Материализм Л.Фейербаха
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ
АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА
студента
1 курса
группы 11-м
факультета международных отношений
Нечаевой Анастасии Сергеевны
Научный
руководитель:
Абрамова Л.П.
Дата сдачи:
Оценка:
Подпись руководителя:
Санкт- Петербург
2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
Л.ФЕЙЕРБАХА 5
ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ.. 8
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА.. 11
ГЛАВА 4. СМЫСЛ
ЛЮБВИ, ДРУЖБЫ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА.. 14
ГЛАВА 5. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ.. 17
ГЛАВА 6. НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
Людвиг Фейербах - последний
представитель так называемой немецкой классической философии. Его можно было бы
отнести и к последнему представителю философии нового времени и в какой-то мере
его можно считать философом, относящемуся к другому пласту периода истории
философии, к современной философии.
Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако
довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое
философское учение, которое известно под названием антропологического
материализма.
В противовес не
только Гегелю, но и всему трансцендентальному идеализму Фейербах создал новую
философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а саму
действительность.
Центральные
вопросы философии Фейербаха — существование человека, смысл его жизни и судьбы
в мире, отношения индивида и общества, — необычайно созвучны любому, задумывающемуся
над своим бытием, человеку. Философ создает гуманный и оптимистичный портрет
человека, представляя его как существо универсальное, космическое. Мыслитель
верит в победу разума над слепыми, неразумными силами мира.
Не вызывает сомнения и то влияние,
которое оказала его теория на формирование философских воззрений Маркса и
Энгельса, а также русских революционных демократов.
Мне представляется интересным детально
рассмотреть эту тему в своем реферате, так как в настоящее время проблема
научного истолкования общественного сознания, в котором отражается сущность
человека, особенно близка каждому, кто пытается «найти себя» в обществе.
Для раскрытия
философской концепции Людвига Фейербаха необходимо проследить ее развитие,
начиная от критики Канта и Гегеля и заканчивая созданием его собственной
философской концепции на основе так называемого антропологического принципа,
которые Фейербах развивает на основе двух источников: критики религии (прежде
всего религии христианской) и критики философского идеализма (в первую очередь
– идеализма Гегеля).
Наиболее полно,
на мой взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха позволяют такие литературные
источники, как его философские произведения, критическая литература по
предложенной теме, а также справочные издания по философии.
Любовь к науке - это любовь к правде,
поэтому честность является основной добродетелью ученого.[1]
Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако
довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое
философское учение, которое известно под названием антропологического
материализма.
В противовес не
только Гегелю, но и всему трансцендентальному идеализму Фейербах замыслил
создать новую философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а
саму действительность.
Если у Гегеля
философия приходит к реальности в конце странствий абсолютной идеи, то новая
философия начинает с реальности. "Философия есть наука действительности в
ее подлинности и целостности, но воплощением действительности является
природа (природа в наиболее универсальном смысле слова)".
Действительность — это природа во всем ее чувственно воспринимаемом богатстве, во всей ее
конкретности, т.е. это земля и вода,
воздух и огонь, электричество и магнетизм, "природа уже сама по себе есть свет, дух, цель разум"; она,
следовательно, включает в себя не только материальные, но и идеальные
явления. Предпосылку философии надо искать не в самоочевидных положениях, не в
принципах и постулатах; природа есть объективно
обоснованное начало и истинное основание философии. Не мышление
порождает природу и человека. Наоборот, человек с его мышлением являются порождением
природы. "Природа не только создала простую мастерскую желудка, она
воздвигла также храм мозга..."[2]
Человек и есть воплощение действительности, природы, конкретности, он составляет
подлинный, непосредственный предмет философии. Отсюда рождается афоризм Фейербаха: тайна новой философии есть антропология.
