Иметь и быть как два способа существования. Категория небытие у Э.Фромма (по книге Э.Фромма "Иметь или быть?")
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
Реферат
Иметь и быть как
два способа существования.
Категория небытие у Э.Фромма.
(по книге Э.Фромма "Иметь
или быть?")
Выполнил: студент 2 курса
1 группы ОДО Козлов А.А.
Проверила: Батурина Г.И.
Иваново 2009
Краткая биографическая справка.
Э.Фромм родился 23 марта 1900г. во Франкфурте в
ортодоксальной еврейской семье. Он получил хорошее начальное образование в
гимназии, где изучал несколько языков. Война 1914г и неожиданное самоубийство
друга семьи, молодой прелестной художницы, по-видимому, подтолкнули его к
изучению мотивов человеческого поведения, вопросов жизни и смерти.
В 1918г Э.Фромм начинает изучать психологию, философию
и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университете, где среди
прочих его учителей были Макс Вебер, Альфред Вебер, Карл Ясперс, Генрих
Риккерт. В 22 года он стал доктором философии, а затем продолжил образование в
Мюнхене и закончил его в известном Институте психоанализа в Берлине.
В 1927—1929 гг. Фромм начинает много печататься.
Известность ему принесло выступление с докладом «Психоанализ и социология», а
затем публикация статьи под названием «О методе и задачах аналитической
социальной психологии: замечания о психоанализе и историческом материализме».
Почти десять лет (1930—1939) его судьба связана с Франкфуртским институтом
социальных исследований, который возглавлял Макс Хоркхаймер1. В 1933 г. Фромм покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, куда вскоре перебазируется
и Хоркхаймер с своим институтом. Здесь ученые вместе продолжают исследование
социально-психологических проблем авторитарности, а также выпускают
периодическое издание «Журнал социальных исследований». В 50-е гг. Фромм
отходит от теории Фрейда и постепенно формирует свою собственную концепцию
личности1, которую сам назвал «радикальным гуманизмом».
После окончания Второй мировой войны Фромм принимает
решение не возвращаться в Германию. Он поселяется в Мексике на берегу моря (в
городе Куэро-Вако), получает профессуру в Национальном университете в Мехико,
сотрудничает с прогрессивно настроенными латиноамериканскими учеными, читает
лекции в США. Осенью 1962 г. Фромм приезжал в Москву, где принимал участие в
качестве наблюдателя в конференции по разоружению.
Анализ «кибернетического общества», проделанный
Фроммом в 60—70-е гг., привел его к созданию самостоятельной «типологии
социальных характеров»: общество отчуждения «опредмечивает» человека, заявляет
Фромм, превращает его в песчинку, колесико с единственной задачей — вращать
гигантскую машину вооружения... Такое общество, без сомнения, создает особый
«деструктивный тип личности», который становится угрозой для самого существования
человечества.
Последние 11 лет (с 1969 по 1980 г.) Фромм живет в Швейцарии (Локарно), пишет по-английски и по-немецки, печатается во всех
странах мира и с удовольствием выступает перед немецкоязычной аудиторией после
долгих лет разлуки с Европой. Его самым объемным трудом является книга «Анатомия
человеческой деструктивности», которой он посвятил 6 лет жизни (1968-1973гг). В
1980г Э.Фромм скончался.
Экскурс к проблеме
Главной задачей своей книги “Иметь или
быть?”(1976г.) Э.Фромм считает анализ двух фундаментальных позиций
человеческого существования, которыми являются обладание и бытие. Точнее, он
раскрывает сущность бытия путем противопоставления понятию иметь,
выражающему главную детерминанту ориентации на небытие. Стимулом
к размышлению явилось то, что автор называет “несбычей великих надежд”
индустриального века, которая привела к осознанию следующих фактов:
- счастье и всеобщее благоденствие не могут быть
достигнуты путём безграничного удовлетворения всех потребностей;
- мечта о свободе и независимости исчезает, стоит
только осознать, что все мы – лишь колёсики в бюрократической машине;
- наши мысли, чувства и привязанности являются
объектом манипулирования со стороны средств массовой коммуникации;
- экономический прогресс касается лишь богатых наций,
а разрыв между богатыми и бедными становится все более вопиющим;
- технический прогресс принес с собой экологические
проблемы и угрозу атомной войны;
- каждое из этих последствий может стать причиной
гибели всей цивилизации, если не самой жизни на Земле.
