Культура и философия
смотреть на рефераты похожие на "Культура и философия" Культура, ее человеческая сущность и роль в обществе, культура и цивилизация Основная идея темы: Культура — это мир, высших творений, созданный и
создаваемый человеком в ходе своей деятельности. Н.К.Рерих: «... культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жиз ни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Куль тура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце». Вопросы темы Понятие культуры в философии.
Социальная обусловленность культуры.
Единство и многообразие современной мировой культуры, ее особенности. Вопрос 1-й Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для
многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,
археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса,
т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает
художественную культуру, которая создается в рамках различных видов
искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении
этого сложного феномена.
Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она
рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной
жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура,
какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в
социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы,
касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.
Термин «культура» весьма многозначен. В специальной и художественной
литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной
жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и
воспитанности человека, в отличие от невежества и невоспитанности. Для
эстетики культура — это многочисленные произведения профессионального
искусства и народного творчества. В общественной жизни широко применяются
такие понятия, как «культура мышления», «культура речи», «политическая
культура», «культура производства» и др. Что же такое культура с точки
зрения философии?
Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном.
Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека.
По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инструмент для
познания мира и человека в нем.
В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным совершенством
человека. Культура — это богоподобие человека, самопознание, его служение
Богу и самоукрощение.
В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека
высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый
человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) смотрели на культуру как
на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации
противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура
измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех
людей счастливыми.
В то же историческое время появилась и пессимистическая трактовка культуры,
критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую
позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культура является источником
несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушает
нравственность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссо
считал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений
культуры. Он делал категоричный вывод о том, что человеческие души
развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства, и
поэтому образованные нации (например, Египет, Греция) легче всего
становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить в согласии
с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять на лоне
природы и в соответствии с ее требованиями.
В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера
духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь
окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура
— это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост
культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход
наиболее отчетливо проявился в творчестве И.Гердера. Он обосновывал идею о
том, что культура - это прогресс в развитии способностей человеческого ума.
Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык. Каждый
народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет
цивилизующую функцию.
В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало
употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных
результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея
обусловленности культуры конкретным способом материального производства,
характером общественно-экономической формации и исторической эпохи.
Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер
(первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культура
коммунистического общества. В марксизме исследовались различные проявления культуры — культура труда, политическая культура и др.
Разнообразные трактовки понятия культуры появились в философии на рубеже
XIX и начала XX вв.
Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее лишь
как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и
иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, это необходимо,
поскольку человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное.
Только сверхчеловек (сильная личность) сможет разорвать сковывающие его
путы культуры и силой своей энергии и влечений стать свободным и
независимым.
О.Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогресс в истории
культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его
мнению, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимых
организмов. Они не связаны друг с другом и закономерно проходят в своем
развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шиенглер был убежден в
том, что единой общечеловеческой культуры не существует. Он выделял и
характеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую,
греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру народов
майя и русско-сибирскую. Все они рассматривались им как существующие
независимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал также
английский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности» культуры.
Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого
противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек — это
существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и
инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает
свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления
человека с помощью норм и запретов. С той поры «техника» подавления
человека стала куда более совершенной и разнообразной. Фрейд был убежден,
что современный человек является в большей степени пленником культуры в сравнении с его первобытными предками, и эта
тенденция в итоге погубит все человечество. В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях
(Д.Белл, Р.Арон и др.) культура сводилась прежде всего к достижениям науки
и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв
человечества в блестящее будущее. Напротив, в докладах Римского клуба было
сделано ударение на необходимости совершенствования, прежде всего самого
человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем.
А.Швейцер полагал, что современная культура призвана быть прежде всего
«живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему
живому. Быть культурным в наше время означает активно способствовать
сохранению жизни на нашей планете. В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего
высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его
идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми
и народами. Зло есть то, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Напротив,
Добро - это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное
предназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В
русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во
всех ее проявлениях — образ жизни и традиции, формы экономической жизни.
