Ибн-Сина по книге Сагадеева А.В.
Государственный Университет
Факультет гуманитарных наук и социальных
технологий
Кафедра философии и политологии
Реферат
по философии
по книге Сагадеева «Ибн-Сина»
Выполнила: студентка 2 курса гр. Фил-21
Проверил: преподаватель по
философии
Дата сдачи работы:
Дата
рецензирования:
Ульяновск 2003 г.
Содержание
- Введение, глава
1………………………………………………………...стр.2-6
- Глава 2…………………………………………………………………....стр.6
- Глава
3……………………………………………………………………стр.6-8
- Глава 4…………………………………………………………………....стр.8-13
- Глава 5…………………………………………………………………...стр.13-16
- Глава
6…………………………………………………………………...стр.17-18
- Глава
7…………………………………………………………………...стр.18-19
- Заключение……………………………………………………………...стр.19
- Список использованной
литературы………………………………..стр.20
За безбожье своё пред собою одним
я в ответе.
Крепче веры моей не бывало
на былом свете.
Но, коль даже единственный в мире –
и тот «еретик»,
Значит, нет, говорю, правоверных
в нашем столетье!
Ибн-Сина
Автором выбранной мною книги является Сагадеев Артур
Владимирович, написавший немало статей и переводов с арабского языка. Данная
его работа, которая называется «Ибн-Сина» рассказывает нам о величайшем философе,
мудреце, учёном, является довольно интересной на мой взгляд. В этой книге
рассказывается о деятельности выдающегося учёного, даётся краткая
характеристика его основных работ, а в конце книги даётся приложение - его
«Трактат о Хайе, сыне Якзана». Как известно Авиценна является продолжателем
традиций восточного аристотелизма и неоплатонизма, основное идейное изложение
которых и даётся далее.
Глава 1. Жизнь.
Творчество. Идейные предпосылки. Философ, врач, визирь и вечный странник. Так
называется первая глава, в которой примечательно, но кратко рассказывается о
биографии выдающегося мыслителя. Сагадеев, прежде всего, даёт описание общей
обстановки, в которой жил и творил Ибн-Сина. Аш-Шейх ар-Раис родился в Средней
Азии близ селений Бухары в 980 г, его отец был финансовым чиновником, который,
встречаясь с исмаилитскими кругами, не был лишён философских интересов.
Маленький Абу-Али подслушивал беседы отца, пытаясь, что-то понять. Таким образом,
первоначальное образование он изучил, освоив Коран и словесные дисциплины, к
десяти годам. Далее на Ибн-Сину значительное влияние оказал учёный Абу-Абдаллах
ан-Натили, под руководством которого будущий философ разбирал трактат Порфирия
Тирского. Учитель диву давался тому, что ученик превосходил его в плане
объяснения определений, то есть Ибн-Сина истолковывал рассматриваемые объекты
гораздо более ясно и просто. Поэтому после этого Абу-Али стал усердно
штудировать физику и метафизику, что впоследствии повлияло на его склонность к
медицине. После этого последовали годы странствий в силу смерти его отца. Он
стал скитаться по разным местам, сталкиваясь с различными трудностями, будучи
на грани жизни и смерти. Последние годы жизни (1024-1037), проведённые в
Исфахане, стали самыми плодотворными, так как именно в этот период были написаны
самые значительные произведения: «Книга спасения», «Книга знания», «Книга
указаний и примечаний», «Восточная философия», «Книга справедливости» и
,наконец, самая главная «Книга исцеления».
Наиболее достоверные источники дают нам достопримечательные
черты философа, образ которого отличается одержимостью исследовательского духа,
стремлением к энциклопедическому охвату всех современных ему знаний. Ибн-Сина
выделяется тонкой наблюдательностью, феноменальной памятью и остротой мысли. Между
тем он был склонен к чувственным наслаждениям. Однако есть некоторые авторы,
которые говорят об его «религиозном пыле». Тем не менее, несмотря ни на что,
философ отличался неисчерпаемой работоспособностью. На мой взгляд, этим и
оправдываются невероятно-значимые заслуги учёного.
