Концепция человека, общества и государства в философии Платона (по работе Платона "Государство")
министерство общего и
профессионального образования
российской федерации
академия бюджета и
казначейства
министерства финансов
российской федерации
Реферат по философии
на тему: «Концепция
человека, общества и государства в философии Платона (по работе Платона
«Государство»)»
Выполнила:
Группа 1Ф9
Проверил: Кадомцев Г.А.
Москва 2006
План
Введение _________________________________________________________1
Философия
Платона________________________________________________2
Платон о государстве_______________________________________________6
Платон о человеке и обществе
______________________________________10
Заключение______________________________________________________15
Список использованной
литературы_________________________________16
Введение
Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного
идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение
о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.
Платон с редким в истории мысли талантом создает
учение объективного идеализма, которое не только направляется против достижений
материалистических мыслителей и ученых, но также используется для обоснования
реакционной социальной и политической системы взглядов.
Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт
существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть
объективного идеального бытия.
Объективный идеализм Платона есть учение о
самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий. Платон является
общепризнанным основателем мирового идеализма. Он впервые дал идеалистическое
обоснование примата идеи над материей. И в этом смысле он, можно сказать, и
был, и остается главой и учителем всех идеалистов. Но, как мы уже видели,
общее не остается у Платона лишь противостоящим единичному, оно осмысляет
всякую единичность и трактуется как принцип единичного, как закон проявления
этого единичного, как модель его построения в статическом и динамическом плане.
Не эта ли платоновская теория общего привлекала к себе философские и научно
мыслящие умы? Не это ли закономерное построение спутанной чувственной
действительности заставляло вновь и вновь обратится к Платону? История
философии показывает, что именно эта сторона платонизма имела особенно большое
значение для последующих веков: ведь последующие философы имели свое
собственное мировоззрение, и платонизм как языческая философия интересовал их
меньше всего.
Проблема
государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и
противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже
тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале".
При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей
экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне
свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного
устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и
свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона
"Государство".
Философия Платона
Можно кратко резюмировать всю философию
Платона вместе с формулировкой того, что еще и до сих пор является в платонизме
неопровержимым и полностью достоверным, а также и того, что для настоящего
времени является далеко ушедшим в прошлое и что, вообще говоря, признается только
весьма немногими.
1. Идея вещи есть смысл вещи.
Для того чтобы различать вещи и не оставлять
их мало познаваемыми или совсем непознаваемыми во всеобщем хаосе действительности,
мы должны стремиться относительно каждой вещи ответить на вопрос: что такое
данная вещь и чем она отличается от всех прочих вещей? Идея вещи как раз и является
ответом на вопрос, что такое данная вещь, и потому идея вещи в первую очередь
есть смысл вещи.
2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных
частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи
и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество.
Одна сторона треугольника не есть весь треугольник.
Так же и другая, так же третья сторона. Тем не менее из-за определенного
объединения этих трех отрезков получается нечто новое, новое качество, а именно
треугольник. Рука, взятая сама по себе, не есть весь организм (иначе в
ампутированном виде она все еще продолжала бы быть цельным живым существом). И
то же самое нужно сказать и о ноге, и о сердце, и о легких, и о глазах. Тем не
менее, соединение всех этих отдельных частей организма создает нечто целое,
что не содержится в каждой такой отдельной части, а именно создает организм. Идея
вещи есть целостность всех составляющих ее частей, неделимая на эти части.
3. Идея вещи есть та общность составляющих ее
особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и
получения этих единичных проявлений вещи.
То, что идея вещи есть общий закон, осмысливающий
появление и проявление отдельных ее единичных особенностей, видно на любых
вещах, и чем вещь сложнее, тем более видна ее общая идейная закономерность.
Уже простой механизм, как, например, часовой механизм, свидетельствует о том,
что составляющие его колесики или винтики расположены согласно некоторой общей
идее, без внедрения которой эти колесики и винтики остались бы вполне чуждыми
друг другу и никакого часового механизма не образовали бы. Всякое химическое
соединение тоже образовано по определенному общему закону, как, например,
соляная кислота возникает по общему закону, согласно которому в нечто целое объединяются
один атом водорода и один атом хлора. Идея - есть закон.
4. Идея вещи невещественна.