Культура России своеобразна, как и сама «русская душа», мировоззрение и
мироощущение россиянина. В ней очень большую роль играет духовное начало,
культ добра и справедливости, а не вещей и торгашества. Россия находится на
пересечении двух потоков мировой истории и культуры — Востока и Запада.
Именно поэтому она «обречена» на диалог с другими культурами и имеет
богатейшие возможности для духовною обогащения благодаря такому диалогу. Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны
культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности
культуры с позиций философии. Термин «культура» переводится с латинского языка как «возделывание»,
«уход», «обработка», «почитание» и т.п. В основе культуры лежит
деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта
деятельность весьма разнообразна но форме и сферам своего проявления и,
следовательно, культура тоже многолика. Однако культура — это не только
живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также
отношения между людьми как ее творцами. Культура — это сложнейший
социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу
новым культурным явлениям. Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и
способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в
себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность);
предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между
людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура — это все,
созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая
природа», существующая наряду с обычной природой. Культура представляет
собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замыслом
человека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена следующим
образом: культура = живая деятельность человека + овеществленная
деятельность человека. В своей реальности она представляет собой комплекс
достижений человечества. Раскрывая сущность культуры,, следует сделать одно важное примечание.
«Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» — спрашивал русский
философ П.А.Флоренский. Принято считать, что культура есть лишь то, что
отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественного
прогресса и благу общества. Культурно только то, что нравственно. Вряд ли
умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера и
Сталина мы бы причислили к числу самых культурных людей в истории
человечества. Подобные явления указывают на наличие в обществе так
называемой антикультуры. К сожалению, она тоже весьма разнообразна и
свидетельствует о весьма противоречивом бытии человека в мире, о
трагичности его существования. С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-
первых, это материальная культура человечества — орудия труда и техника,
жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей.
Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и
методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное
сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть
и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов
(слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести
политическую культуру как единство политического сознания и политической
деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства,
каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов,
нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах. Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению
С.Л.Франка, культура — это «осадок духовной жизни человечества». Русский
художник и философ Н.К.Рерих воспринимал культуру как самоорганизующуюся
систему духа, которая действует в соответствии с уровнем и качеством
«энергетики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрасным», Рерих ставил
в ней на первое место Красоту как внутренний закон духа. Этот закон придает
культуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь с Космосом. В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая
сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. На
протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было
православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило
огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном
искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и
государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль,
на другие стороны культуры.
Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее
функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая
позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в
первую очередь наука и иные формы познания — мифы, искусство, религия.
Практическая функция говорит о том, что культура служит целям
преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция
символизирует выделенность человека из остального животного мира и
возвышение над ним как существа активного и творящего.
Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище» ценностей,
т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека — идей, идеалов,
образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности,
выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.
Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в формировании
человеческого в человеке — высоких потребностей и благородных поступков.
Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и
не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения
философии, — это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.
Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие
цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. На наш
взгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то и близки. Мы исходили из
того, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в истории
человечества (собирательская, аграрная и др.), ступень в развитии человека
как деятеля и творца. Культура же есть содержание (содержимое») конкретной
исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных
ценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.
Например, в рамках аграрной цивилизации возникли и сформировались
греческая, египетская и иные культуры со своеобразными характеристиками.
Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и шаг по пути
развития культуры (как и ее антиподов тоже). Но и наоборот, развитие
культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более
высокую ступень в своем развитии, как это случилось, например, в XX в. в
связи с бурным развитием научно-технической революции. Однако не следует
думать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс в
развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой указал,
как мы уже отмечали выше, еще Ж.Ж.Руссо. XX в. показывает, что при
определенных условиях культура может распадаться, деградировать и даже
погибать, теряя свои лучшие достижения. Это происходит в войнах, которые
разрушают материальные ценности, вносят вражду и ненависть между странами и
народами. Этому отчасти способствует и политическая борьба, раскалывающая
иногда нацию на «белых» и «красных». Гибель культуры проявляется также в
угасании человеческой духовности, падении нравов и в иных формах.
Страницы: 1, 2
|