История русской души
“ИСТОРИЯ
РУССКОЙ ДУШИ”
(
Листая страницы русской философской и художественной литературы ХIХ
– ХХ в. в.)
Олимпиадная работа по философии ученика 11 класса
Экономической
гимназии № 166
Сухомлинова Георгия
Руководитель:
Карачевцев Игорь
Альбертович
Санкт – Петербург
ВВЕДЕНИЕ.
"И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас... "
А. Ахматова
"Умом России не
понять" - эта строка из стихотворения Ф. Тютчева стала для русского
человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет
"Умом России не понять" россияне обрели как бы духовное кредо, многое
объясняющее в судьбе народа и отдельного человека.
С давних времен у
русского народа было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому,
что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Идет это от
старой идеи Москвы как Третьего Рима (1).
Русское государство
давно уже признано великой державой, с которой должны считаться все государство
мира и которая играет видную роль в мировой политике. История всей русской
культуры во многом история потерь и последующих попыток вернуть утерянное.
Череда беспрецедентных
переломов, взлетов и падений, отрицаний - все это затрудняло и искажало
представление нашего исторического прошлого, нашей духовности. Великая Россия
все еще остается уединенной провинцией в жизни мировой и европейской культуры,
ее духовная жизнь обособлена и замкнута.
России все еще не знает мир,
искаженно воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит. Для
западного человека Россия все еще остается, каким - то чужим Востоком: то
притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством. Даже Толстой и
Достоевский привлекают его, как экзотическая пища, непривычно для него острая.
Да и для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Н. В. Гоголь,
призывавший своих соотечественников к серьезному изучению своей страны, к
постижению души народа со всеми светлыми и темными свойствами приходил к
невеселому выводу:
"Велико незнанье России
посреди России". Россия противоречива. Душа России не определяется
никакими доктринами.
Недаром Тютчев сказал о ней:
Умом России не
понять,
Аршином общим не
измерить:
У ней особенная
стать-
В Россию можно
только верить.
А верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в противоречивом
бытии России факты для подтверждения своей веры.
Мне бы хотелось обратить
внимание в своей работе на то, что особенность русского народа совсем не в том,
чтобы пребывать в безволии и бессмыслии, наслаждаться хаосом, а в том, что мы
призваны и обязаны идти своим путем. Как бы ни были велики наши исторические
несчастья и крушения, мы призваны самостоятельно быть, наша самобытная духовная
культура - из русского сердца, русского сознания, русской свободы.
"Клянусь
честью, - писал Пушкин, - что ни за что на свете я не хотел бы переменить
отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой
нам бог ее дал ".
Мне очень бы
хотелось подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России. Как бы ни интересен
или необычен взгляд на Россию со стороны, очевидно, что настоящий путь к её
познанию лежит через проникновение в тайники характера русского народа
Так
почему же "Умом России не понять?"
РОССИЯ
- самая...
Противоречия
русского бытия всегда находило свое отражение в русской литературе и русской
философской мысли. Творчество русского духа так же двоится, как и русское
историческое бытие. Это ярче всего отразилось в характерной нашей национально//
идеологии - славянофильстве и в творчестве нашего национального гения
Достоевского -русского из русских.
Лик Достоевского так же двоится,
как и лик самой России, и вызывает противоположные чувства. Бездонная глубь и
необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием
достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине "Христова
любовь", сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Достоевский
порождает в нас нестерпимую жалость, от которой разрывается сердце; он с
неотразимой человечностью рисует бедных людей, забитые души, униженных и
оскорбленных: эта девушка Оля из "Подростка", которая повесилась от
недоверия к миру, к обманывающим людям и которую мать все же ищет по улицам,
робко всматриваясь в проходящих девушек, - не случится ли чудо, не воскреснет
ли дочь...
И, с другой стороны, те
заседатели- мужички из "Братьев Карамазовых", которые вынесли
Димитрию обвинительный приговор: это ничего не значит, что фактически не он
убил отца: достаточно, что он хотел его убить. Достоевский не принимает
оправдания " от века виноватой человеческой души" и, не задумываясь,
предпочел бы десять невинных осудить, чем одного виновного оправдать!
Не такова ли сама Россия?
Россия самая безгосударственная, самая
анархическая страна в мире.
И русский
народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю.
Анархизм - явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайне
левым, и нашим крайне правым. Эта анархическая русская природа нашла типичное
выражение в религиозном анархизме Льва Толстого.
