рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Карл Поппер как социальный философ

Карл Поппер как социальный философ

Министерство общего и профессионального образования РФ

МАТИ - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО






Реферат по теме:

 

«Карл Поппер как социальный философ».

 























 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА - 2003 г.

Жизнь.


            Карл Раймунд Поппер родился в 1902 г. под Веной в  семье  профессора  права  Венского университета, мать была музыкантом. В семье царила характерная для того времени высокая интеллектуальная  атмосфера.   В  Вене   на рубеже XIX  и  XX вв.  сложился  уникальный культурно-духовный   климат.   


В   столице Австро-Венгерской монархии  на  перекрестке различных  национальных     культур     в исторически короткий отрезок времени жили и творили   выдающиеся    философы,   ученые, писатели,   музыканты    (Мах,    Брентано,

Мейнонг, Фрейд,  Витгенштейн, представители "Венского кружка",  Музиль, Вагнер, Штраус, Кальман  и   многие   другие).   Здесь   же вынашивались      различные      социально-политические программы  (австро-марксистов, социал-демократов, либеральных демократов и т.д.).

  В  1918  г.  Поппер  поступил  в  Венский университет, где  еще  были  живы  традиции эпистемологии и философии науки, заложенные Эрнстом Махом  и его  учениками. Он  изучал математику,  физику,   психологию,  историю музыки,     затем     работал     учителем, краснодеревщиком. В  1928 г. получил диплом преподавателя   математики   и   физики   в гимназии. (50  лет спустя,  в 1978 г., Венский университет  "обновит" его,  вручив  в торжественной  церемонии   почетный  диплом доктора  естественных   наук). 


Поппер   не получил   профессионального    философского образования,    к    философии    он    шел самостоятельно.

  В 1934  г., будучи  школьным  учителем  в Вене,   Поппер    публикует   "Logik    der

Forschung", которая  [после  издания  ее  в 1959 г.  на   английском  языке]   получила

широкую известность  и переведена на многие языки мира.  В 1937-1945 гг.,  живя в Новой Зеландии, им были подготовлены к публикации "Нищета историцизма"  (1944 г.) и "Открытое общество и  его враги" (1945 г.). В 1946 г. он  прибыл  в  Англию  в  Лондонскую  школу экономики и  политических наук и проработал здесь вплоть до выхода на пенсию в середине 70 гг. В  английский период  Поппером  были опубликованы "Предположения и опровержения"

(1968 г.), "Объективное  знание" (1972 г.), "Нескончаемый поиск"  (1976 г.), "Самость и ее  мозг"   (совместно  с  Джоном  Экклзом, 1977 г.)  "Открытая  Вселенная"  (1982 г.), "Квантовая  теория   и  схизм   в   физике" (1982 г.),   "Реализм    и   цель    науки"

(1983 г.),    "Мир    предрасположенностей" (1990 г.).,   "В   поиске   лучшего   мира"

(1992 г.). Ему присвоено множество почетных званий, в  том  числе  рыцарское  звание  и титул "сэр".

 

Карл  Раймунд  Поппер  умер  17  сентября 1994 г.  в  больнице  одного  из  отделений Лондонского университета в Южном Лондоне от легочной   и    почечной   недостаточности, вызванной  раковой   опухолью.   Ему   было 92 года. Посещавшие  его в  больнице друзья говорят, что  диагноз  врачей  он  встретил спокойно,   знал,    что    скоро    умрет, перспектива жизни  под бременем  болезней и невозможности  работать   не  казалась  ему привлекательной.    Согласно    его    воле

церемония    похорон     была     скромной, присутствовали  только   близкие  друзья  и ученики. Урну  с прахом  положили в  могилу его жены  Хенни в  Вене, умершей в 1985 г., бывшей на протяжении почти 60 лет его самым близким и дорогим человеком. Детей у них не было.

  Поппер был  последним из плеяды блестящих умов,   представленной   именами   Рассела, Витгенштейна,  Дьюи,  Хайдеггера,  Карнапа, Сартра   -   создателей   великих   учений, философских  символов   уходящего  XX века.

Свидетель  пожаров   двух   мировых   войн, безумия  фашизма,   угара  коммунистической идеологии,   он    оставался    оптимистом, продолжал верить  в разумность  человека, в способность     либеральной      демократии рационально    разрешать    конфликты,    в просветительские функции  философии. Только

в  последнее  время,  наблюдая  трагедию  в Боснии, у  него, как  говорит его  ученик и сподвижник Д.Миллер,  появились пессимистические ноты и сомнения в нужности философии для людей.


