рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Гуманизм как этическая категория. Идеи гуманизма в произведениях башкирских писателей и философов

Гуманизм как этическая категория. Идеи гуманизма в произведениях башкирских писателей и философов













Гуманизм как этическая категория. Идеи гуманизма в произведениях башкирских писателей и философов




Ипатова Мария Егоровна

Руководитель Милосердова Светлана Юрьевна.










Уфа 2007.

План


Цель работы

Вступление

Эпоха возрождения и античная этика в гуманистических идеях

Гуманизм в новое время

Вопросы гуманизма в новейшее время

Идеи гуманизма в башкирской литературе и философии

Заключение

Список литературы


Цель работы


Важнейший социальный и моральный аспект анализа мировой цивилизации - положение личности в обществе. Какова степень ее экономической, политической и духовной свободы? Есть ли социальные условия для ее полноценного развития, реализации ее многообразных интересов и потребностей? Ответы на эти вопросы дают возможность определить уровень цивилизованности того или иного сообщества[1.198]. Каково влияние гуманистических идей на цивилизационное развитие? Я считаю, что гуманизм и цивилизация переплетаются друг с другом.

Изучая гуманизм, хотелось бы узнать насколько пронизаны не только работы философов различных времен и народов, но и как рассматриваются вопросы гуманизма в работах башкирских писателей и философов.


Вступление


Гуманизм (лат.humanitas-человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего гуманистическим состоянием эстетически завершенной культуры и нравственной эволюции "подлинно" человеческого индивида, и Гая Юлия Цезаря осуществлявшего политику "милосердия"). Перманентно, т. е. постоянно, подвергающегося осмысленно и рефлексии в канонах целостных подходов ренессанса и более поздних философских систем. Эти каноны базируются на принципах: человек - высшая ценность общества; благо человека- суть (смысл, содержание) общественных отношений; человек имеет право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; человек - творческая индивидуальность, вместилище творческой потенции. [2.17] (В узком смысле может трактоваться как определённое культурное движение Ренессанса, где происходит освобождение от духовного господства феодализма.) Термин гуманизма был введён в научно- просветительский оборот немецким педагогам Ф. Нитхаммером в 1808 году постулирует "высшую, самодостаточнную и самоосознающую значимость человека", в которой провозглашает и античеловеческим всем. Все это способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает мысль приоритета идей и истин "Сверхчеловеческого" происхождения вреду феноменов потустороннего мира. Концепт Сверхчеловека был ориентирован на отказ от морали, обуздывающей подлинную природу человека.[3.257]


Эпоха Возрождения и античная этика в гуманистических идеях


Теоретики гуманизма в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности " чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей древнего Рима и древней Греции. Это можно показать по таблицам, где представлены частота упоминаний античных философов и философов эпохи Возрождения.

Таблица№1.

№ п/п

Добродетели человека

Частота упоминаний добродетелей

1

Мудрость

22

2

Справедливость

17

3

Мужество

15

4

Умеренность

16

5

Дружелюбие

3

6

Благородства

1

7

Скромность

1

8

Мягкость и ласковость в чувствах

2

9

Сострадание

1

10

Отзывчивость

1

11

Благодарность

1

12

Толерантность

1

13

Бескорыстие

1

14

Миролюбие

1

15

Уравновешенность

1

16

Общительность

1

17

кротость

1

18

Щедрость

1

19

Честолюбие

1

20

Смелость

2

21

Самообладание

1

22

Наслаждение

1

23

Благочестие

2

24

Человеколюбие

1

25

Сдержанность

1

26

Разумность

1

27

Способность познать красоту

1

28

Память

1


Эти добродетели часто упоминали философы: Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур, Цицерон, Демократ, Зенон, Ксенократ, Полемон, Антиох и другие. Представители данного течения эпохи Возрождения и нового времени традиционно относит Данте, Петрарку, Боккачу, Леонардо да Винчи, Вала Эразма, Роттердамского, Бруно Бадена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Цвингли, другие.

