рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Гуманистическая теория развития личности и изменения личностного статуса К. Роджерса и А. Маслоу

         Поведение, или отношение, которое отрицает некоторый аспект самости, называет «условием ценности»: «Когда опыт себя избегается (или, наоборот, намеренно ищется) только потому. Что он менее (или более) заслужит награждения себя, индивидуум оказывается в состоянии условия ценности». Условие или состояние ценности – основное препятствие для точного восприятия и реалистического сознавания. Это избирательные бленды и фильтры, создаваемые, чтобы обеспечить непрекращающийся приток любви от родителей и от других. Мы набираем определенные состояния, отношения и действия, которые, как  мы полагаем, должны делать нас ценными. В той мере, в какой выдумываются эти отношения и действия, они являются областью личной неконгруентности. В крайнем проявлении условие ценности характеризуется предпосылкой, что «я должен быть любим или уважаем каждым, с кем я вхожу в соприкосновение». Условие ценности создает разрыв между самостью и представлением о самости. Чтобы поддерживать условие ценности, человек должен отрицать какие-то стороны себя.

         «Это является, как мы себе представляем, фундаментальным отчуждением в человеке. Он не истинен по отношению к себе, к своим естественным органическим оценкам и потребностям; ради сохранения позитивного отношения окружающих он фальсифицирует ряд своих оценок, воспринимает опыт только с точки зрения ценности для других. Это, однако, не сознательный выбор, а естественное – и трагическое развитие в детстве». К. Роджерс

Например, если ребенку говорят, что он должен любить новорожденного малыша, иначе мама не будет любить его самого, то это значит, что он должен подавить в себе подлинные негативные чувства по отношению к новорожденному. Если ребенок ухитриться спрятать свою «злую волю», свое желание повредить ему и нормальную ревность, мама будет продолжать его любить. Если он примет свои чувства, он рискует потерей этой любви. Решение, создающее «условие ценности», состоит в том, чтобы отрицать эти чувства, когда они появляются, блокировать их от сознавания. Теперь можно спокойно говорить «Я действительно люблю маленького братика, хотя временами я его крепко обнимаю, так, что он начинает кричать», или «Моя нога просто соскользнула под его ногу, поэтому он  упал».

Я до сих пор помню огромную радость, которую проявил мой старший брат, когда ему была дана возможность наказать меня за что-то, что сделал. Мать, другой брат и я сам были ошеломлены его жестокостью. Вспоминая этот инцидент. Брат рассказывал, что он не был так уж особенно сердит не меня, но понимал, что это -  редкая  возможность, и хотел выразить, раз уж было  разрешено, сколько можно больше своей «злой воли». Роджерс утверждает, что принятие таких чувств и нахождение им какого-то выражения, когда они появляются, более способствует здоровью, чем отрицание или отчуждение их.

Ребенок взрослеет, но проблемы остаются. Рост задерживается в той мере, в какой человек отрицает импульсы, отличающиеся от искусственно созданного представления о себе. Чтобы поддерживать ложный образ себя, человек продолжает искажать опыт, а чем больше искажение, тем больше возможности ошибок и создания, дополнительных пробам. Возникающее в итоге поведение, ошибки и замешательство, - это проявление фундаментального первоначального искажения.

Ситуация оказывается замкнутым кругом. Каждый опыт  неконгруентности между самостью и реальность ведет к возрастающей уязвимости, которая, в свою очередь, ведет к  усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающие новые поводы для неконгруентности.

Иногда защиты не срабатывают, и человек оказывается сознающим очевидный разрыв между своим поведением и своими представлениями. Результатосм может быть паника, хроническая тревожность, бегство или даже психоз. По наблюдениям Роджерса такое психотическое поведение часто кажется разыгрыванием   прежде подвершегося  отрицанию  аспекта опыта. Перри подтверждает это, рассматривая психотический случай как отчаянную попытку личности восстановить равновесие и осуществить реализацию фрустрированных внутренних потребностей и переживаний. Центрированная на клиенте терапия стремится установить атмосферу, в которой разрушительные условия ценности могут быть оставлены в сторону, что дает возможность здоровым силам в человеке обрести свое первоначальное доминирование. Человек возвращается к здоровью, возвращая себе подавлявшиеся или отрицавшие части себя.