Хочется отметить, что сейчас
очень разные взгляды на само творчество писателя. Он и "огромен и могуч, и
"человеческая гора", и "певец простодушия, певец классического
русского простеца". Он отвергает всякую "мишуру и позолоту..., он
видит внутреннюю ложь... источник оптимизма... сама природа демократа коренится
у Толстого... "
Мне не нравиться то, что
Толстой лишает своих героев предыстории: у них будто нет предшественников, они
- люди без прошлого. Не потому ли в своих моральных взглядах он так чуждался
историчности, так пренебрегал прошлым? Толстой был выразителем
непротивленческой и пассивной стороны русского народного характера. Из
временного он делает вечное, он как бы заставляет жить героев второю и лучшею
жизнью, приносит им в дар" идеальное бессмертие'' : " и надо всем
этим расстилается высокое, спокойное небо, то, на которое смотрел истекающий
кровью Андрей Болконский". Для Толстого в мире нет кладбищ.
"Он смело
считал себя пособником Бога, сотрудником Творца и увеличивал жизнь на Земле''.
(Айхенфальд Ю.)
Толстовская мораль животная
природа человека с ее самыми элементарными инстинктами - расслабила русский
народ. Она убивала в русской природе инстинкт силы и славы ,но оставила
инстинкт эгоизма, зависти и злобы Толстой был крайним анархистом, врагом всякой
государственности по морально идеалистическим основаниям. Он отверг
государство, как основанное на жертвах и страданиях, и видел в нем источник зла,
которое для него сводилось к насилию.
Надо признать, что толстовский
анархизм одержал победу в русском народе. В лучшей, героической своей части,
русская интеллигенция стремилась к абсолютной свободе и правде, невместимой ни
в какую государственность. Нагие народничество, - явление характерно - русское,
незнакомое Западной Европе, - есть явление безгосударственного духа.
Русский народ
как будто хочет не столько свободного государства, свободы в
государстве, сколько свободы от
государства. Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним
принципом для русского народа; она из него не создавалась, и приходила как бы
извне. И поэтому власть так часто производила впечатление
"иноземной".
Русский народ всегда любил жить
в тепле коллектива, в какой-то растворённости, в стихии земли, в лоне матери...
Русский анархизм - женственный,
а не мужественный, пассивный, а не активный.
Русская безгосударственность -
не завоевание себе свободы, а свобода от активности
Но Россия не была бы так
таинственна, если бы в ней было только то, о чем я сейчас написал.
С другой стороны -
Россия самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в
России превращается в орудие политики.
Русский народ создал самое
большое в мире государство. С Ивана Калиты
последовательно и упорно
собиралась Россия и достигла небывалых размеров. Интересы созидания,
поддерживания и охранения огромного государства занимают совершенно
исключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не осталось сил у
русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и
защиту государства. Личность была подавлена огромными размерами государства,
предъявлявшего непосильные требования. Бюрократия развилась до размеров
чудовищных.
Русская государственность
занимала положение сторожевое и оборонительное. Она выковывалась в борьбе с
татарщиной, в смутную эпоху, в иноземные нашествия. И она превратилась в
самодовлеющее начало; она живет своей собственной жизнью (надо заметить и до
сих пор), по своему закону, не хочет быть подчиненной функцией народной жизни.
Эта особенность русской истории наложила на русскую жизнь печать безрадостности
и придавленности.
Да, великие жертвы понес русский
народ для создания русского государства, при этом сам остался в нем
безвластным. Но почему тогда в России, даже когда не было никакого устава,
вопрос жизни и смерти в бою за отечество решался однозначно - " во что бы
то ни стало"?
Еще при первом вторжении татар
русский человек предпочитал смерть рабству и умел бороться до" последнего".
У нас уже в " Слове о
полку Игореве" звучат мотивы самопожертвования во имя отечества, и образ
врага вечного, только и ждущего удобного момента нападения, довлеет над всеми
остальными опасностями в жизни русича.
Я думаю, такие отношения
русского человека и государства сложились исконно, потому что общие беды были
сильнее личных горестей, обид и распрей. Например, Александр Невский,
легендарный государственный человек и полководец, остался в памяти русского
народа добрым, даже смиренным руководителем, готовым отложить свою гордыню в
сторону и отправиться в Орду за ярлыком на правление.
Он оставил, как известно, в Орде
своих сыновей и братьев, чтобы не допустить карательного набега ордынцев на
Русь, который мог закончиться полной катастрофой для нашего отечества. Только в
России сложилось убеждение, что служба - сама по себе честь. Дмитрий Донской
облачается в доспехи простого воина и бьется и сражается рядом со своими
ополченцами в пешем строю, как бы оправдывая этим в своих глазах, гибель
множества плохо вооруженных крестьян, которых он вывел против Мамая.
