рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Глоссарий специальных терминов и понятий по философии

129.МЕРИТОКРАТИЯ - (лат. "meritus" - "заслуга" и греч. "kratoz" - "власть", "сила") - "власть заслуженных", "достойных".

130.МЕССИАНИЗМ - (евр. "машиах", "помазанный", "мессия") - религиозное течение, сконцентрированное на ожидании прихода Спасителя, Мессии. Мессианизм свойственен христианству, иудаизму, в определенном смысле - зороастризму, исламскому шиизму и исмаилизму. Бывает ортодоксальным, остающимся в рамках классических религиозных догматов и еретическим (выходящим за эти догматы). Мессианизм присущ большинству религиозных сект, проповедующих наступление скорого "конца света".

131.МЕСТОРАЗВИТИЕ - термин евразийской философии, обозначающий качественное влияние пространственного фактора, ландшафта, окружающей среды и т.д. на исторические события, культуру, социальные и политические системы этносов.

132.МЕТАФИЗИКА - (в смысле антидиалектика) - философская методология, отрицающая появление нового качества в развитии природы, общества и мышления.

133.МЕТЕМПСИХОЗ - ("metemyucoz", греч. "meta", "через" и "yuch", "душа") - дословно "переселение душ".

134.МЕХАНИЦИЗМ - односторонний принцип познания, основанный на признании доминирующей механической формы движения материи и сводящей все остальные формы к ней.

135.МИКРОКОСМ - (греч. "mikro", "маленький" и "kosmoz", "мир") - "малый космос". В греческой и позднейшей герметической философии "человек" понимался как созданный по образу и подобию Вселенной.

136.МИРОВАЯ ДУША - термин платоновской философии, означает духовную субстанцию, организующую миропорядок, источник небесных идей.

137.МИСТИКА - религиозная практика, в основе которой соединение с абсолютом дается в экстазе.

138.МИФ - (греч. "muqhoz", "молчание", "тайное предание") - изначально сказания о деяниях богов и подвигах героев, передававшиеся тайно из уст в уста. Мифы имели огромное влияние на формирование древней культуры и религии.

139.МОДЕРН - (фр. "moderne", современный, современность) - исторический период, начавшийся с эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.), то же, что Новое время.

140.МОНДИАЛИЗМ - (франц. "monde", "мир") - термин, употребляемый в латиноязычных странах для описания явления глобализма. Понятие "мондиализм" подчеркивает политическую, мировоззренческую составляющую явления глобализма, тогда как собственно "глобализм" больше описывает технологический и цивилизационный подход к человечеству как к единой и однородной системе. В российский политологический лексикон введен А.Г. Дугиным в 1991 г.

141.МОНИЗМ - философский принцип и способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единого начала всего существующего (материи или духа).

142.МОНОТЕИЗМ - (греч. "mono", "единый" и "qeoz", "бог") - "единобожие", представление о едином (или единственном) боге.

143.МОРФОЛОГИЯ - (греч. "morfo", "форма" и "logoz", "учение") - "учение о формах".

-Н-

144.НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ - представление о том, что все характеристики внешнего мира, данные в обыденном опыте, исчерпывающе выражают объективную реальность.

145.НАТУРАЛИЗМ - философский взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единое целое. В соответствии с этим принцип единства единообразно объединяет все природные и социальные процессы.

146.НИГИЛИЗМ - (лат. "nihil", "ничто") - отрицание онтологического бытийного основания в разных явлениях, философский подход, отрицающий реальность какого-то явления, ранее признавшегося реальным.

147.НИРВАНА - (санскр. "никакое") - состояние полного освобождения от каких бы то ни было определений или ограничений, в буддизме высшая ступень совершенства, достигаемая по ту сторону круговращения рождений и смертей.

148.НОБИЛЬ - (франц. "noble", лат. "nobilitas", "знать", "благородное сословие", "благородный", "благородного происхождения") - "знать", "аристократы" в противоположность "народу", "черни".

149.НОВОЕ ВРЕМЯ - эпоха, начавшаяся с середины XVI века в Европе и характеризующаяся усугубляющимся разрывом с Традицией.

150.НОМИНАЛИЗМ - (лат. "nomen", "имя") - направление средневековой схоластической философии (в ареале романо-германских народов), которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (это крайний или строгий, номинализм - И. Росцелин и другие), или чисто мыслительными образованиями, концептами, существующими в уме человека ("умеренный номинализм" - концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в XI-XII веках, получил особое развитие в XIV-XV веках (У. Оккам и его школа).