Любое истинное философствование может быть лишь философствованием о человеке, в
нем разгадка всех тех философских загадок и проблем, которые нагромождаются
спекулятивной философией. Например, эта философия бьется над проблемой
отношения бытия и мышления. Но нет бытия вообще, есть определенное бытие и его высшим выражением является тело человека. Нет и мышления вообще, есть лишь
человеческое мышление. Таким образом, вопрос об отношении бытия и
мышления это вопрос о соотношении тела и души человека и в нем, в самом
человеке, этот вопрос природа уже данным давно решила: материя предваряет дух,
бессознательность — сознание, бесцельность — цель, чувственность — разум,
страсть — волю. "В противоположность отрешенному Я тело представляет
собою объективный мир. Благодаря телу Я уже не Я, но — объект. Быть телесным
значит быть включенным в мир".[3]
Как легко видеть, название "антропологический материализм"
действительно хорошо выражает суть философии
Фейербаха.
Материализм, с
позиции которого рассуждает Фейербах, является антропологическим и существенно отличается
от материализма XVIII века.
Фейербах не
сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не
как механизм, а как организм. В центре философии у Фейербаха – не отвлеченное
понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как
психофизическое единство, единство души и тела. “Я мыслю” Декарта и Фихте
позволяю трактовать человека только идеалистически, только как духовное
существо, тогда как тело в его целостности, по Фейербаху составляет сущность
человеческого “Я”. Дух и тело – две стороны той реальности, которая называется
организмом. Человеческая природа, т.о., толкуется Фейербахом преимущественно
биологическим, и отдельный индивид для него – исторически духовное образование,
как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.
В работе “Основы
философии будущего” (1843) Фейербах писал: “Новая философия делает человека, а
вместе с тем и природу, как его базис, единственным, универсальным и высшим
предметом философии”[4].
Философия Фейербаха не только материализм, но и антропологизм, гуманизм.
Антропологический
материализм Фейербаха - своеобразная философская реакция на учение Гегеля, в
котором господство абсолютного (абсолютной идеи) над единичным доведено до
предела. Во всех проявлениях господство общего (государства, нации, любой формы
общности) было у Гегеля преобладающим. Поэтому позиция Фейербаха была
объективно вполне оправданной реакцией на немецкий идеализм.
В своей критике философии Гегеля,
однако, Фейербах односторонен, он не видит положительной стороны ее, именно
диалектического метода. Вместе с идеализмом Гегеля он отбрасывает и его
рациональную сторону – диалектику. В последней Фейербах видел лишь инструмент,
с помощью которого Гегель обосновывал свою фантастическую систему.
Антропологический принцип
Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует
само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется
в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека -
это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к
признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования
вообще внешних вещей.
Философия, согласно Фейербаху,
стремится раскрыть действительную природу вещей, и, прежде всего, разобраться в
вопросе о сущности человека. А для этого, считает Фейербах, философия должна
заняться жизнью людей как их материальным, чувственным общением с природой и
друг с другом. Таким образом, центральная проблема всякой философии —
соотношение идеального и материального — решается Фейербахом не на вселенском
уровне, как у его предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности
отдельного человека. В результате вопрос о тождестве мышления и бытия, который
находится в центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид
психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела.
Непосредственное тождество души и тела, а значит,
идеального и материального, Фейербах усматривает в головном мозге человека.
«...В мозговом акте, — пишет в связи с этим Фейербах, — как высочайшем акте,
деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность
непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы»[5].
Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело, доказывая,
что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым Фейербах, отказавшись
от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были сделаны Фихте, Шеллингом и
Гегелем. Ведь серьезным завоеванием немецкого идеализма явилась трактовка души
как системы деятельных способностей человека. Мозг есть орудие мыслящего
субъекта, доказывали они, и как раз при помощи мозга и других телесных и
культурных органов субъект создает идеальные образы внешнего мира.
Таким образом,
только в своей деятельности мозг становится органом идеального. И не любая, а
только культурно-историческая деятельность рождает в нашем мозгу мысли о
прекрасном, возвышенном и многом другом. Общаясь с миром культуры, мы высекаем
из этого деятельного опосредствования искру мысли. А животные, общаясь с
природой, довольствуются повадками, привычками, элементарными психическими
образами. Что касается мозга самого по себе, то в нем, конечно, нет ни грана
идеального. Сказать о нем, что он и есть «идеальное», это все равно, что
сказать: камень есть идеальное. Разница в сложности этих тел здесь
непринципиальна.
