129.МЕРИТОКРАТИЯ -
(лат. "meritus" - "заслуга" и греч. "kratoz" -
"власть", "сила") - "власть заслуженных",
"достойных".
130.МЕССИАНИЗМ - (евр.
"машиах", "помазанный", "мессия") - религиозное
течение, сконцентрированное на ожидании прихода Спасителя, Мессии. Мессианизм
свойственен христианству, иудаизму, в определенном смысле - зороастризму,
исламскому шиизму и исмаилизму. Бывает ортодоксальным, остающимся в рамках
классических религиозных догматов и еретическим (выходящим за эти догматы).
Мессианизм присущ большинству религиозных сект, проповедующих наступление
скорого "конца света".
131.МЕСТОРАЗВИТИЕ
- термин евразийской философии, обозначающий качественное влияние
пространственного фактора, ландшафта, окружающей среды и т.д. на исторические
события, культуру, социальные и политические системы этносов.
132.МЕТАФИЗИКА - (в смысле антидиалектика) -
философская методология, отрицающая появление нового качества в развитии
природы, общества и мышления.
133.МЕТЕМПСИХОЗ -
("metemyucoz", греч. "meta", "через" и
"yuch", "душа") - дословно "переселение душ".
134.МЕХАНИЦИЗМ - односторонний принцип познания,
основанный на признании доминирующей механической формы движения материи и
сводящей все остальные формы к ней.
135.МИКРОКОСМ - (греч.
"mikro", "маленький" и "kosmoz", "мир")
- "малый космос". В греческой и позднейшей герметической философии
"человек" понимался как созданный по образу и подобию Вселенной.
136.МИРОВАЯ ДУША -
термин платоновской философии, означает духовную субстанцию, организующую
миропорядок, источник небесных идей.
137.МИСТИКА - религиозная практика, в основе
которой соединение с абсолютом дается в экстазе.
138.МИФ - (греч.
"muqhoz", "молчание", "тайное предание") -
изначально сказания о деяниях богов и подвигах героев, передававшиеся тайно из
уст в уста. Мифы имели огромное влияние на формирование древней культуры и
религии.
139.МОДЕРН - (фр.
"moderne", современный, современность) - исторический период,
начавшийся с эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.), то же, что Новое время.
140.МОНДИАЛИЗМ - (франц.
"monde", "мир") - термин, употребляемый в латиноязычных
странах для описания явления глобализма. Понятие "мондиализм"
подчеркивает политическую, мировоззренческую составляющую явления глобализма,
тогда как собственно "глобализм" больше описывает технологический и
цивилизационный подход к человечеству как к единой и однородной системе. В
российский политологический лексикон введен А.Г. Дугиным в 1991 г.
141.МОНИЗМ - философский принцип и способ
рассмотрения многообразия явлений мира в свете единого начала всего существующего
(материи или духа).
142.МОНОТЕИЗМ - (греч.
"mono", "единый" и "qeoz", "бог") -
"единобожие", представление о едином (или единственном) боге.
143.МОРФОЛОГИЯ
- (греч.
"morfo", "форма" и "logoz", "учение") -
"учение о формах".
-Н-
144.НАИВНЫЙ
РЕАЛИЗМ -
представление о том, что все характеристики внешнего мира, данные в обыденном
опыте, исчерпывающе выражают объективную реальность.
145.НАТУРАЛИЗМ - философский взгляд на мир,
согласно которому природа выступает как единое целое. В соответствии с этим
принцип единства единообразно объединяет все природные и социальные процессы.
146.НИГИЛИЗМ -
(лат. "nihil", "ничто") - отрицание онтологического
бытийного основания в разных явлениях, философский подход, отрицающий
реальность какого-то явления, ранее признавшегося реальным.
147.НИРВАНА -
(санскр. "никакое") - состояние полного освобождения от каких бы то
ни было определений или ограничений, в буддизме высшая ступень совершенства,
достигаемая по ту сторону круговращения рождений и смертей.
148.НОБИЛЬ -
(франц. "noble", лат. "nobilitas", "знать",
"благородное сословие", "благородный", "благородного
происхождения") - "знать", "аристократы" в
противоположность "народу", "черни".
149.НОВОЕ ВРЕМЯ -
эпоха, начавшаяся с середины XVI века в Европе и характеризующаяся
усугубляющимся разрывом с Традицией.
150.НОМИНАЛИЗМ -
(лат. "nomen", "имя") - направление средневековой
схоластической философии (в ареале романо-германских народов), которое, в
противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий
(универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко
множеству сходных единичных вещей (это крайний или строгий, номинализм - И.
Росцелин и другие), или чисто мыслительными образованиями, концептами,
существующими в уме человека ("умеренный номинализм" - концептуализм;
основан П. Абеляром). Возник в XI-XII веках, получил особое развитие в XIV-XV
веках (У. Оккам и его школа).
