Кант
В в е д е н и е
Иммануил Кант родился в 1724
году в Пруссии в семье шорника. Рождение в трудовой немецкой семье ХVIII
в. также означало приобретение особых нравственных устоев. Говоря о Канте, нередко
используют термин «пиетизм», означающий богопочитание, богобоязненность,
внутреннюю религиозность.
Кант учился в Фридериканской
коллегии – хорошем по тем временам учебном заведение, где прежде всего обучали
древним языкам. Кант изучал латынь и превосходно овладел ею. Он увлекался
римским писателями. Отдал дань изучению естественных наук. В школьные годы
(1733/34 – 1740) окончательно определилась склонность Канта к гуманитарно –
филологическим дисциплинам.
С 1740 г., когда Кант был
зачислен в Кенигсбергский университет. Началась насыщенная трудом, учением
жизнь. Кант впоследствии опубликует некоторые работы, которые задумал и начал
писать еще в студенческие годы. В годы учебы в университете Кант уже думает над
тем, как нужно формировать новую философию. Он внимательно изучает философские
системы предшествующих философов. В особенности привлекает его английская
философия – учения Локка и Юма. Он вникает в систему Лейбница и, конечно, изучает
произведения Вольфа. Проникая в глубины истории философии, Кант одновременно
осваивает такие дисциплины, как медицина, география, математика, и настолько
профессионально, что впоследствии смог преподавать их.
После окончания университета в
1746 г. Канту приходится вступить на путь, по которому впоследствии пошли и
другие классики немецкой мысли, в частности Фихте и Гегель: он становится
домашним учителем. Годы учительства не прошли бесследно: Кант много работал и
уже в 1755 г. Кант благодаря своим оригинальным произведениям занял особое
место в философии, в обновлении философской мысли Германии.
Иммануила Канта (1724 – 1804),
основоположника немецкой классической философии, по праву можно оценить как
одного из величайших умов всех времен и народов, труды которого изучают и
интерпретируют по сей день.
1.
«Докритический»
период
Это период в творческой деятельности
Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770
года. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к
критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому
освоению самого различного мыслительного материала.
Для него характерно серьезное отношение
к любому авторитету в науке и философии, о чем свидетельствует одна из первых
его печатных работ – «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в
студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих
ученых, великих философов? И он приходит к выводу, что можно, если у
исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента.
Кант предлагает рассмотреть новую,
до него неизвестную немеханическую картину мира. В 1755 году в работе «Всеобщая
естественная история и теория неба» он пытается решить эту задачу. Все тела во
Вселенной состоят из материальных частиц – атомов, которые обладают внутренне
присущими им силами притяжения и отталкивания. Эта идея положена Кантом в
основу его космогонической теории. В первоначальном состоянии, считал Кант,
Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве
разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силе притяжения они
движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению друг к другу,
причем «рассеянные элементы с большой плотностью, благодаря притяжению,
собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом». На основе
притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою
космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и
планет объясняет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и
происхождение движений. Напоминая слова Декарта «Дайте мне материю и движение,
и я построю мир!», Кант считал, что ему лучше удалось осуществить замысел:
«Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу
вам, как из нее должен возникнуть мир»
Эта космогоническая гипотеза Канта
оказала огромное влияние как на развитие философской мысли, так и науки.
Материалистические идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на
критическое отношение к господствующей тогда формальной логике, которая не
допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был
полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его «докритический» период
деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного
познания.
2.
Критический
период
Стремление Канта создать
философию, противостоящую «разрушительному скептицизму и неверию», которые
процветали во Франции и робко пробивали путь в Германию во время движения «Бури
и натиска», привело Канта к наиболее характерному для него «критическому»
периоду.
Специфическая кантовская философия,
заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась после
опубликования им трех «Критик» – «Критики чистого разума»(1781г.), «Критики
практического разума»(1788г), «Критики способности суждения»(1790г). Все эти
работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени
обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою
философскую систему). Второй период творчества «Канта назван «критическим» не
только потому, что «Критиками назывались основные произведения этого периода, а
потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ
всей предшествовавшей ему философии;
проотивопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему
до него, как он считал, догматическому подходу. В первой из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй - этику, в третьей –
эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ
составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».
