Йога
Йога
Йога (санскр.–
«сопряжение»), универсалия индийской культуры, означающая: 1) духовную практику
в более широком смысле, разрабатываемую с различными вариациями и в разных
направлениях всеми религиозными течениями Индии начиная с первых шагов
индийской цивилизации; 2) конкретную философскую традицию, «надстраивающуюся»
над системой психотехники и теснейшим образом связанную с основополагающими
принципами философии санкхьи.
Первый период
истории йоги в более узком смысле (5 в. до н.э. – 1 в. н.э.) совпадает с
начальным этапом эволюции санкхьи. Один из первых санкхьяиков, наставник Будды
– Арада Калама (на пали – Алара Калама), был и одним из первых теоретиков йоги,
разработавшим два этапа ее практикования: предварительный
нравственно-аскетический тренинг и достижение «продвинутых состояний сознания».
Древняя йога, восстанавливаемая из буддийских источников, «средних» Упанишад и
дидактических текстов Махабхараты, развивается в череде учительских традиций
санкхья-йоги, в котором соответствует «практической» части, согласованной с
«теоретическими» калькуляциями санкхьи. Вместе с тем отдельные пассажи
эпических текстов, где настойчиво проводится мысль о нераздельном единстве
санкхьи и йоги, свидетельствует о начале обособления последней.
В 1–4 вв. можно
констатировать «выходы» в йогу конкурирующих школ санкхьи. Цитаты из
авторитетов йоги в комментарии Вьясы к сутрам йоги позволяют предположить, что
мы имеем дело с разработкой как близких санкхье (прежде всего модусов взаимодействия
духовного начала и менталитета-читты), так и общефилософских тем.
Примерно в 4 в.
был создан базовый текст йоги – Йога-сутры, приписываемые Патанджали (не
грамматист, несмотря на многочисленные попытки доказать их идентичность),
составитель которых систематизировал йогическую психотехнику, обеспечив ее
отдельными философскими положениями, обращенными частично и против
идеалистической системы буддийской йоги – йогачары.
О формировании
собственно философской доктрины йоги речь может идти только начиная с
комментаторского периода, когда Вьяса (6 в.) cоставляет нормативное толкование
к сутрам Йогасутра-бхашью, энциклопедист Вачаспати Мишра (9 в.) комментирует
толкование Вьясы в своей Таттвавайшаради (Искусность в овладении истиной), а
позднее царь Бходжа (11 в.) пишет новый комментарий к сутрам Раджамартанда
(Царское солнце), также опираясь на Вьясу. Завершает йогическую экзегезу
Виджнянабхикшу (16 в.), составивший комментарий к комментарию Вьясы
Йога-варттика и отдельное «резюме» учения йоги – компендиум Йогасанграху
(Квинтэссенция йоги), отражающие попытку синтеза йоги, санкхьи и веданты.
Среди основных
отличий философского наследия йоги от санкхьи следует выделить в первую
очередь: 1) введение концепции менталитета-читты, в известном смысле объединяющего
функции различаемых в санкхье компонентов «внутреннего инструментария»
(антахкарана) – интеллекта-буддхи, эготизма-аханкары и ума-манаса; этот
менталитет рассматривается на различных уровнях активности (читта-бхуми); 2)
иную типологизацию состояний сознания, в которой определяющее место занимают
основные, «корневые» аффекты, определяющие сансарное существование индивида
(клеши); 3) признание божества – Ишвары, который, правда, является лишь «первым
среди равных» духовных субъектов-пуруш, отличным от остальных неподверженностью
кармическим аффектам и их результатам, а также способностью быть носителем
«семени всеведения».
Среди тем
философствования йоги, непосредственно не связанных с санкхьей, выделяются те,
о которых сообщает Вьяса, цитируя предшествующих авторитетов: 1)
«реалистическая» (в средневековом смысле) концепция восприятия как
складывающаяся из перцепции родовых качеств объекта и его специфических
характеристик; 2) типологизация причинности – различаются причины
возникновения, устойчивости, проявленности, модификации, «презентации» объекта,
достижения результата, разъединения, трансформации и стабильности.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|