Карл Поппер как социальный философ
Министерство общего и профессионального
образования РФ
МАТИ - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
Реферат по теме:
«Карл Поппер как социальный философ».
МОСКВА
- 2003 г.
Жизнь.
Карл Раймунд Поппер родился в
1902 г. под Веной в семье профессора права Венского университета, мать была
музыкантом. В семье царила характерная для того времени высокая
интеллектуальная атмосфера. В Вене на рубеже XIX и XX вв. сложился
уникальный культурно-духовный климат.
В
столице Австро-Венгерской монархии на перекрестке различных национальных
культур в исторически короткий отрезок времени жили и творили
выдающиеся философы, ученые, писатели, музыканты (Мах, Брентано,
Мейнонг,
Фрейд, Витгенштейн, представители "Венского кружка", Музиль,
Вагнер, Штраус, Кальман и многие другие). Здесь же вынашивались
различные социально-политические программы (австро-марксистов,
социал-демократов, либеральных демократов и т.д.).
В 1918 г. Поппер поступил в Венский университет, где еще были живы
традиции эпистемологии и философии науки, заложенные Эрнстом Махом и его учениками.
Он изучал математику, физику, психологию, историю музыки, затем
работал учителем, краснодеревщиком. В 1928 г. получил диплом
преподавателя математики и физики в гимназии. (50 лет спустя, в 1978
г., Венский университет "обновит" его, вручив в торжественной
церемонии почетный диплом доктора естественных наук).
Поппер
не получил профессионального философского образования, к философии
он шел самостоятельно.
В
1934 г., будучи школьным учителем в Вене, Поппер публикует
"Logik der
Forschung",
которая [после издания ее в 1959 г. на английском языке] получила
широкую
известность и переведена на многие языки мира. В 1937-1945 гг., живя в Новой
Зеландии, им были подготовлены к публикации "Нищета историцизма"
(1944 г.) и "Открытое общество и его враги" (1945 г.). В 1946 г. он
прибыл в Англию в Лондонскую школу экономики и политических наук и
проработал здесь вплоть до выхода на пенсию в середине 70 гг. В английский
период Поппером были опубликованы "Предположения и опровержения"
(1968
г.), "Объективное знание" (1972 г.), "Нескончаемый поиск"
(1976 г.), "Самость и ее мозг" (совместно с Джоном Экклзом,
1977 г.) "Открытая Вселенная" (1982 г.), "Квантовая теория
и схизм в физике" (1982 г.), "Реализм и цель
науки"
(1983
г.), "Мир предрасположенностей" (1990 г.)., "В поиске
лучшего мира"
(1992
г.). Ему присвоено множество почетных званий, в том числе рыцарское звание
и титул "сэр".
Карл
Раймунд Поппер умер 17 сентября 1994 г. в больнице одного из отделений
Лондонского университета в Южном Лондоне от легочной и почечной недостаточности,
вызванной раковой опухолью. Ему было 92 года. Посещавшие его в
больнице друзья говорят, что диагноз врачей он встретил спокойно,
знал, что скоро умрет, перспектива жизни под бременем болезней и
невозможности работать не казалась ему привлекательной. Согласно
его воле
церемония
похорон была скромной, присутствовали только близкие друзья и
ученики. Урну с прахом положили в могилу его жены Хенни в Вене, умершей в
1985 г., бывшей на протяжении почти 60 лет его самым близким и дорогим человеком.
Детей у них не было.
Поппер был последним из плеяды блестящих умов, представленной именами
Рассела, Витгенштейна, Дьюи, Хайдеггера, Карнапа, Сартра - создателей
великих учений, философских символов уходящего XX века.
Свидетель
пожаров двух мировых войн, безумия фашизма, угара коммунистической
идеологии, он оставался оптимистом, продолжал верить в разумность
человека, в способность либеральной демократии рационально
разрешать конфликты, в просветительские функции философии. Только
в
последнее время, наблюдая трагедию в Боснии, у него, как говорит его
ученик и сподвижник Д.Миллер, появились пессимистические ноты и сомнения в
нужности философии для людей.
Поппер был предан философии, жил философией. Философствовать для
него - значит загореться проблемой и искать ее решение, может быть, всю
жизнь. В конце 20-х годов, будучи студентом педагогического института, он
заинтересовался природой трудностей, с которыми столкнулся Юм при
объяснении
индукции. Придя к выводу о невозможности вероятностного обоснования
индукции, он занимался доказательством этого вывода до последних
своих дней.