Социальные отношения

Ценность отношений - центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конкретными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруентность  или задерживать ее.

Роджерс полагает, что взаимодействие  другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой  для нас посредством отношений с другими. В терапии, в ситуации энкаутер-групп, посредством обратной связи с другими человек получает возможность обрести опыт себя.

«Я полагаю, … что  основной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естее6ственная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или другой группы». К. Роджерс.

если мы попробуем представить себе людей, находящихся вне отношений с другими, мы видим два контрастирующих стереотипа. Первый – отшельник поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй -  созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.

Ни один из этих типов не удовлетворяет Роджерса. Он полагает, что отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть  удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

«все наши беспокойства, говорит некто мудрый, проистекают от того, что мы не можем быть одни. И это очень хорошо. Мы должны уметь быть в одиночестве, иначе мы превращаемся в жертвы. Но когда мы становимся способными на одиночество, мы понимаем, что единственное, что следует делать, это положить начало отношениям другим – или даже тем же человеком, что всех людей следует держать отдельно, как полюсы телеграфного устройства – это нонсенс». К. Роджерс.


Брак

Брак – необычное отношение. Оно потенциально длительно, оно интенсивно и несет в себе возможность длительного роста и развития. Роджерс полагает, что браку свойственны те же основные законы, которые действуют для энкаунтер-групп, терапии и других отношений. Наилучшие браки осуществляются между людьми, которые когерентны сами, наименее отягощены «условиями ценности», и способны на подлинное принятие других. Когда брак используется для поддержания инконгруетности или подкрепления существующих защитных тенденций, он менее удовлетворяет и менее устойчив.

Роджеровские преставления  о любых длительных интимных отношениях, таких как брак, фокусируются в четырех  основных элементах: постоянно поддерживаемое обязательство, выражение чувств, неприятие специфических ролей и способность  разделить внутреннюю жизнь партнера. Каждый из  этих элементов он  бывает как обязательство, соглашение относительно идеала для продолжающегося благотворного и значимого отношения





Вывод

Авторы психологических учебников, уделяющие место Роджерсу, обычно квалифицируют его как теоретика самости». Самость – действительно важное понятие в мышлении Роджерса. Однако в действительности он рассматривал самость как фокус опыта, и был занят скорее восприятием, сознаванием и опытом, чем собственно «самостью» как гипотетической конструкцией. Поскольку я уже приводила роджерровское определение самости, теперь могу обратиться к описанию «полно функционирующей личности!: человека, который наиболее полно сознает свою текущую самость.

«Полно функционирующая личность – синоним оптимального психологического приспособления, психологической зрелости, полной конгруентности, полной открытости к опыту. …Некоторые из этих терминов звучат несколько статистически, поэтому  необходимо подчеркнуть, что все характеристики такого человека - процессуально. Полно функционирующая личность – это человек-в-процессе, постоянно изменяющийся человек».

Полно функционирующая личность характеризуется рядом свойств, первое из которых – открытость к опыту. «Субвосприятия», эти ранние предупредительные сигналы ограниченного  сознавания, мало или совсем не используется таким человеком, он постоянно движется от защит к прямому опыту. « Он более открыт своим  чувствам страха, обескураженности или боли. Он также более открыт чувствам мужества, воодушевленности, нежности, благоговения. …Он более способен полно проживать опыт организма, а не включать его фрагменты из сознавания»

Вторая характеристика – жизнь в настоящем, полная реализация каждого момента. Эта текущая прямая вовлеченность в реальность «позволяет самости и личности возникать из опыта, а не подделывать опыт под  пред-данную структуру самости». Человек способен переконструировать свои реакции в соответствии с опытом, когда он предоставляет новые возможности.

«Хорошая жизнь - это процесс, а не состояние бытия. Это направление, а не предназначение». К. Роджерс.

