Гуманизм как этическая категория. Идеи гуманизма в произведениях башкирских писателей и философов
Гуманизм
как этическая категория. Идеи гуманизма в произведениях башкирских писателей и
философов
Ипатова
Мария Егоровна
Руководитель
Милосердова Светлана Юрьевна.
Уфа
2007.
План
Цель работы
Вступление
Эпоха возрождения и античная этика в
гуманистических идеях
Гуманизм в новое время
Вопросы гуманизма в новейшее время
Идеи гуманизма в башкирской
литературе и философии
Заключение
Список литературы
Цель работы
Важнейший социальный и моральный аспект анализа
мировой цивилизации - положение личности в обществе. Какова степень ее
экономической, политической и духовной свободы? Есть ли социальные условия для
ее полноценного развития, реализации ее многообразных интересов и потребностей?
Ответы на эти вопросы дают возможность определить уровень цивилизованности того
или иного сообщества[1.198]. Каково влияние гуманистических идей на
цивилизационное развитие? Я считаю, что гуманизм и цивилизация переплетаются
друг с другом.
Изучая гуманизм, хотелось бы узнать насколько
пронизаны не только работы философов различных времен и народов, но и как
рассматриваются вопросы гуманизма в работах башкирских писателей и философов.
Вступление
Гуманизм (лат.humanitas-человечность)
- мировоззрение антропоцентризма (характерного еще мышления и социальной
практики античности в версиях Цицерона, именовавшего гуманистическим состоянием
эстетически завершенной культуры и нравственной эволюции "подлинно"
человеческого индивида, и Гая Юлия Цезаря осуществлявшего политику
"милосердия"). Перманентно, т. е. постоянно, подвергающегося
осмысленно и рефлексии в канонах целостных подходов ренессанса и более поздних
философских систем. Эти каноны базируются на принципах: человек - высшая
ценность общества; благо человека- суть (смысл, содержание) общественных
отношений; человек имеет право на свободу, счастье, развитие и проявление своих
способностей; человек - творческая индивидуальность, вместилище творческой
потенции. [2.17] (В узком смысле может трактоваться как определённое культурное
движение Ренессанса, где происходит освобождение от духовного господства
феодализма.) Термин гуманизма был введён в научно- просветительский оборот
немецким педагогам Ф. Нитхаммером в 1808 году постулирует "высшую,
самодостаточнную и самоосознающую значимость человека", в которой провозглашает
и античеловеческим всем. Все это способствует его отчуждению и самоотчуждению;
отвергает мысль приоритета идей и истин "Сверхчеловеческого"
происхождения вреду феноменов потустороннего мира. Концепт Сверхчеловека был
ориентирован на отказ от морали, обуздывающей подлинную природу
человека.[3.257]
Эпоха Возрождения и античная этика в
гуманистических идеях
Теоретики гуманизма в эпоху средневековья
противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности " чисто
человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей древнего Рима
и древней Греции. Это можно показать по таблицам, где представлены частота
упоминаний античных философов и философов эпохи Возрождения.
Таблица№1.
№
п/п
|
Добродетели
человека
|
Частота
упоминаний добродетелей
|
1
|
Мудрость
|
22
|
2
|
Справедливость
|
17
|
3
|
Мужество
|
15
|
4
|
Умеренность
|
16
|
5
|
Дружелюбие
|
3
|
6
|
Благородства
|
1
|
7
|
Скромность
|
1
|
8
|
Мягкость
и ласковость в чувствах
|
2
|
9
|
Сострадание
|
1
|
10
|
Отзывчивость
|
1
|
11
|
Благодарность
|
1
|
12
|
Толерантность
|
1
|
13
|
Бескорыстие
|
1
|
14
|
Миролюбие
|
1
|
15
|
Уравновешенность
|
1
|
16
|
Общительность
|
1
|
17
|
кротость
|
1
|
18
|
Щедрость
|
1
|
19
|
Честолюбие
|
1
|
20
|
Смелость
|
2
|
21
|
Самообладание
|
1
|
22
|
Наслаждение
|
1
|
23
|
Благочестие
|
2
|
24
|
Человеколюбие
|
1
|
25
|
Сдержанность
|
1
|
26
|
Разумность
|
1
|
27
|
Способность
познать красоту
|
1
|
28
|
Память
|
1
|
Эти добродетели часто упоминали философы:
Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур, Цицерон, Демократ, Зенон, Ксенократ,
Полемон, Антиох и другие. Представители данного течения эпохи Возрождения и
нового времени традиционно относит Данте, Петрарку, Боккачу, Леонардо да Винчи,
Вала Эразма, Роттердамского, Бруно Бадена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора,
Цвингли, другие.
Таблица №2.
