственно и совокупного времени жизни), которую люди тратят на обеспечение поддержания материальных условий жизни.

Теории постэкономического развития противостоит концепция экономизма. Экономизм - состояние, когда все рассматривается через призму рентабельности, преобразовательно-потребительского отношения к миру, а экономика из системообразующего фактора превращается в систему в целом. При этом формируется тип человека дельца, функционера товарно-денежного производства.

Классическая марксистско-ленинская философия в структуру формации включает базис и надстройку. Понятие базиса как совокупности производственных отношений выражает их социальную функцию как экономическую основу общественной жизни. Экономический базис общества, полагал Маркс в «Капитале», определяется технико-технологическим базисом. Надстройка - совокупность общественных идей, идеологических отношений и закрепляющих их общественных учреждений и организаций, возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.

В.И. Ленин писал, что когда буржуазия приходит к власти, то она не разрушает государственный аппарат, сложившийся в эпоху феодализма, а использует его как главный инструмент для укрепления своей власти. Пролетарское государство также использует элементы буржуазного базиса и буржуазной надстройки. Догматический тезис о том, что с преобразованием базиса исчезает и его надстройка, обслуживающая этот базис, устарел.

Переход от одного строя к другому связан с многоукладностью, т.е. ситуацией, в которой сосуществуют различные типы производственных отношений, представляющие собой либо пережитки прошлого, либо зародыши будущего. В России после революции 1917 г., по классификации В.И. Ленина, существовало пять экономических укладов: социалистический, государственно-капиталистический, частнокапиталистический, мелкотоварный и патриархальный. В настоящее время в СНГ вновь проявляется многоукладность.

Формационная концепция разработана на материале европейской истории и не совсем пригодна для объяснения характера восточного общества. К тому же, «формационный подход не объясняет того, как при смене формаций институты государства и экономики, возникнув однажды, затем не исчезают бесследно в историческое небытие, а трансформируются и усложняются, в результате чего в каждой последующей формации содержатся элементы предыдущих. То есть экономики и государства всегда смешанные»169. Марксистская концепция исторического прогресса и его ступеней не исчерпывалась лишь теорией общественно-экономических формаций. При анализе исторических типов общества марксизм уделял внимание также цивилизационному развитию. Рассмотрение истории как одновариантного процесса перехода от одной формации к другой - представление, упускающее из виду множественность линий исторического развития. По мнению Н.Я. Данилевского, прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы двигаться в самых разных направлениях. В XX в. преодоление классически-механистического, линейного видения мира было связано с появлением вероятностного мышления, теории относительности, принципа многозначных зависимостей. В рамках преодоления линейного подхода находятся социально-философские концепции XX в. с различными критериями членения исторического процесса. П. Сорокин признавал всеобщую реальность, проявляющуюся в многообразных материально-духовных формах. Исторический процесс, в концеп ции Сорокина, есть циклическое колебание, смена суперсистем культуры, совокупность социальных систем и личностей в их взаимодействии. С переходом от одной системы к другой трансформируются все социальные структуры, ценности и нормы. В целом, формационный подход отражает логику исторического процесса, его сущностные черты, а цивилизационный - все многообразие форм проявления этих сущностных черт в отдельных, конкретных сообществах.

Цивилизация - совокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной (преобразующей) деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства и духовной жизни, всех видов коммуникаций (включая и язык), социальных и политических институтов. Подобно формационному, цивилизационный подход подчеркивает историчность, сменяемость явлений. Вместе с тем в цивилизациях в большей степени наличествуют «сквозные» относительно стабильные структуры истории, вариативные воплощения которых присутствуют на всех фазах процесса: тип человека и тип культуры, образ жизни, крестьянское хозяйство, основанное на личном труде семьи, ремесленно-художественная деятельность индивидов, этнические образования, обладающие расширенными порядками перманентного воспроизводства, культурные ценности (истина - благо - красота и др.), выражающие эстафету поколений и времен и т.п. В целом развитие общества есть цивилизационно-формационный процесс. Понятия цивилизация, формация, культура и человек (человечество) в своих специфических нюансах выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального.


5 Некоторые особенности исторического развития


Общественное развитие есть эволюционно-революционный процесс. Революции и реформы представляют собой одновременно единство (реформы выступают как предпосылки революции) и противоположности (нельзя одно сводить к другому).

В обществе происходят разнообразные революции: в производительных силах, науке и технике, в сознании и культуре, социальные и т.д. В обобщенном виде, по мнению Джона Бернала (1901 - 1971), это есть цивилизационные революции. Социальная революция включает в себя в большинстве случаев революцию политическую, переход власти и собственности от одного класса в руки другого. Революции на практике предшествует, как правило, революция в умах, в сознании, позволяющая осмыслить задачи, стоящие перед обществом.

Социальная революция - результат подавления не находящих выхода творческих сил социума, задержки назревших социальных изменений. В революции через глубочайшие потрясения складывается некое новое социальное равновесие.