Э.Фромм выделяет два важнейших психологических
принципа современной ему системы: радикальный гедонизм, а также эгоизм,
себялюбие, и жадность в купе одного свойства, необходимого для гармонии в мире.
Теоретический анализ показывает, что радикальный
гедонизм не может привести к счастью, а также почему он не может этого сделать,
принимая во внимание человеческую природу. Но и без теоретического анализа
наблюдаемые факты со всей очевидностью свидетельствуют о том, что наш способ
"поисков счастья" не приводит к благоденствию. Мы представляем собой
общество заведомо несчастных людей: одиноких, снедаемых тревогой и унынием,
способных только к разрушению и постоянно ощущающих свою зависимость -- людей,
которые радуются, если им удалось как-то убить время, которое они так усиленно
стремятся сэкономить.
Мы живём в эпоху небывалого социального эксперимента,
который должен дать ответ на вопрос, может ли достижение наслаждения ( как
пассивный эффект в противоположность активному состоянию радости бытия) обеспечить
решение проблемы человеческого существования. Впервые в истории физическое
сохранение человечества ставится в зависимость от радикальных изменений
человеческой души.
Более того, пока проблемы социальной реконструкции не
займут в мыслящих умах современности такого значительного места, какое ныне
занимают наука и техника, то есть пока наука о человеке не станет столь же
важной, как естественные и технические науки, до тех пор не возникнет
возможность увидеть или представить себе реальные альтернативы ныне
существующим общественным системам.
Важность понимания разницы между обладанием и
бытием
Противопоставление понятий иметь и быть чуждо
“нормальному человеческому сознанию”, их противоположность не бросается в
глаза.
Обладание представляется нормальной функцией нашей
жизни: чтобы жить, нам нужно иметь какие-то вещи; чтобы ими пользоваться надо
сначала их приобрести. В обществе, где высшей целью является цель иметь – и
иметь как можно больше, какая же в таком обществе может быть полярность
между иметь и быть? То есть, кто ничего не имеет, тот
ничего собой не представляет (тот и не существует).
Многие крупные мыслители альтернативу иметь или
быть ставили в центр своих философских систем. Будда учит, что не нужно
стремиться к обретению собственности тому, кто хочет достичь высшей ступени
человеческого развития. Майстер Экхарт говорил: “ Людям следовало бы
задумываться над тем, что они должны делать, а больше над тем, что они есть.” У
Маркса как представителя радикального гуманизма, не фальсифицированного
советским толкованием, есть такие размышления: роскошь – это такой же порок как
и нищета, что целью нашей жизни должно быть стремление быть в состоянии,
а не иметь состояние, то есть быть многим, а не обладать
многим.
Данные антропологии и психоанализа дают возможность
утверждать, что обладание и бытие – это две совершенно разные
формы человеческих переживаний: от наличия и интенсивности той или иной формы
зависят различия индивидуальных и коллективных характеров.
***
Чтобы нагляднее продемонстрировать соотношение данных
понятий проанализируем их на основе обыденной жизни.
Так, за последние столетия можно фиксировать некоторые
смещения акцентов в употреблении глаголов быть и иметь. Все чаще
действие выражается через понятие обладания, то есть вместо глагола
употребляется иметь + существительное. Но подобное словоупотребление
претит языковой норме, так как процессами и действиями нельзя обладать, их
можно только осуществлять (испытывать или проживать). Современный стиль речи
свидетельствует о наличии высокой степени отчуждения в современной жизни. (
Пример: у меня есть проблема, вместо - я обеспокоен.) В
словоупотреблении глагол быть грамматически применяется по-разному,
а иногда и вовсе упускается (ставится тире).