№
п/п
|
Добродетели
человека
|
Частота
упоминаний добродетелей
|
1
|
Человеколюбие
|
13
|
2
|
Свободолюбие
|
5
|
3
|
Справедливость
|
13
|
4
|
Рассудительность
|
6
|
5
|
Умеренность
|
6
|
6
|
Милосердие
|
3
|
7
|
Доброжелательность
|
5
|
8
|
Любовь
к прекрасному
|
1
|
9
|
Скромность
|
2
|
10
|
Кротость
|
1
|
11
|
Честность
|
3
|
12
|
Дружелюбие
|
3
|
13
|
Мужество
|
2
|
14
|
Толерантность
|
11
|
15
|
Вежливость
|
1
|
16
|
Стыдливость
|
2
|
17
|
Самопожертвование
|
1
|
18
|
Энергичность
|
1
|
19
|
Самообладание
|
1
|
20
|
Великодушие
|
1
|
21
|
Трудолюбие
|
3
|
22
|
Воля
|
2
|
23
|
Оптимизм
|
2
|
24
|
совестливость
|
1
|
25
|
Остроумие
|
1
|
26
|
Независимость
|
3
|
Из таблицы№1 и таблицы №2 следует, что наиболее
значимыми добродетелями, по мнению античных философов и философов эпохи
Возрождения, характеризующих человека как существо общественное, являются
интеллектуальные добродетели и добродетели, выражающие отношения между людьми.
В сравнение с античной философией, на основе которой "возрос"
гуманизм Возрождения, замечаем отсутствие качеств, характеризующих отношений к
Богу и к богатству. Гуманизм этой эпохи поставил человека в центр как существо,
ставшее подобным Богу в результате его собственных творческих способностей.
Вывод:
Эпоха Ренессанса характеризуется возрождением античной культуры. Философия
этого периода осуществила грандиозный синтез христианской веры и античной
мудрости, симбиоз двух культур на почве схожих или совпадающих черт,
обусловленных своей гуманистической направленностью.[3.135]
Гуманизм в Новое время
Церковная реформация в Западной Европе положила
конец гуманизма (особенно в Германии), как особому направлению философствования
и сопряженной интеллектуальной традиции. В дальнейшем усилиями представителей
школы романтизма, а также самодостаточных философских фигур, как Шиллер, Гете,
Лессинг, Гердер, гуманизма был вновь лимитирован в контексте реконструкции
идеалов античного миропредставления. Философия Нового мира многолика.
Соответственно, гуманистические идеи, которые мы обнаруживаем в философской
мысли этой эпохи, отражены по-разному, порой противоречиво и даже
парадоксально. Прежде всего философия Нового времени продолжила развивать новое
течение в этике, исходящее из Возрождения, видящее в самом человеке и
окружающей природе источник его нравственных понятий. Однако из идей,
получивших распространение в этот период, стала идея происхождения нравственных
понятий естественным путем из чувства ответственности, которое от природы
присуще человеку и большинства животных. Наиболее последовательно полно развил
эту идею Т.Гоббс.
Человек у Гоббса - субъект морали и права, в
природе которого преобладает эгоистическое начало. При этом Т.Гоббс многократно
подчеркивает действие той закономерности человеческого существования, которая
была зафиксирована уже в античном мире, закономерности человеческого
самосохранения, присущей каждому человеку.[2.142]
Также развитие идеи гуманизма связано, прежде
всего, с осмыслением условий жизни субъекта в активно формирующемся
капиталистическом обществе. Гуманизм Нового времени проявляется здесь как
светский индивидуализм. Он приобретает новое значение в связи с признанием
права человека на счастье, удовлетворения собственных потребностей, на
реализацию своих способностей. Появляются первые концепции прав человека,
выдвигаются принцип неприкосновенности частной жизни и принцип толерантности.
Примечательно в этом отношение учение Д.Локка.
Нравственные понятия, полагал Локк, нельзя
считать внушениями свыше; они есть результат наблюдений, опыта человека. Он
совершенно определенно доказывал, что наши идеи, мысли происходят либо
непосредственно из наших ощущений, получаемых чувствами, либо из рассуждений о
наших чувствах.[2.148]
По Канту человек может быть для другого человека
только целью, но никогда не средством. Гуманизм, исповедуемый идеологами
индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса
общества в контексте линейных представлений о развитии и истории. С
экономическими кризисами и античеловеческой общественной практике большевизма и
фашизма в 20 веке, был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей
европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шиллер,
Фромин и др.) Вступление авангардных либеральных государств 20 в., в стадии
развития, близкую канонам "постиндустриального",
"информированного" общества, актуализировало проблему оптимизации
функционирования человеческого фактора в социальной жизни.
Страницы: 1, 2
|