151.НОМОКРАТИЯ - (греч.
"nomoz", "закон" и "kratoz" - "сила",
власть") - "законовластие", "всевластие закона".
Либеральная теория права, утверждающая, что все социально-политические процессы
должны регулироваться исключительно системой четко прописанных правовых
нормативов, с минимальным вовлечением иных факторов - политических, духовных,
экзистенциальных.
152.НОНКОНФОРМИЗМ - (лат. "non", "нет", "не" и
"conformism", "уподобление", "адаптация",
"приятие", "отсутствие сопротивления") - позиция несогласия
с общепринятыми установками в политике, культуре, искусстве и т.д.
Нонконформистом является тот, кто не принимает нормативы
социально-политического строя и не адаптирует собственную позицию к
изменившимся условиям.
153.НОУМЕН - в философии Канта
"реальность-в-себе", не доступная для постижения с помощью рассудка.
-О-
154.ОБЩЕСТВЕННОЕ
БЫТИЕ - совокупность
материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от сознания
и (в конечном счете) определяющих сознание.
155.ОБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, в
основе которой находится ориентация на нейтральность в рассмотрении природных и
общественных явлений.
156.ОККАЗИОНАЛИЗМ - направление в западноевропейской
философии, утверждающее принципиальную невозможность дуализма, соответствия
души и тела.
157.ОККУЛЬТИЗМ - общее название учений, признающих
существование скрытых сил в человеке, недоступных ни опыту, ни разуму.
158.ОЛИГАРХИЯ - (греч.
"oligo", "некоторый", "какой-то" и
"arch", "начальство", "власть") - "власть
ограниченного числа людей". В отличие от аристократии олигархическая
власть может быть непрямой, "косвенной" и ненаследственной. Этот
термин более технический, нежели юридический.
159.ОНТОЛОГИЯ -
(греч. "онтос" (ontoz), "бытие" и "логос"
(logoz), "учение") - "учение о бытии".
160.ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ - направление в методологии научного
знания, сводящее знание к эмпирическим процедурам измерения и операциям.
161.ОППОРТУНИЗМ - (лат.
"opportunitas", "случай", "подвернувшаяся
возможность") - политическая позиция, состоящая в использовании любой
ситуации для конкретных личных или групповых нужд отдельного политика или
партии в ущерб идеологической последовательности и политической логике.
162.ОРТОДОКСИЯ - (греч. "ortoz",
"прямой" и "doxa", "мнение") -
"правомыслие". Общее название учений, основывающихся на
декларировании своей приверженности основным принципам какой-то доктрины.
-П-
163.ПАНЛОГИЗМ - философский принцип, согласно
которому действительность трактуется как логическое выражение идеи.
164.ПАНТЕИЗМ - учение, растворяющее Бога в
природе.
165.ПАРАДИГМА -
(греч.
"paradeigma", "para", "сверх", "над",
"через", "около", а "deigma",
"проявление", "манифестация") - "то, что
предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне
проявления". В самом широком смысле, это исходный образец, матрица,
которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру.
Парадигма - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии
структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает
базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика
парадигмы состоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты
еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые
интуиции, проходя через парадигматическую решетку, оформляются в то или иное
утверждение гносеологического или онтологического характера. Термин
"парадигма" использовался в платонической и неоплатонической
философии для описания некоего высшего, трансцендентного образца,
предопределяющего структуру и форму материальных вещей. Парадигма - это не миф,
но система мифов, причем способная генерировать новые мифологические сюжеты и
рекомбинации. Парадигма - это не теология, но система теологий, которые,
различаясь по своим конкретным утверждениям, сводятся к общей праматрице.
Парадигма - это еще не мировоззрение, но некая предмировоззренческая
туманность, способная выкристаллизовать из себя (как в системе Лапласа)
неопределенно большую систему мировоззрений. Парадигма не идеология, но
корневая подоплека идеологий, могущая сблизить одни идеологии с другими (внешне
не просто различные, но противоположные), и наоборот, показать фундаментальные
различия в идеологиях, формально очень схожих.
166.ПАССИОНАРИЙ - носитель
"пассионарности".
167.ПАССИОНАРНОСТЬ - (франц. "passion", "страсть",
"passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом
Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов,
созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных
этапах исторического цикла этногенеза.
168.ПАТРИСТИКА
- (греч.
"pater", латинское "pater" - "отец") - термин,
обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических
доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. - т.н. "отцов церкви".
Периоды: II-III вв. - полемически разнообразное философствование т.н.
апологетов (в меньшей степени Тертуллиан, в большей Климент Александрийский и
особенно Ориген); IV-V вв.- систематизация церковной доктрины (каппадокийский
кружок: св. Василий Великий, св. Григорий Назианзин (Григорий Богослов), св.