Последняя характеристика – доверие собственным внутренним побуждениям и интуитивным суждениям, всевозрастающее доверие собственной способности принимать решения. Человек все лучше может собирать и использовать данные, все более ценит в себе способность обобщать их и реагировать. Это не только интеллектуальная деятельность, но функция личности в целом. Роджерс полагает, что полно  функционирующей личности ошибки, если они делаются, основаны скорее не неверной информации, чем на неверной ее обработке. Это похоже на поведение кошки, падающей с высоты на землю. Кошка не вычисляет скорость ветра, угловые моменты и скорость падения; но все это принимается во внимание в ее целостной реакции. Кошка не размышляет, кто столкнул ее, каковы мотивы для этого и не повторится ли это в будущем; она занята непосредственной ситуацией, все время, приспосабливая свою позу, готовая справиться со следующим событием.

Полно функционирующая личность свободна, реагировать и  в выборе способа переживать в опыте свою реакцию на ситуации. Это сущность того, что Роджерс называл «жить хорошей жизнью». Такой человек «постоянно находится в процессе дальнейшей самоактулизации».



Теория личности А. Маслоу

Основные представления


         После того как я рассмотрела теорию личности К. Роджерса  нужно сказать, что теория А.  Маслоу во многом созвучна с ней. Маслоу выражает взгляды на личность и ее развитие,  схожие с Роджерсом, единственное, в чем их теории  расходятся - это понятие о самоактуализации личности. Эти психологи по-разному объясняют определение и значение  самоактуализации, поэтому я хотела бы остановиться   именно на этом аспекте теории А. Маслоу.


Самоактуализация

Маслоу свободно определяет самоактуализацию как « полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.». «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое   существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями».

Поначалу исследования Маслоу относительно самоактулизации были вызваны его желанием более полно понять двух его наиболее вдохновляющих учителей, Рут Бенедикт и Макса Верхаймера. Хотя это были очень не похожие друг на друга люди, и занимались они исследованиями в разных областях, Маслоу чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного свершения, как в профессиональной, так и в личной жизни, который он редко наблюдал у других. Маслоу видел в них не только блестящих  и выдающихся ученых, но  и глубоко совершенных, творческих людей. Он начал свое личное исследование, чтобы постараться обнаружить, что же делает их столь особенными: он завел тетрадь для записи всех данных, которые он мог собрать относительно их личной жизни, ценностей  и пр. Его сравнение Бенедикт и Верхаймера было первым шагом в продолжившемся всю его  жизнь исследовании самоактуализации.






Исследование самоактуализации


Маслоу начал исследовать самоактуализацию более формализовано, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди.

Маслоу утверждает, что более резонно строить общения относительно человеческой природы, изучая лучших ее представителей, каких только удается найти, а, не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов. «Ясно, что существо с Марса, попав в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и пр., не сможет понять, какими они должны быть. Так давайте изучать не калек, а наибольшее, какое мы сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у них качественные отличия, другую систему мотивации, эмоции, ценности, мышления и восприятие. В некотором смысле только святые есть человечество».

Изучая лучших людей, можно исследовать границы человеческих возможностей. Так, чтобы узнать, сколь быстро люди могут бегать, нужно исследовать лучших атлетов и бегунов, и было бы бессмысленным делать «среднюю выборку» из населения какого-нибудь города. Равным образом, рассуждает Маслоу, чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, нужно исследовать наиболее зрелых, творческих, интегрированных людей.

Маслоу выбирал образцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были люди относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.

«Самоактуалиированные люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы из шкурных интересов, в нечто во-вне себя». А. Маслоу.

Группа состояла из восемнадцати индивидуумов: девяти современников и девяти исторических личностей – Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонора Рузвельта, Джейна Адамса, Уильяма Джеямса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.

Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

1)                          «более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней».

2)                          2) «принятие (себя, других, природы)»,

3)                          «спонтанность, простота, естественность»,

4)                          «центрированность на задаче» (в отличие от центрированности на себе),

5)                           «некоторая отъединенность и потребность в уединении»,

6)                          «автономия, независимость от культуры и среды»,

7)                          «постоянная свежесть оценки»,

8)                          мистичность и опыт высших состояний,

9)                          «чувства  сопричастности, единения с другими»,

10)                     «более глубокие межличностные отношения»,

11)                     «демократическая структура характера»,

12)                     «различение средств и целей, добра и зла»,

13)                     «философское, невраждебное чувство юмора»,

14)                     «самоактуализирующееся творчество»,

15)                     «сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры».

«Самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным». А. Маслоу.

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны, и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и свои ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их долее конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

«Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это дает нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко, и были недюжинными. И вместе с тем эти же люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорным, эгоцентричным, злыми, или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий  относительно нее».


Теория самоактулизации


  В последней книге Маслоу «Дальние  достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактулизации. Это нельзя назвать образцом логического мышления, но это – кульминация размышлений Маслоу о самоактуалихзации.

1.           Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное,  с  полной концентрацией и полным впитыванием». Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и  вокруг нас (например, при необходимости получить  свидетельские показания об определенном событии, большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

2.           Если  мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает – в каждом выборе решать в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет свои позитивные и негативные аспекты. Выбирать безопасное – значит оставаться при неизвестном и знакомом, но рисковать  стать устарелым и смешным. Выбирать рост – значит, открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном.

«Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни» А. Маслоу

3.                 Актуализироваться – значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация – это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища, или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4.                 Честность и принятие ответственности за свои действия – существенные моменты  самоактулизации.  Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не  позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворить своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью.

5.                 Первые пять шагов помогают развить способность» лучшего жизненного выбора». Мы научаемся верить своим суждениям своим инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам того, что конституционно правильно для каждого индивидуума – выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.

6.                 Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих потенциальностей. Это означает использование  их способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать». Большой талант или разумность – не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же может быть со средним талантом, сделали невероятно много.

Самоактуализация  - это не «вещь», которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это- способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

7.                «Пик - переживания» - переходные моменты самоактулизации». Мы более целостны, более интегрированы, больше сознаем себя и мир в моменты «пика». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию.

8.                Дальнейший шаг самоактулизации – это обнаружение своих «защит» и работа отказа от них. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.


Трансцендирование самоактуализации


Маслоу обнаружил, что некоторые  из самоактолизирующихся индивидуумов стремились испытывать много «пик-переживаний», в то время как другие сталкивались с ними редко, если вообще сталкивались. Он пришел к различению самоактуализтрующихся людей, психологически здоровых, продуктивных, но с незначительным опытом трансценденции или вообще без  такого, и людей, для которых трансцендентный опыт является важным или даже центральным

«На высочайших уровнях развития человеческого, знание соотносится, скорее позитивно,  нежели негативно, с чувством таинственного, трепетом, смирением, предельным незнанием, благоговением и ощущением жертвы». А. Маслоу.

Маслоу писал, что люди, трансцендирующих самоактуализацию, чаще  сознают мистичность всего, трансцендентное измерение жизни, среди повседневной деятельности. «Пик» или мистические переживания  расцениваются  ими как наиболее важный аспект их жизни.

Не каждый, имевший мистические переживания, является трансцедирующим самоактулизатором. Многие люди, которым доступны  мистические переживания, не обладают психологическим здоровьем и продуктивностью, которые Маслоу считает существенно свойством самоактулизации. Маслоу также указывает, что он встречал столь же много трансцендирующих людей среди бизнесменов, менеджеров, учителей и политиков, как среди тех, кто социально считается ближе к этому – поэтов, музыкантов, священников и т.п.






                     














        

Список использованной литературы:




1.     Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. 3-2 том: - М; 

1983       

3.     Петрошевский А. В., Ярошевский М.Т. Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. –2-е изд.-М.: - Издательский центр «Академия», 2000. –512с.

4.     Плаже Ж. Избранные психологические труды. - М.%, 1994

5.     Психология личности: Под. Ред. Ю.Б. Гиппеннрейтер. – М :,  1985

6.     Райгородский Д.Я. Психология личности: Том 1,2. Хрестоматия. Изд.

7.     второе, доп-ное.- Самара: Изд-кий дом, БАХРАХ; 1999-484 с., 512с.






Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.