151.НОМОКРАТИЯ - (греч. "nomoz", "закон" и "kratoz" - "сила", власть") - "законовластие", "всевластие закона". Либеральная теория права, утверждающая, что все социально-политические процессы должны регулироваться исключительно системой четко прописанных правовых нормативов, с минимальным вовлечением иных факторов - политических, духовных, экзистенциальных.

152.НОНКОНФОРМИЗМ - (лат. "non", "нет", "не" и "conformism", "уподобление", "адаптация", "приятие", "отсутствие сопротивления") - позиция несогласия с общепринятыми установками в политике, культуре, искусстве и т.д. Нонконформистом является тот, кто не принимает нормативы социально-политического строя и не адаптирует собственную позицию к изменившимся условиям.

153.НОУМЕН - в философии Канта "реальность-в-себе", не доступная для постижения с помощью рассудка.

-О-

154.ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ - совокупность материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от сознания и (в конечном счете) определяющих сознание.

155.ОБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, в основе которой находится ориентация на нейтральность в рассмотрении природных и общественных явлений.

156.ОККАЗИОНАЛИЗМ - направление в западноевропейской философии, утверждающее принципиальную невозможность дуализма, соответствия души и тела.

157.ОККУЛЬТИЗМ - общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке, недоступных ни опыту, ни разуму.

158.ОЛИГАРХИЯ - (греч. "oligo", "некоторый", "какой-то" и "arch", "начальство", "власть") - "власть ограниченного числа людей". В отличие от аристократии олигархическая власть может быть непрямой, "косвенной" и ненаследственной. Этот термин более технический, нежели юридический.

159.ОНТОЛОГИЯ - (греч. "онтос" (ontoz), "бытие" и "логос" (logoz), "учение") - "учение о бытии".

160.ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ - направление в методологии научного знания, сводящее знание к эмпирическим процедурам измерения и операциям.

161.ОППОРТУНИЗМ - (лат. "opportunitas", "случай", "подвернувшаяся возможность") - политическая позиция, состоящая в использовании любой ситуации для конкретных личных или групповых нужд отдельного политика или партии в ущерб идеологической последовательности и политической логике.

162.ОРТОДОКСИЯ - (греч. "ortoz", "прямой" и "doxa", "мнение") - "правомыслие". Общее название учений, основывающихся на декларировании своей приверженности основным принципам какой-то доктрины.

-П-

163.ПАНЛОГИЗМ - философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи.

164.ПАНТЕИЗМ - учение, растворяющее Бога в природе.

165.ПАРАДИГМА - (греч. "paradeigma", "para", "сверх", "над", "через", "около", а "deigma", "проявление", "манифестация") - "то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления". В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру. Парадигма - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика парадигмы состоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые интуиции, проходя через парадигматическую решетку, оформляются в то или иное утверждение гносеологического или онтологического характера. Термин "парадигма" использовался в платонической и неоплатонической философии для описания некоего высшего, трансцендентного образца, предопределяющего структуру и форму материальных вещей. Парадигма - это не миф, но система мифов, причем способная генерировать новые мифологические сюжеты и рекомбинации. Парадигма - это не теология, но система теологий, которые, различаясь по своим конкретным утверждениям, сводятся к общей праматрице. Парадигма - это еще не мировоззрение, но некая предмировоззренческая туманность, способная выкристаллизовать из себя (как в системе Лапласа) неопределенно большую систему мировоззрений. Парадигма не идеология, но корневая подоплека идеологий, могущая сблизить одни идеологии с другими (внешне не просто различные, но противоположные), и наоборот, показать фундаментальные различия в идеологиях, формально очень схожих.

166.ПАССИОНАРИЙ - носитель "пассионарности".

167.ПАССИОНАРНОСТЬ - (франц. "passion", "страсть", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

168.ПАТРИСТИКА - (греч. "pater", латинское "pater" - "отец") - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. - т.н. "отцов церкви". Периоды: II-III вв. - полемически разнообразное философствование т.н. апологетов (в меньшей степени Тертуллиан, в большей Климент Александрийский и особенно Ориген); IV-V вв.- систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: св. Василий Великий, св. Григорий Назианзин (Григорий Богослов), св. Григорий Нисский; на Западе - бл. Августин); VI в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии, завершающихся в трудах св. Иоанна Дамаскина.