П. Гольбах заметил, что революции в политическом мире очищают воздух и разгоняют тучи, как грозы в физическом мире. Но революцией как грозным оружием следует пользоваться осторожно. Поэтому реформы, по мнению Гольбаха, предпочтительнее. В социальной революции помимо созидательных есть разрушительные моменты, что отмечали в своих трудах C.JI. Франк, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др. Революции и гражданские войны вели к определенному разрушению материальных и духовных ценностей, к жертвам, способствовали пробуждению низменных качеств человеческой натуры.

Современная ситуация в мире заставляет больше считаться с сосуществованием, координацией и взаимодополнением противоположностей. Возрастает значение эволюционных механизмов развития цивилизации, реформистских путей, не нуждающихся в акцентированном и силовом воздействии как снизу, так и сверху. Академик А.Д. Сахаров, при вручении ему Нобелевской премии 1975 г. отмечал: «...Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество, включающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем...». В целом же развитие общества, как и любого явления, имеет непрерывно-прерывный, эволюционно-революционный характер. Революция — естественный результат предшествующих ей эволюционных изменений. Революции открывают период новых эволюционных изменений, качественно отличных от тех, которые происходили до революции. Революция и эволюция - формы развития общества, дополняющие и обусловливающие друг друга.

Понятие прогресса соотносимо с понятием регресса — направления изменений, для которого характерны снижение уровня организации, сужение поля возможностей, явления деградации. Ф. Ницше идею непрерывного прогресса трактовал как суеверие. С такой оценкой можно согласиться, если основываться на утверждении, что достижим апогей, предел истории.

Прогрессивное развитие общества в целом и различных сторон общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей, отдельных частей социума. Так, в индустриальном обществе, особенно на начальном его этапе, прогресс в развитии производительных сил достигался за счет повышения эксплуатации основной массы населения. Прогресс науки и техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к уничтожению природы и подрыву естественных основ существования общества, к созданию мощных разрушительных сил (вооружение). Усложнение рыночных механизмов на основе расширения сферы конкуренции ведет к росту производительности труда. В рынке человек становится экономически зрелым, но духовно, нравственно, эстетически беднее. Отчужденность человека от красоты и добра порождает носителя векторного мышления, которое функционирует в оппозиции: дал - взял; вложил - получил; т.е. законы природы и человеческого общежития переводятся на язык прибыли и экономического эффекта. Развитие цивилизации принесло с собой смягчение нравов, утверждение в сознании людей идеалов гуманизма. В то же время в XX в. произошли две самые кровопролитные мировые войны. Широко распространились наркомания, алкоголизм, преступность. Таким образом, динамизм общества как системы не означает, что все ее подсистемы развиваются одинаково, а в целом прогресс противоречив.

Общественный прогресс ныне трактуется не как достижение земного рая, а как постоянное стремление к идеалу, как неустанные попытки его осуществления в повседневности. Современное понимание прогресса основывается на представлении, что есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш, не считая этот мир окончательным.

Процесс общественного развития необратим. Необратимая в масштабе всемирной истории общая тенденция прогресса призвана воплотить в себе вековые идеалы человечества, становление гуманного, социально ориентированного и демократического общества.

Важнейшая черта общественного развития - ускорение. Чем ближе к нашему времени, тем пружина исторических событий и человеческих действий раскручивается со всевозрастающей интенсивностью и скоростью. Начиная с эпохи Возрождения, в Европе история приобретает невиданный динамизм. А за последние полстолетия под влиянием НТР ритмы социальных процессов еще более возросли. Конечно, рост того или иного конкретного процесса имеет свои пределы, что является необходимой предпосылкой для развития. Так, если бы не существовало пределов для охоты и собирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы. Существует проблема пределов практической деятельности. Специалисты полагают, что на Земле нельзя производить энергии больше 10^14 ватт, ибо за этим порогом можно взорвать планету.

Сторонники концепции «пределов роста» аргументируют замедление социального процесса тем, что человек психически и умственно не способен освоить стремительно нарастающий поток новых знаний и приспособиться к нововведениям в обществе. Однако люди научились дополнять свою естественную память искусственной благодаря изобретению письменности, книгопечатания, компьютеров и видеозаписи.

Ускорение развития обеспечивается использованием методов глобального моделирования, современной вычислительной техники, государственного регулирования (наряду с саморегулированием) экономики. Ускорение должно сочетаться с качественными переменами. Качественные изменения могут сопровождаться замедлениями, например, с целью создания предпосылок для модернизации.



Список использованных источников


1. Философия: Учебное пособие / Вишневский М.И. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 480 с.

2. Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич – Минск, 2006 – 308 с.

3. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.

4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

5. Хаврак, А.П. Философия: учебное пособие / А.П. Хаврак. - М.: Дашков и К, 2007. - 376 с.


 


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.