Проблема
индукции потянула за собой клубок теоретико-познавательных проблем,
результатом работы над которыми явилась "Logik der Forschung" (1934), сразу сделавшая
никому неизвестного учителя средней
школы
выдающимся философом. В то время работу его оценили немногие, однако
среди них были А.Эйнштейн, А.Тарский, Р.Карнап, О.Нейрат, М.Шлик, в
1935-1936 гг. во время поездки в Англию его принимают Б.Рассел, А.Айер,
Д.Райл. Широкая известность пришла к нему позднее - в 60-70 гг. В 1988 г. в
Брайтоне
большая группа философов из СССР имела возможность видеть и слушать
выступление Поппера перед участниками XYIII Всемирного конгресса философии.
Маленького роста очень старый человек взошел на трибуну и выразительным
голосом начал читать доклад "Мир предрасположенностей. Два новых
взгляда на каузальность". Почти три тысячи человек, приехавших из разных
концов Земли, замерли в почтительном молчании.
Поппер
не принадлежал к категории тех мыслителей, которые, занимаясь
"высокими" проблемами, равнодушно взирают на кипение социальных и
политических страстей. Еще юношей на короткое время он увлекся
марксизмом и коммунизмом. Став свидетелем расстрела в Вене в 1919 г.
демонстрации, организованной выступавшими за революционное
насилие коммунистами, он пережил моральный шок и навсегда отринул
коммунизм. Он предпочел реформистскую и пацифистскую программу
социал-демократов, однако в 30-е годы, видя, что социал-демократы
подрывают веру рабочих в либеральную демократию, оставляя их ни с чем
перед лицом угрозы фашизма и ультра-правых, он разочаровывается и в ней.
Свои работы "Открытое общество и его враги" и "Нищета историцизма"
он считал вкладом в
борьбу
против тоталитаризма и защиту либеральной демократии.
Английским языком Поппер владел с юности. В 1937 г., когда Австрии грозил
аншлюс, он принял предложение преподавать философию в Новой Зеландии и
заставил себя думать и писать по-английски. После войны он получил место в
Лондонской школе экономики, и с тех пор его жизнь была тесно связана с
Великобританией. Вместе с тем к имени Поппера вряд ли приложим термин
"британский
философ"
(также как и "австрийский философ"). Он был просто
философом, не принадлежа никому и принадлежа всем, поскольку то,
чем он занимался, имеет универсальную значимость. Поппер предпочитал
дискуссионный метод обучения. Обычно он предлагал свою версию решения
какой-либо проблемы и приглашал участников высказывать любые критические
суждения. Однако открытость для критики имела у него свои пределы, выход за
которые вызывал у него негативную реакцию.
Последнее
было причиной напряженных отношений, сложившихся у него с его
талантливыми учениками - Д.Уоткинсом, Дж.Агасси, У.Бартли,
П.Фейерабендом, И.Лакатосом и другими, избравшими свои собственные пути.
Поппер
внимательно следил за событиями в перестроечной России. Он был счастлив,
когда ему вручили русское издание "Открытого общества".
По свидетельству редактора этого издания В.Н.Садовского,
Поппер,
готовя к нему "Предисловие" и "Послесловие", много
думал о новом месте России в европейской жизни, прекрасно понимал
трудности, стоящие на пути ее демократизации. Главную мысль, которую он
завещал, можно было бы сформулировать следующим образом. Будущее открыто,
оно от-
крыто
для разных возможностей, могут иметь место и непредвиденные случайности.
Однако человек может влиять на лучший его исход, если будет полагаться на
критический разум, будет путем проб, ошибок и их исправления, прибегая к
реформам, а не революциям, обустраивать свою настоящую жизнь.
Об
основной идее К. Поппера
Основная
функция науки как сферы человеческой деятельности - выработка и теоретическая
систематизация объективных знаний о действительности. Наука включает в себя как
деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний,
лежащих в основе научной картины мира.
Непосредственные
цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений
действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею
законов.
Систему
наук условно можно разделить на естественные, гуманитарные, общественные и
технические науки. Соответственно объектами изучения науки являются природа,
нематериальные аспекты деятельности человека, общество и материальные аспекты
деятельности человека и общества.
Наука
отпочковалась от обыденного знания в глубокой древности. В течение длительного
времени происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов. И уже в
древнем Египте, Месопотамии, Индии, стали появляться первые признаки
становления научного знания - возникли древняя медицина, астрология (область до
сих пор не признанная официальной наукой, но накопившая много эмпирических
данных), математика. В древней Греции и Риме наукой занималось больше людей,
возникали теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты. Однако
древняя наука не опиралась на опыт и не имела достаточной методологии, что
привело к некоторому разбросу мнений по тем или иным проблемам. Разве что в
математике - науке, зачастую не нуждающейся в проверке опытом и методологический
аппарат которой был основан на общепринятых законах формальной логики -
прослеживались единство мнений и преемственность знаний .