Григорий Нисский; на Западе - бл. Августин); VI в. - начало стабилизации догмы
и кодификации наук под эгидой теологии, завершающихся в трудах св. Иоанна
Дамаскина.
169.ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ
- (лат.
"penitentiare", "наказывать") - "исправительный".
170.ПЕРМАНЕНТИЗМ
- (лат.
"permanens", "нечто постоянное", "неизменное",
"перманентное") - концепция, согласно которой в истории, политике,
философии, психологии, культуре повторяются одни и те же сценарии с небольшими
модификациями.
171.ПЕРМИССИВНЫЙ
- (англ.
"permissive") - позволительный, система права, ставящая акцент на
разрешении, а не на запрете.
172.ПЕРСОНАЛИЗМ - учение, признающее личность
первичной творческой реальностью.
173.ПИФАГОРЕИЗМ - совокупность учений, развивающих
учение Пифагора.
174.ПЛАТОНИЗМ - философское направление,
основывающееся на учении Платона.
175.ПЛЮРАЛИЗМ - философская позиция, основанная на
признании множественности подходов к одному и тому же явлению.
176.ПОЗИТИВИЗМ -
(франц. "positivisme", от лат. "positivus",
"положительный") - философия, возникшая в XIX веке и исходившая из
того, что бытием обладают только конкретные верифицируемые физические факты
("атомарные факты"), а все остальное является лишь относительной и
всегда спорной рассудочной интерпретацией; все подлинное (позитивное) знание
есть совокупный результат специальных (преимущественно, естественных) наук.
Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней
философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел сам термин).
177.ПОЛИТИКА - (греч.
"poliz", "город", "государство") - в широком
смысле то же, что Политическое. Аристотель определил политику как "высшую
форму общественного бытия людей".
178.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - М.Вебер дал следующее определение понятия "политическая
партия": это "общественная организация, опирающаяся на добровольный
прием членов, ставящая себе целью завоевание власти для своего руководства и
обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных)
для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и
другого одновременно".
179.ПОЛИТИЧЕСКОЕ - термин, введенный К.Шмиттом для
обозначения максимально широкого толкования политики как онтологического
холистского явления.
180.ПОПУЛИЗМ - (лат.
"populus", "народ") - политические методы пропаганды,
заключающиеся в проговаривании политиками тех тем и высказываний, которые хотят
сиюминутно услышать массы, не сообразуясь ни с идеологическими установками, ни
с реальными возможностями осуществить обещанное.
181.ПОСТИСТОРИЯ -
(лат. "post-", "после" и "история") - авторский
термин Ж.Бодрийяра, предложенный для описания качества истории в
постиндустриальном обществе. Для постистории характерны рециклирование,
виртуальность, автономизация "знака", бессодержательность.
182.ПОСТМОДЕРН -
(лат. "post-", "после" и "modern"
"современное")- культурологический, политологический и
социологический термин для описания современной цивилизации, завершившей путь
развития по логике "модерна", Нового времени, когда все основные
тенденции, заложенные на заре этого цикла, полностью реализовались.
183.ПОСТПОЛИТИКА -
(лат. "post-", "после" и "политика") - авторский
термин А.Дугина, предложенный для описания состояния Политического в эпоху
постмодерна. Предельная фаза дезонтологизации политики.
184.ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ -
(лат. "potentia") - "возможное", "могущее быть".
185.ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - ( нем. "Rechtsstaat") - термин вошел в обиход в
немецкой литературе в первой трети ХIХ века (в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон
Моля и др.), сама теория была разработана намного раньше.
186.ПРАГМАТИКА - философское учение, согласно
которому философия должна быть не размышлением о первых началах мира, а общим
методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в их повседневности.
187.ПРЕФОРМИЗМ - учение о существовании в
зародышевых клетках организма материальных структур, определяющих основные
черты развития организма.
188.ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ - религиозное понимание истории как
проявления воли Бога.
189.ПСИХИКА -
(греч. "psuchе", изначально "бабочка", позже
"душа") - тонкая структура человеческого существа. В различных
философских и религиозных учениях понимается по-разному. Философы-материалисты
отрицают существование души и понимают психику как высшую нервную деятельность,
производную от биологической материальной реальности.
190.ПСИХОАНАЛИЗ -
направление в психологии и психиатрии, изучающее приоритетно подсознательные
(бессознательные) аспекты человеческой психики. Основан австрийским психиатром
Зигмундом Фрейдом. Получил оригинальное развитие в трудах К.Г.Юнга.
-Р-
191.РАДИКАЛИЗМ - социально-политические идеи и
действия, направленные на решительное изменение существующего порядка.
192.РАЦИОНАЛИЗМ - философское направление,
признающее разум основой познания и поведения людей.
193.РЕВИЗИОНИЗМ -
обозначение идейно-политических и научных течений, подвергающих пересмотру
принципы и положения какой-либо теории, концепции, учения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|