Итак, без знания опосредствующих
связей, которыми занимается диалектика, в соотношении идеального и
материального нам не разобраться. Но Фейербах, как известно, отбросил
гегелевский идеализм, а вместе с ним и гегелевскую диалектику. По выражению
Энгельса, Фейербах вместе с грязной водой выплеснул ребенка. А в результате
Фейербах, настаивая на том, что мысль и мозг непосредственно совпадают, предлагает
природой мышления заняться медицине.
Здесь перед нами один из главных
парадоксов учения Фейербаха. Ведь медицина всегда занималась телом человека,
именуемым по-гречески «сомой». Более точно «сома» — любой живой организм. И
только особая область медицины, а именно психиатрия, занимается человеческой
душой, по-гречески «психеей». Однако психиатрия занимается душой человека в ее
патологии, то есть при отклонении от нормы. А что такое душа человека в ее
норме, психиатр сам никогда не ответит. Здесь он должен обратиться к
психологии, которая в вопросе о природе души смыкается с классической
философией.
Но Фейербах настаивает на том, что человеком и его
природой должна заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к
медицине он стремится придать научный вес своим изысканиям, в противоположность
идеалистической философии, не скрывавшей своих связей с христианской религией.
Тем не менее взгляды Фейербаха нельзя отождествлять с популярными в середине XIX века взглядами материалистов Фохта, Бюхнера и Молешотта. Вслед за
французским медиком Кабанисом, они настаивали на том, что мысль выделяется
мозгом, как желчь печенью, и что характер наших мыслей во многом зависит от
состава потребляемой пищи. Тем самым идея тождества мысли и мозга, почерпнутая
из работ Фейербаха, была выражена ими в самой вульгарной форме. Известно, что
Л. Фейербах выступил с критикой воззрений философа и физиолога Я. Молешотта.
Чтобы отмежеваться от вульгарно материалистических взглядов, Фейербах
предпочитал именовать свое учение «реальным гуманизмом», а не материализмом.
Фейербах подверг
обстоятельной критике агностицизм и субъективный идеализм. Уничтожающие
язвительно возражал против берклианства выдающийся материалист: “Почему же
кошка впивается своими когтями в мышь, а не в собственные глаза, если мышь,
которую она видит, существует только в ее глазах? – потому что кошка не хочет
умереть с голоду ради любви к идеалистам, терпя при этом страдания”[6].
В учении о
познании Фейербах разрабатывает вопрос об отражении материального мира в
сознании человека и тем самым делает значительный шаг вперед по сравнению
предшествующим материализмом.
Не признавая
никакой сверхчувственной реальности, Фейербах тяготел к сенсуализму и отвергал
возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума. Познание мира
безгранично, как и сам мир. Однако теории познания Фейербаха, как всему его
материализму, присущ созерцательный характер, непонимание роли и значения
практической деятельности человека.
Чтобы познать человека, нужно
его полюбить[7].
Фейербах
отвергает трактовку человека как только духовного существа (в том числе
картезианское “Мыслю, следовательно, существую”), но признает человека как
единство тела и души.
Человека
Фейербах рассматривает прежде всего как телесное, чувственно-конкретное существо. Главное отличительное
свойство человека по сравнению с животными Фейербах видит не в мышлении, а в
универсальности. Будучи универсальным, неограничен и свободен. Животное может
иметь более тонкие чувства, но предметом этих чувств являются только те вещи,
которые имеют непосредственное отношение к жизненным потребностям животного,
т.е. эти чувства ограничены чем-то определенным. Человеческие же чувства
универсальны, они возвышаются до "самостоятельного теоретического смысла и достоинства": "универсальное
чувство есть разум, универсальная чувственность — духовность"[8]. Мыслит не мозг, не Я, не
разум, а только человек как действительное, телесное, универсальное и родовое существо.
Страницы: 1, 2
|