Это ясно из того, что сама вода может
замерзать и кипеть, а идея воды не может ни замерзать, ни кипеть. Сама вода
может быть твердым и жидким телом, а также может испаряться. Но идея воды не
есть ни твердое, ни жидкое, ни газообразное тело и вообще не есть тело.
5. Идея вещи обладает своим собственным и
вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная
вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует
только на небе или выше неба.
С этой точки зрения Платон проповедовал три
разновидности бытия. Во-первых, это небесные или занебесные идеи, вечные и
неподвижные, предельное совершенство всякой отдельной вещи и бытия в целом.
Во-вторых, есть наш земной мир, полный всякой неустойчивости, несовершенства,
хаотического движения туда и сюда, постоянной мучительной борьбы за
существование и хаоса рождений и смертей. И, в-третьих, это есть космос в
целом, который мы созерцаем в виде небесного свода и который состоит из вечного
и неуклонного круговращения и постоянного периодического возвращения небесного
свода к одной и той же устойчивой картине, так что все небесное круговращение
есть наилучшее осуществление высших идей и потому наиболее совершенная красота,
то есть необходимый предмет постоянного нашего созерцания и постоянного нашего
подражания.
Что же касается общественно-политической
жизни, то тут Платон вопреки своему учению о вечном возвращении, то есть о
вечном движении, не признавал вообще никакого движения вперед, а всю
общественно-политическую жизнь проповедовал в виде неподвижного осуществления
мира идей, в той же мере неподвижного, как и самые идеи.
Учитывая эти основные пять пунктов платонизма,
мы должны с полной достоверностью констатировать, что только последний, пятый
пункт не выдержал критики времени. Что же касается первых четырех пунктов, то
после Платона они остались в философии навсегда, если только эта философия
хотела быть до конца реалистической и до конца передовой.
Платон был неисправимый мечтатель. Всю жизнь
он стремился не только созерцать возвышенные идеи в стенах Академии, но отважно
пускался в путь, часто с опасностью для жизни, чтобы претворить свои идеи в образец
справедливого, просвещенного государства. Однако практические усилия Платона
уже по одному тому, что они опирались на сиракузскую тиранию, так и остались
бесплодными мечтаниями.
Зато для философского творчества Платона эти
мечтания оказались чрезвычайно плодотворными. Они придали его сочинениям совершенно
особый, изящный, тонко-художественный оттенок, лишив их профессиональной сухости
и узости.
Платон не только философствует строго научно и
теоретически, пользуясь всем аппаратом логических категорий и неопровержимой
устремленностью мыслей, но он с каким-то восторгом неожиданно погружается в
самую замысловатую фантастику, вспоминая древние мифы, конструируя новые,
наполняет их жгучей для его современности проблематикой, хочет вернуться в
прекрасную поэтическую мечту и заставляет доверчиво следовать за собой
читателя.
В сочинениях Платона настолько тесно
переплетаются ученость и художественность, что разделить их невозможно так же,
как немыслимо отделить Платона-философа и Платона-поэта. Можно сказать и так -
ученое слово, или «логос», неразрывно связано у Платона с поэтическим словом -
«миф». Если в логосе грек выражал свое умение в процессе мысли расчленить,
выделить, раздельно исследовать предмет, то в мифе с помощью небывалого
воображения этот предмет представал как живая целостность, в которой сообщались
опыт прошлого и мечты о будущем.
Миф и логос дополняют у Платона друг друга.
Строжайший аналитизм, присущий рассуждающему логосу, слит у Платона с вымыслом
мифа и его беспредельной изобретательностью.
Платон был настоящим теоретиком и создателем
философских идей, как это понимали именно греки. Их «теория» (theoria)
означает не отвлеченное созерцание, а «видение». Слово же «идея» (idea) есть
предмет видения. И если герои Гомера «мыслят глазами», так как древний поэт не
разделяет процессы умственной или психической и физиологической деятельности,
то классический грек Платон все еще сохраняет непосредственность и свежесть
поэтического мышления древних, занятый как бы умственным созерцанием или делая
объектом ученого рассуждения не абстрактную, а «видимую» им предметность, то
есть идею.
Эта видимая, ощущаемая Платоном предметность
наполнена жизнью и не боится никакого буйства воображения. Наоборот, мысль,
обогащенная воображением - а это и есть миф,- чрезвычайно ценится. И совсем не
страшно, если вымысел доходит до того, что недалекие люди могут счесть его
ложью или выдумкой.