  Поппер   был    предан   философии,   жил философией.  Философствовать   для  него  - значит загореться проблемой и искать ее решение, может  быть, всю  жизнь. В конце 20-х годов, будучи  студентом  педагогического института,  он   заинтересовался   природой трудностей, с  которыми столкнулся  Юм  при

объяснении  индукции.   Придя  к  выводу  о невозможности  вероятностного   обоснования индукции,  он   занимался   доказательством этого  вывода   до  последних  своих  дней.


Проблема индукции  потянула за собой клубок теоретико-познавательных проблем, результатом  работы  над  которыми  явилась "Logik der  Forschung" (1934),  сразу  сделавшая никому  неизвестного учителя средней

школы  выдающимся  философом.  В  то  время работу его  оценили немногие,  однако среди них были  А.Эйнштейн, А.Тарский,  Р.Карнап, О.Нейрат, М.Шлик,  в 1935-1936 гг. во время поездки в  Англию его  принимают  Б.Рассел, А.Айер, Д.Райл.  Широкая известность пришла к нему  позднее -  в 60-70 гг.  В 1988 г. в

Брайтоне большая  группа философов  из СССР имела   возможность    видеть   и   слушать выступление Поппера перед участниками XYIII Всемирного конгресса  философии. Маленького роста  очень   старый  человек   взошел  на трибуну и  выразительным голосом  начал читать доклад  "Мир предрасположенностей. Два новых взгляда  на каузальность".  Почти три тысячи человек, приехавших из разных концов Земли, замерли в почтительном молчании.  



Поппер не  принадлежал  к  категории  тех мыслителей, которые,  занимаясь  "высокими" проблемами, равнодушно  взирают на  кипение социальных  и  политических  страстей.  Еще юношей  на   короткое  время   он   увлекся марксизмом и  коммунизмом. Став  свидетелем расстрела в  Вене в  1919 г.  демонстрации, организованной       выступавшими        за революционное  насилие   коммунистами,   он пережил моральный  шок и  навсегда  отринул коммунизм.  Он  предпочел  реформистскую  и пацифистскую  программу  социал-демократов, однако  в   30-е годы,  видя,  что  социал-демократы   подрывают    веру   рабочих   в либеральную демократию,  оставляя их  ни  с чем перед  лицом угрозы  фашизма и  ультра-правых, он  разочаровывается и  в ней. Свои работы "Открытое  общество и  его враги"  и "Нищета историцизма"  он считал  вкладом  в

борьбу  против   тоталитаризма   и   защиту либеральной демократии.

  Английским языком Поппер владел с юности. В 1937 г.,  когда Австрии грозил аншлюс, он принял предложение  преподавать философию в Новой Зеландии и заставил себя думать и писать по-английски.  После войны  он получил место в Лондонской школе экономики, и с тех пор его  жизнь была  тесно  связана  с  Великобританией. Вместе с тем к имени Поппера вряд   ли   приложим   термин   "британский

философ"   (также    как   и   "австрийский философ").  Он  был  просто  философом,  не принадлежа  никому   и   принадлежа   всем, поскольку  то,   чем  он  занимался,  имеет универсальную значимость.   Поппер  предпочитал  дискуссионный  метод обучения. Обычно  он предлагал  свою версию решения  какой-либо  проблемы  и  приглашал участников  высказывать  любые  критические суждения.  Однако  открытость  для  критики имела у него свои пределы, выход за которые вызывал   у    него   негативную   реакцию.

Последнее   было    причиной    напряженных отношений,  сложившихся   у  него   с   его талантливыми   учениками   -   Д.Уоткинсом, Дж.Агасси,    У.Бартли,     П.Фейерабендом, И.Лакатосом  и   другими,  избравшими  свои собственные пути.



Поппер внимательно  следил за событиями в перестроечной  России.   Он  был  счастлив, когда   ему    вручили   русское    издание "Открытого  общества".   По   свидетельству редактора  этого   издания  В.Н.Садовского,

Поппер,  готовя   к  нему  "Предисловие"  и "Послесловие", много  думал о  новом  месте России  в   европейской  жизни,   прекрасно понимал  трудности,   стоящие  на  пути  ее демократизации. Главную  мысль, которую  он завещал,  можно   было  бы   сформулировать следующим образом. Будущее открыто, оно от-

крыто для  разных возможностей, могут иметь место и  непредвиденные случайности. Однако человек может  влиять на  лучший его исход, если будет полагаться на критический разум, будет путем  проб, ошибок и их исправления, прибегая  к   реформам,  а  не  революциям, обустраивать свою настоящую жизнь.




Об основной идее К. Поппера



            Основная функция науки как сферы человеческой деятельности - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.


Систему наук условно можно разделить на естественные, гуманитарные, общественные и технические науки. Соответственно объектами изучения науки являются природа, нематериальные аспекты деятельности человека, общество и материальные аспекты деятельности человека и общества.