Абу-Али – автор самых разнообразных и по форме, и по
содержанию произведений, написанных в основном на арабском языке. К нефилософским
научным трудам без сомнения следует отнести «Канон врачебной науки», в
котором Ибн-Сина систематизировал накопленные медицинские знания и собственный
опыт врача. Его некоторые представления в области медицины были близки к
современным. К философским произведениям можно отнести «Книгу
исцеления», многотомное сочинение, охватывающее все отрасли философской науки:
логику, математику, физику и метафизику. Из сохранившихся до наших времён
трудов Абу-Али следует упомянуть трактат «Об определениях», в котором автор
продолжает традицию составления специальных философских лексиконов. До сих пор
неясны вопросы относительно авторства некоторых книг, дело в том, что есть сочинения,
традиционно приписываемые Абу-Насру аль-Фараби, который написал сочинение о
целях книги «Метафизики» Аристотеля, так вот при чтении сочинений возникает
мысль о том, что автором этих книг можно считать Авиценну. Таким образом, это
требует тщательных исследований, об этом и рассказывается во второй части
первой главы, которая так и называется «Два аль-Фараби» (с.12-37).
«Два аль-Фараби». Эта
часть главы рассказывает нам о связи аш-Шейха ар-Раиса с крупнейшими идейными
течениями, а также о работах его учителя Абу-Насра аль-Фараби, так как его
основные положения философии помогают уяснить учение Ибн-Сины.
Вначале рассматриваются три течения ислама: мутазилизм,
исмаилизм и суфизм, а также их взаимосвязь с философией.
Сагадеев даёт, на мой взгляд, неплохую характеристику и идейный смысл вышеперечисленных
форм. Но сначала, как мне кажется, следует представить краткие черты ислама в
рассматриваемом периоде. Во-первых, Муххамед в эпоху раннего средневековья
воспринимался как реальная историческая личность, во-вторых, Коран подвергался
толкованию в рамках спекулятивного богословия – калама.
Таким образом, самыми ранними представителями
свободомыслия в исламе являются мутазилиты, которые и являются
толкователями калама. Следует обязательно подчеркнуть, что для средневековой
арабо-мусульманской философии представление о религии связывалось с чисто
практическим, политическим искусством, призванным регулировать межличностные
отношения и не имеющим никакого отношения к постижению истины. В мутазилитской
форме вольнодумство определялось сосуществованием здесь нескольких различных
религиозных организаций: строгий мутазилизм был связан с «диалогом» между
исламом и христианством, а также борьбой против манихейских движений. Автор
говорит о том, что мутазилитов называли «поборниками единобожия и
справедливости», так как их учение основывалось на единстве Аллаха и его
абсолютной справедливости. Могущество Аллаха и его воля подчинены его
абсолютному знанию.
Относительно характеристики исмаилизма следует
выявить то, что это ответвление одного из двух главных направлений в исламе –
шиизма. В качестве теологического учения в нём различались внешний,
экзотерический аспект слова божьего и его внутренний эзотерический смысл, то
есть сокровенный смысл Писания был доступен только имамам, а внешняя сторона
буквы закона предназначалась для невежественной толпы. На мой взгляд, здесь
наблюдается односторонняя точка зрения понимания священного писания, что
говорит о несправедливости, получается так, что слово Божье доступно лишь
определённому кругу людей. Далее вообще говорится о том, что не было
практически никакой грани между так называемыми избранными и невеждами. В
целом Сагадеев рассуждает о том, что исмаилитское учение выступает в роли синтеза
античной мудрости и религиозно философских воззрений народов Востока, и
говорит также о его разделении на радикальное и умеренное направления.
Как оппозиционное суннитскому «правоверию» возникло и суфийское
направление в исламе, специфика которого заключается в проповедовании аскетизма
и возможности познания бога через мистическую интуицию, то есть образ жизни
аскетов был демонстративным вызовом и укором людям, предпочитающим материальные
блага.
Таким образом, охарактеризовав вышеперечисленные учения,
следует сказать о том, что носители их считали истину запредельной по отношению
к той или иной традиционной религии (с.37-54).
Абу-Наср аль-Фараби(870-950) систематизировал восточный перипатетизм и дал решение вопросу о
соотношении религии и философии. Он выявил, по-моему, блестящую точку зрения
относительно того, что философия даёт теоретические основы естественнонаучным
дисциплинам, политике и преобразует общество в правильном направлении. В
метафизике он различает разработки и богословско-космологические рассуждения в
отношении религиозных и политических соображений. Аль-Фараби считается одним из
трёх главных учителей Авиценны (двумя другими являются Аристотель и Плотин).