В
период раннего средневековья на развитие науки огромное влияние оказывала
религия. Было ли это конструктивным влиянием? Можно сказать, что нет. В самом
деле, за этот период не возниклопринципиально новых направлений, новых теорий
(кроме, пожалуй, одной, объясняющей фундаментальные явления как результат
“божьего промысла”); не много наберется и известных имен. Имел место даже
регресс - веками накопленные знания были запросто уничтожены в огне
александрийской библиотеки. Новые же знания и факты накапливались крайне
медленно - монастыри, где они были сосредоточены, специально этим не
занимались.
В
эпоху Возрождения и, особенно, в новое время ситуация в науке стала кардинально
меняться к лучшему. Именно в новое время наука стала по настоящему
развиваться.
Каким
же образом происходит развитие науки (как отдельной дисциплины, так и науки в
целом)? Интерес к феномену науки, законам ее развития столь же стар, как и
сама наука. С незапамятных времен науку исследовали и теоретически, и
эмпирически.
К
концу XX века философския теория развития науки считается в значительной
степени сформированной. Концепции Т.Куна, К.Поппера и И.Лакатоса, Ст.Тулмина,
П.Фейерабенда и М.Полани занимают достойное место в сокровищнице мировой
философской мысли. Однако, в силу своей многогранности и актуальности вопросы
философии науки продолжают приковывать к себе внимание философов и ученых различных
специальностей.
Карл
Поппер является автором большого количества работ по проблемам философии,
логики науки, методологии и социологии, многие из которых, например “Логика и
рост научного знания”, “Открытое общество и его враги”, “Нищета историцизма” и
др., к настоящему времени опубликованы на русском языке.
Имя
К.Поппера часто связывается с таким философским течением как “фаллибилизм” (от
английского fallible - подверженный ошибкам, погрешимый)
Основанием
для этого явился выдвинутый Поппером “принцип фальсифицируемости” систем.
Фальсифицируемость универсальных высказываний определяется как их способность
формулироваться в виде утверждений о несуществовании. “Не верифицируемость, а
фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия
демаркации.
Это
означает, что мы не должны требовать возможности выделить некоторую научную
систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны потребовать, чтобы
она имела такую логическую форму, которая позволяла бы посредством эмпирических
проверок выделить ее в отрицательном смысле: эмпирическая система должна
допускать опровержение путем опыта”.
Развитие
научного знания, согласно Попперу, - это непрерывный процесс ниспровержения
одних научных теорий и замены их другими, более удовлетворительными. В целом
теорию этого процесса можно представить в виде следующей структуры:
выдвижение
гипотезы,
оценка
степени фальсифицируемости гипотезы,
выбор
предпочтительной гипотезы, то есть такой, которая имеет большее число
потенциальных фальсификаторов (предпочтительнее те гипотезы, которые
рискованнее),
выведение
эмпирически проверяемых следствий и проведение экспериментов,
отбор
следствий, имеющих принципиально новый характер,
отбрасывание
гипотезы в случае ее фальсификации, если же теория не фальсифицируется, она
временно поддерживается,
принятие
конвенционального или волевого решения о прекращении проверок и объявлении
определенных фактов и теорий условно принятыми.
Другими
словами, наука, согласно Попперу, развивается благодаря выдвижению смелых
предположений и их последующей беспощадной критике путем нахождения
контрпримеров.
При
всех тех модификациях, которым подвергалась на протяжении полувека концепция
этого философа, неизменной в ней оставалась идея о том, что потребность,
возможность и необходимость критики и постоянного пересмотра своих положений
становятся основными и определяющими признаками науки, существом научной
рациональности. Каждая теория уязвима для критики, в противном случае она не
может рассматриваться в качестве научной. Если теория противоречит фактам, она
должна быть отвергнута. Можно спорить о том, отбрасывается ли в реальной науке
опровергнутая опытом теория или гипотеза немедленно или же этот процесс
происходит сложнее, но для К.Поппера несомненно одно - если ученый, поставленный
перед фактом крушения своей теории (например, в случае “решающего
эксперимента”, заставляющего отвергнуть одну из конкурирующих гипотез), тем не
менее остается ее приверженцем, то он поступает нерационально и нарушает
правила “научной игры”. Таким образом, смена научных теорий дело не только
обычное, но и существенно необходимое. Вся история научного познания и состоит,
согласно Попперу, из выдвижения смелых предположений и их опровержений и может
быть представлена как история “перманентных революций”.
Страницы: 1, 2
|