По Канту, существует мир вещей,
независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует
на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует
о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как
только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях
человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей – это мир
«вещей в себе», т.е. непознаваемый посредством разума, а являющийся предметом
веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом «Вещи в себе», по Канту,
трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства.
Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.
3.
«Критика
чистого разума»
«Критику чистого разума» Кант
опубликовал в двух изданиях:
первое появилось в 1781, второе – в 1787 г. «Критика
чистого разума» принадлежит к числу великих произведений философии, содержание
и смысл которых всегда остаются неисчерпаемыми. С тех пор как она
появилась, не было философа, который бы не обратился к изучению этой работы и
не пытался бы дать ей свою интерпретацию. Каждый вдумчивый читатель способен
открыть в этой работе что-то новое и интересное для себя. И почти каждая эпоха
«читает» «Критику чистого разума» по-своему, видит в ней свою актуальность. Но
дело не только в философах. «Критика чистого разума» Канта занимала умы многих
представителей творческой интеллигенции – ученых, художников, писателей. На
«Критику чистого разума» откликались и откликаются моралисты, политики, люди
многих других занятий и профессий.
Кант видит задачу философии как раз
в том, чтобы осуществить критику чистого разума. Он разъясняет: «Я разумею под
этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении
всех знаний, к которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало
быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и
определении источников, а также объема и границ метафизики на основании
принципов». Кант призывает отыскать корни всей проблематики, всего исследования
чистого разума, этой дарованной человеку способности, этого общечеловеческого
дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего он не может, каковы его
основания, как рождаются его принципы, формируются понятия.
Кант оперирует столь знакомым нам
понятием «научная революция» и «революция в науке». Еще в древности математика,
рассуждает он, совершила свою революцию, встав на путь науки. Рождение математики
как науки в глубокой древности имело, согласно Канту, характер революционного
взрыва, т.е. революции в науке. Кант утверждает, что естествознание вступило на
путь научной революции значительно позже. Это произошло, по его мнению, при
переходе от позднего средневековья. Революционный переворот пришел вместе с
учением Коперника и с последующим осмыслением естествознания у Галилея, Ньютона
и др. Правда у истоков этого процесса сам Кант ставит Ф. Бэкона как мыслителя,
который хорошо понял революционный смысл духовного поворота. Фиксируя эту
«революцию в способе мышления», Кант утверждает, что современная ему философия
на ее путь еще не вступила. Она еще не пережила революционного
переворота.«Критика чистого разума» и все последующие работы Канта как раз и
содержат в себе попытку вывести философию на аналогичный путь, совершив в ней
столь необходимую «революцию в способе мышления».
Суть науки, суть человеческого
познания, по Канту, заключается в том, что человек не тащится на поводу у
природы. В математике, например, человек изобретает, строит геометрические
фигуры, причем он делает это соответственно некоторой необходимости, согласно
определенным принципам. В естествознании дело обстоит, согласно Канту,
аналогичным образом. Естествоиспытатель ставит эксперимент, опыты, производит
расчеты и, значит, заставляет природу отвечать на свои вопросы. Иными словами
революционную перемену, которая должна произойти в философии, в метафизике,
Кант видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер
человеческого познания, человеческого мышления, деятельности человеческого
разума. Речь идет об осмыслении исторического факта: наука не рождается
вместе с природой, даже если это наука о природе. Наука – конструктивное и
творческое создание человеческого ума.
В предисловии ко второму
изданию «Критики чистого разума» Кант с самого начала стремится выразить свое
отношение к коренной проблеме: мир и познание, мир и человек . Кант
показывает, что здесь заключен единственный способ теоретически обнаружить
истоки человеческой свободы, понять человека как свободное существо. Путь
доказательства – тщательное обнаружение того, что человек есть по природе своей
творческое существо, способное производить новые знания, делать то, чего не
делает природа, или по крайней мере вносить некоторые существенные дополнения
к миру природы. Наука и искусство – яркие взлеты, впечатляющие воплощения
исконного человеческого творчества, т.е. той самой свободы, которой проникнуто
любое в сущности созидательное действие.