Недаром Платона укоряли иной раз в том, что он
изображал реальных лиц, часто не сообразуясь с фактами. Но придирчивые критики
были чересчур прозаичны и рациональны, не замечая того, как рядом с ними вырастает
художественное произведение и что Платон как поэт и писатель имеет право на
вымысел.
Таким образом, Платон, с юности тонко
чувствующий поэзию, неизбежно должен был обратиться к мифу. И миф этот не
столько был у него беспредметной сказкой и воспоминанием о прошлом, сколько
устремлением в будущее, ибо он был награжден вдохновенным воображением и
раздумьем о судьбе человека и общества.
Здесь несомненно сказался характер
Платона-мечтателя, пытавшегося воплотить в жизнь свой идеал высшего Блага и
абсолютной истины. Но поскольку практические попытки Платона неизменно терпели
крах, ему оставалось созерцать в мысли и свое наилучшее государство, и своего
наилучшего правителя, и свои наилучшие законы.
Однако идеал справедливости и добра в
человеческой жизни, оказавшись в области платоновских мечтаний, уходит от
философа все дальше и дальше. Встает вопрос: а, может быть, Платон отчаялся
найти этот идеал в той действительности, которую собираются построить его
герои? Если это так, то вполне закономерна попытка найти воплощение высшей
справедливости и конечного торжества добра пусть хотя бы в мире потустороннем
или на другой земле, не нашей, а занебесной.
Одним из существенных, необходимых элементов
диалогов Платона является миф, причем не просто заимствованный из богатейшего
общегреческого наследия, а созданный самим философом как некое поэтическое
слово, завораживающее человека.
Грекам издавна была известна небывалая сила
слова, а значит, и мифа и поэзии. Они были убеждены в отдаленные времена, что
магия слова заклинает, околдовывает, заговаривает, исцеляет или напускает
порчу. Слово, произнесенное с верой и убеждением, небезразлично. Если древние
мифы почитались как священное слово, то поэт, наследник мифотворцев, да еще
вдохновленный музами, тоже создавал возвышенные слова, исполненные глубочайшего
убеждения.
Поэтому Платон пишет о мифах, что они
очаровывают душу, что через них можно научить человека добродетели и возвестить
божественную мудрость. Будучи предметом глубокой убежденности Платона, его мифы
не нуждаются в логических доказательствах. Миф говорит сам за себя. В него поэт
верит горячо и непосредственно, так как в мифе заключен тот идеал, который
выношен и выстрадан Платоном.
Платон, философ и поэт, уверенно возводит
здание своей мечты о совершенной красоте, в чем бы она ни воплощалась, в науке,
обществе, морали, законодательстве. Его миф устремлен в будущее вопреки всем
стародавним традициям, которые всегда мифологизировали и идеализировали
прошлое.
Платон о государстве
Вопросам общественно-политическим
Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения:
"Государство" и "Законы".
Это два самых больших по объему и
самых важных по значению сочинения Платона, каждое из которых занимает почти по
целому толстому тому. В «Государстве» целых десять частей, или книг, множество
действующих лиц. Но большей частью все это пассивные слушатели и молчаливые
персонажи. Главное лицо этого сочинения Сократ. Рядом с ним родные братья
Платона – Адимант и Главкон, к которым постоянно обращается Сократ и которые
создают видимость беседы.
Форма вопросов и ответов в «Государстве»
удобна для Платона как проверка собственных мыслей и теорий. И он то и дело
заставляет робких собеседников подавать реплики, чтобы создать повод для
дальнейшего развития идей Сократа. Размышления в «Государстве» с трудом
поддаются системе, и поскольку все сочинение есть как бы рассказ Сократа о
бывшей давно встрече, то это очень хорошее основание для того, чтобы Сократ
один пересказывал все реплики и один вел беседу.
По сути дела, « Государство» - это как бы
сценическое представление, где участвует один актер, разыгрывающий сразу все
роли. Но только здесь не театр драматических ситуаций, а драматизм мысли,
взятый в чистом виде и из-за сложности этого процесса трудно прослеживаемый,
дифференцируемый и иной раз даже неуловимый.
В своей общественной философии Платон проводил
свое учение об идеях с такой же верой в человеческий разум, с таким же
упованием на всемогущую силу идеального мира и с наивной убежденностью, что
достаточно только правильно созерцать идеи, как уже вся общественная жизнь тоже
станет идеальной.
Страницы: 1, 2
|