Таблица №2.

№ п/п

Добродетели человека

Частота упоминаний добродетелей

1

Человеколюбие

13

2

Свободолюбие

5

3

Справедливость

13

4

Рассудительность

6

5

Умеренность

6

6

Милосердие

3

7

Доброжелательность

5

8

Любовь к прекрасному

1

9

Скромность

2

10

Кротость

1

11

Честность

3

12

Дружелюбие

3

13

Мужество

2

14

Толерантность

11

15

Вежливость

1

16

Стыдливость

2

17

Самопожертвование

1

18

Энергичность

1

19

Самообладание

1

20

Великодушие

1

21

Трудолюбие

3

22

Воля

2

23

Оптимизм

2

24

совестливость

1

25

Остроумие

1

26

Независимость

3

Из таблицы№1 и таблицы №2 следует, что наиболее значимыми добродетелями, по мнению античных философов и философов эпохи Возрождения, характеризующих человека как существо общественное, являются интеллектуальные добродетели и добродетели, выражающие отношения между людьми. В сравнение с античной философией, на основе которой "возрос" гуманизм Возрождения, замечаем отсутствие качеств, характеризующих отношений к Богу и к богатству. Гуманизм этой эпохи поставил человека в центр как существо, ставшее подобным Богу в результате его собственных творческих способностей.

Вывод: Эпоха Ренессанса характеризуется возрождением античной культуры. Философия этого периода осуществила грандиозный синтез христианской веры и античной мудрости, симбиоз двух культур на почве схожих или совпадающих черт, обусловленных своей гуманистической направленностью.[3.135]

Гуманизм в Новое время


Церковная реформация в Западной Европе положила конец гуманизма (особенно в Германии), как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции. В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также самодостаточных философских фигур, как Шиллер, Гете, Лессинг, Гердер, гуманизма был вновь лимитирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления. Философия Нового мира многолика. Соответственно, гуманистические идеи, которые мы обнаруживаем в философской мысли этой эпохи, отражены по-разному, порой противоречиво и даже парадоксально. Прежде всего философия Нового времени продолжила развивать новое течение в этике, исходящее из Возрождения, видящее в самом человеке и окружающей природе источник его нравственных понятий. Однако из идей, получивших распространение в этот период, стала идея происхождения нравственных понятий естественным путем из чувства ответственности, которое от природы присуще человеку и большинства животных. Наиболее последовательно полно развил эту идею Т.Гоббс.

Человек у Гоббса - субъект морали и права, в природе которого преобладает эгоистическое начало. При этом Т.Гоббс многократно подчеркивает действие той закономерности человеческого существования, которая была зафиксирована уже в античном мире, закономерности человеческого самосохранения, присущей каждому человеку.[2.142]

Также развитие идеи гуманизма связано, прежде всего, с осмыслением условий жизни субъекта в активно формирующемся капиталистическом обществе. Гуманизм Нового времени проявляется здесь как светский индивидуализм. Он приобретает новое значение в связи с признанием права человека на счастье, удовлетворения собственных потребностей, на реализацию своих способностей. Появляются первые концепции прав человека, выдвигаются принцип неприкосновенности частной жизни и принцип толерантности. Примечательно в этом отношение учение Д.Локка.

Нравственные понятия, полагал Локк, нельзя считать внушениями свыше; они есть результат наблюдений, опыта человека. Он совершенно определенно доказывал, что наши идеи, мысли происходят либо непосредственно из наших ощущений, получаемых чувствами, либо из рассуждений о наших чувствах.[2.148]

По Канту человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством. Гуманизм, исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории. С экономическими кризисами и античеловеческой общественной практике большевизма и фашизма в 20 веке, был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шиллер, Фромин и др.) Вступление авангардных либеральных государств 20 в., в стадии развития, близкую канонам "постиндустриального", "информированного" общества, актуализировало проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.