Система Канта глубоко
противоречива. Кант пытался «примирить» непримиримое: веру и знание, религию и
науку, рациональное и иррациональное. «Я должен был, - писал Кант в Критике
чистого разума», - ограничить область знания, чтобы дать место вере».
4. Понятие априорного и его роль в
кантовской
теоретической философии
Одно из центральных понятий, без
которого «Критику чистого разума» просто нельзя постигнуть, - понятие априорного
(apriori).
Есть очень обширная совокупность
человеческих знаний, результатов человеческого познания, которые имеют всеобщий
и необходимый характер. Это утверждения науки, утверждения философии. Они
образуют «мир» законов, принципов и постулатов. Всеобщие и необходимые
положения обычно оцениваются очень высоко – как высшая цель, задача всего
человеческого знания и познания. Эти положения, как правило, оформляются в
суждения, начинающиеся со слов «все» или «вся», означающие, что некоторые
принципы или положения утверждаются применительно к целому классу вещей,
событий, состояний. Например, естествознание кантовского времени выдвигало
такой тезис: все тела протяженны. Это была истина физического знания того
времени, принцип, положенный в основание механики. Или высказывалось другое
положение: все тела имеют тяжесть. И Кант призывает задуматься над вопросом,
что объединяет оба положения? Ответ таков: оба положения суть высказывания
всеобщего и необходимого характера. Ибо не только для физиков, но и вообще для
людей, сколько-нибудь знакомых с физическим знанием, они имеют всеобщее и
необходимое значение. При этом всеобщие и необходимые постулаты отличаются от
тех знаний, которые тоже могут быть сформулированы в форме некоторых всеобщих
суждений, но на деле всего лишь претендуют на всеобщность и остаются
эмпирическими знаниями. Например, когда-то говорили: «Все лебеди белые». А
потом обнаружилось, что есть еще и черные лебеди. Кант различает два вида
знания (и познания): опытное, основанное на опыте (от а posteriori) и внеопытное (от а priori – априорное). Способ образования обоих видов знания различен.
Всякий раз, когда мы говорим: «Все
тела протяженны», мы как бы отвлекаемся от многообразия, неисчерпаемости опыта.
Всеобщее знание мы добываем каким-то иным способом, а не посредством простого
эмпирического обобщения. Согласно Канту, это и есть знание, которое следует
называть априорным, внеопытным, причем не сегодня или завтра, а в принципе и
всегда априорным. Оно не выведено из опыта, потому что опыт никогда не
заканчивается. В том и состоит природа таких знаний и познаний, что при
высказывании теоретических всеобщих и необходимых суждений мы мыслим совершенно
иначе, нежели при простом обобщении данных опыта. Можно знать из опыта, что это
и ли то тело протяженно, но, заявляя, что «все тела протяженны», мы совершаем
внеопытный скачок мысли, т.е. мысль совершает переход в ту сферу, которая
непосредственно опытом не обусловлена.
Таким образом, всякое
всеобщее и необходимое теоретическое знание, истинное знание, по мнению Канта,
априорно – доопытно и внеопытно по самому своему принципу.
Априорные познания, поскольку они
выражаются в суждениях, Кант делит на аналитические и синтетические
априорные суждения. Все суждения, как известно из логики, приводят в связь
субъект и предикат суждения. Так, в суждении «Все люди смертны» субъект – люди,
предикат – свойство смертности. Все априорные суждения содержат внеопытные,
т.е. всеобщие и необходимые знания. Но они в свою очередь делятся на две
группы. К первой группе принадлежат те, в которых предикат не прибавляет нового
знания о субъекте, а как бы «извлекает» на свет божий знание, так или иначе
имеющееся в субъекте суждения. Кант приводит очень характерный для своего
времени пример – суждение «все тела протяженны». Оно является априорным
(воплощает всеобщее и необходимое знание) и вместе с тем аналитическим, ибо в
понятии тела уже заложено понятие протяженного. Нужен только дополнительный
анализ, чтобы это выяснить.
Страницы: 1, 2
|