169.ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ - (лат. "penitentiare", "наказывать") - "исправительный".

170.ПЕРМАНЕНТИЗМ - (лат. "permanens", "нечто постоянное", "неизменное", "перманентное") - концепция, согласно которой в истории, политике, философии, психологии, культуре повторяются одни и те же сценарии с небольшими модификациями.

171.ПЕРМИССИВНЫЙ - (англ. "permissive") - позволительный, система права, ставящая акцент на разрешении, а не на запрете.

172.ПЕРСОНАЛИЗМ - учение, признающее личность первичной творческой реальностью.

173.ПИФАГОРЕИЗМ - совокупность учений, развивающих учение Пифагора.

174.ПЛАТОНИЗМ - философское направление, основывающееся на учении Платона.

175.ПЛЮРАЛИЗМ - философская позиция, основанная на признании множественности подходов к одному и тому же явлению.

176.ПОЗИТИВИЗМ - (франц. "positivisme", от лат. "positivus", "положительный") - философия, возникшая в XIX веке и исходившая из того, что бытием обладают только конкретные верифицируемые физические факты ("атомарные факты"), а все остальное является лишь относительной и всегда спорной рассудочной интерпретацией; все подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных (преимущественно, естественных) наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел сам термин).

177.ПОЛИТИКА - (греч. "poliz", "город", "государство") - в широком смысле то же, что Политическое. Аристотель определил политику как "высшую форму общественного бытия людей".

178.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - М.Вебер дал следующее определение понятия "политическая партия": это "общественная организация, опирающаяся на добровольный прием членов, ставящая себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и другого одновременно".

179.ПОЛИТИЧЕСКОЕ - термин, введенный К.Шмиттом для обозначения максимально широкого толкования политики как онтологического холистского явления.

180.ПОПУЛИЗМ - (лат. "populus", "народ") - политические методы пропаганды, заключающиеся в проговаривании политиками тех тем и высказываний, которые хотят сиюминутно услышать массы, не сообразуясь ни с идеологическими установками, ни с реальными возможностями осуществить обещанное.

181.ПОСТИСТОРИЯ - (лат. "post-", "после" и "история") - авторский термин Ж.Бодрийяра, предложенный для описания качества истории в постиндустриальном обществе. Для постистории характерны рециклирование, виртуальность, автономизация "знака", бессодержательность.

182.ПОСТМОДЕРН - (лат. "post-", "после" и "modern" "современное")- культурологический, политологический и социологический термин для описания современной цивилизации, завершившей путь развития по логике "модерна", Нового времени, когда все основные тенденции, заложенные на заре этого цикла, полностью реализовались.

183.ПОСТПОЛИТИКА - (лат. "post-", "после" и "политика") - авторский термин А.Дугина, предложенный для описания состояния Политического в эпоху постмодерна. Предельная фаза дезонтологизации политики.

184.ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ - (лат. "potentia") - "возможное", "могущее быть".

185.ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - ( нем. "Rechtsstaat") - термин вошел в обиход в немецкой литературе в первой трети ХIХ века (в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), сама теория была разработана намного раньше.

186.ПРАГМАТИКА - философское учение, согласно которому философия должна быть не размышлением о первых началах мира, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в их повседневности.

187.ПРЕФОРМИЗМ - учение о существовании в зародышевых клетках организма материальных структур, определяющих основные черты развития организма.

188.ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - религиозное понимание истории как проявления воли Бога.

189.ПСИХИКА - (греч. "psuchе", изначально "бабочка", позже "душа") - тонкая структура человеческого существа. В различных философских и религиозных учениях понимается по-разному. Философы-материалисты отрицают существование души и понимают психику как высшую нервную деятельность, производную от биологической материальной реальности.

190.ПСИХОАНАЛИЗ - направление в психологии и психиатрии, изучающее приоритетно подсознательные (бессознательные) аспекты человеческой психики. Основан австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Получил оригинальное развитие в трудах К.Г.Юнга.

-Р-

191.РАДИКАЛИЗМ - социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующего порядка.

192.РАЦИОНАЛИЗМ - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

193.РЕВИЗИОНИЗМ - обозначение идейно-политических и научных течений, подвергающих пересмотру принципы и положения какой-либо теории, концепции, учения.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.