Наука отпочковалась от обыденного знания  в глубокой древности. В течение длительного времени происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов. И уже в древнем Египте, Месопотамии, Индии, стали появляться первые признаки становления научного знания - возникли древняя медицина, астрология (область до сих пор не признанная официальной наукой, но накопившая много эмпирических данных), математика.  В древней Греции и Риме наукой занималось больше людей, возникали теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты. Однако древняя наука не опиралась на опыт и не имела достаточной методологии, что привело к некоторому разбросу мнений по тем или иным проблемам. Разве что в математике - науке, зачастую не нуждающейся в проверке опытом и методологический аппарат которой был основан на общепринятых законах формальной логики - прослеживались единство мнений и преемственность знаний .

В период раннего средневековья на развитие науки огромное влияние оказывала религия. Было ли это конструктивным влиянием? Можно сказать, что нет. В самом деле, за этот период не возниклопринципиально новых направлений, новых теорий (кроме, пожалуй, одной, объясняющей фундаментальные явления как результат “божьего промысла”); не много наберется и известных имен. Имел место даже регресс - веками накопленные знания были запросто уничтожены в огне александрийской библиотеки. Новые же знания и факты накапливались крайне медленно - монастыри, где они были сосредоточены, специально этим не занимались.


В эпоху Возрождения и, особенно, в новое время ситуация в науке стала кардинально меняться к лучшему.  Именно в новое время наука стала по настоящему развиваться.

            Каким же образом происходит развитие науки (как отдельной дисциплины, так и науки в целом)?  Интерес к феномену науки, законам ее развития столь же стар, как и сама наука. С незапамятных времен науку исследовали и теоретически, и эмпирически.


К концу XX века философския теория развития науки считается в значительной степени сформированной. Концепции Т.Куна, К.Поппера и И.Лакатоса, Ст.Тулмина, П.Фейерабенда и М.Полани занимают достойное место в сокровищнице мировой философской мысли. Однако, в силу своей многогранности и актуальности вопросы философии науки продолжают приковывать к себе внимание философов и ученых различных специальностей.

           


            Карл Поппер является автором большого количества работ по проблемам философии, логики науки, методологии и социологии, многие из которых, например “Логика и рост научного знания”, “Открытое общество и его враги”, “Нищета историцизма” и др., к настоящему времени опубликованы на русском языке.

            Имя К.Поппера часто связывается с таким философским течением как “фаллибилизм” (от английского fallible - подверженный ошибкам, погрешимый)

Основанием для этого явился выдвинутый Поппером “принцип фальсифицируемости” систем. Фальсифицируемость универсальных высказываний определяется как их способность формулироваться в виде утверждений о несуществовании. “Не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации.

Это означает, что мы не должны требовать возможности выделить некоторую научную систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны потребовать, чтобы она имела такую логическую форму, которая позволяла бы посредством эмпирических проверок выделить ее в отрицательном смысле: эмпирическая система должна допускать опровержение путем опыта”.



Развитие научного знания, согласно Попперу, - это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их другими, более удовлетворительными. В целом теорию этого процесса можно представить в виде следующей структуры:

выдвижение гипотезы,

оценка степени фальсифицируемости гипотезы,

выбор предпочтительной гипотезы, то есть такой, которая имеет большее число потенциальных фальсификаторов (предпочтительнее те гипотезы, которые рискованнее),

выведение эмпирически проверяемых следствий и проведение экспериментов,

отбор следствий, имеющих принципиально новый характер,

отбрасывание гипотезы в случае ее фальсификации, если же теория не фальсифицируется, она временно поддерживается,

принятие конвенционального или волевого решения о прекращении проверок и объявлении определенных фактов и теорий условно принятыми.



Другими словами, наука, согласно Попперу, развивается благодаря выдвижению смелых предположений и их последующей беспощадной критике путем нахождения контрпримеров.


При всех тех модификациях, которым подвергалась на протяжении полувека концепция этого философа, неизменной в ней оставалась идея о том, что потребность, возможность и необходимость критики и постоянного пересмотра своих положений становятся основными и определяющими признаками науки, существом научной рациональности. Каждая теория уязвима для критики, в противном случае она не может рассматриваться в качестве научной. Если теория противоречит фактам, она должна быть отвергнута. Можно спорить о том, отбрасывается ли в реальной науке опровергнутая опытом теория или гипотеза немедленно или же этот процесс происходит сложнее, но для К.Поппера несомненно одно - если ученый, поставленный перед фактом крушения своей теории (например, в случае “решающего эксперимента”, заставляющего отвергнуть одну из конкурирующих гипотез), тем не менее остается ее приверженцем, то он поступает нерационально и нарушает правила “научной игры”. Таким образом, смена научных теорий дело не только обычное, но и существенно необходимое. Вся история научного познания и состоит, согласно Попперу, из выдвижения смелых предположений и их опровержений и может быть представлена как история “перманентных революций”.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.