Следует заметить, что ориентация на бытие различает
две формы экзистенции: противоположность обладания – жизнелюбие и подлинная
причастность к миру (Дю Маре), противоположность понятию “видимости, или
кажимости” - подлинное, естественное существование, не "показушность”
(Эмиль Беневист).
Потребление – одна из форм обладания и возможно, в
индустриальных обществах, отличающихся перепроизводством, это сегодня самая
главная форма обладания. Основными же объектами потребительства в сфере досуга
являются автомобиль, телевизор, путешествия и секс. И хотя мы привыкли считать
такое времяпровождение активной формой отдыха, правильнее было бы назвать его
пассивным.
Следующая таблица кратко охарактеризует различие иметь
и быть в повседневной жизни.
Объект
рассмотрения
|
Модус обладания
|
Модус бытия
|
Учеба
|
Цель -сохранить выученное в голове или на бумаге.
Стараются сделать максимально возможные записи, чтобы потом зазубрить и
отчитаться. Не думают о содержании и своем отношении к материалу.
|
Ученики уже имеют представление о той теме, которая
будет обсуждаться. У них есть интерес, возникают вопросы и сомнения. Ученики
реагируют на лекцию активно и творчески.
|
Память, воспоминания
|
Память фиксирует чисто механические связи: либо по
принципу частотности употребления слов, либо по принципу чисто логических
ассоциаций на основе противоположных понятий или пространственно-временной
или какой-то другой общности.
Воспоминания, сводимые к чужденной идентификации лица или факта
(разглядывание фотографии, записи в записную книжку).
|
Воспоминание- активная деятельность, при котором
человек оживляет в своем сознании слова, идеи, образы, картины, музыку и т.д.
В процесс вовлечены и разум и чувства. Память
органично вплетена в сознание и картины жизни всплывают сами собой при
определенном напряжении. Часто воспоминания связаны с непосредственной
заинтересованностью лица с ними.
Память в данном случае более натренирована.
|
Беседа
|
Человек заранее мысленно прикидывает свою цену и,
опираясь на неё, выкладывает в последующей беседе свой товар (говорит об
успехах, своем положении, готовит вопросы собеседнику и планирует темы для
разговора). Хороший результат зависит от степени артистизма и свойств
характера. Но неумелый исполнитель может слыть скучным и скованным.
Беседа - товарообмен. В ней кто-то доминирует и впоследствии из неё выходят
побежденными или победителями.
|
Поведение человека, не подготовившегося к встрече -
спонтанное и творческое. “Я” собеседника не мешает ему, и
поэтому он может сосредоточить свое внимание на оппоненте и его аргументах. У
него рождаются новые идеи, ибо он не держит в голове готовых штампов. Ведет
себя в разговоре живо, нередко помогает собеседнику преодолеть его
собственный эгоцентризм. В беседе не имеет значения кто прав. Собеседники
уносят с собой после разговора чувство радости и удовлетворения.
|
Чтение
|
Текст бессмысленно проглатывается. Узнав конец,
читатель ощущает радость обладания всей историей. Но его знания не стали
шире, а весь объем романа, лишь прелюдия к финалу. Школьники и студенты таким
образом пытаются овладеть, запомнить и повторить основные идеи автора, что
формирует его сумму знаний о “культурных ценностях” (аттестат, диплом). Но,
как правило, не различают подлинные взгляды автора от тех, которые навязаны
или искажены под влиянием чего-то, то есть подход к чтению в общем
синтетический, не критический.
|
Читатель экзистенциального толка совсем иной. Текст
вызывает у него внутреннее сопереживание, продуктивную реакцию. Он и сам
может прийти к выводу, что даже восхваляемая повсюду книга ничего особенного
собой не представляет. Он нередко способен уловить в книге больше, чем сам
автор, которому в своем творении все представляется в равной степени важным.
|
Авторитетность
|
В модусе обладания чаще всего авторитет опирается на
средства власти и служит эксплуатации подчиненных. Такой авторитет основан на
социальном статусе.