А позже Петр I
издает приказ, понуждающий стрелять во всякого беглеца с поля боя и "даже
убивать меня самого, если я буду столь малодушен, что стану ретироваться от
неприятеля".
Трудно себе представить, чтобы
какой-нибудь западный король издал такой указ. Вся история русских войн есть
история самоотверженного предметного служения Богу. Царю и Отечеству.
И наверняка никакая философия истории, славянофильская или
западническая не разгадает эту тайну русской истории и русской души.
Россия
самая нешовинистическая страна в мире.
Национализм у
нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, в это я верю.
Немцы, англичане, французы... в большей своей массе националисты. Может это не
совсем точно, но они переполнены национальной самоуверенности и самодовольства.
Русские почти стыдятся того, что они русские; нам чужды национальная гордость и
часто даже, увы! - чувство национального достоинства. И так же глубоко верю,
что в русском человеке есть национальное бескорыстие, жертвенность, неведомые
западным народам.
Такова одна сторона в отношении
России и русского сознания к национальности. Но есть и другая, которая не менее
обоснованная.
Россия
страна национального бахвальства, страна, почитающая себя единственно
призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие ада, обреченное на
гибель.
"Русское"
и есть праведное, доброе, истинное...
Тютчев считал Христа русским, он
приписывал России, которую в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя,
не временную историческую, а мировую роль. Это ли антитезис нешовинистической
России?
Но я как-то не поддерживаю это
мнение, не потому, конечно, что оно противоположное моей вере, просто нас долго
держали в неведении и сравнения были нам навязанные. Многое изменилось для
нашего поколения. Мы можем анализировать и не все принимать…Вполне возможно,
что церковный национализм - характерное русское явление.
Россия - "святая
Русь". Россия грешна, но и в грехе своем она остается святой страной -
страной святых. Но говорят ли все святые на русском языке? Католичество
усиленно не признается православием. Поэтому создавались ложные отношения к
вопросам других религиозных учений вообще. Россия, по духу своему призвана быть
освободительницей, однако слишком часто бывала угнетательницей, вызывая вражду
и подозрительность.
Россия - страна бесконечной
свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна
мятежная и жуткая в своей стихийности. Россия - фантастическая страна духовного
опьянения, страна хлыстов, духоборов, страна Григория Распутина, страна
самозванцев и пугачевщины. Тип странника так же характерен для России.
Странник - самый свободный
человек на земле. Величие русского народа и призванность его к высшей жизни
сосредоточены в типе странника. Есть они у Пушкина и Лермонтова, потому
Толстого и Достоевского. Духовные странники все эти Раскольниковы, Ставрогины и
князь Андрей, и Пьер Безухов...
Русской душе не сидится на
месте. В России, в душе народной есть бесконечное искание, искание невидимого
града Китежа, незримого дома Перед русской душой открываются дали, и нет
очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает в
пламенном искании правды, абсолютной правды. 'Галетой, к примеру, требует
немедленного и полного осуществления абсолютного, абсолютного добра в этой
земной жизни, подчиненной законом грешной природы и не допускает
относительного.
Русская душа вечно печалится о
горе и страдании народа и всего мира, и мука ее не тает утоления. Душа эта
поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни. Есть
мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворенность
ничем временным, относительным и условным.
Душа
народа - Русская Правда
Можно установить неисчислимое количество
тезисов и антитезисов о русском национальном характере и русской душе. Наверно,
эти странные противоречия будут понятны, если увидеть, что издавна русские
стремились к максимализму в идеалах и деятельности, к" абсолюту".
Здесь есть доля истины.
Русское национальное сознание сформировалось в таких
условиях, когда многим русским людям приходилось жить на пределе духовных сил,
опираясь на высшие духовные ценности, в абсолютном значении которых у них не
было сомнении. Русская земля - Родина. Бог - Православие. Царь -Государство -
Национальное Единство.
Все эти ценности были вплетены в единую ткань и
осознавались неразрывно.
В сознании русского народа жило обостренное чувство
справедливости, причем не просто справедливости, а чувство высшей
справедливости - жить по душе достойно, вознаграждать по совести.
"В ком
стыд, в том и совесть", "За совесть да за честь - хоть голову
снесть!", "Душа всему мера" "Сердце вещун, а душа мера...
",- говорили наши предки.
Идеальные отношения между людьми, считал
русский человек, должны строиться по душе. Он говорил: "Душа душу
знает", "Поговорим по душам" и т.д.
Страницы: 1, 2, 3
|