Абу-Наср является автором трёх написанных сочинений (перечень работ
Аристотеля): «Слово о классификации наук», «О том, что должно предшествовать
изучению философии» и «Философия Аристотеля». Сагадеев даёт описание тезисов,
чтобы читатель смог сформулировать для себя черты идеального государства,
сравнить их с воззрениями Аристотеля, касающихся тех же вопросов. Далее даётся
схема так называемого «образцового города», классифицируются «силлогистические
искусства», состоящие из соответствующих пяти видов рассуждений – поэтических,
риторических, софистических, диалектических и аподиктических. В политике –
«широкая публика» не отделена от «элиты», а идеологическую базу составляет
«истинная» религия. Даётся соотношение философии, теологии и религии в
классификации наук – в итоге теология есть «служанка» философии. Таковы
некоторые положения из философии Абу аль-Насра, продолжателем которой и
является Ибн-Сина (с.54-71).
Глава 2.Классификация
наук. В рассматриваемой мною главе даётся
разработка классификации наук, предложенная непосредственно Ибн-Синой.
Итак, по воззрениям великого учёного, философское знание
разделяется на две области наук: теоретических и практических,
основой деления служит предмет знания к действиям, исходящим от человека. Таким
образом, теоретические науки исследуют вещи и их целью является постижение
блага, практические же науки исследуют деятельность человека, направленную на
эти вещи, и соответственно их целью является достижение блага. Ну, а царицей
всех наук, конечно же является логика.
К теоретическим наукам относятся физика, математика и
метафизика. Физика в свою очередь также подразделяется на множество наук – из
всего этого выявляется характерная для мусульманского средневековья
дифференциация наук и укрепление их связи с ремесленным производством и
торговлей. Зато Ибн-Сина негативно относился к астрологии, алхимии и магии.
Чистую метафизику он делил на пять разделов, именовал её «божественной наукой».
Из всего этого следует вывод, что Авиценна творил согласно системе, заложенной
ранее его учителем аль-Фараби. Да, он также как и Абу-Наср выделяет метафизику,
считая её первой, но во всех его энциклопедических трудах читателю предлагается
вначале изучить логику, которая помогает преодолеть стремнины на пути к высотам
человеческого знания (с. 72-83).
Глава 3. Логика. В этой главе рассказывается об успехах Абу-Али в области логики. На
мой взгляд, судя по тому, что я изложу ниже, можно согласиться с мнением
относительно копирования рассматриваемой науки у Аристотеля. Это будет заметно
по сходству признаков у двух великих учёных. Не зря сам автор говорит о
значительном влиянии на Ибн-Сину концепций, разработанных в логической школе
стоиков, ну, и, конечно же, у Стагирита.
Подобно Аристотелю Ибн-Сина исследует человеческую
деятельность, начиная с изучения языков, а именно в плане различий арабского и
греческого. Логика изучает только высказывающую речь, состоящую из
материи и формы. Материю высказываний в свою очередь образуют идеи, то есть
умственные формы, составляющие смысл слова.
Вообще изложение науки логики у Абу-Али начинается с
рассмотрения первого вида знания в его связи с простыми высказываниями.
Общие
высказывания
сущностные акцидентальные
(род, вид и видовое различие) (собственный
признак и общая акциденция)
К вышеназванным высказываниям относится также и «первая
сущность» Аристотеля. После этого даются определения следующим отношениям:
·
Омонимические предметы – это те, у которых имя
одно, а то, что понимается под ним, различается таким образом, что в нём не
оказывается никакого сходства.
·
Подобноименные – это те, у которых имя одно, а то,
что понимается под этим именем, имеет и различия, и сходство.
·
Предметы по аналогии – это те, у которых имя одно,
и то, что понимается под ним, одно, но это последнее выражено не во всех них
равносильным образом.
·
Соименные – это те, у которых и имя одно, и то, что
понимается под ним, одно, не заключая в себе сколь-либо значительных различий.
·
Синонимические – это те, имена которых имеют один и
тот же смысл, но обозначающие данную идею слова – разные.
·
Равноименные – это те, у которых имена различаются
так же, как и обозначаемые ими идеи.
Страницы: 1, 2, 3
|