Компетентность как качества существует, но не является главной предпосылкой.
Авторитет постоянно подкрепляется угрозами,
приказаниями, подкупами и т.д.
|
Экзистенциальный авторитет чаще всего носит
рациональный характер (основанный на компетентности и способствующий развитию
того существа, которое ему доверяет).Это высокоразвитая индивидуальность,
которая демонстрирует уже самим своим существованием, каким может быть
человек, вне зависимости от того, что он говорит или делает.
Авторитет “излучается”.
|
Знание
|
“У меня есть знание”(результат).
Главное ориентирование-
больше знать.
Э.Фромм:”Наша система образования повсеместно направлена на то, чтобы
напичкать человека знаниями, как имуществом, пропорционально его
собственности и социальному статусу."
|
“Я знаю, узнаю” (процесс)
Активное стремление, проникновение вглубь явлений, постепенно приближаясь к
истине.
Главное ориентирование -углубление знаний. Знание –
сила, знание дает свободу. Иллюзии (“рационализации”-по Фрейду) должны быть
разрушены, чтобы дать дорогу бессознательной истине.
|
Вера
|
Наличие готового решения, для которого нет
рационального доказательства. Даёт ощущение прочности на основании
"непрочной кажимости" о трансляции субъектом абсолютных истин,
которым стоит верить уже потому, что нерушима власть тех, кто эту веру
защищает. Человек, превращая Бога в идола, творит из него некую вещь, на
которую переносит свои собственные силы и тем самым ослабляет себя таким
специфическим отчужденным обладанием.
Вера – это подпорка, костыль для тех, кто хочет обрести уверенность в себе и
понять смысл жизни, но не имеет мужества искать его самостоятельно.
|
Вера – это прежде всего убежденность, внутренняя
позиция, установка. Было бы правильнее говорить, что человек пребывает в
состоянии веры, чем он имеет убеждение. Это есть вера в себя самого, в
другого человека, в человечество и способность людей проявлять подлинную
человечность.
Вера, основанная на знании, подтвержденном
субъективным опытом.
Опыт познания зависит от того, насколько человек способен отрешиться от
своего собственного Я и увидеть другого человека таким, как он есть. Такая “рациональная”
вера покоится на субъективно “улавливаемых” фактах благодаря знаниям, чутью
и жизненному опыту. Но в то же время следующие факты не могут быть проверены
позитивистской психологией.
|
Любовь
|
Любовь заявляет о своих правах собственности.,
стремится контролировать свой объект; она подавляет сковывает и душит, то
есть убивает, вместо того чтобы оживлять. Как правило, обременительна, и тот,
кто поклоняется ей, рискует погрузиться в тину бездействия. В современном
мире выражается в браках “по расчету”. Быть влюбленным – проявление
пассивности
(подробнее в книге – “Искусство любить” Э.Фромма). Замена понятия секс
на категорию любовь.
У неопытных людей часто создается ложное убеждение, что периодические
радостные и яркие встречи с человеком возбуждают в них любовь.
|
Любовь-процесс. Любить – значит проявлять
продуктивную активность, которая имплицитно ( подразумеваемо) включает в себя
потребность заботиться о другом существе или предмете, стараться узнать его,
стремиться к нему, радоваться ему, будь то человек, дерево, картина или идея.
Любить кого-то означает тревожиться о нем, усиливать в нем желание жить.
Одновременно - процесс самовозрождения и самообновления. Так в момент
ухаживания у партнеров чаще проявляется установка на бытие, ибо ни тот ни
другой не может сказать, что они пара и обоюдно владеют друг другом. Франц.
поговорка – Любовь -дитя свободы.
|
Страницы: 1, 2
|